У каждого человека своё призвание. Благий Бог сотворил человека свободным. Бог благороден: Он чтит свободу человека и оставляет каждого свободно идти по тому пути, который ему по душе. Бог не выстраивает всех в одну шеренгу по законам казарменной дисциплины. Поэтому пусть юные оставят себя свободными в духовном пространстве свободы Божией. Если они будут равняться на то, какую жизнь избрал для себя такой-то или такая-то, это не пойдёт им на пользу. В выборе жизненного пути человек не должен быть подвержен ничьему воздействию.
Родители, духовники, педагоги, не оказывая давления на юного человека, не наступая ему на горло, должны помочь ему избрать ту жизнь, которая ему по плечу, — и последовать своему призванию. Решение о выборе жизненного пути должно приниматься самими юными. Мы — все остальные — можем просто выражать своё мнение. Мы имеем право лишь на то, чтобы помочь душам юных [самим] найти свой путь.
Иногда, беседуя с юными, которые затрудняются в выборе жизненного пути, я вижу, в какую сторону склоняются весы, но не говорю им об этом, чтобы не повлиять на их собственный выбор. Я стараюсь сделать лишь одно: помочь им, насколько возможно, обрести правильный путь и внутренний мир. Из того, что приходится им по душе, я стараюсь исключить все вредное и оставить доброе, святое, чтобы уже в этой жизни они жили радостно, с Богом, а в жизни вечной радовались ещё больше. Говорю вам искренне: какую бы жизнь ни избрал тот или иной знакомый мне юноша, я в любом случае буду рад. Я буду одинаково заботиться о спасении его души — лишь бы он был со Христом, жил в Церкви. Я буду чувствовать себя его братом, потому что такой человек — чадо нашей Матери Церкви.
Конечно, я особенно радуюсь за тех юных, которые вступают на путь монашества. Ведь поистине мудр человек, который следует этой ангельской жизни, поскольку он не попадается на диавольскую удочку, где на крючок в качестве наживки насажен мир. Однако нельзя равнять всех под одну гребёнку. Ведь и Христос, не желая принуждать всех людей к несению тяжкой ноши, не дал всем заповеди о монашестве, несмотря на то что монашество — это путь к совершенству. Поэтому, когда евангельский юноша спросил Христа, как ему спастись[3], Христос ответил ему: " Соблюди́ за́поведи "[4]. Когда юноша сказал Христу, что он соблюдает заповеди, и спросил: " Что́ есмь еще́ не доконча́л? "[5] — Христос ответил: " Еди́наго еси́ не доконча́л [6]: а́ще хо́щеши соверше́н бы́ти, иди́, ели́ка и́маши, прода́ждъ... и прииди́ и ходи́ всле́д Мене́... "[7]. То есть Христос говорил человеку о совершенстве, видя, что он любочестен, но не тащил людей [к совершенству] на аркане. Монашеству Христос тоже не учил, потому что тем самым Он разжигал бы [сердца] людей, и возможно, что многие нерассудительно спешили бы становиться монахами, а это приводило бы ко злу. Христос только заронил искру [совершенного жития], а когда пришло благоприятное время, появилось монашество.
Так и мы не имеем права насиловать других людей. Мы имеем право понуждать только себя, но и это должны делать с рассуждением. Я до сих пор ни одному юноше не сказал определённо: "Женись" или "Иди в монастырь". Если кто-то спрашивает меня, какой путь ему избрать, я отвечаю: "Поступи так, как тебе по душе, лишь бы ты был со Христом". И если юноша ответит мне, что в миру ему не по сердцу, то я говорю ему о монашестве — чтобы помочь человеку найти свой путь.