Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„асть V. —тепень убежденности: изучение неопределенности 287




Ѕернстайн ѕ.

Ѕ51 ѕротив богов: ”крощение риска / ѕер. с англ. Ч ћ.: «јќ Ђќлимп-Ѕизнесї, 2000. Ч 400 с.: ил.

ISBN 5-901028-17-1 (рус.)

¬ этом уникальном исследовании, посв€щенном роли риска в нашем обществе, ѕитер Ѕернстайн доказывает, что освоение методов оценки риска и контрол€ над ним €вл€етс€ одной из главных особенностей нашего времени, отличающих его от более ранних эпох. –иск Ч это скорее выбор, нежели жребий. ƒействи€, которые мы должны предприн€ть в зависимости от имеющейс€ у нас свободы выбора, Ч вот что такое риск на самом деле. „тобы судить о том, насколько современные методы манипулировани€ с риском €вл€ютс€ благом или злом, следует изучить всю историю вопроса с самого начала. ¬ книге рассказываетс€ о пле€де мысли≠телей, чь€ замечательна€ проницательность помогает нам научитьс€ ставить бу≠дущее на службу насто€щему. ѕоказав миру, как надо понимать и измер€ть риск и оценивать его последстви€, они превратили де€тельность в услови€х риска в один из важнейших катализаторов прогресса современного западного общества. »зменение отношени€ к риску, обусловленное их достижени€ми, стимулировало страсть человека к игре и коммерческому риску, способству€ подъему качества жизни и технологическому прогрессу. Ђѕротив боговї Ч одна из редких книг, превращающих ознакомление с наиболее сложными проблемами нашего времени в поистине упоительное чтение.

 нига снабжена подробной библиографией и указател€ми. ѕредназначена как дл€ экономистов, предпринимателей, историков науки, так и дл€ широкого круга читателей.

”ƒ  159.947.2 ЅЅ  88.3

This translation of ЂAGAINST THE GODSї is published by arrangement with John Wiley & Sons, Inc. with the assistance of the British Council/ Publishers Association Russian Translation Scheme

All rights reserved. Published by John Wiley & Sons, Inc.

¬се права защищены. Ћицензионный перевод издани€ на английском

€зыке, выпущенного издательством ЂJohn Wiley & Sons, Inc.ї

© Peter L. Bernstein, 1996

ISBN 5-901028-17-1 (рус.) © «јќ Ђќлимп-Ѕизнесї, перевод

ISBN 0-471-12104-5 (англ.) на русск. €з., оформление, 2000

ќглавление

ќ книге ѕитера Ћ. Ѕернстайна

Ђѕротив богов: ”крощение рискаї.......................................... 7

ќб авторе........................................................................................... 9

ѕредисловие к русскому изданию............................................. 11

ѕредисловие............................................................................... 15

¬ведение........................................................................................... 19

„асть I. ƒо 1200. »стоки....................................................................... 27

√лава 1. ¬етры Ёллады и игра в кости............................................ 29

√лава 2. ѕросто как I, II, III.............................................................. 41

„асть ѕ. 1200-1700. “ыс€ча поразительных фактов...................... 55

√лава 3. »гроки –енессанса............................................................. 57

√лава 4. ‘ранцузские знакомства.............................................. 75

√лава 5. «амечательные идеи замечательного галантерейщика 91

„асть III. 1700-1900. »змерить можно всЄ........................................ 115

√лава 6. Ќужно учитывать природу человека.............................. 117

√лава 7. ¬ поисках практической достоверности......................... 134

√лава 8. ѕредельный закон хаоса.................................................. 154

√лава 9. „еловек с вывихнутыми мозгами.................................... 171

√лава 10. —тручки и риски.............................................................. 191

√лава 11. ‘абрика счасть€............................................................. 206

„асть IV. 1900Ч1960. “уман неопределенности

и поиски точности 213

√лава 12. ћера нашего незнани€................................................... 215

√лава 13. –адикально ина€ иде€.................................................... 233

√лава 14. „еловек, который считал всЄ, кроме калорий.............. 249

√лава 15. —транный случай с безым€нным биржевым маклером... 266

 

„асть V. —тепень убежденности: изучение неопределенности 287

√лава 16. »нвариантность не срабатывает.................................. 289

√лава 17.  онцептуальный патруль............................................. 304

√лава 18. ѕричудлива€ система окольных сделок...................... 324

√лава 19. ¬ ожидании хаоса......................................................... 349

ѕриложени€.................................................................................... 359

ѕримечани€................................................................................. 361

Ѕиблиографи€................................................................................ 373

ѕредметно-тематический указатель............................................. 384

”казатель произведений, упом€нутых в книге......................... 392

»менной указатель........................................................................ 394

 

 

ќ книге ѕитера Ћ. Ѕернстайна Ђѕротив богов: ”крощение рискаї

ѕитер Ѕернстайн вы€вил один из важнейших постулатов совре≠менности: можно избежать р€да негативных последствий того или иного событи€, несмотр€ на то что риск Ч неизменный спутник нашей жизни, использу€ различного рода статистические методы, историко-социологический опыт и математический анализ. ѕодоб≠ными страховыми механизмами могут быть и хеджирование, и ди≠версификаци€, и т.д., что всесторонне описано в свойственной ав≠тору занимательно-публицистической манере на примере изучени€ опыта де€тельности институционального инвестора и анализа бир≠жевой практики.

јвтор в полном объеме раскрыл роль риска в хоз€йственной де€тельности человека, всесторонне охарактеризовал все имеющие≠с€ в арсенале теории веро€тностей методы прогнозировани€ буду≠щего с целью прин€ти€ эффективного решени€, выбор которого минимизирует возможность пессимистического сценари€.

ѕитер Ѕернстайн сумел превратить исследование достаточно сложных проблем в захватывающее и увлекательное чтение, а его книга Ђѕротив богов: ”крощение рискаї должна заслуженно за≠н€ть почетное место в библиотеке любого человека, мало-мальски склонного к анализу проблем текущего времени, его св€зи с про≠шлым и возможным вли€нием на будущее.

». ј. ≈горов,  оммерческий директор CRUDEX OY

 

 

¬ этом уникальном исследовании, посв€щенном роли риска в нашем общест≠ве, ѕитер Ѕернстайн доказывает, что освоение методов оценки риска и контрол€ над ним €вл€етс€ одной из главных особенностей нашего времени, отличающих его от более ранних эпох. Ђѕротив богов: ”крощение рискаї читаетс€ как роман, как хроника замечательных исканий интеллекта, ос≠вободивших человечество от власти оракулов и гадалок с помощью мощных инструментов управлени€ риском. Ёто увлекательное повествование о грече≠ских философах и арабских математиках, о купцах и ученых, игроках и фи≠лософах, известных всему миру интеллектуалах и малоизвестных, но сыг≠равших значительную роль дилетантах, которые способствовали созданию современных методов привлечени€ будущего на службу насто€щему, позво≠ливших сменить беспомощную покорность судьбе активным выбором и при≠н€тием решений.

 огда инвесторы покупают акции, хирурги делают операции, инженеры про≠ектируют мосты, предприниматели начинают новое дело, политики вы≠ставл€ют свои кандидатуры на выборах, риск оказываетс€ их неизменным партнером. ќднако практика показывает, что сегодн€ риска бо€тьс€ не нужно: стратеги€ поведени€ в услови€х риска стала синонимом соревновани€ и использовани€ благопри€тных возможностей.

Ѕернстайн создал замечательные очерки жизни и де€ний таких выдающихс€ интеллектуалов, как ќмар ’ай€м, ѕаскаль и Ѕернулли, Ѕайес и  ейнс, ћаркович и Ёрроу, √аусс, √альтон и фон Ќейман. ¬ свойственной ему зани≠мательной литературной манере он освещает пон€ти€ веро€тности, выбор≠ки, регрессии относительно среднего, теории игр и соотношени€ рационально≠го и иррационального в процессе прин€ти€ решений. ¬ заключительных гла≠вах книги поднимаютс€ важные вопросы о роли компьютеров, соотнесенно≠сти между фактами и субъективными представлени€ми, о роли теории хао≠са и вли€нии развивающихс€ рынков производных ценных бумаг и о возрас≠тающем значении количественных методов. Ђѕротив боговї Ч это одна из редких книг, превращающих ознакомление с наиболее сложными проблемами нашего времени в поистине упоительное чтение.

John Wiley & Sons, Inc.

ќб авторе

 

 

ѕитер Ћ. Ѕернстайн Ч президент созданной в 1973 г. компании Peter L. Bernstein, Inc., предоставл€ющей экономические консуль≠тации институциональным инвесторам и корпораци€м. ќн автор и издатель аналитических обзоров рынка капитала и производствен≠ного сектора экономики ЂEconomics and Portfolio Strategyї, под≠писчиками которых €вл€ютс€ менеджеры и владельцы капиталов, превышающих в совокупности п€ть триллионов долларов. Ѕерн≠стайн был первым редактором выпускаемого с 1974г. ЂThe Journal of Portfolio Managementї, консультантом и членом редколлегии которого состоит до сих пор.

¬ыпускник √арварда и бывший член исследовательского подраз≠делени€ ‘едерального резервного банка Ќью-…орка, Ѕернстайн в годы ¬торой мировой войны был капитаном ¬¬—, приписанным к ”правлению стратегического обеспечени€ ≈вропейского театра во≠енных действий. ¬ 1951 г., успев поработать преподавателем эконо≠мики в ”иль€ме-колледже, а затем п€ть лет в коммерческом банке, он присоединилс€ к имевшей национальную известность консульта≠ционной фирме, где управл€л миллиардными портфел€ми частных и институциональных инвесторов. ¬ течение многих лет Ѕернстайн был адъюнкт-профессором в нью-йоркской Ќовой школе. ќн регу≠л€рно читал лекции в —Ўј и в других странах, опубликовал семь книг по экономике и финансам, а также множество статей в профес≠сиональных и общих издани€х. ѕоследнюю из написанных им книг вы, уважаемый читатель, держите в руках. Ёта книга была впер≠вые опубликована в сент€бре 1996г. издательством ЂJohn Wiley & Sonsї и отмечена двум€ преми€ми: премией Ёдвина √. Ѕуза Ч как наиболее содержательна€ и новаторска€ работа в области управле≠ни€ за 1996 и 1998гг., и премией јртура  елпа, которую јмерикан≠ска€ ассоциаци€ управлени€ риском и страховани€ присудила за выдающийс€ оригинальный вклад в литературу о риске и страхо≠вании. —реди сравнительно недавних книг стоит отметить ЂЌеверо≠€тные источники современной ”олл-стритї (ЂThe Free Pressї, 1992). ¬ 1997г. издательство ЂPrinceton University Pressї опубликовало его совместную работу с ‘абоччи ЂSTREETWISE: The Best of the Jour≠nal of Portfolio Managementї, а в 1998г. издательство ЂWileyї вы≠пустило в свет его совместную работу с ƒамодараном ЂInvestment Managementї.

Ѕернстайн €вл€етс€ почетным попечителем в отставке фонда јссоциации управлени€ инвестици€ми, состо€л членом комитета по внешним св€з€м факультета экономики √арвардского университета и многие годы был управл€ющим и членом финансового комитета ‘онда отставных университетских преподавателей.

¬ мае 1997г. Ќациональна€ ассоциаци€ управлени€ инвести≠ци€ми отметила Ѕернстайна своей высшей наградой Ч за профес≠сиональные достижени€, а в 1998г. она же почтила его присуждае≠мой ежегодно премией имени √рэма и ƒодда Ђ«а выдающиес€ пуб≠ликации в области финансовї.

 

 

ѕредисловие к русскому изданию

я очень рад возможности написать предисловие к рус≠скому изданию моей книги Ђѕротив богов: ”крощение рискаї. ѕеред сегодн€шней –оссией, ставшей на путь глубоких исторических преобразований, открывают≠с€ великолепные перспективы, сопр€женные, однако, с опасност€ми, которые всегда подстерегают общест≠во, переживающее столь радикальные перемены. —овет≠ский режим пал. ¬се больша€ часть хоз€йственной де€тельности протекает вне рамок государственного вмешательства или планировани€, и структура сис≠темы социального страховани€ также претерпела ра≠дикальные изменени€. ћне хотелось бы поразмышл€ть об исторических перспективах драматического россий≠ского опыта в свете основных проблем, затрагиваемых в этой книге.

я намерен говорить в ней главным образом о вли€≠нии риска на функционирование экономики, но должен с самого начала подчеркнуть, что риск пронизывает все стороны нашей жизни: семейные отношени€ и со≠сто€ние здоровь€, полеты на самолете и пребывание в загр€зненной окружающей среде. ќднако главной осо≠бенностью советской системы была организаци€ хо≠з€йственной жизни.

ѕеред ¬торой мировой войной во времена ¬еликой депрессии даже многие консервативно настроенные люди в капиталистических странах не могли не при≠ветствовать достижени€ советской экономики. —ове≠ты сумели избежать страшной трагедии массовой без≠работицы, котора€ охватила весь капиталистический мир. ¬ капиталистических странах рискованные ре≠шени€, прин€тые под вли€нием ошибочных прогнозов, довели уровень безработицы до 25%. «ато в услови€х социализма система всеобъемлющего планировани€ сделала прогнозирование излишним Ч будущее, каза≠лось, было под полным контролем общества. —истема планировани€ породила иллюзию, что как в принципи≠альном плане, так и на практике проблема риска ре≠шена раз и навсегда. Ќе подозрева€ о том, что спуст€ п€тьдес€т лет советска€ экономика развалитс€, эко≠номисты 1930-х годов активно вовлеклись в серьезный анализ и сопоставление достоинств рыночной и пла≠новой экономики.

Ќо планова€ экономика оказалась не в состо€нии реализовать провозглашенные ею принципы, поскольку подчин€лась законам, которых не может избежать ни одно общество. ƒаже самые выдающиес€ специалисты по планированию не в силах предугадать все последст≠ви€ принимаемых ими решений и управл€ть всеми обу≠словленными этими решени€ми событи€ми. –иск не≠устраним. ѕрогнозы, как и в капиталистической эко≠номике, часто бывали неверны, поскольку многие эле≠менты социалистической системы оказались неуправ≠л€емыми. Ќе стоит рассчитывать, что публика всегда будет принимать решени€, согласующиес€ с предвиде≠нием плановиков.   тому же ситуаци€ в стране зави≠сит от своевольных решений иностранных заказчиков, поставщиков и политических лидеров. ƒолжностные лица, преследу€ свои цели, фальсифицировали отчеты плановым органам, потребители нередко не желали покупать то, что было произведено специально дл€ их пользы и удовольстви€, соседние страны погр€зали в соб≠ственных трудност€х, и, что было уж совсем скверно, советские лидеры пошли на огромный риск, создавае≠мый Ђхолодной войнойї. “акого рода проблемы не очень сильно давали о себе знать на заре советской системы, перед ¬торой мировой войной, но они приобрели особое значение, когда экономика достигла более высокого уровн€ развити€ в послевоенные годы.

¬ конечном счете различи€ между двум€ эконо≠мическими системами оказались значительно меньши≠ми, чем предполагали советские лидеры. ѕрогнозирова≠ние будущего важно дл€ любого общества, которому приходитс€ осуществл€ть необратимые инвестиции в капитальные фонды длительного пользовани€, такие, как заводы, электростанции, инфраструктура торгов≠ли и сфера обслуживани€. Ќо в любой экономической си≠стеме нам не дано знать будущее, а значит, ошибки в прогнозах неизбежны. Ёто означает, что руководи≠тели √осплана принимали решени€ с ровно такой же надеждой на успех, что и руководители капиталисти≠ческих корпораций, например General Electric или Royal Dutch, только масштаб ошибок оказалс€ намного боль≠шим. ѕрофессор „икагского университета ‘рэнк Ќайт, один из героев этой книги, с которым вы познакомитесь в главе 13, хорошо сформулировал проблему: Ђ¬ экономи≠ке проблема неопределенности неизбежна, потому что сам экономический процесс нацелен в будущееї.

—оветские специалисты по планированию были убеж≠дены в преимуществах своего подхода, словно не замеча€ двух важных обсто€тельств. ¬о-первых, как € уже от≠метил выше, принимаемые ими решени€ были столь же рискованными, как и в капиталистической экономике, поскольку и они не имели возможности контролировать все последстви€. ¬о-вторых, плановики были лишены сигналов об избытке или дефиците товаров, источни≠ком которых в рыночной экономике €вл€етс€ система свободных цен. ¬ольные цены Ч это сама€ надежна€ основа хоз€йственных решений, какие когда-либо изоб≠ретал человек, хот€ даже свободно мен€ющиес€ цены могут при случае ввести в заблуждение и исказить истинное положение дел.

ѕри —оветах, когда конформизм был нормой поведе≠ни€, человек, готовый рисковать, чаще рассматривалс€ как враг, а не как главный источник развити€ и сози≠дани€. ¬ рамках капиталистической системы люди осознают неизбежность риска. ќни идут на риск про≠игрыша, потому что система открывает им возмож≠ность выигрыша.  апиталистическа€ система смогла добитьс€ высоких показателей экономического роста и роста жизненного уровн€ благодар€ щедрому возна≠граждению людей, принимающих на себ€ долгосрочный риск. Ќесмотр€ на значительные колебани€ уровн€ за≠н€тости и не столь всеобъемлющую систему социаль≠ного страховани€, можно наде€тьс€, хот€ и нет ника≠ких гарантий, что така€ система превзойдет плано≠вую экономику.

Ёта книга посв€щена двум основным темам. ѕрежде всего, € рассказываю о том, что наиболее характерной чертой нашего времени, отличающей его от тыс€челе≠тий далекого прошлого, €вл€ютс€ настойчивые усили€ установить контроль над факторами риска и неопре≠деленности. ¬еликолепна мысль, что мы можем быть хоз€евами своей судьбы. ј втора€ тема заключаетс€ в предостережении: эта вдохновл€юща€ мысль не должна нас ослепл€ть. ¬еликий английский философ XVII века ƒжон Ћокк писал: Ђ...по воле Ѕожьей мы вынуждены до≠вольствоватьс€ только, позволю себе сказать, полумра≠ком веро€тности...ї. Ќикогда наше будущее не будет вы≠свечено €рким солнечным светом. ѕринима€ решени€, нужно помнить об этом.

ѕитер Ћ. Ѕернстайн, март 2000 г.

ѕредисловие

 

ѕредложение написать эту книгу исходило от по≠койного Ёрвина √ликса, тогдашнего президента Ђ—вободной прессыї. Ёрвин был человеком, излу≠чавшим чрезвычайно убедительную энергию и оба≠€ние. ’от€ он считал, что мой богатый опыт специ≠алиста по инвестици€м гарантирует достаточную квалификацию дл€ решени€ поставленной им за≠дачи, очень скоро стало €сно, что, как € и опасал≠с€, начало и конец риска не ограничиваютс€ сте≠нами Ќью-…оркской фондовой биржи.

Ќеобъ€тность предмета обескураживала. –иск св€зан с наиболее сложными аспектами психоло≠гии, математики, статистики и истории. Ћитера≠тура о нем оказалась необозримой, а газетные за≠головки приносили всЄ новые интересные сообще≠ни€. ћне пришлось стать разборчивым. ƒумаю, что отсутствие кое-какого важного материала €вл€етс€ скорее результатом моего осознанного решени€, чем недосмотра.

Ќа этот раз € оказалс€ в значительно большей зависимости от других людей, чем при написании прежних книг. —тарые друзь€, так же как и многие ранее незнакомые представители широкого круга разных профессий, оказали мне неоценимую по≠мощь своими критическими и конструктивными предложени€ми. ¬ этом случае множество точек зрени€ оказалось поистине благотворным. ћо€ бла≠годарность всем им безгранична. Ѕез них эта книга вообще не по€вилась бы.

ќбычно выражени€ благодарности супругам и из≠дател€м помещают в конце предислови€, но сейчас мне хотелось бы начать именно с них, они этого за≠служивают.

Ѕарбаре, моей жене и партнеру по бизнесу, при≠надлежат бесчисленные творческие идеи и конструк≠тивные критические замечани€ Ч все это сущест≠венно продвигало работу, и едва ли в книге найдет≠с€ страница, не несуща€ отпечаток ее вли€ни€. ƒо≠бавлю еще, что, если бы не ее способность вносить пор€док и систематичность во все, что мы делаем, мен€ бы, скорее всего, просто захлестнул хаос.

ћайлс “омпсон из ЂJohn Wiley & Sonsї сыграл чрезвычайно важную роль в создании книги. ћне выпала несомненна€ удача Ч выслушивать его ре≠дакторские замечани€ и следовать его вдохновен≠ным и профессиональным советам.  оллеги ћайлса по издательству оказывали мне всевозможную по≠мощь на прот€жении всей работы. ¬ыполненна€ Ёвереттом —имсом перепечатка рукописи, его мас≠терское умение освободить текст от всего лишнего, не повредив содержанию, помогли мне разобратьс€ в путанице материала.

Ќе многие, оказыва€ помощь, выход€т далеко за пределы своего профессионального долга. я хо≠чу выразить особую признательность ѕитеру ƒай-ерти за множество бесценных замечаний и пред≠ложений. ћарк  рицман был моим неустанным лоцманом на мел€х математики и статистики. –и≠чард –огальски и его коллеги из Ѕиблиотеки Ѕар-кера в ƒартмуте щедро снабжали мен€ нужной ли≠тературой, чем сэкономили мне массу времени; неизменна€ приветливость –ичарда и посто€нна€ готовность помочь сделали работу с ним насто€≠щим удовольствием. ћартин Ћейбович предоста≠вил чрезвычайно ценный материал, который обо≠гатил содержание книги. –ичард и Ёдит —илла про€вили себ€ неутомимыми исследовател€ми на самых сложных этапах работы. —тэнли  огельман помог бесценными консультаци€ми, касающимис€ анализа веро€тностных методов. Ћеора  лаппер оказалась идеальным помощником в моих иссле≠довани€х: неутомимым, вдохновенным, скрупу≠лезным и исполнительным.

ћолли Ѕейкер, ѕитер Ѕродски, –оберт ‘ергю-сон, –ичард √ейст и ”иль€м Ћи были столь любез≠ны, что прочли отдельные части первоначальной версии рукописи. ќни дали мне необходимый стар≠товый толчок, чтобы превратить сырой набросок в законченный материал.

—ледующие лица также внесли большой вклад в мою работу и заслужили мою глубокую благо≠дарность:  еннет Ёрроу, ƒжилберт Ѕассет, ”иль€м Ѕомол, «алман Ѕернстайн, ƒорис Ѕаллард, ѕол ƒэвидсон, ƒональд ƒьюи, ƒэвид ƒаренд, Ѕарбара ‘отинатос, ƒжеймс ‘резер, √рэг ’аит, –оджер ’ертог, ¬иктор ’ьюи, Ѕертран ƒжакуиллат, ƒэни≠ел  анеман, ћэри  ентурис, ћарио Ћазерна, ƒин ЋеЅарон, ћишель Ћи, √арри ћаркович, ћортон ћайерс, ƒжеймс Ќоррис, “одд ѕетцель, ѕол —аму-эльсон, –оберт Ўиллер, „арлз —митсон, –оберт —о-лоу, ћейр —тетмен, ћарта —тил, –ичард “алер, ƒжеймс “инсли, ‘рэнк “рэйнер, Ёймос “верски (Ёймос “верски, сыгравший важную роль в написании глав 16 и 17, скоропостижно скончалс€ пр€мо перед сдачей книги в печать) и ћарина фон Ќ. ¬итман.

¬осемь человек великодушно вз€ли на себ€ труд прочесть рукопись целиком и сделали много полез≠ных и ценных критических замечаний.  аждый из них внес свой вклад в улучшение стил€ и содержа≠ни€, но не они отвечают за ее недостатки. Ёто “ео≠дор јронсон, ѕитер Ѕродски, ƒжей Ёлайсберг, –о≠берт ’ейлбронер, ѕитер  индер, „арлз  индлебер-гер, ћарк  рицман и —тивен —тиглер.

я заканчиваю выражением благодарности моим покойным родител€м, јллену ћ. Ѕернстаину и »рме Ћ. ƒэвис, которым € об€зан энтузиазмом, сделав≠шим возможным создание этой книги.

ѕитер Ћ. Ѕернстайн

 

 

ѕосв€щаетс€ ѕитеру Ѕродски

¬ведение

 

 

„то отдел€ет тыс€чи лет истории от того, что мы называем совре≠менностью? ќтвет на этот вопрос отнюдь не исчерпываетс€ указани≠ем на развитие науки, технологии, капитализма и демократии.

ƒалекое прошлое изобиловало блистательными учеными, мате≠матиками, изобретател€ми, политическими философами. «а сотни лет до –ождества ’ристова были составлены карты звездного неба, построена знаменита€ јлександрийска€ библиотека, придумана ев≠клидова геометри€. ¬оенные нужды требовали технических нов≠шеств столь же ненасытно, как и ныне. ”голь, нефть, железо и медь служили люд€м в течение тыс€челетий, а путешестви€ и св€≠зи отмечены с самого начала писаной истории.

ќтличительной чертой нашего времени, определ€ющей границу Ќового времени, €вл€етс€ овладение стратегией поведени€ в услови≠€х риска, базирующейс€ на понимании того, что будущее Ч это не просто прихоть богов и что люди не бессильны перед природой. ѕока человечество не перешло через эту границу, будущее остава≠лось зеркалом прошлого или мрачной вотчиной оракулов и пред≠сказателей, монополизировавших знани€ об ожидаемых событи€х.

¬ этой книге рассказана истори€ о пле€де мыслителей, чь€ заме≠чательна€ проницательность помогает нам научитьс€ ставить буду≠щее на службу насто€щему. ѕоказав миру, как надо понимать риск, измер€ть его и оценивать его последстви€, они превратили де€тель≠ность в услови€х риска в один из важнейших катализаторов про≠гресса современного западного общества. ѕодобно ѕрометею, они бросили вызов богам и осветили мрак, чтобы обуздать враждебность будущего. »х достижени€ изменили отношение к риску и направили страсть человека к игре и обогащению в русло экономического роста, подъема качества жизни и технологического прогресса.

¬ы€вив разумные основани€ дл€ оптимизации поведени€ в ус≠лови€х риска, эти первопроходцы бросили в западную культуру те дрожжи, которые дали мощный толчок развитию науки и пред≠приимчивости, создали современный мир скоростей, могущества, быстродействующих коммуникаций и финансовых хитросплете≠ний. »х открыти€ относительно природы риска, искусства и науки выбора легли в основу нашей современной рыночной экономики, к которой стрем€тс€ присоединитьс€ народы всего мира. ѕри всех своих проблемах и ловушках свободна€ экономика, сердцевиной ко≠торой €вл€етс€ выбор, прин€тие решений, привела человечество к невиданному повышению уровн€ жизни.

—пособность предвидеть возможные варианты будущего и выби≠рать между альтернативными решени€ми лежит в основе современ≠ных сообществ. ƒе€тельность в услови€х риска заставл€ет нас при≠нимать множество решений Ч от распределени€ богатства до охра≠ны здоровь€ населени€, от ведени€ войны до планировани€ семьи, от определени€ размеров страховых выплат до использовани€ при≠стежных ремней, от выращивани€ зерна до продажи кукурузных хлопьев.

¬ прежние времена в сельском хоз€йстве и промышленности, в управлении бизнесом и средствах св€зи использовались очень про≠стые инструменты. ќни часто отказывали, но дл€ ремонта не тре≠бовались сварщики, электрики, компьютерщики, консультанты в области бухгалтерии и капиталовложений. Ќеудача в одной облас≠ти редко оказывала пр€мое вли€ние на положение в другой. —ей≠час мы в нашей де€тельности используем крайне сложные инстру≠менты, и любой срыв может обернутьс€ катастрофой с далеко идущими последстви€ми. ћы вынуждены посто€нно опиратьс€ на оценку веро€тностей неполадок и ошибок. Ѕез использовани€ тео≠рии веро€тностей и других инструментов управлени€ риском ин≠женеры не смогли бы строить огромные мосты через самые широ≠кие реки, дома до сих пор отапливались бы каминами или печами, электростанции не существовали бы, полиомиелит продолжал бы калечить наших детей, самолеты не летали бы, а о космических полетах можно было бы только мечтать, ≈сли бы не было множества видов страховки, смерть кормильца обрекала бы многие моло≠дые семьи на голод и нищету, еще большее число людей не смогли бы пользоватьс€ услугами здравоохранени€ и только немногие бо≠гачи были бы в состо€нии содержать собственный дом. ≈сли бы фермеры не могли весной фиксировать цены на будущий урожай, они бы выращивали всего намного меньше, чем сегодн€.

≈сли бы у нас не было эффективных рынков капитала, позво≠л€ющих владельцам сбережений диверсифицировать риск вложе≠ний, если бы инвесторы имели возможность владеть акци€ми только одной компании (как было на заре капитализма), не смогли бы возникнуть такие крупные передовые предпри€ти€, определ€ющие экономику нашего времени, как Microsoft, Merck, DuPont, Alcoa, Boeing, McDonald's. —пособность управл€ть риском и вместе с тем вкус к риску, к расчетливому выбору €вл€ютс€ ключевыми эле≠ментами той энергии, котора€ обеспечивает прогресс экономики.

”ченый, сконструировавший ракету Ђ—атурн-5ї, котора€ доставила первый корабль Ђјполлонї на Ћуну, так сформулировал эту же мысль: Ђ¬ам нужны клапаны, не до≠пускающие утечки, и вы вс€чески пытаетесь создать такой клапан. Ќо в реальном мире все клапаны подтекают. ѕриходитс€ определ€ть, кака€ утечка будет не смер≠тельнойї. (»з некролога јртура –удольфа, ЂThe New York Timesї, January 3, 1996.)

—овременна€ концепци€ риска базируетс€ на индо-арабской си≠стеме счислени€, котора€ стала известна на «ападе семь или во≠семь столетий назад. ќднако серьезное изучение проблем, св€зан≠ных с риском, началось только во времена –енессанса, когда люди освободились от многих запретов и подвергли сомнению многове≠ковые застывшие веровани€. Ёто было врем€, когда основные гео≠графические открыти€ уже были совершены и земные ресурсы стали интенсивно эксплуатироватьс€, врем€ религиозных смут, за≠рождени€ капитализма и решительного поворота к научному по≠стижению мира и устремленности в будущее.

¬ 1654 году, когда –енессанс был в полном расцвете, шевалье де ћере, французский аристократ, в равной степени увлекавшийс€ азарт≠ной игрой и математикой, предложил знаменитому французскому ма≠тематику ¬лезу ѕаскалю решить головоломную задачу. ќн поставил вопрос, как разделить между двум€ игроками банк в неоконченной азартной игре, если один из игроков в этот момент выигрывает. ћа≠тематикам была уже известна эта задача, которую сформулировал лет за двести до этого монах Ћука ѕацциоли, знаменитый тем, что привлек внимание тогдашних дельцов к двойной бухгалтерии и обу≠чил таблице умножени€ Ћеонардо да ¬инчи. ѕаскаль обратилс€ за помощью к ѕьеру де ‘ерма, адвокату и блест€щему математику. –езультат их сотрудничества произвел в интеллектуальном мире эф≠фект разорвавшейс€ бомбы. —лучилось так, что анализ распространенной в XVII веке игры (Trivial Pursuit) привел к открытию теории веро€тностей, ставшей математической основой теории риска.

ѕолученное решение головоломки ѕацциоли означало, что чело≠век впервые смог в ситуации с неоднозначно определенным исходом принимать решени€ и предвидеть будущее с помощью чисел. ¬ —ред≠невековье и ƒревнем мире, так же как в первобытных и земледель≠ческих обществах, люди, сталкива€сь с проблемой выбора, прини≠мали решени€ без четкого понимани€ риска, или природы прин€ти€ решени€. —егодн€ мы меньше, чем люди прошлого, полагаемс€ на суевери€ и традиции не потому, что стали умнее, а потому, что наше понимание риска позвол€ет принимать решени€, использу€ рацио≠нальные методы.

 огда ѕаскаль и ‘ерма осуществили свой прорыв в таинствен≠ный мир веро€тности, общество переживало могучую волну ново≠введений и исследований.   1654 году шарообразность «емли стала установленным фактом, было открыто множество новых земель, по≠рох обращал в пыль средневековые замки, книгопечатание с исполь≠зованием наборного шрифта перестало быть новшеством, художники научились пользоватьс€ перспективой, ≈вропа богатела и јмстер≠дамска€ фондова€ биржа процветала. Ќесколькими годами раньше, в 1630 году, знаменита€ дута€ √олландска€ тюльпанна€ компани€ прогорела в результате выпуска опционов, очень напоминающих со≠временные финансовые инструменты.

—ледствием такого развити€ событий было изгнание мистицизма.   этому времени ћартин Ћютер обнародовал свои тезисы и в изоб≠ражени€х —в€той “роицы и св€тых перестали писать нимбы. ”иль≠€м √арвей открыл систему кровообращени€, что опровергло меди≠цинские воззрени€ древних, а –ембрандт создал картину Ђ”рок ана≠томииї, поражающую безнадежным холодом белого обнаженного человеческого тела. ¬ этих услови€х кто-нибудь должен был разра≠ботать теорию веро€тностей, даже если бы шевалье де ћере не оза≠дачил ѕаскал€ своей головоломкой.

Ўли годы, математики превратили теорию веро€тностей из забавы игроков в могучий инструмент обработки, интерпретации и использо≠вани€ информации. ¬ услови€х, когда остроумные идеи громоздились одна на другую, развитие количественных методов анализа риска, подтолкнувших наступление Ќового времени, стало неудержимым.

  1725 году математики уже соревновались друг с другом в со≠ставлении таблиц ожидаемой продолжительности жизни, а британ≠ское правительство дл€ пополнени€ бюджета продавало права на по≠жизненную ренту.   середине XVIII века в Ћондоне уже вовсю велись операции по страхованию мореплавани€.

¬ 1703 году √отфрид фон Ћейбниц в письме к швейцарскому ма≠тематику якобу Ѕернулли заметил, что Ђприрода установила шаб≠лоны, имеющие причиной повтор€емость событий, но только в боль≠шинстве случаевї1. Ёто замечание подтолкнуло Ѕернулли к откры≠тию закона больших чисел и разработке методов статистической выборки, получивших широкое применение в столь разных обла≠ст€х, как опросы общественного мнени€, дегустаци€ вин, управле≠ние складскими запасами и тестирование новых лекарств2). «аме≠чание Ћейбница Ч Ђно только в большинстве случаевї Ч оказа≠лось более глубоким, нежели он мог предполагать, потому что ука≠зывало на огромную роль риска: не будь риска, все было бы пред≠определено и в мире, где каждое событие идентично предшеству≠ющему, даже изменени€ были бы невозможны.

¬ 1730 году јбрахам де ћуавр установил форму нормального рас≠пределени€, известного как колоколообразна€ крива€, и ввел пон€тие среднего квадратичного отклонени€. ќба эти пон€ти€ привели к ши≠рокоизвестному закону о среднем и €вл€ютс€ важнейшими ингреди≠ентами современной техники исчислени€ риска. ¬осемь лет спуст€ ƒаниил Ѕернулли, плем€нник якоба и тоже выдающийс€ математик, впервые описал процесс выбора и прин€ти€ решений. » что еще важ≠нее, он высказал мысль, что удовлетворение от любого малого при≠ращени€ богатства Ђбудет обратно пропорционально количеству уже имеющегос€ добраї. Ёто внешне простодушное утверждение Ѕернул≠ли объ€снило, почему царь ћидас был несчастлив, почему люди нео≠хотно идут на риск и почему нужно снизить цены, чтобы убедить лю≠дей покупать большее количество товара. — тех пор закон Ѕернулли остаетс€ главной парадигмой рационального поведени€ и стал осно≠вой современных принципов управлени€ инвестици€ми.

ѕочти через сто лет после сотрудничества ѕаскал€ и ‘ерма диссидентствующий английский св€щенник по имени “омас Ѕайес осуществил впечатл€ющий прорыв в статистике, продемонстриро≠вав, как можно повысить качество решений на основе математи≠ческой обработки сочетани€ новой и старой информации. “еорема Ѕайеса рассматривает часто встречающуюс€ ситуацию, когда мы име≠ем интуитивное суждение о веро€тности некоторого событи€ и хотим пон€ть, как это суждение должно изменитьс€ после того, как со≠бытие произошло.

 

¬ главе 7 подробно описываютс€ достижени€ якоба Ѕернулли. «акон больших чи≠сел, по существу, утверждает, что различие между средними значени€ми величин, наблюдаемыми в выборке, и истинным средним значением по всей совокупности бу≠дет уменьшатьс€ при увеличении объема выборки.

ћежду 1654-м и 1760 годами были разработаны все средства, используемые нами сегодн€ в управлении риском при анализе ре≠шений и выборе системы поведени€, от строго рационального под≠хода теории игр до хитросплетений теории хаоса. «а пределами этого периода оказались только два важных открыти€.

¬ 1875 году ‘рэнсис √альтон, двоюродный брат „арлза ƒарви≠на и математик-дилетант, открыл регрессию, или возврат к сред≠нему, объ€снившую, почему взлет предшествует падению, а конту≠ры туч подбиты серебристым си€нием. ѕринима€ любое решение, базирующеес€ на предположении, что все вернетс€ к Ђнормеї, мы используем пон€тие регрессии к среднему значению.

¬ 1952 году нобелевский лауреат √арри ћаркович (Markowitz), тог≠да еще молодой аспирант, изучавший исследование операций в „икаг≠ском университете, использу€ математические методы, объ€снил, по≠чему неразумно помещать все €йца в одну корзину и почему инвестор, вкладывающий деньги в разные предпри€ти€, может спать сравни≠тельно спокойно. Ёто открытие положило начало интеллектуальному направлению, которое революционизировало ”олл-стрит, финансовое управление в корпораци€х и процессы прин€ти€ деловых решений по всему миру. ѕоследстви€ этого открыти€ ощутимы и сегодн€.

 

»стори€, которую мне предстоит рассказать, отмечена посто€н≠ным спором между теми, кто утверждает, что лучшие решени€ ос≠новываютс€ на квантификации и числах, определенных на основе анализа уже происшедших событий, и теми, чьи решени€ в боль≠шей степени базируютс€ на субъективных представлени€х о не€с≠ном будущего. Ётот спор не разрешен и поныне.

¬опрос заключаетс€ в том, насколько прошлое определ€ет бу≠дущее. ћы не можем вычислить будущее, потому что оно неизвес≠тно, но мы научились использовать числа дл€ понимани€ того, что произошло в прошлом. “ак до какой степени можно наде€тьс€, что ход событий в будущем будет соответствовать тому, что было в прошлом? „то важнее в ситуаци€х риска Ч факты, как мы их ви≠дим, или наше субъективное представление о том, что скрываетс€ за завесой времени? явл€етс€ ли управление риском наукой или искусством? ћожем ли мы хот€ бы примерно определить, где на≠ходитс€ граница между этими двум€ подходами?

ћожно построить математическую модель, котора€ покажетс€ объ€сн€ющей все трудности. Ќо когда мы столкнемс€ с повседневной жизнью, с посто€нным потоком проб и ошибок, неоднознач≠ность фактов и напор страстей могут перечеркнуть модель в считан≠ные минуты. ѕокойный ‘ишер Ѕлэк (Black), один из пионеров со≠временной теории финансов, который бросил ћассачусетский тех≠нологический институт (ћ“») ради ”олл-стрит, говорил: Ђ–ынки выгл€д€т гораздо менее рациональными и упор€доченными с бере≠гов √удзона, нежели с берегов реки „арлиї2.

—о временем противопоставление квантификации, основанной на наблюдени€х за прошедшими событи€ми, субъективной оценке бу≠дущего приобрело куда большее значение. —овременный математи≠ческий аппарат управлени€ риском содержит семена дегуманизации и саморазрушени€. Ќобелевский лауреат  еннет Ёрроу (Arrow) пре≠достерегал: ЂЌаши знани€ о ходе дел в обществе и в природе тонут в тумане неопределенности. ¬ера в определенность <...> бывала при≠чиной многих бедї3. ќсвобожда€сь от прошлого, мы можем стать ра≠бами новой религии, убеждений столь же неправомерных, ограни≠ченных и произвольных, как и старые предрассудки.

Ќаша жизнь св€зана с числами, но иногда мы забываем, что числа Ч всего лишь инструмент. ” них нет души; они могут превра≠титьс€ в идолов. ћногие из наших наиболее взвешенных решений получены с помощью компьютеров Ч этих хитроумных созданий рук человеческих, пожирающих числа, как ненасытные чудовища, и настойчиво требующих, чтобы им скармливали все большее ко≠личество двоичных символов, которые они грызут, переваривают и выплевывают обратно.

„тобы судить о том, €вл€ютс€ ли современные методы управ≠лени€ риском благом или злом, нужно изучить историю вопроса с самого начала. ћы должны знать, почему люди в прошлом ста≠рались Ч или не старались Ч приручить риск, как они подходили к проблеме, какие типы мышлени€ и €зыка возникли из их опыта и как их усили€, взаимодейству€ с другими событи€ми, большими и малыми, вли€ли на развитие культуры. “акой подход приведет нас к более глубокому пониманию того, что есть и что нас ждет впереди.

ћы будем часто обращатьс€ к случайным играм, закономерности которых важны не только дл€ понимани€ игры в рулетку. —амые изысканные концепции управлени€ риском и прин€ти€ решений возникли в результате анализа наиболее примитивных игр. Ќе нужно быть игроком или даже инвестором, чтобы заметить, что игры или инвестиции св€заны с риском.

»гра в кости и рулетка, так же как рынки акций и облигаций, €вл€ютс€ природными лаборатори€ми дл€ изучени€ риска, потому что они легко квантифицируемы; их €зык Ч это €зык чисел. ќни могут многое рассказать нам о нас самих.  огда мы, затаив дыха≠ние, следим за маленьким белым шариком, бегущим по вращающе≠мус€ колесу рулетки, или звоним своему брокеру, чтобы он купил или продал какие-то акции, наше сердце колотитс€ в унисон с чис≠лами. » так всегда, когда исход дела зависит от случа€.

—лово Ђрискї происходит от староиталь€нского risicare, означа≠ющего 'отваживатьс€'. ¬ этом смысле риск Ч это скорее выбор, не≠жели жребий. ƒействи€, которые мы готовы предприн€ть, что пред≠полагает наличие у нас свободы выбора, Ч вот что такое риск на са≠мом деле. ј еще эта истори€ помогает пон€ть, что же это значит Ч быть человеком.

 


 

√лава 1

¬етры Ёллады и игра в кости

ѕочему стратеги€ риска €вл€етс€ исключительно современ≠ным пон€тием? ѕочему должны были пройти тыс€челети€, прежде чем добравшеес€ до –енессанса человечество смогло пробитьс€ через барьеры, сто€щие на пути измерени€ риска и кон≠трол€ над ним?

ќтветить на этот вопрос нелегко. ћы начнем с главного. — са≠мого начала писаной истории игра, эта квинтэссенци€ риска, была попул€рным развлечением, а частенько и пагубным пристрастием многих людей. »менно загадки азартной игры, а не глобальные вопросы о природе капитализма или проникновении в тайны гр€≠дущего подвигли ѕаскал€ и ‘ерма на революционный прорыв в сферу веро€тностных закономерностей. ƒо этого момента на про≠т€жении всей истории люди заключали пари и играли в азартные игры, не использу€ известной нам системы оценки шансов выиг≠рыша или проигрыша. ¬ыбор стратегии игры носил исключитель≠но интуитивный характер и не направл€лс€ никакими предписа≠ни€ми теории.

¬ игре человек всегда склонен к безрассудству, поскольку она ставит его лицом к лицу с судьбой, никому не открывающей своих намерений. ћы вв€зываемс€ в эту бескомпромиссную битву, пото≠му что верим, что у нас есть могучий союзник Ч госпожа ”дача, котора€ непременно вмешаетс€ в наши отношени€ с судьбой и принесет победу. јдам —мит, тонкий знаток человеческой приро≠ды, определ€л мотивацию игрока как Ђсвойственную большинству людей самонаде€нную переоценку своих способностей и абсурдную веру в свою счастливую звездуї1. —ледует отметить, что —мит, хот€ и отдавал себе отчет в том, что человеческа€ предрасположенность к риску способствует экономическому прогрессу, высказал опасе≠ние, что общество может пострадать, если эта склонность перейдет разумные границы. ѕоэтому он осторожно балансировал на грани морализирующих предостережений касательно пользы свободного рынка. —пуст€ сто шестьдес€т лет ему вторил другой великий анг≠лийский экономист ƒжон ћейнард  ейнс (Keynes): Ђ≈сли основой развити€ страны становитс€ прибыль от казино, пиши пропалої2.

ќднако жизнь была бы скучна, если бы люд€м недоставало сме≠лости и веры в свою звезду.  ейнс допускал, что Ђесли бы челове≠ку по его природе не свойственно было искушение испытать свой шанс... то на долю одного лишь холодного расчета пришлось бы не так уж много инвестицийї3. Ќикто не рискует в ожидании проиг≠рыша.  огда —оветы с помощью декретов и государственных пла≠нов пытаютс€ лишить неопределенность права на существование, они подрывают основы социального и экономического прогресса.

 

»гра приковывала к себе человечество в течение тыс€челетий. ќна завлекала всех Ч и отбросы общества, и наиболее респекта≠бельные его слои.

ѕока ’ристос страдал на кресте, легионеры ѕонти€ ѕилата разыгрывали в кости его одежду. –имского императора ћарка јв≠рели€ посто€нно сопровождал личный крупье. √раф —эндвич, что≠бы еда не отвлекала его от игорного стола, придумал закуску, ко≠тора€ теперь носит его им€. ƒжордж ¬ашингтон во времена аме≠риканской революции держал в своей палатке кучу игр4. »гра ста≠ла синонимом ƒикого «апада. » Ђ”дача Ч наша леди в эту ночьї (ЂLuck Be a Lady Tonightї) стал одним из самых запоминающихс€ номеров в мюзикле Ђѕарни и куколкиї (ЂGuys and Dollsї) об азарт≠ном игроке и превратност€х игры.

ƒревнейшей известной нам игрой был вид игры в кости, в ко≠торой использовали таранную кость или бабки5. ƒревний предок современной игральной кости представл€л собой кубической формы кость, вз€тую из лодыжки овцы или олен€, плотную и без костно≠го мозга, достаточно прочную, чтобы не ломатьс€ при бросках. Ёти кости были найдены при археологических раскопках во многих странах. ¬ египетских гробницах обнаружены изображени€ игры в бабки, датируемые 3500 годом до –ождества ’ристова, а на гре≠ческих вазах встречаютс€ изображени€ молодых людей, бросающих кости в круг. ’от€ в ƒревнем ≈гипте азартные игры преследовались и игроков заставл€ли тесать камни дл€ пирамид, результаты рас≠копок свидетельствуют, что игрой в кости (кстати, со смещенным центром т€жести) не пренебрегали и фараоны. јмериканский крепе ведет свое происхождение от разных игр в кости, занесенных в ≈в≠ропу крестоносцами. Ёти игры обычно назывались у нас Ђhazardї от al zahr, арабского названи€ бабок(ќткуда и русское Ђазартї. Ч ѕримеч. науч. редактора.).

 

 арточные игры впервые по€вились в јзии, до этого карты ис≠пользовались дл€ гадани€. ¬ ≈вропе они получили распространение после изобретени€ книгопечатани€. —начала карты были большими и квадратными, с пустыми уголками.  артинки (валеты, дамы и ко≠роли) печатались только в одной ориентации, а не в двух, как стали делать позже, из-за чего игрокам иногда приходилось переворачи≠вать их вверх головой, что выдавало партнерам наличие на руках картинок.  арты без закругленных уголков облегчали мошенниче≠ство: их можно было слегка загибать, чтобы опознавать лежащие на столе карты.  артинки с двусторонней ориентацией и карты с за≠кругленными уголками вошли в употребление только в XIX веке.

ѕокер, подобно крепсу, €вл€етс€ американской разновидностью одной из ранее распространенных игр и был изобретен только 150 лет тому назад. ƒэвид ’ейано (Ќауапо) описал игру в покер как Ђтай≠ные уловки, изощренную хитрость, просчитанную стратегию, пламен≠ную веру в тайные невидимые силы... ≈е не пон€ть со стороны, это нужно испытать!ї7. —огласно ’ейано, около сорока миллионов аме≠риканцев регул€рно играют в покер и каждый убежден в своей спо≠собности перехитрить партнера.

—амые прит€гательные из всех Ч чисто случайные игры, в кото≠рые играют в казино, распростран€ющихс€ в наши дни подобно лес≠ному пожару в некогда степенном американском обществе. ¬ ЂThe New York Timesї от 25 сент€бр€ 1995 года привод€тс€ сведени€ о превращении азартных игр в самую быстрорастущую отрасль эко≠номики —оединенных Ўтатов с оборотом Ђ40 миллиардов долла≠ров, привлекающую больше клиентов, чем бейсбольные площадки и кинотеатрыї8. ЂThe Timesї приводит утверждение профессора »л-линойсского университета о том, что власти штатов дл€ покрыти€ расходов на социальные службы и судебную систему плат€т по три доллара на каждый доллар, поступающий в бюджет от казино, Ч расчет, который јдам —мит мог бы предсказать.

¬ јйове, например, где до 1985 года не было даже лотереи, к 1995 году насчитывалось дес€ть больших казино плюс ипподром и собачьи бега с круглосуточным тотализатором. ¬ статье указыва≠етс€, что Ђпримерно дев€ть из дес€ти жителей јйовы считают себ€ игрокамиї, 5,4% из них признают, что имеют проблемы, св€занные с игрой, а п€ть лет назад таких было только 1,7%. » это в штате, где еще в 1970 году один католический св€щенник попал в тюрьму за то, что играл в бинго (јзартна€ игра, напоминающа€ лото. Ч ѕримеч. переводчика.). „истейша€ форма al zahr (азарта) €вно владеет нами.

 

—лучайные игры следует отличать от игр, где имеет значение класс игры. ѕринципы рулетки, игры в кости, игрового автомата идентичны, но они только частично объ€сн€ют, что происходит при игре в покер, триктрак или на ипподроме. ¬ некоторых играх ре≠зультат зависит только от случа€; в других на него вли€ет класс игрока. Ўансы Ч веро€тность выигрыша Ч это всЄ, что вам нужно знать дл€ участи€ в случайной игре, но этой информации недоста≠точно, чтобы предугадать, кто выиграет и кто проиграет, если исход игры зависит не только от везени€, но и от класса игры. ¬стречают≠с€ гениальные профессиональные картежники и знатоки ипподро≠ма, но никто не делает прибыльной профессии из игры в кости.

ћногие считают, что биржа мало чем отличаетс€ от казино. явл€етс€ ли выигрыш на бирже результатом сочетани€ умени€ с удачей, или это просто везение? ћы еще вернемс€ к этому вопро≠су в главе 12.

ѕолосы невезени€, как и полосы везени€, встречаютс€ в случай≠ных играх, как, впрочем, и в жизни, довольно часто. »гроки реаги≠руют на них на удивление асимметрично: они апеллируют к закону о среднем в надежде на скорое прекращение полосы невезени€ и вновь апеллируют к нему же, когда хот€т, чтобы полоса везени€ длилась и длилась. «акон о среднем остаетс€ глух к их уповани€м. ѕри игре в кости результат предшествующей серии бросков не дает абсолютно никакой информации о том, что принесет следующий бросок.  арты, монеты, кости и рулетка не имеют пам€ти.

»гроки могут считать, что они став€т на красное или на семерку, но на деле они став€т на хронометр. ѕроигрывающий, тороп€ по≠ворот в игре, склонен короткую серию неудач воспринимать как длинную. ¬ыигрывающий, наде€сь отдалить перемену фортуны, пред≠почитает длинную серию считать короткой. ƒалекие от игровых столов менеджеры страховых компаний часто рассуждают так же. ќни устанавливают размеры страховых взносов так, чтобы покрыть свои убытки в длительной перспективе; но если одновременно случатс€ землетр€сени€, пожары и ураганы, возможна очень болезненна€ ко≠ротка€ полоса. ¬ отличие от игроков страховые компании управл€≠ют капиталом и выдел€ют резервы на случай полосы неудач.

¬рем€ €вл€етс€ важнейшим фактором в игре. –иск и врем€ Ч разные стороны одной медали, потому что, если бы не было завтра, не было бы и риска. ¬рем€ преобразует риск, и природа риска скры≠ваетс€ за его горизонтом: будущее Ч это стол дл€ игры.

–оль времени возрастает, если решени€ необратимы. “ем не ме≠нее такие решени€ часто приходитс€ принимать на основе несовер≠шенной информации. Ќеобратимость посто€нно довлеет над многи≠ми решени€ми: ехать на метро или на такси, строить ли автомо≠бильную фабрику в Ѕразилии, переходить ли на другую работу, объ≠€вл€ть ли войну.

ѕокупа€ сегодн€ акции, мы всегда можем продать их завтра. Ќо что нам делать после возгласа крупье Ђ—тавки сделаны, госпо≠да!ї? „то делать, когда партнер по покеру удваивает ставку? «десь нет пути назад. Ќе следовало ли воздержатьс€ от игры в надежде, что через некоторое врем€ удача повернетс€ к нам лицом и кости л€гут в нашу пользу?

√амлет осуждал колебани€ перед лицом неизвестности, потому что Ђ...решимости природный цвет / ’иреет под налетом мысли бледным, / » начинань€, взнесшиес€ мощно, / —ворачива€ в сто≠рону свой ход, / “ер€ют им€ действи€ї (ѕеревод ћ. Ћозинского. Ч ѕримеч. переводчика.). ќднако, решившись дей≠ствовать, мы тер€ем право переждать до поступлени€ новой ин≠формации. ¬ этом смысле бездействие имеет свою цену. „ем больше степень неопределенности исхода, тем ценнее может оказатьс€ возможность отложить действие на потом. √амлет не прав: колеблю≠щийс€ находитс€ на полпути к цели.

 

ќписыва€ устроение мирового пор€дка, греческа€ мифологи€ использует гигантскую игру в кости дл€ объ€снени€ того, что совре≠менные ученые называют Ѕольшим взрывом. “ри брата разыграли мироздание в кости: «евс выиграл небеса, ѕосейдон Ч море, а про≠игравший јид спустилс€ в ад, став хоз€ином подземного царства.

“еори€ веро€тностей кажетс€ созданной специально дл€ греков, дл€ их склонности к игре, математических способностей, логическо≠го мышлени€ и страсти к доказательствам. ќднако, будучи самым цивилизованным из всех древних народов, они тем не менее не про≠никли в ее пленительные пределы. Ёто удивительно, потому что к то≠му времени это была единственна€ цивилизаци€, относительно сво≠бодна€ от доминировани€ жречества, монополизировавшего св€зь с тайными силами. ÷ивилизаци€, как нам кажетс€, смогла бы разви≠ватьс€ гораздо быстрее, если бы греки предугадали то, что их интел≠лектуальным наследникам Ч люд€м –енессанса Ч удалось открыть через две тыс€чи лет.

ќднако склонные к теоретическому осмыслению мира греки ма≠ло интересовались применением теории к какой бы то ни было тех≠нологии, котора€ могла бы изменить их представлени€ о возможно≠сти воздействовать на будущее.  огда јрхимед изобрел рычаг, он объ€вил, что может сдвинуть «емлю, если найдетс€ соответствую≠ща€ точка опоры, но это его, по-видимому, не очень занимало. ѕо≠вседневна€ жизнь греков, их отношение к ней оставались в основном теми же, что и у их предков, живших за тыс€чи лет до них. ќни охо≠тились, ловили рыбу, се€ли хлеб, рожали детей и использовали тех≠нику строительства, копирующую достижени€ тех, кто строил в меж≠дуречье “игра и ≈вфрата и на берегах Ќила.

ѕоклонение ветрам было единственной формой управлени€ рис≠ком, котора€ привлекала их внимание: поэты и драматурги посто≠€нно воспевали зависимость от ветров и любимые дети приноси≠лись в жертву дл€ их умиротворени€. Ќо самое главное, грекам недоставало системы счислени€, котора€ позволила бы им счи≠тать, вместо того чтобы просто фиксировать результаты своей де≠€тельности9.

я не собираюсь утверждать, что греки не размышл€ли о природе веро€тности. ƒревнегреческое слово zixoq (eihos), которое означает 'правдоподобный' или 'веро€тный', имеет тот же смысл, что и со≠временное пон€тие веро€тности: Ђожидаемое с некоторой степенью определенностиї. —ократ определ€л eixo? как 'правдоподобие' (“очнее было бы сказать Ђистиноподобиеї. Ч ѕримеч. науч. редактора.) 10.

ќпределение —ократа вы€вл€ет весьма серьезную тонкость. ѕравдоподобие Ч не то же самое, что истина. ƒл€ греков исти≠на Ч это то, что можно доказать с помощью логики и аксиом. »х настойчивое требование доказательств противопоставл€ет истину эмпирике эксперимента. Ќапример, в Ђ‘едонеї —иммиас обращает внимание —ократа на то, что Ђпредположение, будто душа пребывает в гармонии, вообще ничем не подтверждено, а остаетс€ только веро€тнымї. јристотель выражает недовольство философами, кото≠рые Ђ...говор€т хоть и правдоподобно... не говор€т, что есть истинаї. ¬ другом месте —ократ предвар€ет јристотел€, когда декларирует, что Ђматематик, который исходит из веро€тности в геометрии, не за≠служивает внимани€ї11. ≈ще пару тыс€ч лет после этого раздумь€ об играх и игра оставались разными видами де€тельности.

—амуил —амбурски (Sambursky), выдающийс€ израильский ис≠торик и философ-науковед, приводит единственный убедительный тезис, который, на мой вкус, объ€сн€ет, почему греки не сделали стратегический шаг дл€ развити€ количественного подхода к веро≠€тности12. ѕровод€ четкое разграничение между истиной и веро€т≠ностью, замечает —амбурски в статье, написанной в 1956 году, греки и не могли усмотреть никакой основательной структуры или гар≠монии в беспор€дочной природе повседневного существовани€. ’от€ јристотель утверждал, что люди должны принимать решени€ на основе Ђжеланий и рассуждений, направленных к какой-либо це≠лиї, он не дал рецептов определени€ веро€тности успешного исхо≠да. √реческие трагедии рассказывают историю за историей о бес≠помощности человека в тисках безликого рока.  огда греки хотели узнать, что может принести им завтрашний день, они обращались не к своим мудрым философам, а к оракулам.

√реки верили, что упор€доченность можно найти только на не≠бесах, где планеты и звезды с неподражаемой регул€рностью по€в≠л€ютс€ в установленных местах.   этой предустановленной гармо≠нии они относились с большим почтением, и их математики интен≠сивно ее изучали. Ќо совершенство небес только подчеркивало несо≠вершенство земного существовани€. Ѕолее того, предсказуемость не≠бесной тверди резко контрастировала и с поведением пребывающих там непосто€нных и глупых богов.

ƒревние еврейские философы-талмудисты смогли подойти к проб≠леме квантификации риска чуть ближе. Ќо и у них мы не обнару≠живаем следов методического подхода к его пониманию. —амбурски цитирует отрывок из “алмуда, где философ объ€сн€ет, что муж мо≠жет развестись с женой в случае прелюбоде€ни€, не наказыва€ ее, но не в случае, если он за€вл€ет, что прелюбоде€ние совершено до заключени€ брака13.

Ђ«десь есть двойное сомнениеї, Ч декларирует “алмуд. ≈сли установлено (непон€тно, как), что невеста взошла на брачное ложе не девственницей, то, с одной стороны, сомнительно, ответствен ли за это сам жених Ч случилось ли это Ђпод ним... или не под нимї.  асательно другой стороны сомнени€ приводитс€ следующий аргумент: Ђ» если ты говоришь, что это случилось под ним, остаетс€ сомнение, было ли это насильно или по ее свободной волеї.  аж≠дый альтернативный ответ на каждый из двух вопросов имеет шансы 50 на 50. — впечатл€ющей статистической точностью фило≠соф заключает, что есть только один шанс из четырех (V2 х i/2), что женщина виновна в совершении прелюбоде€ни€. Ёто означает, что муж не может развестись с ней на этом основании.

 

“рудно избавитьс€ от искушени€ рассматривать промежуток вре≠мени между изобретением игры в кости и открытием веро€тност≠ных законов как историческую случайность. ¬едь и греки, и уче≠ные-талмудисты были так близки к анализу, предприн€тому ѕас≠калем и ‘ерма много столетий спуст€, что недоставало только лег≠кого толчка дл€ следующего шага.

“ем не менее это не случайность. ѕрежде чем наука смогла включить пон€тие риска в культуру, должно было изменитьс€ от≠ношение не к насто€щему, а к будущему.

 о времени –енессанса люди воспринимали будущее как нечто мало отличающеес€ от случайности или как результат беспор€доч≠ных изменений и большую часть решений принимали инстинктив≠но.  огда услови€ жизни так тесно св€заны с природой, мало что остаетс€ под контролем человека. ѕока зависимость от внешнего мира сводит интересы людей к основным функци€м выживани€ Ч рождению детей, выращиванию хлеба, охоте, рыболовству и строи≠тельству жилища, Ч они просто не способны обсуждать услови€, при которых могла бы по€витьс€ возможность вли€ть на послед≠стви€ их решений. ѕока будущее остаетс€ тайной за семью печа≠т€ми, сэкономить не значит заработать.

ѕо крайней мере вплоть до крестовых походов большинство лю≠дей вело довольно монотонную, скудную на неожиданные событи€ жизнь. ”корененные в стабильных социальных структурах, они не очень много внимани€ удел€ли войнам, смене правителей и даже религиозным реформам. »зменени€ погоды волновали их чаще.  ак отметил египтолог √енри ‘ранкфорт, Ђпрошлое и будущее, не вы≠зыва€ особого интереса, были полностью имплицированы в насто≠€щемї14.

Ќесмотр€ на такое отношение к будущему, за столети€, раздел€≠ющие античность и –енессанс, цивилизаци€ продвинулась далеко вперед. Ётому не смогло помешать отсутствие современного взгл€да на риск. » ее (цивилизации) успехи сами по себе не стали доста≠точной мотивацией дл€ побуждени€ людей к исследованию воз≠можностей научного предвидени€.

 

 огда христианское учение получило распространение в запад≠ном мире, вол€ единого Ѕога стала проводником в будущее, заме≠нив мешанину божеств, которым люди поклон€лись с древнейших времен. Ёто привело к серьезному сдвигу в миропонимании: буду≠ща€ жизнь на земле оставалась тайной, но теперь она была пре≠допределена силой, чьи вли€ние и принципы были €сны каждому, кто вз€л на себ€ труд ознакомитьс€ с ними.

— тех пор как представлени€ о будущем стали предметом мора≠ли и веры, оно перестало казатьс€ таким непостижимым, как прежде, но тем не менее еще не позвол€ло строить какие-либо ма≠тематические прогнозы. –анние христиане ограничивались в своих пророчествах тем, что будет в загробной жизни, хот€ и молили Ѕо≠га повли€ть на событи€ в этом мире в свою пользу.

ќднако со временем поиски путей улучшени€ жизни на земле становились все более настойчивыми. ¬ X веке христиане уже пла≠вали на большие рассто€ни€, знакомились с новыми странами и на≠родами, проникались новыми иде€ми. ѕотом начались крестовые походы, которые привели к взрыву интеллектуальной активности. «апад столкнулс€ с империей арабов, созданной в ходе распростра≠нени€ мусульманства и простиравшейс€ на восток до »ндии. ’ристи≠ане с их верой в загробную жизнь встретились с арабами, обладав≠шими несравненно большей интеллектуальной утонченностью, чем незваные пришельцы, €вившиес€ изгнать их со св€той земли.

јрабы после вторжени€ в »ндию познакомились с индийской системой счислени€, котора€ позволила им состыковать интеллекту≠альные достижени€ ¬остока с собственными философскими и науч≠ными исследовани€ми и экспериментами. –езультаты не заставили себ€ ждать, сначала у арабов, затем на «ападе 11.(ѕитер  индер в св€зи с этим обратил мое внимание на иронию исторической судь≠бы. ¬икинги и другие северные народы, сокрушившие цивилизацию –има и унич≠тожившие пам€тники его культуры, в IX веке вновь по€вились на историческом не≠босклоне под именем норманнов, которые в XII веке перенесли на «апад достижени€ арабской культуры (в том числе и заимствовани€ из античности).

 

¬ руках арабов индийские числа превратились в математические инструменты измерени€ в астрономии, навигации и коммерции. Ќовые методы вычислений постепенно вытеснили счеты, которые по≠всеместно, начина€ с «ападного полушари€, где ими пользовались май€, включа€ ≈вропу и вплоть до стран ¬остока и »ндии, в тече≠ние многих веков были единственным средством выполнени€ ариф≠метических расчетов. —лово abacus 'счеты' происходит от греческо≠го слова abax, что означает 'песочный лоток'. ¬нутри этих лотков на песке выкладывались колонки из гальки15. —лово calculate 'счи≠тать' происходит от латинского calculus, что по-латыни означает 'галька'.

ѕрошло свыше п€ти веков, пока нова€ система счислени€ за≠менила примитивные счеты и на место бегающих кост€шек при≠шли вычислени€ на бумаге. ѕисьменные вычислени€ стимулиро≠вали абстрактное мышление, открыв путь развитию неизвестных в прошлом разделов математики. “еперь стали возможны более про≠должительные морские путешестви€, более точное исчисление вре≠мени, более сложна€ архитектура, стали быстрее развиватьс€ про≠изводства. —овременный мир был бы иным, если бы мы всЄ еще считали с помощью I, V, X, L, —, D и ћ или с помощью греческих или еврейских букв вместо цифр.

ќднако перехода к арабским цифрам было недостаточно, чтобы побудить европейцев к радикальному переходу от гадательного к систематическому веро€тностному подходу к будущему, подразу≠мевающему возможность предвидени€ и в определенной степени контрол€ над ним. ƒл€ такого перехода необходимо было дождать≠с€ отказа от убежденности в том, что люди €вл€ютс€ игрушкой в руках судьбы и их будущее предопределено Ѕогом.

–енессанс и –еформаци€ расчистили сцену дл€ изучени€ пробле≠мы риска.  огда в XIV веке мистицизм стал уступать место науке и логике, греческие и римские архитектурные формы начали вытес≠н€ть готику, церковные окна открылись дл€ света, а скульпторы стали изображать твердо сто€щих на земле мужчин и женщин вмес≠то стилизованных бесплотных и невесомых фигур. Ќовые идеи сти≠мулировали изменение характера искусства, усилива€ протестант≠скую реформацию и ослабл€€ господство католической церкви.

–еформаци€ представл€ет собой нечто большее, чем изменение отношений человека с Ѕогом. ќтказ от исповедальни предупреждал человека, что с этого момента он должен прочно сто€ть на собствен≠ных ногах и нести полную ответственность за свои решени€.

Ќо раз уж люди перестали быть заложниками произвола безлич≠ного божества и слепого случа€, они не могли больше сохран€ть пас≠сивность перед лицом неведомого будущего. ’отели они того или нет, им пришлось вз€ть на себ€ решени€, касающиес€ значительно более длинного р€да обсто€тельств и гораздо больших промежутков времени, чем когда-либо прежде. ѕон€ти€ бережливости и воздержа≠ни€, характерные дл€ протестантской этики, свидетельствуют о том, что будущее стало важнее насто€щего. — этим изменением отноше≠ни€ к выбору и решени€м люди постепенно усвоили, что будущее столь же опасно, сколь и благопри€тно, что оно не предопределено и обещает многое. XVI и XVII столети€ были веками географиче≠ских открытий, контактов с новыми странами и новыми общест≠вами, экспериментировани€ в искусстве, поэзии, науке, архитектуре и математике. ќсознание новых возможностей привело к бурному развитию ремесел и торговли, ставшему в свою очередь мощным стимулом дл€ последующих изменений и исследований.  олумб вовсе не собиралс€ в круиз по  арибскому морю, Ч он хотел проложить новый торговый маршрут в »ндию. ¬озможность разбогатеть Ч сильна€ мотиваци€, но мало кому удаетс€ разбогатеть, не вступа€ в азар





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

753 - | 590 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.117 с.