Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕараллельные и одноименные тональности мажора и минора




’от€ исторически оба основных семиступенных лада Ч и мажор, и минор Ч развивались совершенно самосто€тельно, не утрачива€ при этом своих главных специфических признаков, все же между ними имеетс€ и определенное родство: одинаковое количество ступеней, их аналогичное функциональное значение, те же направлени€ ладовых т€готений и т.д. √аммы некоторых сходных разновидностей обоих ладов (например, гармонического мажора и гармонического минора, или мелодического мажора и натурального минора и, наоборот, натурального мажора и мелодического минора), построенные от одного и того же звука, будут звучать почти одинаково, различа€сь только звуком III ступени Ч главным и единственно точным признаком того или иного лада.

“ональности мажора и минора, имеющие одну и ту же (то есть общую дл€ обоих ладов) тонику, называютс€ одноименными.

ќднако наиболее близким родством между собой обладают тональности мажора и минора натуральных видов, если их тоники отсто€т друг от друга на интервал малой терции: мажорна€ при этом всегда должна находитьс€ выше минорной, а минорна€, соответственно, Ч ниже мажорной.

¬ этом случае звуковой состав и, следовательно, ключевые обозначени€ обеих тональностей будут идентичными, измен€тс€ только сами звуки устойчивых и неустойчивых ступеней:

C-dur (натуральный) a-moll (натуральный)

I II III IV IV VI VII I I II III IV V VI VII I

ќбъединив гаммы до мажор и л€ минор в одну восход€щую (или нисход€щую) линию, получим следующий звукор€д, охватывающий обе тональности:

129

A-moll

≈сли же обе натуральные гаммы Ч до мажор и л€ минор Ч исполнить одновременно, то образуетс€ движение параллельными терци€ми (или, при другом расположении звуков, секстами)* [Ёто двухголосие в целом звучит минорно, так как при терцовом движении внизу оказываютс€ звуки гаммы л€ минора, которые в данном случае неизбежно будут восприниматьс€ как основные тоны неполных трезвучий, образуемых на ступен€х минорного лада. «амена терций их обращени€ми Ч секстами Ч в принципе ничего не мен€ет, кроме того, что вместо основных видов трезвучий мы услышим их обращени€ Ч секстаккорды (тоже неполные).]:

130

»менно это обсто€тельство и определило название соотношени€ таких тональностей.

“аким образом, тональности мажора и минора, имеющие в своем натуральном виде общий звуковой состав и одни и те же ключевые знаки альте рации, называютс€ параллельными.

“онические трезвучи€ параллельных тональностей имеют между собой два общих тона, которые в мажоре €вл€ютс€ примой и терцией, а в миноре Ч терцией и квинтой тоники. ќба эти трезвучи€ встречаютс€ не только в Ђсвоейї, но и в параллельной тональности, однако получают там иное функциональное значение: тоника мажора в параллельном миноре €витс€ трезвучием III ступени, а тоника минора в параллельном мажоре окажетс€ трезвучием VI ступени:

131

“ (C-dur)= III (a-moll) t (a-moll) = VI (C-dur)

 

Ёнгармонизм тональностей

 ак и отдельные звуки, интервалы или аккорды, тональности тоже могут быть энгармонически равны между собой.

Ёнгармонически равными €вл€ютс€ тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение и расположенные на одной и той же высоте, но тоники которых (а следовательно, и все остальные звуки при полном сохранении их ступеневого значени€ и соответствующих обозначений) называютс€ по-разному.

¬ принципе люба€ тональность может быть заменена энгармонически равной ей тональностью (например: до мажор = си-диез мажор = ре-дубль-бемоль мажор), но практическое значение это имеет обычно в тех случа€х, когда посредством энгармонизма можно тональность с большим количеством знаков заменить тональностью с меньшим количеством ключевых знаков альтерации. Ќапример:

132 Gis-dur = As-dur

ѕри энгармонических заменах тональностей (как и отдельных звуков) первоначально данные знаки мен€ютс€ на противоположные:

до-диез мажор (Cis-dur) Ч 7 = ре-бемоль мажор (Des-dur) Ч 5 до-бемоль мажор (Ces-dur) Ч 7 = си мажор (H-dur) Ч 5 .

Ћишь у одной пары мажорных (а также параллельных им минорных) тональностей при энгармонической замене диезов на бемоли (или наоборот) количество их остаетс€ неизменным: это тональности фа-диез мажор (Fis-dur), имеющий при ключе 6 диезов, и соль-бемоль мажор (Ges-dur), имеющий при ключе 6 бемолей. »менно в этой точке замыкаетс€ круг построени€ мажорных (и параллельных им минорных) диезных и бемольных тональностей. ƒалее люба€ из них может быть заменена более простой, но уже с другим (меньшим) количеством противоположных знаков альтерации. ѕрактически в музыке используютс€ в основном тональности до семи знаков включительно, хот€ изредка в процессе развити€ музыкального материала Ч при отклонени€х и модул€ци€х Ч встречаютс€ и более сложные (с двойными знаками) тональности, как, например, соль-диез мажор, фа-бемоль мажор, параллельные им миноры и т.д.* [ѕри этом возникающие при ключе дубль-диезы продолжают восход€щий квинтовый диезный р€д, только уже от фа-дубль-диеза, а по€вл€ющиес€ дубль-бемоли Ч нисход€щий квинтовый бемольный р€д, начина€ от си-дубль-бемол€.]

 лючевые обозначени€ этих (и им подобных) тональностей будут выгл€деть так:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 850 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

563 - | 451 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.