Полезно подобрать ряд примеров из практики эффективного внедрения креативных решений городских проблем (в этом могут помочь базы данных, приводимые в Приложениях).
Ещё лучше уговорить чиновников лично посетить креативные места и проекты. Важно выяснить, что послужило толчком к его появлению, с какими трудностями он столкнулся, какие идеи привели его к успеху, каковы были издержки и какие уроки можно извлечь из этою опыта.
Инициатива использования «подходов Творческого Города» зависит от установления новых партнерств между теоретиками и практиками. Если вы начинаете работу с местных властей, лучше сосредоточиться на какой-то ограниченной проблеме, используя её как повод для налаживания связей между профессионалами по планированию, из экологических служб, отделов социального регулирования, одновременно привлекая гуманитарных специалистов.
Инициатива может исходить и от частного сектора, например, в случае нового использования старой индустриальной застройки. Именно так развивались события, которые привели к созданию известных сегодня проектов - Custard Factory в Бирмингеме, Spitaifields Markei в Лондоне или Harkische Hofe в Берлине.
Аналогичных результатов можно добиться, созвав конференцию, посвященную будущему города. На неё можно пригласить людей, которые уже достигли успеха во внедрении креативных проектов. Эта подготовительная работа создаёт основу для следующей фазы.
\243\
Фаза 2. Оценка потенциала и возможных препятствий
Процесс может начаться с преобразования здания, улицы, района или сразу целого города, однако на первых этапах, пока люди учатся работать в рамках новых подходов, небольшие проекты осуществить проще. Иногда стоит начать с маленького, но яркого проекта.
Есть много примеров.
Аудит креативных ресурсов — это не публичная дискуссия по обшим вопросам, а сфокусированное, изобретательное интеллектуальное усилие. В нём должны участвовать люди с разным багажом знаний.
Аудит ресурсов проводят с позиций культуры. Его можно представить как составление карты, на которую, наряду с материальными характеристиками территории, положены также представленные на ней умения и таланты, ибо это именно они определят возможности развития.
Такое картирование должно оценивать чувства, идеи, замыслы и мечты людей, живущих на данной территории, причем напервых этапах их надо фиксировать в чистом виде. Иногда бывает полезно пригласить для помощи в аудите и профессионалов со стороны.
\244\
Такие специалисты могут помочь в создании творческой группы по вопросам городского дизайна или в проведении в городе мастерских, использующих технику charette 1. Аудит должен включать оценку внутренних и внешних ресурсов для проекта, а также оценку прецедентов - моделей, которые были реализованы (успешно или неудачно).
Важнейшим аналитическим инструментом на этой и последующих фазах является оценка "цикла городского творчества", о котором еще пойдет речь ниже. Он даёт представление обо всех инновационных проектах, реализуемых в городе или городском районе, и позволяет оценить возможности возникновения новых идей и проектов и дальнейшего развития новых инициатив.
Этот инструмент помогает выяснить, является ли город креативной средой или может ли стать таковым. В процессе аудита нужно выяснить, каковы будут сильные и слабые стороны на каждой стадии развития творческого города.
Следующий этап - обзор трудностей. С ними придётся бороться. Но какие-то препятствия останутся и на стадии реализации креативного цикла они станут предметом творческой трансформации.
Оценка препятствий позволяет рисовать картину идеального будущего, развивая целеполагание, а с другой стороны, - двигаясь как бы в обратном направлении, планировать достижение этого будущего, через преодоление препятствий.
Это отличается от такого планирования, где движение осуществляют только вперёд. Если не ставить себе искусственных ограничений на стадии целеполага ния, можно сформировать банк инновационных идей, который можно будет использовать в дальнейшем.
1 Техника ciiarette — предполагает проведение интенсивной мультидисциплинарной мастерской, способстйуюшей открытой дискуссии между всеми заинтересованными сторонами проекта. В течение определенною срока, который колеблется от 3—4 дней до двух недель, экспертная группа встречается с различными группами из местного сообщества и в итоге разрабатывает ясное, детальное и реалистичное видение ситуации.
\245\
Ведь инновация — это творческая идея, которая стала выполнимой и прошла проверку реальностью. Поэтому
стратегия творческого города чаще направлена не столько на внедрение проектов, сколько на то, чтобы заставить скептиков поверить в новые идеи, которые легли в их основе.
Аудит должен способствовать созданию масштабной стратегии творческого города, выявляя новаторские инициативы, с которыми согласны все партнёры. Некоторые проекты должны быть легки в исполнении.
Это не только обеспечит их быструю окупаемость, но и укрепит уверенность людей в избранной стратегии. Дорогостоящие инициативы можно отложить на более поздние стадии. Наглядность важна для успеха - результаты должны быть зримы.
Монументальные постройки не всегда самый эффективный инструмент возрождения территории. Сотня же уверенных в себе и хорошо обученных горожан могут значительно больше повлиять на судьбу города в долгосрочной перспективе.
Необходимо поддерживать баланс между капитальными инвестициями и развитием человеческого капитала. Важно создать баланс между крупными и небольшими проектами, между стимулированием производства и потребления. Стратегия аудита должна находить решения для всех этих дилемм.
Фаза 3. Измерение успеха и неудач
Когда цели соответствуют потребностям, когда определён потенциал, а стратегия наметила пути его максимизации, тогда команда развития Творческого Города должна определить, как она будет измерять свои успехи и поражения.
\246\
Здесь могут понадобиться индикаторы. Первый ряд показателей нужен для оценки того, насколько креативен город. Второй ряд связан со специфическими проектными задачами в рамках избранной стратегии. Некоторые показатели из первой группы представлены в разделах "Предпосылки креативного города", "Индикаторы жизнеспособности" и "Матрица инноваций". Лучше всего, когда индикаторы разрабатывают сами участники.
Фаза 4. Исполнение
К моменту, когда начинается эта стадия, каждый уже знает, что делать, как оценивают результаты работы, и каждый должен быть с этим согласен. Работу, как и её мониторинг; можно выполнять по любой методике, которая соответствует поставленным задачам.
Два вопроса выхолят на этой стадии на передний план: первый кacaeтся пилотных проектов, второй — организационной структуры, необходимой для дальнейшего развития процесса креативного города.
Поняв, что речь идет об инновациях в городском развитии, бюрократические сфукгуры. такие как муниципалитеты, банки или партнерства, поначалу с осторожностью наблюдают за развитием событий. Поэтому особенное значение имеют пилотные проекты, так как они являются средством убеждения.
Также необходимо решить, стоит ли создавать крупную организацию, например, под названием "Креативный Город", или лучше работать с разрозненными проектами. Если ставят задачу включить креативность в генетический код города, должен быть создан партнерский форум, который придаст ей надежность, обеспечит подотчетность, поможет координировать предложения по развитию.
\247\
При создании крупной организации возникают высокие ожидания, поэтому по этому пути стоит идти, только если есть уверенность, что удастся поддерживать высокий накал деятельности, ибо неудовлетворенные ожидания дискредитируют саму идею креативного города.
Фаза 5. Распространение информации
Распространение информации о результатах проектов необходимо для цикла креативности. По окончании цикла появится достаточно данных, которые нужно сверить индикаторами, чтобы измерить достижения, выявить проблемы, понять ошибки и сообщить о прогрессе широкой аудитории.
Можно использовать любые форматы — от академических исследований до общественных мероприятий и выставок. Благодаря этому цикл креативного мышления, планирования и творческой деятельности может быть продолжен.
Резюме
Описанные выше пять стадий процесса:
- подготовка и планирование действий
- оценка потенциала и возможных препятствий,
- измерение успеха и неудач,
- исполнение,
- распространение информации
а также аналитические инструменты — цикл городского творчества и матрица инноваций — намеренно представлены как цикл, но, разумеется, они не приводят проектные команды в ту же точку, с которой все начиналось, но - к начальной точке нового проекта.
Инструменты, индикаторы и техники употребляют по мере необходимости. Часто хватает и простых моделей, например, разделения креативности на креативное мышление, креативное планирование и креативную деятельность. На стадии аудита городского потенциала картирование культурных ресурсов и заполнение матрицы инноваций абсолютно необходимо.
\248\
Культура и креативность
Культура как платформа креативной деятельности
Восприимчивость к культуре - важный элемент и движущая сила развития креативного города. Культура как система ценностей, источник вдохновения и форма творческого самовыражения есть почва, без которой креативность не произрастёт.
Культурные ресурсы выступают в роли активов в этом процессе. Культурное планирование - это процесс выявления проектов. Мы не имеем в виду "планирование культуры" (невозможное, нежелательное и опасное занятие), а речь идет об использовании культуро-ориентированного подхода в политике любого рода.
Город выражает культуру людей — их пристрастия, надежды и страхи. Культура связана с нематериальными свойствами среды. Она включает то, что люди помнят и ценят, а также зримые проявления памяти - части городского ландшафта.
Живая культура классифицирует свои продукты и проявления и обретает самостоятельную динамику, живёт своей жизнью, питаясь прошлым и отвечая на новые запросы. Когда она начинает использовать широкое и развивающее понятие гражданственности, её потенциал ещё больше растёт.
Именно эти цели и ценности определяют и направляют действия городских лидеров и политиков. Так складывается особенный городской ландшафт и возникает неповторимое самоощущение города.
\249\
Оно проявляется в поведении горожан, в наборе традиций, в талантах и умениях и, наконец, в архитектурных и градостроительных формах. В этом многообразии можно особо выделить специфические культурные пространства. Это музеи, галереи или театры, в которых представлено то, что город помнит и ценит. В прошлом роль таких пространств играли церкви.
Культура тоже пронизывает в городе буквально всё - его традиции, сети взаимной помощи, умения и таланты его жителей. Культура сообщает уникальность любому месту. Культурное своеобразие города создаёт фундамент, предоставляет сырье и ресурсы и служит питательной почвой для его развития.
В мире культурные различия между городами приобретают особую ценность. Однако некоторые культуры замкаются, занимают оборонительные позиции и используют свой творческий потенциал как орудие агрессии против любых внешних влияний. Другие культуры поступают прямо противоположным образом.
Культура открывает для города возможность развития, обеспечивающего связь поколений. Подход с позиций культуры становится неотъемлемым элементом всех проектов городского развития.
Так ресурсы прошлого дают уверенность в настоящем и позволяют предвосхищать будущее.
Политик, открывший для себя возможности культуры, получает богатый набор ресурсов для развития города в интегральном ключе.
\250\
Культура как ресурс
Культурный подход к стратегиям развития – это рассмотрение каждой функциональной области городской жизни с точки зрения культуры. К примеру, в области здравоохранения можно задать вопрос: существуют ли традиционные местные медицинские практики, поддержав которые мы сможем улучшить медицинское обслуживание?
В социальной сфере аналогичный вопрос прозвучит так: есть ли традиции взаимопомощи, на базе которых можно создать систему работы с наркоманами? Или, решая задачу создания рабочих мест, можно провести аудит традиционных промыслов и оценить, насколько они могут быть востребованы сейчас.
Можно посмотреть, как проводит время неработающая молодежь, и оценить перспективы превращения этих досуговых привычек в жизнеспособный бизнес. Для привлечения туристов полезно изучить традиции местной кухни или ремёсел и использовать их для создания городского бренда.
Можно придумать форумы, которые созвучны представлениям о будущем города и в то же время опираются на его прошлое. Например, Дерри в Северной Ирландии использовал спою репутацию "центра раздора" для создания всемирно известного Центра разрешения конфликтов.
Стиль города проявляется в одежде и манере общения жителей и может быть использован для привлечения туристов или инвестиций. Любой аспект городской культуры можно рассматривать как ресурс развития. Некоторые из возможностей возникают неожиданно, но их можно отслеживать при помощи описанных ниже техник.
Так, свет стал ресурсом для установления социального согласия и достижения экономических успехов в Хельсинки. В других городах ресурсом может стать музыкальный стиль, используемый для формирования бренда, трансформации имиджа или развития культурных индустрии.
\251\
Типичная местная еда может предопределить судьбу города на все времена, как это случилось с пармской ветчиной. Традиции проведения в городе фестиваля создают предпосылки для развития в нем круглогодичной индустрии конгрессов, как это произошло в Аделаиде.
Могут быть использованы и местные политические традиции. Пример - район Страуд в Саут Костволдс. Альтернативные сообщества, которые существовали здесь более сотни лет, возродили и переосмыслили свои идеи, экспериментируя с новыми технологиями.
Так, именно в этой местности возникла первая в Великобритании электрическая компания, используюшая альтернативные источники энергии, и получила развитие пермакультура1. Даже одна из местных автозаправок — символ загрязнения — является частью магазина экологически чистых продуктов.
Стратегия креативного города не предполагает деление политики по функциональным сферам. Её цель - понять, как набор культурных ресурсов может помочь интегральному развитию территории.
Если поместим культурные ресурсы в центр принятия политических решений, то между этими ресурсами и любой частной стратегией устанавливается синергетическая, интерактивная взаимосвязь.
Неважно, о какой именно частной стратегии идет речь, но при этом речь не идет об использовании культуры как инструмента в достижении целей, нe имеющих к ней отношения.
Театральный актер может помочь в разработке инновационной практики в деятельности социальной службы, но и социальный работник может начать мобильную социальную работу в театре. Эколог, например, может создать агентство по развитию бизнеса.
1 Пермакультура (perniaculture) — технологии перманентно развивающегося, устойчивого сельского хозяйства.
\252\
Важнейшее условие успеха - даже не область специализации, а, скорее, уровень компетентности работника — умение мыслить открыто и широко, преодолевая границы дисциплин, демонстрируя предприимчивость.
Привлекая различные аспекты культуры, мы создаем её резонанс с другими дисциплинами, и это открывает дорогу новым идеям.
Здесь пересмотр и размывание границ способствуют инновациям, сфокусированным на местном своеобразии. Опора на местную культуру создает мотивацию, которая повышает эффективность в социальной и экономической сферах.
Вот как резюмирует качества мышления, необходимые для открытия и использования культурных ресурсов, мой коллега Франко Бьянкини:
- целостность, гибкость, умение развивать междисциплинарные контакты;
- ориентация на инновации и склонность к экспериментам;
- критичность, дотошность, умение подвергать сомнению и задавать вопросы;
- антропоцентризм, гуманизм и нелетерминистское мышление;
- знание культуры и критическая осведомленность о культурных достижениях прошлого (Bianchini and Ghilardi, 1997).
Чтобы начать так мыслить, политикам необходима переподготовка. Тогда перед ними откроются креативные возможности понимания взаимосвязей между природной, социальной, культурной, политической и экономической составляющими городской среды.
Фабрика идей: креативные инструменты и техники
Разоблачение мифов
Для людей естественно мыслить творчески. Но многие не решаются мыслить творчески, полагая, что это дар, которым они не обладают.
\253\
Иные предпочитают мыслить логически шаг за шагом, поскольку креативное мышление представляется им хаотическим.
Распространен также и взгляд, что креативность это способность рождать "большие идеи", или что творческая мысль возникает из пустоты. Креативность же нуждается в почве для своего развития.
Есть также миф, что те, у кого активно правое полушарие мозга, как у многих художников, более креативны, чем те, у кого активно левое, как у ученых. Или, что специалисты по рекламе более креативны, чем менеджеры.
Или, что широкий кругозор составляет сущность креативности, в то время как широкий кругозор никак не помогает внедрению креативных идей. Креативность не сводится и к какой-то одной из стадий процесса решения проблем - можно быть креативным на любой стадии.
Разум использует два способа мышления: один направлен на исследование, другой - на практические результаты. И тот, и другой могут быть креативны.
Важно понять, где, в каком звене (мышлении, планировании или исполнении) креативность создает "добавленную стоимость". Например, креативность может порождать инновацию как на концептуальной стадии, так и на стадии внедрения.
Некоторые идеи, представленные в этой книге, возможно,тоже будут развенчаны как мифы. Однако эти модели — лучшее из того, что было накоплено нами на момент написания книги.
Когда люди применяют эти модели, их банк идей становится богаче. Хорошо начать с чужой идеи, но ключ к успеху - разработка собственных идей.
И, конечно, важна установка - кто готов искать (кто признает, что у него нет ответов на все вопросы), с б о льшей вероятностью найдёт больше неожиданных решений, чем тот, кто претендует на знание всего и вся.
\254\
Изобретатели креативных техник
Многие думали о креативности. Все они приходили к заключению, что есть специальные инструменты, помогающие развивать способность творчества. Креативность — это навык, которому можно научиться. Каждый обладает этими качествами. Задача лишь в том, чтобы отыскивать и непрерывно развивать в себе креативность, наращивая её по крупицам, так как это кумулятивный процесс.
Просматривая полки книг по креативности, можно заметить, что многие имена всплывают вновь и вновь. Все они представляют креативность как способность воображения, как умение отвечать на вопрос, какими могли бы стать те или иные вещи.
Все авторы подчеркивают три момента:
- стиль и способ мышления поддаются изменению;
- с помошью специальных инструментов можно создавать поток новых идей;
- в любой ситуации можно найти неожиданные решения.
Они предлагают техники, которые помогают создавать новые идеи и переформатировать старые. Работы ряда авторов в этой области являются основополагающими.
Эдвард де Боно, наверное, самый блестящий из популяризаторов, написал более двадцати книг о мышлении. В 1967 году он предложил идею расширения кругозора как метода генерирования новых идей и в дальнейшем развивал эту тему с различными вариациями.
Алекс Осборн в 1950-е придумал технику мозговою штурма, а Тони Базам изобрёл метод ментальною картирования — способ целостного понимания, фиксации и развития идей.
Роджер ван Ойк создал "креативную колоду", состоящую из карт, содержащих утверждения, для которых ван Ойк даёт альтернативное толкование.
Уильм Гордон из Synectics исследует идеи метафоры и аналогии как средства расширения креативных возможностей1.
1 Синектика (Synectics) — метод развиты творческой активности, в котором создают особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных аналогии и ассоциаций в ходе решения поставленной задачи. Автор термина и одноимённой книги У. Гордон (Gordon W. Synectics. N.Y.. 1961) впоследствии основал Synectics Inc.. консалтинговую фирму, которая стала пионером в оказании услуг по paзвитию корпоративной креативности.
\255\
В книге, озаглавленной "Творчество" Роберт Фриц описывает метод поиска креативных решений, основанный на использовании структурного напряжения между тем, где ты сейчас находишься, и тем, куда ты стремишься.
Гарет Морган в книге "Образы организаций" переосмысливает понятия организации; другая его книга, "Воображение", содержит набор инструментов и техник мобилизации способностей воображения.
Авторы, писавшие о нейролингвистическом программировании (НЛП), показывают, как человек может переосмыслить представления о самом себе. Суть этого метода заключается в совершенствовании собственной личности путем создания идеальной модели и "подтягивания" себя к ней. Представляя себя идеальной личностью, человек затем определяет те качества, которых ему не хватает, и стремится развить их в себе.
Многие авторы специально рассматривают понятие креативности. Таковы книги "Креативность и связи с общественностью" Энди Грина, "Лучшие практики креативности" Питера Кука или "Век креативности" и "Импровизация" Джона Као. Уже более 50 лет люди размышляют о механизмах и стадиях креативного процесса.
Например, Алекс Осборн описывает семиступенчатый процесс, включающий ориентацию, подготовку, анализ, "идеацию" (сбор альтернативных идей), инкубацию, синтез и оценку. Морис Штейн предлагает модель, состоящую из трех фаз: формирование гипотезы, тестирование гипотезы и распространение результатов.
По Энди Грину, креативный процесс включает пять "и": информацию, инкубацию, иллюминацию, интеграцию, иллюстрацию. Мы не будем детально анализировать эти представления.
Типы техник
Существует три группы креативных техник. Первые способствуют увеличению числа идей, вторые - созданию новых идей, а третьи - переосмыслению старых.
Увеличение числа идей
Простейший путь увеличения числа идей — создание их списка — был развит в рамках метола мозгового штурма (brainstorming).
\256\
Согласно этой технике, необходимо выписать как можно больше идей на доске, при этом остальным участникам запрещается критиковать эти записи, так как это может остановить свободное течение мысли. Есть модификация этого метода, предполагающая, что записи делаются не публично, на доске, а индивидуально, на карточках, которые затем передают по кругу. Это позволяет создать больше ответвлений и новых взаимосвязей.
В эту же категорию попадают и исследования баз данных о лучшей практике и поездки для визуального ознакомления с передовым опытом, которые позволяют эффективно имитировать или украсть чужую идею.
{V: «Визуально украсть» имеет весьма широкий набор смыслов. Один из них – наполнить память визуальными «ландшафтами» «страны инноваций». Этот смысл часто недооценивают, в то и не подозревают о его существовании. Об этом у нас сказано отдельно в документе «Инновационное экскурсионное бюро».}
Создание новых идей
Создание новых идей это либо порождение совсем новых замыслов, либо развитие новых идей на базе старых.
Объединение, казалось бы, совершенно несовместимых концепций происходит с помощью ассоциаций, аналогий и метафор.
Они помогают превратить знакомые вещи в чуждые, а чуждые — в знакомые. Например, в Хельсинки, пытаясь взглянуть на город по-новому, мы использовали ассоциативный подход. Мы спрашивали людей, что такое Хельсинки, и они должны были в ответ дать 40 ассоциаций, включая цвет, автомобиль, фрукт, музыкальный инструмент и песню.
Оказалось, что это: тёмно-синий, Volvo, малина, флейта и песня "Тишина — золото". В ходе последующего анализа мы разработали для города культурную стратегию, основанную на роли света, вовлечении населения и силе женского начала. Такая стратегия не могла родиться из традиционных способов мышления.
Другие техники — от фантазий, попыток визуализации и "креативной колоды карт" (mind improvement packs) до "По-провокации" (Ро-pravocation) и метода случайных слов.
Концепция "По" предполагает использование провокационных высказываний, вроде "коровы умеют летать", которые помогают людям выскочить из круга привычных представлений.
Метод случайных слов (random word technique) применяеют для расширения горизонта мышления, по Де Боно. Он особенно хорош при разработке продуктов.
\257\
Вы находите существительное в словаре на произвольной странице, после чего пытаетесь связать его с вашей проблемой. Например, если обсуждается проблема будущего копировальных аппаратов, а выпало слово "нос" вы упрямо ищете связь между этими понятиями.
Ага! Нос связан с запахом и, возможно, различные запахи должны стать индикаторами сбоев в работе оборудования. В другом случае «сигареты» и «светофор» приведут к идее появления на пачке новых символов, предупреждающих о вреде курения.
Как отмечает де Боно, когда решение найдено, оно выглядит логичным и поэтому мы считаем, что пришли к нему с помощью «логического вывода». Но ведь это не так. Мы сами отдаём себе отчёт в том, что наше мышление шло гораздо более сложными путями, которые не спланировать заранее.
Если бы все подчинялось логике, мы бы не нуждались в креативном мышлении.
Инструменты переформатирования (перекадрирования)
Переформатирование (reframing devices) — это изменение взгляда на вещи или ситуацию путем их рассмотрения с иных позиций и в ином обрамлении (рамке). Агентство Comedia использует в своей работе разнообразные инструменты переформатирования, в частности, "превращение слабых сторон в сильные'' ('turning a weakness into a strength').
Например, в Эмшер-Парке было решено использовать индустриальную деградацию в качестве импульса и ресурса для создания индустрии охраны окружающей среды, используя постиндустриальный ландшафт как экспериментальную площадку.
К похожим результатам приводит и прием, призывающий нас посмотреть па мир чужими глазами. Так, в ряде случаев городское планирование осуществлялось силами женщин, детей или стариков. Инициативы, где в роли планировщиков выступали дети (в Руане, Локарно и в финском городе Китес), женщины (в Эмшере и Вене), или старики (в Утрехте), помогли сформировать в этих местах перспективу развития.
\258\
Привлечение детей к подобной работе не только позволяет создать для них лучшую среду, но и способствует развитию гражданской гордости и чувства собственности.
Рассмотрение городской среды с позиций женщин подчеркивает значимость объектов, которые традиционное планирование норовит "позабыть": создание мест для общении, игровых площадок, внимание к вопросам освещения и безопасности, переосмысление интерьеров квартиры (кухня как центр домашнего хозяйства).
Интересные результаты можно получить, если задаться вопросом, как воспринимается город через разные органы чувств (the survey of senses). В самом деле, каковы звуки, запахи, виды и панорамы города в разное время дня и ночи? Этот метод изменяет привычные способы решения городских проблем.
Чувственные впечатления могут ускорить действия, направленные на устранение дурного запаха, шума или неприглядного вида. Знание же о потенциале приятных звуков, запахов и видов, почерпнутое, например, из садово-паркового искусства, превращает эти ощущения в креативный ресурс.
Важным инструментом стратегического планирования является мышление вспять (reverse thinking), которое предполагает создание картины идеального будущею и ретроспективное движение от нее к настоящему.
Этот метод принципиально отличается от проспективного планирования, которое, в сущности, сводится к линейной экстраполяции существующих сегодня тенденций.
Если вы мысленно перенесешь в то место, где бы вам хотелось жить, а затем обернетесь назад, то обнаружите, что на этом пути существует масса препятствий.
Картина препятствий на пути из будущего в прошлое может быть представлена как расширяющаяся сеть возможностей их преодоления, похожая на перевернутую пирамиду. Если проанализировать эту картину и разработать суммарную стратегию преодоления, план действий возникнет как бы сам собой как ряд элементов, которые нужны, чтобы преодолеть препятствия.
\259\
Мы намечаем перспективу на один, три или десять лет вперед и с помощью «мышления вспять» наполняем её рядом проектов - краткосрочных и долгосрочных, простых и сложных, дешевых и дорогих — которые будут служить вехами.