Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сследовательска€ де€тельность учащихс€ как средство воспитани€




ѕроблема воспитани€ чрезвычайно актуальна дл€ современного российского общества. ¬ течение короткого исторического периода произошел революционный слом советской тоталитарной системы. ƒл€ всех революций характерно низвержение Ђбывшихї ценностей и св€занный с этим поиск новых. ’арактерно, что этот процесс происходит стихийно, различные группы и сослови€ формируют свои системы ценностей (нередко по принципу противопоставлени€ и нигилизма, на поверку оказывающихс€ псевдоценност€ми); озабоченность власти преимущественно сиюминутными проблемами приводит к Ђвыплескиваниюї в массовое сознание образцов, вырабатываемых наиболее массовой частью населени€, имеющего невысокий уровень культуры исознани€. Ёлитарные, традиционные духовные сис≠темы ценностей, базирующиес€ на традици€х национальной культуры, оказываютс€ Ђзажатымиї и потес≠ненными агрессивными вульгарны≠ми установками. Ётому способствует и понимание свободы как само≠ограничени€ в первом случае и как вседозволенности во втором.

“аким образом, на современ≠ном этапе развити€ нашего общест≠ва, в услови€х невостребованности накопленных веками ценностей, отсутстви€ общепризнанных ориен≠тиров в воспитательной работе должно быть уделено серьезное внима≠ние как средству формировани€ стабильного общества. »сход€ из этого, она должна €витьс€ объектом проектировани€ как на макроуров≠не, в масштабах образовательной системы и всего будущего образо≠вательного общества, так и в рамках реализации отдельных форм обра≠зовательной де€тельности и образо≠вательных технологий.

Ќаучное мировоззрение, ос≠нованное на традици€х русской научной школы и ее понимани€ воспитани€, может выступать как ос≠нова воспитательной работы в современном обществе и образовании.

 ак известно, главной целью воспитани€ €вл€етс€ выработка отношений (выражение определенных св€зей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу ее потребностей, знаний, убеждений и т. д.).

ќтношение - личностный фе≠номен, помимо знаний, включает в себ€ сложнейший комплекс потребностей, чувств, взгл€дов, убеждений, привычек поведени€.

¬ р€ду групп отношений, формируемых при воспитании, необходимо отметить следующие:

ñ ќтветственность перед другими людьми и окружающей средой;

ñ —пособность к диалогу с представител€ми других сословий, наций, культур;

ñ ѕонимание иприн€тие законов гражданского общества;

ñ ѕонимание и потребность в принадлежности к национальной культуре;

ñ ќтветственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общени€ и т. д.

ƒл€ иллюстрации возможностей использовани€ исследовани€ в этих цел€х обратимс€ к работам выдающегос€ русского ученого, носител€ ценностей русской научной школы, ¬.». ¬ернадского, который писал: Ђ¬ области личной жизни (научное искание) тесно св€зано с совершенно своеобразным и очень глубоким €влением, какое может оказывать научное искание на понимание человеком смысла и цели существовани€. ѕодобно религии, оно может дать своим живым адептам прочное и незыблемое положение среди созданного ими несовершенства и горестей мираї.

“аким образом, по-¬.». ¬ернадскому, научное искание (в нашем случае формирование у учащихс€ исследовательского типа мышлени€), основанное на научном мировоззрении, может стать основой базовой культуры личности (совокупность свойств, качеств, ориентации, позвол€ющих индивиду развиватьс€ в гармонии с окружающей средой).

≈сли в свое врем€ ¬.». ¬ернадский сводил свои выводы к развитию научного сообщества и законов, действующих в нем, в современности, возможно, такой подход может €витьс€ одним из универсальных средств ведени€ воспитательной работы средствами научного исследовани€.

ќстановимс€ на некоторых объективных закономерност€х, неизбежно про€вл€ющихс€, как только человек встает на научный способ познани€, которые по своей сути решают задачи воспитани€, и рассмотрим, каким образом с помощью исследовательской де€тельности формируютс€ отношени€ личности.

¬ области социальных отношений это - понимание объективности действующих в обществе и в природе законов (одним из которых €вл€етс€ закон равноправи€ личностей в гражданском обществе), необходимость соизмер€ть свои желани€ и поступки с этими законами, понимание объективной невозможности нарушить общие закономерности. ¬есьма значимым здесь €вл€етс€ момент ответственности исследовател€ перед обществом в отношении объективности своего исследовани€, достоверности информации и ответственности за ее донесение. Ќаучное творчество есть работа на благо общества, в цел€х его развити€, осознание этого ведет к осознанию себ€ частью социума, социализации.

¬ области нравственных отношений научна€, исследовательска€ де€тельность дает необъ€тную картину сотворчества, событи€.

ќдной из основ нравственности €вл€етс€ способность пон€ть и прин€ть иную, отличную, позицию и св€занные с ней про€влени€ другой личности. ƒл€ нашего времени ключевым €вл€етс€ вопрос о взаимопонимании людей, стратов общества, наций, культур. ¬нутри как личности, так и общества в целом также происходит дифференциаци€ типов сознани€ (научное мировоззрение, религиозное, эстетическое воспри€тие и др.), что предопреде≠л€ет столкновение и, как следствие, необходимость обретени€ взаимного прин€ти€ и уважени€ между естественно-научными, гуманитарными, национальными, теологическими и другими позици€ми. —ильнейшим катализатором этого процесса €вл€етс€ развитие средств коммуникации, в результате которого возникают посто€нные контакты людей, принадлежащих к разным социумам, наци€м, культурам.

ѕроблемы социума, взаимоотношений человека и природы в современном мире решаютс€ только через диалог. » научное мировоззрение €вл€етс€ прочным фундаментом дл€ развити€ такого диало≠га, основой культурологического подхода к диалогу культур.

¬ иде€х ¬.». ¬ернадского заключен великий культурологический потенциал. јкадемик Ќ.Ќ. ћоисеев пишет об этом так: Ђ...мир неживой материи и живого вещества и мир „еловека и общества, им созданного в XIX в., еще не были взаимосв€занными... —в€зующим звеном оказалось учение о ноосфе≠ре, которое начало формироватьс€ ¬.». ¬ернадским в начале нынешнего столети€ї.

–азмышл€€ об общности научного мировоззрени€, ¬.». ¬ернадский пишет: Ђ¬ жизни нового времени, в разнообразии и вражде отдельных классов, национальностей, государств научна€ творческа€ работа €вл€етс€ св€зующим и объедин€ющим элементом, так как основы се не завис€т от особенностей племенных или историческихї. Ђѕрогресс создани€ единой мировой культуры, организации, охватывающей вес человечество, началс€ заметным образом только тогда, когда научное знание получило свою современную формуї.

Ђ“о единство понимани€, которое напрасно стремились создать в религии кровью и принуждением, в философии - логикой и школой, в науке достигаетс€ простым ее изучением, в нее углублением. » благодар€ этому распространение научного знани€ и образовани€ €вл€етс€ крупнейшим фактором спайки всего человечества в единое целоеї.

”чение ¬.». ¬ернадского €вилось той идейной Ђнадстройкойї, под которой нашлись четко определенные ниши дл€ точных, естественных и гуманитарных наук, под которой их специфические мировоззренческие позиции оказались тесно св€занными.

¬ области эстетических отношений - это внутреннее ощущение гармонии и красоты мира, воспринимаемого с точки зрени€ исследовател€. Ёту красоту отмечали и воспринимали как величайшее эстетическое наслаждение, кульми≠нацию жизни почти все крупнейшие ученые. ќщущение высшей целесообразности и взаимообусловленности всего, происход€щего в природе, породило такое пон€тие, как Ђнаучна€ вераї. ¬.». ¬ернадский пишет: Ђ...мы на каждом шагу, в жизни почти каждого научного работника встречаемс€ с научной верой, котора€ €вл€етс€ опорой в т€желых услови€х русской действительности, служит импульсом, направл€ющим вперед, среди самых невозможных внешних условий...ї.

¬ области этики исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности - пон€тию интеллектуальной собственности. »сследователь на практике ежеминутно убеждаетс€, каким огромным трудом добываетс€ новое знание, каких ухищрений оно стоит, какой парадоксальности мышлени€ требует.

Ћичностные качества, сформированные при зан€ти€х исследовательской де€тельностью, основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы природы, научной этики, потом перенос€тс€ на все остальные сферы де€тельности личности, станов€тс€ характерными атрибутами его натуры.

», наконец, остановимс€ на исторических предпосылках дл€ воспитани€ на основе научного ми≠ровоззрени€ в нашем обществе. ¬ услови€х, когда за советский период огромна€ часть населени€ получила высшее образование в научно-технической области со свойственным ему научно-материалистическим мировоззрением, огромное количество семей в своей воспитательной работе отталкиваетс€ именно от ценностей научного мировоззрени€, что в насто€щее врем€, по-видимому, €вл€етс€ культурно-исторической традицией людей, имеющих корни в Ђинженерно-техническомї сословии советского периода. ќсознанное построение этой линии как Ђсословногої компонента воспитательной работы в образовательных учреждени€х отвечает реали€м и потребност€м общества.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 657 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

524 - | 449 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.