Лекции.Орг


Поиск:




К 1902 году, вида Алушта получила статус города, в вей было 2,5 тысячи жителей, из них половина христиане.




Христианские святыни Алуштинской долины.

Авторы текста:

Галина ПУТНИНА, Ирина КЕНГУРОВА, Людмила ДМИТРИЕВА, Лия ПОПОВА.

 

Литературный редактор – Лия ПОПОВА.

 

Графика – Елены МОСКВИНОЙ.

 

Автор идеи – Галина ПУТНИНА.

 

Печатается по благославлению настоятеля Алуштинского храма Всех Крымских Святых, благочинного Алуштинского округа, протоиерея отца Михаила (Халюто).

 

© Т. Путнина, И. Кенгурова

Л. Дмитриева, Л.Попова – текст.

© Е. Москвина – графика.

 

Посвящается 160-летию

храма св. Феодора Стратилата в Алуште

 

«Святые — главное сокровище Церкви

и той земли, в которой они просияли»

Ф. Достоевский


 

ХРАМЫ АЛУШТИНСКОГО РЕГИОНА...................................................... 4

(археологические памятники)....................................................................... 4

Ведомость христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 г., и оставшихся после него старых церквей в Крыму....................................... 7

(А.Л. Бертье-Делагард, 1901 г.)..................................................................... 7

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АЛУШТИНСКОГО РЕГИОНА (района)...... 8

ЧАСОВНИ....................................................................................................... 9

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ............................................................................... 10

СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ – первый христианский просветитель на Земле Таврической................................................................................... 11

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ИННА, ПИННА, РИММА.................................... 17

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ.................... 19

ПАРТЕНИТ – земля святая, родина ИОАННА ГОТСКОГО..................... 22

СВЯТОЙ ПРОКЛ, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ............... 24

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – великие славянские просветители.... 28

ЮСТИНИАН I, Византийский император, – основатель крепости Алустон. 33

ХРАМ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА И ВСЕХ крымских СВЯТЫХ........... 41

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА – АРХИЕПИСКОП СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ и КРЫМСКИЙ 50

КОСЬМОДАМИАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ............................................ 53

СВЯТЫЕ МЕСТА КУЧУК ЛАМБАТА....................................................... 57

ЕЩЕ ОДНО СВЯТОЕ МЕСТО.................................................................... 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 62

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................................ 63

 

 


 
 

ХРАМЫ АЛУШТИНСКОГО РЕГИОНА

(археологические памятники)

 

1. Аю-Даг. Храм на поляне Ай-Констант.

2. Часовня и средневековый могильник в развилке дорог на Партенит и Артек у северо-западного подножия Аю-Дага.

3. Мыс Аю-Даг. Остатки храма-маяка.

4. Аю-Даг. Храм XII-XV вв. располагался на вершине горы в 60 м к югу от кольцеобразного укрепления.

5. Аю-Даг. Предполагаемый храм Свв. Константина и Елены. П. С. Паллас упомянул, что на вершине Аю-Дага находятся развалины монастыря св. Константина и Елены. Поиски этого храма предпринял Л. В. Фирсов. Он помещает его на так называемом "нижнем укреплении" северо-восточного склона Аю-Дага и называет остатки крупной трехапсидной базилики.

6. Аю-Даг. Храм монастыря в бухте Панаир Х-XVI вв.

7. Партенит. Церковь св. апостолов Петра и Павла X-XVIII вв. Впервые данные о храме приводит Д.М. Струков. Полностью памятник был раскопан Н.И. Репниковым. Период разрушения храма приходится, видимо, на период Х в. В полном объеме храм восстанавливается только в XV в., о чем свидетельствует надпись Дамиана (1427 г.). Факт возрождения древнего храма, возможно, связан с присоединением к православному княжеству Феодоро земель Южного берега Крыма. Вероятно, в 1475 году храм был разорен турками -завоевателями Таврики. Позднее на месте разрушенного храма в XVI-XVII вв. строится часовня, оставленная при переселении из Крыма греческого православного населения в Приазовье в 1778 году.

8. Часовня на холме Тепе-Лер. Впервые упоминается Н. И. Репниковым, существование памятника подтверждает и Н.Л. Эрнст. К.К. Когонашвили и О.А. Махневой на холме найдены "куски обломанного туфа и части штукатурки с фресковой росписью", что также свидетельствует о нахождении здесь часовни.

9. Карасан. Храм с северной стороны на территории парка санатория "Утес". К укреплениям на мысе Плака, возможно, примыкал храм, "окруженный постройками небольшого монастыря", само урочище до сих пор называется "Монастырек".

10. Храм на мысу Карабах-Бурун. Об этом храме упоминают Толстой и Кондаков. Сообщается также о мраморной капители VI-VII вв. "поздневизантийского стиля", найденной недалеко от храма. Н. Л. Эрнст видел следы храма и могильника на мысу.

11. Храм в Карабахе, неподалеку от могилы Кеппена.

12. Храм на холме Алигоры над Партенитом.

13. Малый Маяк. Храм и могильник в урочище Мармара. В 1906 году открыты развалины церкви, вокруг которой было обнаружено множество каменных гробниц, покрытых плитами с высеченными на них четырехконечными крестами.

14. Малый Маяк. Храм на горе Ай-Тодор. П.И. Кеппен первый описал храм и высказал предположение о на­хождении здесь монастыря. О том же сообщает В.X. Кондараки. Упоминает о церкви Н.И. Репников и Н.Л. Эрнст. Е.А. Паршина датирует храм XII-XIV вв. Здесь располагалось сторожевое укрепление XII-XIII вв., а в XIV-XV вв. строится монастырь.

15. Кастель. Церкви св. Иоанна, св. Константина И св. Николая на г. Кастель.

16. Монастырь Ай-Прокул. Предположение о существовании монастыря впервые высказал П. И. Кеппен: "с западной стороны (г. Кастель) на бугре видны развалины церкви, называемой Ай-Брокул".

17. Храм на укреплении Сераус (восточный склон горного массива Бабуган).

18. Ай-Йори (восточный склон горного массива Бабуган). Рядом с одноименным укреплением, у источника имеются остатки часовни, впервые отмеченные О.И. Домбровским. Л. В. Фирсов видел в укреплении монастырь при источнике святого Георгия.

19. Алушта. Церковь на могильнике у реки по дороге в Ялту. Раскопки проводились В.О. Миллером. Здесь найдено основание церкви, которая была разобрана "на камень". О церкви также сообщают Н.И. Репников и Н.Л. Эрнст.

20. Алушта. Храм X-XV вв. на могильнике X-XVIII вв., восточнее крепости Алустон. Впервые могильник обследован В.О. Миллером. Храм, видимо, имел два строительных периода. Первый - X-XIII вв., а его перестройка произошла в XIV в.

21. Алушта. Крепость Алустон. Базилика VIII-XV вв.

22. Церковь на укреплении Пахкал-Кая. Упоминания о памятнике находим у О.И. Домбровского и В.Л. Мыца. Последний интерпретирует укрепление как монастырь X-XIII вв.

23. Лучистое. Часовня на могильнике средневекового поселения Фуна.

24. Лучистое. Двухапсидный храм на могильнике средневекового поселения Фуна.

25. Лучистое. Церковь укрепления Фуна. Одни из первых описаний церкви находим у П.И. Кеппена и В.X. Кондараки. А.Л. Бертье-Делагард выполнил обмеры церкви и произвел ее фотофиксацию. Планомерные исследования крепости Фуна были начаты в 1980 году под руководством В.Л. Мыца.

26. Храм в селении Шумы.

27. Сотера. Археологические работы на объектах были проведены в 1982 году под руководством Е.А. Паршиной. Храм двухапсидный. Стены сложены из бутового камня на песчано-известняковом растворе. В северной апсиде сохранились остатки нижней части фрески с изображением драпировки. Перекрытие храма, возможно, было сводчатым и покоилось на четырех подпружных арках, пяты которых опирались на пилястры и опорный столб в центре здания. Исследователь приводит дату комплекса VIII-X вв.

28. Генеральское. Урочище Ай-Андрий. Средневеко­вый храм во имя апостола Андрея Первозванного.

29. Эклизи-Бурун. "Церковный мыс" на горе Чатыр-Даг. Храм Панагии (Пресвятой Богородицы).

П.И. Сумароков в книге "Досуга крымского судьи или второе путешествие в Тавриду" (1803 г.) описывает картину, которую видели паломники в начале века: "Поверхность усеяна камениями, буграми, между коих видны развалины греческой церкви, зовомой Панагия, т.е. Пресвятая".

30. Кучук-Узень (Малореченское). Древние церкви преподобного Евфимия Великого, а также мученицы Параскевы.

 

Ведомость христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 г., и оставшихся после него старых церквей в Крыму

(А.Л. Бертье-Делагард, 1901 г.)

Название города и деревни Во имя церквей
По ведомости мтрп. Игнатия По показаниям стариков-переселенцев По книгам и местным рассказам
Слободы Миляри (т.е. Дегерменкой) Ц. Константина   Св. Георгия
Барнит (т.е. Партенит)     Константина и Елены, св. Апостолов
Малый Ламбат (т.е. Кучук-Ламбат) Св. Георгия Не помнят Иоанна Богослова
Большой Ламбат (т.е. Биюк-Ламбат) Архангела Михаила Не помнят 1. св. Георгия 2. св. Феодора 3. св. Илии у ск. Парагильмен
Кастель     Св. Прокла (Кеппен)
Корбеклы     Свв. Косьмы и Дамиана вблизи
Чатырдаг     1. Вознесения 2. Свв. Косьмы и Дамиана
Темерчи (т.е. Демерджи) Св. Феодора Тирона Св. Феодора Стратилата 1. Св. Феодора Тирона 2. Св. Феодора Стратилата
Алушта Св. Димитрия Иоанна Предтечи 1. близ нее св. Георгия 2. Ай-Яни
Куруезен (т.е. Куру-Узень или Ксеропотам) Св. Георгия Воскресения Иоанна (на ее месте существующая часовня)
Улуезень (т.е. Улу-Узень или Мегапотам) Св. Анастасии Крестовоздвижения 1. Успения Богородицы 2. Ай-Эндри
Кучукезен (т.е. Кучук-Узень или Микропотам) Св. Феодора Тирона Свв. Константина и Елены  
Арпат     На холме Калоери, против скалы Делакли, ц. Ай-Исюр (Захария?)
Искут (Скут)   Св. Георгия Ай-Ери
Туак     Свв. Константина и Елены

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АЛУШТИНСКОГО РЕГИОНА (района)

 

1. с. Приветное. Храм св. апостола Андрея Первозванного. Расположен в приспособленном помещении. Необходимо строительство. Настоятель О. Николай (Калиуш).

2. с. Малореченское. Храм Нерукотворного Образа Спасителя нашего Иисуса Христа. Расположен в приспособленном помещении. Необходимо капитальное строительство. Настоятель о. Георгий (Лазарев).

3. п. Мирный. Храм святого святителя и исповедника Крымского Луки; Бывшая кладбищенская часовня начала XX века. В 1999 году восстановлена, ныне реконструируется и расширяется трудами настоятеля о. Дионисия (Бондаренко).

4. г. Алушта. Храм Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата. Построен в середине XIX века одесским архитектором Торичелли по заказу графа Воронцова. Первоначально носил имя Феодора Стратилата. В 1920 году была пристроена более обширная алтарная часть. В 1962 году был закрыт, разграблен, полуразрушен и переделан в клуб строителей. Вновь открыт в 1989 году, расширен, реконструирован по проекту и трудами настоятеля - протоиерея о. Михаила (Халюто), ныне в стадии дальнейшей реконструкции.

5. п. Утес. Храм Александра Невского.

6. п. Малый Маяк. Храм во имя Иверской Иконы Божией Матери. Находится в неприспособленном помещении. Необходимо капитальное строительство.

7. п. Краснокаменка. Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построен трудами прихожан в 1998 году. Настоятель о. Георгий (Лазарев).

8. пгт. Партенит. Подворье Косьмодамиановского монастыря. Настоятель игумен Никита. На подворье - храм Благовещения Пресвятой Богородицы, находится в стадии строительства. На этом месте ранее стоял христианский храм во имя великомученика Никиты.

9. с. Изобильное. Храм св. Афанасия. Находится в приспособленном помещении, требуется капитальное строительство.

10. с. Лучистое. Храм Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Находится в приспособленном помещении, требуется капитальное строительство.

11. Косьмодамиановский монастырь.

 

ЧАСОВНИ

Часовнями называются церкви без алтарей. Они издревле ставились над входами в подземные кладбища, а также над подземными церквами, находящимися на гробах мучеников. Таким образом, часовни служили надгробными памятниками и обозначали места нахождения престолов. Такое назначение их сохраняется и доныне. Кроме того, часовни принято устраивать в местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией, или в воспоминания важных событий церковно-государственной жизни.

К сожалению, в Алуште не сохранились многие часовни, в частности, построенная известным русским писателем Д.И. Стахеевым над могилой жены Любови Константиновны в 1898 году. Здесь же, согласно завещанию, был захоронен его прах в 1918 году. До революции в Алуште было 4 часовни:

1. Часовня в церковной ограде во имя Святого Евангелиста Матвея, устроенная тщанием М.С. Сафроновой в 1910 году;

2. На старом кладбище тщанием Д.И. Стахеева в 1898 году;

3. На новом кладбище (пос. Мирный) в честь всех Святых, устроенная тщанием А.А. Сафонцевой в 1914 году;

4. В имении Козлова в д. Куру-Узень в 27 верстах от Алушты.

 

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Вода в Крыму является главным богатством. Поэтому на полуострове во все времена существовало трепетное отношение к источникам воды, которые нередко обожествлялись и становились объектами религиозного поклонения.

Наибольшее число крымских родников связано с греческой традицией. Исповедовавшие христианство греки, жившие в Южнобережной полосе Крыма, возводили здесь десятки монастырей, при каждом из которых существовал свой источник воды. И источник, и монастырь часто имели общее название и были посвящены какому-либо христианскому святому.

Греческие названия родников до сих пор говорят об их прошлой принадлежности к монастырю и напоминают о своей славе святых источников. Таковы гидронимы "Ай-Алексий", "Ай-Андрит", "Ай-Настаси", "Ай-Йори", "Ай-Лия" (возможно, "Ай-Илия"?), "Ай-Костанди", "Ай-Ян" и многие другие, находящиеся на территории Алуштинского района.

Вода некоторых из этих источников забиралась в подземную галерею, а сама церковь строилась непосредст­венно над ней. Таким образом, получалось, что родник вытекал прямо из-под церковного алтаря (Ай-Лия, Ай-Андрит, Ай-Ян и другие).

Каптажи тех источников, которые находились на некотором удалении от монастыря, имели христианскую символику: чаще всего каптаж был стилизован под небольшую греческую часовню с двускатной крышей. Такие каптажи сохранились до настоящего времени в Алуште на улице К. Маркса (бывшая Фонтанная), в селе Генеральском, в окрестностях села Запрудного, на территории санатория "Карасан". Многие каптажи исчезли совсем недавно, нуждаются в охране государства.

Один из самых почитаемых в Крыму был монастырь св. Косьмы и Дамиана, построенный в 1857 году в верховьях реки Альмы при источнике Косьмы и Дамиана, вода которого почиталась у местного населения исцеляющей от всех болезней.

В.X. Кондараки писал: "Пилигримы черпают и с благоговением пьют воду". Ежегодно 1 июля к источнику направлялась длинная вереница воловьих подвод со всех концов полуострова. Сюда целыми семьями ехали и шли сотни паломников, причем не только христиане, но и мусульмане-татары.

В настоящее время крымские святые источники переживают свое второе рождение, и дай Бог, чтобы уважи­тельное отношение к воде не угасало в сердцах крымчан. Дай Бог, чтобы святые горные источники продолжали утолять жажду путника и исцелять тела и души уверовавших в их силу людей.

 

 

СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ – первый христианский просветитель на Земле Таврической.

 

Крым, Таврида - колыбель русского христианства, русского православия. Как будто создан, чтобы быть нашим русским Афоном, имеющим величайшее значение для нашего духовного возрождения, возрождения православия в Крыму, России.

(Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий.)

 

Крым, Таврическая Земля, по преданиям, дошедшим из глубины веков, была освящена светом христианства уже в I веке — через несколько лет после распятия Иисуса Христа.

Первым, кто начал проповедовать Слово Божие, был Апостол Андрей Первозванный.

Апостол Андрей родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города, лежащего на берегу Геннисаретского озера, брат Апостола Петра и, подобно ему, рыбарь, был учеником Иоанна Крестителя и первым пошел во след Иисуса Христа.

Слово "апостол" с греческого означает "посланник", "странствующий проповедник". Апостолы – преемники Христовы, им дана была власть и сила нести Слово Господне по всей Земле, им первым был ниспослан Дух Божий – Святой Дух.

После сошествия на Апостола Андрея Святого Духа он отправился на проповедь Евангелия. По пути из Иерусалима в Вифанию остановился в селе Никеи. Там жили одни язычники, и жили в великом страхе, так как в окрестностях орудовала шайка грабителей и убийц. Прятались они в пещере, а главарь к тому же был сумасшедший – бесы в него вселились.

Апостол бесстрашно пошел прямо в разбойничью пещеру. Произнес молитву, и раздался дикий крик – это бесы покидали тело разбойничьего главаря. Семь дней пробыл Андрей с разбойниками, наставляя их на путь истинный, на восьмой день все приняли от него святое крещение.

Это было начало первого путешествия великого проповедника и великого путешественника. Только названия сел, городов, стран, где благовествовал Апостол Андрей, составили бы целый том. И повсюду он стремился открыть людям путь к спасению в Вере Христовой, в братской любви друг к другу, в отказе от злых поступков и распрей.

Святой Андрей Первозванный благовествовал в Иудее, Греции, в малоазийских областях, лежащих близ берега Черного моря, на Кавказе, Тавриде, проник даже в Россию, которую тогда называли Скифиею и мало знали, а жителей считали грубыми и суровыми. Но слухи о суровости страны и ее жителей не устрашали апостола, которому Святое дело было дороже жизни.

Древние летописи сообщают нам, что Апостол Андрей основал Церковь в Византии (нынешний Стамбул), где поставил епископом Стахия, о котором упоминает в послании св. Апостол Павел.

Апостолу Андрею страх был неведом. Он исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал только что умерших. С каждым чужеземным народом или племенем он говорил на их родном языке – дар, ниспосланный ему Христом! И смягчались сердца язычников. Люди открывали для себя свет и истину новой веры.

И там, где побывал Святой Апостол Андрей, образовывались христианские общины и начали подниматься над землей светлые купола христианских церквей,

Из Севастии (так в древности называли Сухуми) Апостол Андрей достиг берегов Тавриды, где был в Боспоре (Керчь), пошел в Феодосию. Если судить по сохранившимся древним следам христианства, то можно определить путь Апостола Андрея по Тавриде.

Через Карасу-Базар (г. Белогорск) на Топлау или Отузы (с. Щебетовка), через Сугдею (г. Судак) юрами на Копсихор (п. Морское), к горе Демерджи, где на промежутке недалеко от Кучук-Узеня (с. Малореченское) остановился для проповеди Слова Божия, ибо есть источник, сохранивший название "Ай-Андрий", вероятно, в память Апостола; близ источника существуют развалины храма древнего способа кладки камня.

Ежегодно прихожане Алуштинской церкви Всех Крымских Святых во главе с батюшкой Михаилом совершают паломничество к святому источнику "Ай-Андрий". Рядом с источником в 2000 году во время крестного хода был установлен деревянный крест. В скором времени на этом святом месте будет стоять часовенка.

Далее через Алушту, горою Прокла (г. Кастель), где был монастырь "Ай-Брокуль", на Биюк-Ламбат (с. Малый Маяк, Карабах), Артек, Юрзуф, мыс "Ай-Даниль", Массандру, в Ялту, через Ливадию хребтом Яйлы по горе Ай-Петри, Байдарскою долиною в Тепе-Кермен, Мангуп (Бахчисарайский район), через Чергунь (с. Черноречье) в Инкерман (Севастополь).

Во время проповедей Апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, ибо через 30 лет Святой Климент в одном Инкермане встретил 2000 христиан.

Из Инкермана берегом бухты в Херсонес (тоже Севастополь), где один из мысов до сего времени сохранил название Св. Андрея, быть может, это то место, откуда провожали апостола для дальнейшей проповеди скифам.

Интересное сказание о пребывании Апостола Андрея в Херсонесе приведено в Степенной книге, составленной из отрывков древних летописей. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел великий ка­мень и взошел на него. Стоя на том камне, Святой Андрей истово молился Богу и благословил море. А там, где стоял Апостол, остались, словно в воске, следы его ног. Они все­гда были заполнены водой от дождей или от моря. Многие молящиеся приходили сюда, дабы смочить тело той водой, и исцелялись.

В Херсонесе Андрей Первозванный жил долго. Существует древнее предание, что здесь он составил "Алфавитарь русских письмен". Но что это за труд, исполненный первым таврическим проповедником, увы, неизвестно.

Из Тавриды Апостол по Днепру доплыл до того места, где ныне стоит Киев. Летописец Нестор повествует, что, взойдя на одну из Киевских гор, Апостол Андрей водрузил крест и сказал спутникам своим: "На этом месте воссияет благодать Божия, воздвигнутся храмы Богу, и свет истинный изыдет отсюда на всю страну".

Из Киева Святой Андрей по водному пути "из варяг в греки", т.е. по Днепру, Ловати, Ильмень-озеру, Волхову и Ладоге приплыл на Валаам и водрузил там Крест Христов. В глубокой древности, как повествуют летописцы Валаамского монастыря, на диких островах Валаама был центр идолопоклонства и были языческие капища. При появлении Святого Апостола Андрея все капища и идолы Силою Божиею были повержены в прах. И Валаам стал святым местом пребывания христианских паломников и проповедников.

Посетил он также страны Прибалтийские, откуда обратно вернулся в Грецию (Ахайю) и поселился в Патрах Ахайских, где первозванный ученик Христа положил жизнь за веру свою.

В Патрах его благовествования и чудеса обратили ко Христу великое множество язычников, в том числе жену и брата самого начальника области проконсула Эгеата. И за это Святой Апостол был распят.

Вот как это случилось.

Когда Эгеат, новоиспеченный наместник римского императора в Ахайе, вернулся домой из Рима, где сам Нерон взял с него клятву повсеместно истреблять христианскую "ересь", он пришел в сильное негодование. Число христиан значительно увеличилось, умножилось. Христиане возвели свой храм, а храмы римских богов опустели.

Донесли Эгеату, что брат его Стратоклис тайно посещает проповеди христианского проповедника, и жена его Максимилла, исцеленная от смертельного недуга христианским чудодейственным целителем, тоже уверовала в Христа. Эгеат послал шесть легионеров арестовать Апостола Андрея и заключить в темницу.

Ночью накануне казни пришли к темнице Стратоклис и Максимилла и уговаривали апостола бежать, и народ не хотел смерти святого целителя. Но Апостол Андрей сказал им, что всю жизнь следовал путем, который указал ему Иисус Христос, и так же хочет умереть, как и Иисус.

"Мои муки будут временны. Смерть на кресте не позор, а тайна человеческого обновления, которую открыл Иисус Христос. Если суждено в этом городе принять мученическую смерть за Христа, пусть она преумножит и укрепит славу Господа в народе".

Рано утром застучали топоры на городской площади. Эгеат приказал плотникам сколотить крест в виде буквы "X", большой и высокий, чтобы как можно больше людей увидели казнь, чтобы устрашила ахайских христиан гибель их наставника.

Сначала палачи избивали Святого Апостола бичами. Семь раз сменяли друг друга уставшие от чрезмерного рвения палачи. Затем святого окатили холодной водой и поставили на ноги. Эгеат снова увещевал Андрея отречься от Христа. "Как можно, - говорил он, - веровать в человека, который, как злодей, был распят на кресте?". Тщетно Святой Апостол объяснял ему, что Господь добровольно, из любви к людям, принял страдание, что Он смертью своей примирил людей с Богом и даровал им вечную жизнь. Эгеат не уверовал в спасительную истину, и Апостола Андрея поволокли к кресту.

Чтобы продлить мучения Святого Апостола, Эгеат велел привязать его к кресту, а не пригвоздить. Но даже бесчувственные палачи опешили, когда вместо ожидаемых стенаний и плача зазвучали радостные слова: "О крест, освященный Христовой плотью! - воскликнул он. — Возьми меня от людей и отдай меня Учителю моему, пусть тобою примет меня Тот, Кто тобою меня спас!"

А площадь все больше заполнял народ. Многие плакали, вставали на колени и молились. Апостол Андрей старался ничем не выдать своих мучений, становившихся с каждой минутой невыносимее.

Два дня и две ночи уже висел на кресте ученик Господень и, следуя примеру Божественного Учителя, произносил лишь слова любви и прощения. А лик его, несмотря на страдания, был одухотворенным и светлым.

Народ более не мог терпеть беззакония. Тысячи людей бросились к дому Эгеата с возмущенными криками: "За что страдает этот святой муж, этот друг Господень? Не должен быть казнен человек добрый, честный, не должен мучиться учитель благонравный, кроткий, мудрый. Он учит нас правде!"

Эгеат не на шутку испугался, пришел на место казни и велел слугам снять мученика. Но те были бессильны, руки слуг немели, лишь только касались тугих веревок. "Господи! Не допусти быть сняты с Креста, на котором распят я во имя Твое. Но прими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого исповедую!" - взмолился Апостол Андрей.

И пока он говорил эти слова, упал с неба свет огненный, ярче молнии, окруживший святого блистанием своим. Все закрыли глаза руками, потому что невозможно было вынести тот свет человеческому глазу. А когда через полчаса люди пришли в себя, отступил свет небесный, и все увидели бездыханное тело Святого Апостола Андрея. И поняли, что в блистаниях света душа его вознеслась, чтобы предстать пред Господом.

Случилось это 30 ноября 62 года от Рождества Христова. С тех пор для христианской Церкви это день памяти Святого Апостола Андрея Первозванного. В IV веке с торжественностью Церковью были перенесены останки Святых Апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея в Константинополь и положены в Храме во имя Святых Апостолов.

Во имя Святого Апостола Андрея Первозванного учрежден был Петром I в 1699 году орден, вручаемый за большие заслуги перед государством. В этом же году учрежден был и Андреевский флаг – кормовой флаг боевых кораблей русского военно-морского флота (синий крест на белом полотне).

Шло время, и сбылись пророчества Святого Апостола. Распространился свет Христовой веры по всей земле. Сияют куполами церкви и храмы Киево-Печерской лавры, Новгорода, Валаама и других мест.

Много храмов или пределов во имя Святого Андрея Первозванного. Святые останки его находятся в Италии.

Святую память Апостола Андрея Первозванного ежегодно Русская Православная Церковь отмечает 13 де­кабря по новому стилю.

 

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ИННА, ПИННА, РИММА

Древнее предание говорит, что Святому Апостолу Андрею Первозванному выпал жребий в числе иных земель просвещать Скифию. Земли те –пастбища, леса, реки, озера – были богаты и изобильны. Материально Скифия процветала. Но ее дух, жестокие нравы ужасали даже языческий мир.

Известно, что на юге нашего полуострова, у мыса Фиолент, в древности часто разбивались греческие и финикийские суда. Уцелевшие при кораблекрушении люди с надеждой взирали на берег, но бывали схвачены служителями греческой богини Орсилохи и принесены в жертву ей. Страшно читать о кровавых пирах тавро-скифов: чашами им служили человеческие черепа, наполненные кровью побежденных.

Вот куда привел жребий Апостола Христова Андрея Первозванного. И он, не малодушествуя, проповедовал Свет и Любовь погрязшим в язычестве предкам нашим. Это был великий проповедник. Слова учения Христова пронизывали души внимавших Апостолу варваров и преобразовывали их.

Древние свитки донесли до нас имена первых слушателей и учеников Андрея Первозванного в Тавриде — Инна, Пинна, Римма. Имена это мужские. Как пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий), они были готы, а может быть, тавро-скифы, жившие где-то между Алуштой и Балаклавой.

Когда Инна, Пинна, Римма услышали от Апостола Андрея Слово Христово, они не только пламенно уверовали, но, приняв крещение, понесли свет веры во мрак языческой Скифии. Неся собратьям Слово Божие, они дошли до устья Дуная, где положили жизни свои за верность Христу, Сыну и Слову Божьему.

Как повествует об этом старинный "Месяцеслов", они были схвачены и представлены местному правителю варваров, который пытался обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями, чтобы склонить их принести жертвы языческим богам. За свою верность, твердость в вере во Христа ученики Апостола Андрея были биты без пощады. Стояла лютая зима, реки сковало льдом. Посредине реки поставили на льду прямые дерева и привязали к ним мучеников. Когда под тяжестью бревен лед стал прогибаться, студеная вода поднялась до их шей. И от великой стужи предали они святые души свои Господу.

Христиане похоронили тела их, но потом епископ Годда положил перенесенные останки их в свою церковь. Спустя 7 лет после кончины святые мученики явились тому же епископу во сне и повелели ему перенести мощи их в местечко, называемое Аликс (нынешняя Алушта), "в сухое пристанище", то есть – морскую пристань.

Место это на берегу, напротив нынешнего алуштинского главпочтамта. Здесь когда-то была Церковь во имя мучеников Инны, Пинны, Риммы. Память святых мучеников празднуется Церковью дважды в году: 20 января (2 февраля нов.ст.) и 20 июня (3 июля нов.ст.).

Вот и все, что известно нам о первых трех христианских мучениках Алушты. Кем были они до встречи с Апостолом Андреем – пастухами, воинами, языческими жрецами – мы не знаем. Да это и не важно, свет Христовой веры просвещает всех.

Сейчас возле Алуштинского храма Всех Крымских Святых возведена часовня во имя святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами. Перед иконой возжигают свечи и сердечно молятся: "Святые мученики Инна, Пинна, Римма, молите Бога о нас, грешных!".

 

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Святой великомученик Георгий Победоносец — наиболее почитаемый и популярный святой на нашей земле.

Само имя святого Георгия означает "земледелец".

На Западе почитание святого Георгия и храмы в его честь появились в конце V века. Его имя мы находим не только в европейских странах, но и далеко за пределами Европы. Немецкий Георг и английский Джордж, французский Жорж и испанский Хорхе, наши славянские Юрий и Егор, венгерский Дьердь, Джеронис в мусульманской традиции – все это многократно преломившееся у разных народов имя Георгия.

Во времена древней Руси святой Георгий Победоносец выступает ангелом и покровителем великокняжеской семьи. Его именем названы несколько устроителей Земли Русской, русской государственности и русской военной мощи.

Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма 26 ноября 1051 года вошел в литургическую сокровищницу православия как особый церковный праздник — Юрьев день или "Осенний Георгий".

Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы — Юрий Долгорукий, создатель многих георгиевских храмов, строитель города Юрьев Псковского.

Святой великомученик Георгий Победоносец — небесный покровитель Российской столицы, с начала XV века появляется на гербе Московских государей в образе юноши на белом коне, попирающим копытами змея.

Житие св. Георгия — римского воина, казненного в конце III века по Р.Х., было широко распространено на Руси. Наиболее известным жизнеописанием в настоящее время является житие св. Георгия, вошедшее в Четьи-Минеи св. Дмитрия Ростовского.

Много чудес и небесной помощи происходило в мире по молитвам верующих к святому великомученику Георгию Победоносцу, много возведено храмов в честь него.

В гербе Москвы запечатлено особое чудо святого Георгия – убиение змея при граде Вирите (современный Бейрут) недалеко от града Лиды, где погребено тело святого великомученика.

По преданию, близ города Вирита у Ливанской горы было великое озеро, в котором жил огромный и страшный змей-губитель, пожиравший в озере людей. От его губительного дыхания наполнялся воздух смертоносным ядом. Скорбь, печаль, плач великие были в том граде.

Обратились люди к царю, а тот предложил отдавать на съедение змею детей по жребию (совет тот был бесовский). И когда очередь дошла до царя, он отдал свою единственную дочь как жертву Богу адской бездны. Стояла дочь царя, рыдая, ожидая у озера своего смертного часа.

Поспешил на помощь деве воин Царя Небесного вмч. Георгий верхом на коне с копьем в руке. Святой Георгий осенил себя крестным знамением, устремился конем на змея, потрясая копьем и ударил того крепко в гортань, пронзил и прижал к земле. Конь начал топтать змея ногами. Затем святой Георгий велел девице связать своим поясом змея и вести, как домашнего пса, в город. И убил того змея мечом посреди града, и люди, вытащив труп его за город, сожгли на огне.

Все уверовали во Христа и приняли крещение. Было новокрещенных 25 тысяч, кроме жен и детей. Построена была церковь во имя Пресвятой Девы Богородицы и Побе­доносца Георгия. Стал течь из алтаря той церкви источник живой воды, исцеляющий всякую болезнь у всех с верой приходящих.

С тех пор святого Георгия молят о защите девиц и покровительстве всем сельским работам. Установлено в году два праздника в честь святого великомученика Георгия Победоносца по церковному календарю:

23 апреля (6 мая нов.ст.) – Георгий Победоносец, Георгий Храбрый, Георгий весенний, "Георгий на порог весну приволок", – гласит народная пословица. Этот день – праздник и пастухов: святой Георгий, невидимый для людей, выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, на которыми он тоже властвует.

26 ноября (9 декабря нов.ст.) – "Юрьев день", Георгий зимне-осенний, Георгий Холодный, повелитель волков: никакую скотину зверь без дозволения не тронет, потому говорят: "Что у волка в зубах, то Георгий дал!".

Имя святого великомученика Георгия Победоносца с незапамятных времен известно и в Крыму, много храмов и монастырей было в честь его.

На берегу Черного моря, в 12-ти верстах к югу от Севастополя, с превосходным видом на мыс Фиолент — Георгиевский монастырь. Он считается древнейшим, в 1891 году праздновал 1000-летие своего существования.

Еще более древним был храм во имя святого Георгия близ Алушты. Этот храм был внутри небольшой одноименной крепости Ай-Йори ("Ай-Йори" – в переводе "Святой Георгий"), остатки которой можно увидеть ныне близ селения Сераус, у дороги, идущей из села Изобильного (бывшее Корбеклы) к перевалу Кебит-Богаз. Судя по развалинам оборонительной стены толщиной более 2 мет­ров, крепостца Ай-Йори была в средневековье грозным дозорным пунктом, построенным, возможно, еще во времена византийского царя Юстиниана I, т.е. в VI веке.

 

ПАРТЕНИТ – земля святая, родина ИОАННА ГОТСКОГО

Масса урочищ с загадочными наименованиями в ближайших окрестностях, сам величественный Аю-Даг с остатками древних укреплений на нем и целым рядом могильников и церквей у его подошвы - все это вместе взятое придает особый интерес данной местности и указывает, что она имеет многовековую историю, теряющуюся в тумане прошлого, - писал Н. И. Репников.

Название Партенит (от греческого "парфенос" — дева) происходит от храма Девы или храма богини тавров. Некоторые ученые связывают Партенит с древнегреческим мифом об Ифигении в Тавриде и считают, что здесь находился знаменитый храм Девы.

Партенит в средние века был цветущим портовым городом с многочисленным населением. С VIII века на полуостров стали переселяться из восточных областей Византии иконопочитатели, гонимые ее иконоборческим правительством. Эмигранты-иконопочитатели укрепились прежде всего на южном и юго-восточном побережье. Они избрали своим духовным пастырем Иоанна, который был рукоположен на епископство в Иверии (Грузия).

Епископ Готской епархии Иоанн основал монастырь во имя Св. Апостолов Петра и Павла в Партените, городе, в котором он родился. Он проводил антииконоборческую деятельность, активно участвовал в подготовке седьмого Вселенского собора (787 г.), в восстановлении иконопочитания.

Видный политический и религиозный деятель Таврики епископ Готии Иоанн Исповедник, чья жизнь описана в "Житии", причислен к лику святых за борьбу с иконоборцами и за руководство восстанием против захватчиков-хазар.

Иоанн, изгнанный из Таврики после разгрома восстания в 787 году, умер в далекой Амастриде, в Малой Азии, в 790 году. Но его останки чудом перенеслись в Партенит и погребены, согласно "Жития", в монастыре Св. Апостолов. Здесь была найдена доска с греческой надписью: "Христос торжествует. Этот честной и святой храм святых славных и хвальных первоверховных апостолов Петра и Павла был построен в давние времена иже от святых отцом нашим архиепископом города Феодоро и всей Готфии Иоанном Исповедником. Возобновлен же он ныне, как видно, Митрополитом города Феодоро и всей Готфии Кир Дамианом, в лето шесть тысяч девятьсот тридцать шестое индикта шестаго, в десятый день сентября" (около 1427 года).

День памяти Преподобного Иоанна Исповедника, епископа Готского - 1 июня, 9 июля.

У подножия Аю-Дага находится около 30 разрушенных храмов-базилик, особенно на изломе склона, на восточной стороне у крепости. Считают, что здесь был центр всей Готской Епархии.

Сейчас в пос. Партенит есть площадь, которая носит имя святителя Иоанна Готского.

 

СВЯТОЙ ПРОКЛ, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Название горы Кастель происходит от римского слова "кастеллюм", что значит "небольшая крепость, укрепление".

Таким образом, название горы и многочисленные легенды связаны с существованием на ней какой-то крепости, укрепления. Широко известны предания о христианской царице Феодоре.

При подъезде к горе Кастель со стороны Алушты у северного подножия ее виден огромный валун, от которого вверх тянется каменная россыпь, издали напоминающая дорогу. На самом деле это остатки стены средневекового укрепления, построенного на развалинах позднетавровского убежища. Стена опоясывала вершину Кастели, ограждая находившиеся там дома, жилые и хозяйственные постройки.

Посетил эти места в XIX веке П. И. Кеппен. Он видел "следы многочисленных жилищ, находившихся некогда внутри укрепления", а с западной стороны горы – на бугре – развалины церкви, называемой "монастырем Ай-Брокуль".

Писатель Е. Л. Марков в "Очерках Крыма" называет это место развалинами монастыря Св. Прокла.

Святой Прокл известен в истории христианской церкви как ближайший сподвижник великого учителя Иоанна Златоуста, которых Господь наш Иисус Христос призвал светить всему миру светом истины. Всесильной десницей Своей поставил Он сынов света в Церкви Своей. Оба они жили в V веке и были, один вслед за другим, архиепископами Константинопольскими, пред Богодуховенными Словами которых закрывались уста эллинских философов, и риторов, и еретиков.

Святой Прокл с юных лет все свое время отдавал молитве и Богомыслию. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера.

Будучи еще келейником, святой Прокл удостоился быть свидетелем чудесного явления Святого Апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие духовные познания, любовь к постоянному чтению Священного писания, умение в совершенной форме излагать мысли.

После изгнания и смерти (407 г.) святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым патриархом Константинопольским Сесинием (426-427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая заблуждения еретиков.

По смерти патриарха Сесиния святитель Прокл стал его преемником и возглавлял Константинопольскую Церковь в течение 12 лет (434-447).

При Патриархе Прокле 2 июля 438 года в столице Византии Константинополе совершилось событие, значение которого не было в полной мере оценено современниками. И лишь по прошествии нескольких веков стало ясно, что оно было в значительной мере определяющим для судеб византийской цивилизации.

В этот день в Константинополь были перенесены из Палестины риза, головной покров (омофор) и часть пояса Божией Матери, где их достойным местохранением стал впоследствии знаменитый Влахернский храм.

Этот торжественный акт сопровождался учреждением особенного празднования – Положения честныя Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, отмечается с тех пор Православной Церковью 2 июля (15 июля нов.ст.) каждый год.

Риза, омофор и пояс Божией Матери стали главными святынями Византии. Они получили всеобщее прославление своими великими чудесами. Пресвятая риза сделалась символом хранения Византии от варваров.

В 439 году заботами патриарха Прокла совершилось еще одно перенесение — были перенесены в Константинополь из Колеан святые нетленные мощи Вселенского учителя Иоанна Златоуста.

Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди.

До наших дней дошли многие творения святителя. Известны направленные против несториан два Слова святителя в похвалу Божией Матери, четыре Слова на Рождество Христово, пасхальные проповеди, а также Слова, излагающие Православное учение о Боговополощении.

Рождество и Воскресение Христово – два величайших христианских праздника, которые, как подчеркивал святитель Прокл, составляют глубокое духовное единство, являют чудо Богооткровения и любви:

"Своим рождением Он (Богочеловек) утвердил нашу веру в то, что Он есть человек, а во втором случае Своею властию над смертью доказал, что Он есть Бог".

Важно также свидетельство святителя Прокла о древней литургии апостола Иакова, брата Господня, сохранившееся в виде отрывка из недошедшего до нас полностью сочинения.

Всеобщее уважение снискала деятельность святого патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах.

Память святого Прокла Православная Церковь отмечает ежегодно 20 ноября (3 декабря нов.ст.).

 

ЦАРИЦА ФЕОДОРА И МОНАСТЫРЬ НА ГОРЕ КАСТЕЛЬ

С крепостью на горе Кастель связано и предание об отважной и прекрасной греческой царице Феодоре, владетельнице древней Сугдайи (Сурожа) и морского побережья от Судака до Ялты. Отец Феодоры, греческий князь Феодор, происходил из дома Палеологов; мать была итальянка, из Кафы. В семье воспитывались два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора.

После смерти матери воспитание детей было доверено Иоанну, настоятелю монастыря св. Прокла, что на Кастели. Старец Иоанн "бежал из роскошной и суетной Византии, скрылся здесь, в этой нагорной обители, устроил ее, населил монахами". (Г.Э. Караулов. "Феодора – владетельница древней Сугдайи").

Феодора восприняла строгий аскетизм старца, наставлявшего ее, что жизнь земная – только приготовление к жизни вечной. Молитва, чтение св. Писаний и творений отцов церкви – вот занятия Феодоры. В воинских упражнениях Феодора не отставала от своих братьев: она превосходно владела мечом, смело управляла конем и стреляла метко из лука.

Умирая, князь Феодор, "с согласия императора Византии", оставил Феодору наследницей Сугдайи и подчиненных ей владений. Но и став царицей, Феодора не изменила строгого образа жизни: в Сугдею приезжала лишь по делу, а большую часть жизни проводила в монастыре св. Прокла на Кастели, где жила в специально для нее постро­енной башне. Укрепляя монастырь, она провела сюда водопровод из источника на Яйле, а также устроила в одной из башен "подземный ход к самому морю". Между тем, братья-близнецы подросли и влюбились в Феодору: Ирак­лий был властолюбив и стремился жениться на Феодоре, чтобы захватить в свои руки власть, а Константин был безгранично предан царице и помогал ей во всем.

Но Феодора дала обет безбрачия: "Жених мой – это Христос мой. Ему обручу себя, умирая. Могила моя будет венцом моим". Во время войны с генуэзцами за овладение Сугдайей Константин сражался вместе с Феодорой, а Ираклий пошел на предательство: он открыл ворота генуэзцам!

Греки защищались отчаянно, но им пришлось отступить. Феодора с остатком войска бежала в замок-монастырь на горе Кастель. Но вскоре была осаждена и Кастель. Феодора предложила населению сдаться, чтобы сохранить им жизнь, а самой бежать на корабле, который был скрыт среди скал. Но народ решил защищаться: "Не покидай нас, царица! Мы не хотим быть под властью еретиков-кафян, лучше смерть с тобою!"

И здесь осажденная крепость пала из-за предательства Ираклия: он пробрался известным ему подземным ходом и открыл врагам ворота. Узнав об этом, Феодора, взмахнув мечом, вскричала: "Будь проклят, предатель!" – и голова Ираклия откатилась к ее ногам. Погибли все защитники Кастельской крепости, был убит и Константин. Феодора с возгласом: "Господи, приими меня!" – ринулась в самую гущу битвы и погибла.

Согласно преданию, битва была такая злая, что кровь людская текла, как вода. Не случайно западные склоны горы Кастель носят название Гемата-Кая, что в переводе — "кровавые скалы". Действительно, следы от лишайников в трещинах скал напоминают потоки запекшейся крови.

Так погибла греческая царица, защищая православную веру. Описанные события приурочены к XIV-XV векам, когда византийские владения, заселенные в основном крымскими греками, завоевывала Генуэзская торговая республика. Великий шелковый путь переместился в Северное Причерноморье, поэтому и выросли на этом пути мощные крепости генуэзцев: Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава), Солдайя (Судак), руины которых и поныне поражают воображение.

Однако, напрасно бы мы искали храм, посвященный Феодоре: ее имя растворилось среди названий многих святых мест Таврики, связанных с именем Феодора. Здесь почитались и Феодор Стратилат, и Феодор Тирон, а также Феодор – канонизированный мученик XII века, предок князей Гаврасов, правителей средневекового православного княжества Феодоро с центром на Мангупе. Но предание "о храброй и святой царице" сохранилось в памяти народной.

 

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – великие славянские просветители

Братья Кирилл и Мефодий были уроженцами города Фессалоники, центра Византийской провинции на территории македонских славян (по-славянски этот город назывался Солуном). Они происходили от солунского вельможи.

Кирилл (до монашества Константин) родился в 827 году. Мирское имя Мефодия неизвестно. Мы знаем лишь то, что он был старше брата на 7-12 лет.

В детстве Константин был отдан "в учение книжное", где вскоре обнаружились его незаурядные способности. За три месяца обучения он овладел всей грамматикой, научился геометрии, привлекли его и другие науки: изучал диалектику, философские труды Гомера, кроме того, риторику, арифметику и астрономию, музыку и прочие эллинские науки.

Юного философа призвали в столицу и определили в наставники к молодому императору Михаилу III, который был моложе на 5-6 лет.

У знаменитого Фотия Кирилл учился словесным наукам и логике, потом слушал философские науки и, наконец, вступил в духовное звание, был библиотекарем и справлял должность учителя философии.

Мефодий после домашнего воспитания поступил в военную службу и несколько лет был правителем в одной славяно-греческой области, а потом оставил свет и, удалившись с братом своим на Олимп, проводил там время в посте и молитвах.

Кирилл, сумев увлечь своими идеями брата Мефодия, получил в его лице верного помощника, друга, единомышленника на всю свою недолгую жизнь.

В 858 году император отправил обоих братьев для проповеди Слова Божия хазарам. Хазарская миссия отплы­ла из Константинополя в первых числах января 861 года, держа курс на Херсонес Таврический – центр византийских владений в Крыму. Миссия, представлявшая интересы императора, была отправлена на быстроходном и надежном судне – дромоне. Морское плавание в древности было преимущественно каботажным: кормчий направлял судно так, чтобы не терять из вида берега. Зимой корабль плыл вдоль западного берега Понта Эвксинского (Черного моря), видимо, вдоль кромки льда. Путешествие было трудным, но закончилось благополучно, и братья Кирилл и Мефодий прибыли в Херсонес.

Интересно, что Херсонес – единственное место во всей Восточной Европе, где документально подтверждено пребывание этих двух просветителей. Также известно, что в Крыму они находились около 1,5 лет. За это время произошло два чрезвычайно важных для судеб славянской культуры события.

Первое событие описывается в одном житии следующим образом. В Херсонесе св. Кирилл "нашел Евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами", и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, "творя молитву Богу", начал, на удивление многих, свободно читать и изъяснять русские книги.

Вторым событием, сыгравшим заметную роль в судьбе славянских первоучителей, было открытие мощей погибшего здесь священномученика Климента, епископа Римского, сокрытых издавна на дне морском.

Климент – четвертый папа римский (включая апостола Петра), согласно церковной легенде, был осужден за проповедь христианства и сослан в Херсонес в годы правления императора Трояна. Работая в крымских рудниках, папа Климент I продолжал проповедническую деятельность, за что и был казнен – брошен в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

Обстоятельства смерти св. Климента загадочны, они интересны для нас в связи с теми поисками, которые через восемь веков предприняли Кирилл и Мефодий. Легенда гласит: опального узника бросили со скалы в море – весьма невероятный для римлян способ казни! Это похоже на "тавровский почерк" и наводит историков на мысль о том, что папа Климент, возможно, убит в районе тавровского святилища – где-то в районе Фороса, т.е. не далее мыса Ай-Тодор, которым заканчивались римские владения на востоке от Херсонеса.

В житии св. Кирилла сообщается, что святой Климент "лежит в море", Константин молится, дабы определить место его нахождения, затем убеждает херсонесское духовенство и "благочестивых мужей" отплыть на корабле в известном ему направлении. "И когда море утихло, а они туда дошли, то начали с пением копать. Тогда же стал слышен сильный запах, как от многих кадил, и затем объявились святые мощи, которые взяли с великой честью и славой".

Сегодня возле Ай-Тодора островов нет. Но старожилы помнят, что еще в 1930-е годы лежал крошечный островок напротив Фороса. На острове стояла красивая часовня. Когда началась кампания по уничтожению церквей, ту часовню, как слишком заметную, взорвали, причем с таким усердием, что и от островка почти ничего не осталось. Тот ли это остров, где копали Кирилл и Мефодий, – вопрос для будущих исследователей, которые должны будут учесть, как минимум, что современный уровень Черного моря по сравнению с античными временами на 5 метров выше. Земли, которые раньше выглядели обширными островами, сейчас могут быть под водой.

И вот в 861 году свв. Кирилл и Мефодий возглавляют экспедицию к заветному острову, нетленные мощи Климента I извлечены и торжественно положены в церкви 12-ти Апостолов в Херсонесе, часть мощей святые братья получили себе в благословение для чествования вне Тавриды.

Из Херсонеса святые братья, сев на корабль, отплыли на Меотийское озеро (Азовское море) в пределы хазар, где были приняты с великой честью и имели религиозные споры с хазарскими мудрецами – ревнителями иудаизма и ислама. Они поразили своих противников "словесной силой от Божией благодати, горящей подобно пламени".

На обратном пути от хазар шли по южному берегу Тавриды и дорогою узнали, что жители города Фуллы (местонахождение его историкам неизвестно) суеверно чтут большой дуб, сросшийся с черешнею, и совершают пред ним жертвоприношения. Тогда святитель Кирилл отправился к жителям Фуллы, увещевая их оставить обычай неразумного чествования, представляя пример, что греки кланялись лучшим тварям, небу и земли, и за то попали на вечную муку. Жители вразумились мудрыми речами святого и в его присутствии срубили дерево и с корнем сожгли.

По возвращении в Константинополь святые братья были посланы для той же цели к славянам в Моравию, где составили славянскую азбуку, перевели книги Священного Писания и учили народ Христовой вере на славянском языке, на котором совершали и богослужение, что не было приятно ни немецким епископам, ни епископу Римскому Николаю, который потребовал Кирилла и Мефодия в Рим.

Тогда они отправились к епископу римскому с частью мощей святого Климента, но не застали Николая в живых, а новый епископ Андриан II принял их благосклонно и одобрил службу славянскую: часть мощей св. Климента была торжественно встречена папою Андрианаом со всем духовенством и гражданами Рима, положена в церкви св. Марии. Именно Кириллу обязано папство возобновлением почитания Климента. Почитание Климента сыграло особую и многогранную роль в славянских странах. В Киеве обладательницей его мощей стала Десятинная церковь, куда их доставил князь Владимир после известного похода на Корсунь (Херсонес) по принятии там в 988 году святого крещения.

Святой Кирилл скончался схимонахом в Риме, на 42 году жизни, 14 февраля 869 года, погребен в храме св. Климента, а Мефодий возвратился к славянам.

Возникшие междоусобия в Моравии заставили его со своими учениками удалиться в Паннонию. Паннонский князь Коцел принял св. Мефодия весьма благосклонно и испросил ему от епископа Римского сан архиепископа Паннонского.

Немецкие епископы, желая повредить славе и благотворным трудам св. Мефодия, донесли Андриану II, что не исповедует он происхождение Святого Духа "и от Сына" и распространяет он славянскую службу. Андриан, запретив славянское богослужение, вызвал святого проповедника в Рим. Мефодий явился и, оправданный на римском соборе, возвратился с прежними правилами в Моравию, где скончался среди апостольских трудов 6 апреля 885 года.

Церковь совершает память святых Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885) 14 февраля и 11 мая (стар. стиля).

 

ЮСТИНИАН I, Византийский император, – основатель крепости Алустон.

Великая и могущественная Римская империя, завоевав Грецию с колониями, а затем и Боспорское царство, включила в состав своих владений и все побережье Крыма от Керкинитского залива до Меотиды (Азовского моря). Но проходили века, и "всемирная держава" все более клонилась к упадку (с I до IV века н.э.).

В 395 году единая Римская империя перестала существовать, она распалась на два самостоятельных государства – Западную Римскую империю, столицей которой считался Рим, и Восточную с центром в Константинополе, новой столице, основанной в 330 году императором Константином на месте древнего греческого города Византии.

В 476 году последний Римский император Ромул Августул был свергнут Одоакром — вождем герулов. Императорская власть в Риме настолько утратила всякий смысл, что Одоакр не пожелал сделаться императором и отослал знаки императорского достоинства – корону и пурпурную мантию – в Константинополь.

Восточные императоры делали безуспешные попытки освободить Запад империи от владычества варваров, но лишь в середине VI века император Юстиниан I достиг этой цели.

Блистательное царствование Юстиниана напомнило миру древнюю славу римского оружия.

Юстиниан I, царствовавший с 527 по 565 год, укрепил внутреннее положение страны, усилив централизацию в управлении, упорядочив законодательство и расправившись с восстаниями и антиправительственными заговорами, приступил к осуществлению своей заветной мечты – восстановлению когда-то единой Римской империи в прежних границах. Способствовало этому то, что Восточная империя обладала огромными материальными ресурсами и войском из свободных крестьян.

Юстиниан родился в 481 году, был родом славянин из селения Вердяны близ города Средца (теперь София, столица Болгарии).

Вступив на престол в 527 году после дяди своего Юстина, воевал успешно на Востоке, добился ухода с Балканского полуострова кочевников-гуннов. Через полководцев своих Велизария и Нерсеса уничтожил владычество вандалов в Африке и Сицилии (533-534 гг.), победил франков и алеманов, 5 раз отнимал Рим у готов и, наконец, утвердил свою власть в Италии (554 г.), Сардинии, Корсике и части Испании.

Стремясь прочнее укрепить завоеванное и создать условия для последующего расширения своих владений, Юстиниан I строил укрепленные линии и посты, возводил мощные крепости с толстыми стенами и высокими башнями. Вдоль всех границ империи протянулись системы таких укреплений – в Северной Африке и на берегах Евфрата и Дуная, в горах Армении и на Крымском полуострове.

В каждом из них были размещены небольшие военные гарнизоны, обеспеченные запасами продовольствия и оружия. Специально устроенные водопроводы и колодцы снабжали их водой.

Эти сооружения были воздвигнуты трудами сотен и тысяч ремесленников, строителей и крестьян, которые тесали огромные камни, по крутым склонам поднимали их на вершины гор и скал, возводили могучие стены, в камне вырывали котлованы для водохранилищ.

Обо всем этом мы знаем из различных исторических источников, письменных и археологических.

Из письменных наибольшую ценность представляют свидетельства знаменитого историка Прокопия Кесарийского.

Советник и приверженец крупнейшего юстиниановского полководца Велизария, Прокопий Кесарийский участвовал в его походах против персов, вандалов и остготов.

В 8-ми книгах своего сочинения "Войны" Прокопий описал историю тех войн, которые вела Византия при Юстиниане I.

В другом произведении, трактате "О постройках", он восторженно перечисляет и с большей или меньшей подробностью описывает десятки городов и сотни крепостей, воздвигнутых при Юстиниане I.

"Если бы мы показали, – писал Прокопий в этом трактате, – список крепостей, воздвигнутых Юстинианом, людям, живущим в какой-нибудь отдельной стране и потому не могущим собственными глазами убедиться в этом, то, конечно, такое число этих сооружений показалось бы им сказочным и невероятным". Только на одном пространстве от Белграда до устья Дуная Юстиниан построил новых и восстановил старых 80 укрепленных замков, по свидетельству Прокопия.

Трактат "О постройках" содержит рассказ и о тех укреплениях, что были построены при Юстиниане в Крыму.

"Сверх того, что касается городов Боспора и Херсона (современные Керчь и Севастополь), которые являются приморскими городами, Юстиниан воздвиг там и два укрепления, так называемые Алустон и в Гурзувитах. Здесь же, на этом побережье, – отмечает Прокопий, – есть страна по имени Дори, где с давних времен живут готы. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство и вторжения в их страну врагов".

Несомненно, что и крепость Алуста, и длинные стены играли для Византии немаловажную роль. Прокопий отмечал, что обитатели страны Дори были в союзе с римлянами (так он называет византийцев) и отправлялись вместе с ними в поход, когда "римляне шли на своих врагов".

Естественно, что Юстиниан I заботился и об ограждении союзников и о защите своих крымских владений от степных кочевников.

Плодородную удобную Алуштинскую долину должны были охранять и "длинные стены", препятствующие проникновению противника через перевалы в горах, и выстроенная на удобной возвышенности крепость. Прокопий ничего нам не сообщает, кроме названия.

Первое описание крепости Алустон в 30-е годы XIX века сделал академик П. И. Кеппен. По его сведениям, крепость имела форму пятиугольника, венчали ее 3 башни высотой до 16 метров, а стены поднимались на высоту 6 метров. Внутри пятиугольника стояла еще одна стена, отделяющая вершину холма, своего рода акрополь – главную твердыню крепости.

Анализируя исследования, письменные свидетельства археологов, ученых XIX века, таких, например, как академика П.И. Кеппена, П.С. Палласа, Н.И. Репникова и многих других исследователей памятников средневекового Крыма, несомненным является то, что крепость Алустон, построенная в 560 году при Юстиниане, стала с VI века твердыней и оплотом Южнобережья.

Свидетельством тому – большое количество древних дорог, лучами расходящихся в разные концы от Алустона, с сохранившимися вплоть до настоящего времени развалинами крепостей, укреплений, мощных стен и монастырей.

От Алустона на север три дороги. Одна шла через Ан­гарский перевал, вторая через Долгоруковскую Яйлу (между Северной и Южной Демерджи) и выходили в район села Ангара (ныне Перевальное). Третья была проложена по древнему колесному пути. От Алустона она несколько сворачивала на восток, затем огибала нынешнее село Лучистое (бывшее Демерджи), севернее которого находилась древняя крепость Фуна.

Обогнув Фуну с запада и севера, дорога, поднимаясь выше, оставляет с левой стороны крутой и высокий утес Пахкал-Кая; на его вершине расположено укрепление с остатками небольшой часовни и основанием оборонительных стен. На седловине между Демерджи и Пахкал-Кая сохранились остатки небольшого поселения, также относящегося к периоду раннего средневековья.

Западнее расположен Ангарский перевал, кото





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 665 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

812 - | 737 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.