Лекции.Орг


Поиск:




Основа десятая. Удовлетворение — это уход от [мирских] наслаждений нафса и вхождение в полосу наслаждения Аллахом. Также удовлетворение — это посвящение всех своих деяний

Удовлетворение — это уход от [мирских] наслаждений нафса и вхождение в полосу наслаждения Аллахом. Также удовлетворение — это посвящение всех своих деяний Аллаху навечно. Это отказ от споров, как это бывает после смерти.

Когда самоконтроль осуществляется правильно, появляется особое влечение, отдаляющее идущего мистическим путем от всего, кроме Аллаха. В него вселяется уверенность, что все внешнее и внутренне относится к Нему.

Поэтому ступень удовлетворенности основывается на любви к Аллаху и уверенности в Нем, и это последняя ступень для идущего мистическим путем.

Саййид Салман Сафави Практический мистицизм

Признаком верности пути, избранного на этой ступени, является то, что все состояния — добровольная бедность и достаток, трудности и покой, смерть и жизнь — все это для него становится одинаковым, то есть такой подход входит у него в привычку.

Некоторые ученые различают удовлетворенность и покорность. Они ставят покорность выше удовлетворенности и говорят: покорность — это полное вручение себя Аллаху без наслаждений, а в удовлетворении присутствует наслаждение.

Заключительная часть о десяти основах

Того, кто умертвит в себе плотские качества и пройдет путь от начала до конца, Аллах с помощью Своей милости возвратит в ту жизнь, где нет разврата и безнравственности, туда, где существует совершенство. Об этом сказано в Священном Коране: «Разве тот, кто в [заблуждении своем] был подобен мертвецу, коего пробудили Мы [ото сна заблуждения] и коему даровали Свет, который понес он людям, равен тому, кто погружен во мрак и не может выйти из него? Так представляется неверным в прекрасном свете то, что вершат они» (Коран, 6:122). Ступени сулука с тонки зрения Хаджи Насира Туси[60], изложенные в книге «Авсаф ал-агираф»:

1. Начало движения; все эти элементы должны в нем присутствовать. В него входит:

1) вера, 2) подтверждение, 3) намерение, 4) правдивость, 5) раскаяние, 6) искренность.

2. Устранение препятствий и снятие запретов, удерживающих идущего мистическим путем от продвижения по су луку. Оно включает в себя следующие аспекты:

1) покаяние, 2) отшельничество, 3) добровольная бедность, 4) воздержание, 5) самоотчет и самоконтроль, 6) набожность.

3. Те действия, которые необходимо совершить для прохождения су лука от начала до конца. Также они описывают состояние идущего мистическим путем. Данная ступень подразумевает наличие таких стоянок, как:

1) уединение, 2) размышление, 3) страх и печаль, 4) надежда, 5)терпение, 6)благодарность.

4. Те состояния, которые проходит идущий мистическим путем от начала своего прохождения до его окончания. Включает в себя следующие стоянки:

1) желание, 2) страсть, 3) любовь, 4) знание, 5) уверенность, 6) спокойствие.

5. Те состояния, в которые погрузится *ариф после прохождения мистического пути (сулук). Включает в себя следующие аспекты:

1) упование на Аллаха, 2) удовлетворение, 3) предание себя Аллаху, 4) единство Аллаха, 5) единство с Аллахом, 6) абсолютное единство.

6. Окончание продвижения, его полное отсутствие и прекращение мистического пути (сулук) — растворение в Аллахе.

Глава 1 8

Любовь — астролябия Божественных тайн

Каждое тело, наполненное любовью к Богу,

Очищается от всех пороков.

О Бог, всегда будь весел!

Ведь Ты — врач всех наших болезней.

О возлюбленный, Ты — есть лекарство от нашего эгоизма, Ты — лекарь нашей души и тела.

Земное тело (Пророк) с помощью любви к Богу возвысилось до небес,

А гора (Моисей) начала двигаться[61].

Болезнь влюбленности отличается от всех других видов болезней. Но только любовь может стать для идущих мистическим путем помощником в обретении Божественных тайн. Независимо от того, какая это будет любовь — фигуральная или истинная, она все равно направит идущего мистическим путем к соединению с Аллахом.

То был луч на их стенах,

Он вернулся к истинному солнцу.

Тот Божественный луч упал на все,

И ты, смельчак, тоже влюбишься в Него.

Все, что существует и что ты любишь, —

Из-за Божественных качеств стало позолоченным;

Когда золото примкнуло к своей основе, оно стало медью, Природа насладилась им и отреклась от него[62].

Какой бы ни была любовь — фигуральной или истинной, — Она все равно приведет нас, людей, к Божьему миру71.

И снова, после всех объяснений, мы все же не понимаем, что такое истинная любовь. Ведь любовь находится на Божественном уровне, а как можно описать Божественное дело словами? То есть как можно описать ограниченными словами то, что является бескрайним? Язык переводчиков относится к сфере чувств и разума. Однако путь разума ограничен: он не обладает силой познания любви. Как сказал шейх Сафи ад-Дин Ардабили, последняя ступень разума — первая ступень любви, поскольку любовь расположена выше сферы разума. Добратьг ся до ступени любви можно только с помощью прохождения чувственно-разумной ступени.

Кроме влюбленного, нет другого сумасшедшего,

Его разум — слеп и глух[63].

Любовь описывается языком мистического опыта и созерцания сердцем. Об истине любви нельзя сказать обычным языком.

Любовь означает чрезмерное желание, а такие понятия, как «влюбленный» и «возлюбленный», ведут свое происхождение от слова «любовь».

Любовь означает соединение. Вьюнок также называют «агиаге» (от слова «любовь»), потому что он обвивает ствол дерева, тянется вверх и высушивает его. Это и есть символ любви, которая наполняет каждое сердце и искореняет все безобразное, что в нем было.

Любовь — основной столп тариката. Истину любви сможет понять только тот, кто прошел все ступени совершенства.

Любовь разделяют на фигуральную и истинную. Истинная любовь — любовь к встрече с Аллахом. Такая любовь обладает вечной сущностью. Все остальное — фигуральная любовь. А фигуральная любовь предполагает разделение на восхваляемого и порицаемого, исходя из того, кто является любящим, а кто — объектом любви. Маулави считает любовь «лекарем всех душевных болезней», «первой и последней», «чуждой обоим мирам», «морем небытия, где нет места разуму».

Любовь является причиной «кипения», «трения», «трещин» и «озноба».

Любовь— «безгранична».

Любовь «обладает разными уровнями».

Любовь — «упрямая и мятежная, и тот, кто не обладает достоинством, не может быть наполнен ею».

Любовь— «победоносная», а идущий мистическим путем— покоренный любовью.

Причиной существования любви является сама любовь, а если есть необходимость в осознании этой причины, то знай, что любовь и страсть распространяются на все вещи. Поэтому любовь присутствует во всем. Однако разница между доказательством и любовью подобна отличию тени от солнца.

Причины зависят от истины любви, которая является солнцем истины, а идущий мистическим путем должен двигаться в сторону истины. Он не должен запутаться в «тени доказательств», поскольку те, которые руководствуются аргументами, настолько погрузились в символы и знаки, что позабыли истину.

Опора лишь на доказательства отдаляет идущего мистическим путем от истины.

Как только начнет греть «солнце истины», появится созерцание, а «луна разума и доказательств» исчезнет и потеряет свою силу.

В этом материальном мире человеческая душа — чужая, потому что она была отдалена от своей истинной родины, и только с помощью любви она может вернуться туда вновь.

Если идущему мистическим путем откроется истинная сущность Возлюбленного, которая своей сущностью осветит его, он не сможет устоять перед ней. «Когда же Господь его явил Себя, Он превратил ее в прах» (Коран, 7:143). Всевышний всегда находится за завесой и демонстрирует людям Свое присутствие[64].

Любовь есть описание Его Светлости Возлюбленного (Аллаха). Он — единственный, Кто достоин истинной любви.

Любовь — описание Бога,

А страх — описание беспомощных рабов.

Поскольку ты прочитал Коран — «йухиббухум»[65]

Ты понял, что Бог любит верующих.

Поэтому знай, что любовь — описание Бога.

А страх не описывает Бога[66].

Глава 19

Авторитетные труды по практическому мистицизму ['ирфон-е 'амали)

Письменные источники по мистицизму разделены на книги о практическом мистицизме и труды по теоретическому мистицизму. В каждом из этих двух разделов есть как прозаические, так и поэтические произведения. Здесь мы представим вашему вниманию список наиболее значимых книг по практическому мистицизму.

1. Абу ТалибМакки (ум. 382 г. л.х.), Кувват ал-кулуб.

2. Абу-л-Касим Кугиайри (ум. 465 г. л.х.). Ресале-е Кушайри.

3. Абу-л-Хасан ‘Али ибн ‘Усман Худжвири (ум. 450 г. л.х.). Кашф ал-махджуб.

4. Хаджи ‘Абдаллах Ансари (ум. 481 г. л.х.). Маназил ас- са’ирин.

5. Абу Хамид Мухаммад Газали Туси (ум. 505 г. л.х.). Мин- хадж ал-‘абидин.

6. Зийа3 ад-Дин Абу ан-Наджиб Сухраварди (ум. 562 г. л.х.). Адаб ал-муридин.

7. Надж ад-Дин Кубра (ум. 618 г. л.х.). Ал-усул ал-‘ашара.

8. Надж ад-Дин Гази (ум. 654 г. л.х.). Мирсад ал-‘ибад.

9. Хаджи Насир ад-Дин Туси (ум. 672 г. л.х.). Авсаф ал-аш- раф.

10. Шахаб ад-Дин Абу Хафс ‘Умар Сухраварди (ум. 632 г. л.х.). ‘Авариф ал-Ма‘ариф.

11. (Изз ад-Дин Мухаммад ибн ‘Али Кагиани (ум. 735 г. л.х.). Мисбах ал-хидаййа ва мифтах ал-кифаййа.

12. Саййид Агираф Джахангир Симнани (ум. 808 г. л.х.). Ла- та’иф Ашрафи.

13. Шейх Баха9 ад-Дин Мухаммад ал- Амили (ум. 1031 г. л.х.). Мифтах ал-фалах.

14. Саййид Махди Бахр ал-У лум (ум. 1212 г. л.х.). Сайр ва сулук.

15. Мухаммад Ма(асум Ширази (ум. 1344 г. л.х.). Тара’ик ал- хака’ик.

16. Шейх Мухаммад Бахари Хамадани (ум. 1325 г. л.х.). Таз- кират ал-муттакин.

17. Мирза Джавад Малики Табризи (ум. 1343 г. л.х.). Ас сайр ила-л-Лах (книга известна также как «Рисалат Ла ка’иййа»).

18. Мирза Джавад Малики Табризи. Ал-Муракабат.

Идущий мистическим путем должен питать благосклонность к символам, стремясь приблизиться к Аллаху с помощью прохождения данного пути. Аллах всегда посылает знаки тем, кто стремится сблизиться с Ним.

Предназначение этих символов, посланных Аллахом или открытых наставником, — направлять ‘ арифов, или же вызвать у них страх, чтобы не дать им упасть в «яму», или же возвестить о разрешении трудностей, чтобы стать тем самым утешением и радостью, или же оповестить о реальном положении дел, или же послужить ответом на вопрос идущего мистическим путем, или же подтвердить либо опровергнуть правильность его начинаний.

Эти символы принимают разные формы. Либо они похожи на естественные явления и подобны дождю, снегу, ветру, урагану, грозе или же — пению птиц или особому поведению животных; или же они прямо либо косвенно напоминают методы, при помощи которых человек получает желаемое; или же это сон наяву; или же — вдохновение.

Глава 21

Этика последователей имама 'Али ('а)

Этика — наука, изучающая поощряемые и порицаемые нравственные качества, которая также занимается благими и безнравственными поступками человека. Его Светлость имам ‘Али Муртаза (‘а) был убежден в том, что этика является предисловием к мистицизму. Он считал, что человек, прежде чем начать движение по восходящей линии в сторону Первоисточника, в первую очередь должен очистить себя от отвратительных качеств, а благие качества должны стать для него привычкой, — и только после этого он будет готов продолжать свой мистический путь.

С точки зрения имама ‘Али (‘а), духовный путь начинается с выработки привычки к тому, что приближает человека к Аллаху, и соблюдения норм шариата, к которым относятся такие вмененные Богом в обязанность практики, как намаз (ас-салат), пост (ас-саум), милостыня (аз-закат), ал-хумс (пятая часть любой военной добычи, которая шла на содержание потомков и родственников Пророка (с), вдов, сирот и нищих), хадж (паломничество), воздержание от недозволенного (харам), то есть от всего, что запрещено шариатом (как то: алкоголь, воровство, непристойное поведение и т. д.). Жизнь в согласии с шариатом должна войти в привычку идущего мистическим путем.

Таким образом, идущий мистическим путем благодаря своим действиям и наличию праведных качеств, необходимых для становления на этот путь, становится готовым для его прохождения, поскольку его Светлость ‘Али (‘а) смотрел на вопросы этики с точки зрения *up- фана. В разделе, посвященном этике, имам ‘Али (‘а) дал ценные указания, которые должны войти в привычку каждого истинного идущего мистическим путем, чтобы он стал достойным звания ‘арифа.

Некоторые этические качества, необходимые салику (идущему мистическим путем), освещены в сборнике проповедей, писем и изречений его Светлости ‘Али (‘а)— в книге «Нахдж ал-балага» («Путь красноречия»). Повелитель верующих (‘а) сказал: «Жадность — позор, трусость — порок, бедность не дает разумному довода в споре, пребывающий в лишении — чужак в собственном городе»и. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Беспомощность — бедствие, терпение — мужество, скромность в потребностях — богатство, само-

Имам ‘ Али. Путь красноречия / Пер. Тараса Черниенко. Казань: Идел-пресс. С. 310. Мудрое изречение № 3.

ограничение — щит (от порока), а лучший товарищ — преданность (Аллаху)»[67]. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Общайтесь с людьми так, чтобы вашу смерть они оплакивали, а если останетесь живы, были с вами милостивы»4. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Самые беспомощные из людей — те, кто братьев себе не сумел обрести, а самый беспомощный среди них — тот, кто, найдя, не сумел подле себя удержать»[68]. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Нет богатства больше разума, и нет бедности сильнее невежества, нет лучшего наследства, чем добрый нрав, и нет лучшего союзника, чем добрый совет»[69]. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Терпение бывает двух видов: перед тем, что тебе неприятно, и от того, что тебя привлекает»и.

Повелитель верующих (‘а) сказал: «Умение быть довольным — богатство неиссякаемое. Это высказывание приводится со слов Пророка (с)»ъг. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Кто тебя предостерегает, подобен тому, кто приносит тебе добрую весть»[70]. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Язык — животное: если отпущен на свободу, то все вокруг пожирает»ы. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Ценность всякого человека — в том, что делает его добродетельным»^. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Я заповедую вам пять вещей, так что если пустите за ними вскачь верблюдов, не пожалеете о том: не возлагайте просьбы ни на кого, кроме своего Господа, не опасайтесь ничего, кроме как собственных грехов, и не стесняйтесь, если кто из вас будет спрошен о том, чего не знает (так и сказать: я не знаю), и не стесняйтесь, если не знаете чего-либо, научиться, и будьте терпеливыми, поскольку терпение для веры — как голова для тела, и тело бесполезно без головы, и вера бесполезна без терпения»[71]. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Кто приведет в порядок дела между собой и Аллахом, тому уладит Бог дела между ним и людьми, и кто приведет в порядок свои дела относительно будущей жизни, тому Аллах приведет в порядок дела его относительно настоящей, и кто сам себе стал увещевателем, •тому от Аллаха дарован будет хранитель»17. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Проверяйте умом сообщение, услышанное вами, умом размышляющим, а не просто внимающим, ведь многие о знаниях сообщают и немногие его сохраняют»**. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Нет богатства полезнее разума, нет одиночества страшнее тщеславия, нет разума лучше понимания, нет благородства выше богобоязненности, нет сотоварища лучше высокого нрава, нет наследства лучше добрых манер, нет вождя лучше целеустремленности, нет товара лучше деяний праведных, нет прибыли лучше (Божьего) вознаграждения, нет осторожности лучше воздержания от сомнительного, нет аскетизма лучше, чем аскетизм в запретном, нет знания лучше размышления, нет поклонения лучше исполнения обязанностей, нет веры лучше умеренности и терпения, нет достоинства лучше скромности, нет почета лучше знания, нет могущества выше снисходительности, и нет помощника надежнее, чем (добрый) совет»*9. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Благословен тот, кто душу свою укрощает, кто доходы свои очищает, кто сердце свое праведностью наполняет, кто нравами добрыми обладает, кто из добра своего других наделяет, кто пустословия не изрекает, кто от людей зло отвращает, кто сунной нужды свои удовлетворяет и кого нововведения не прельщают»90. Повелитель верующих (‘а) сказал, услышав, как некий человек пренебрежительно отзывался об этом мире: «О ты, мир сей порицающий и обманом его введенный в заблуждение, суетой его преданный! Ужели ты миром сим соблазнился, а после его поносишь? Ты его обвиняешь или ему впору обвинять тебя? Когда он тебя разорил или соблазнил? Обрушив ли бедствия на отцов твоих, упокоив ли под землею матерей твоих (имеются в виду предки по мужской и женской линии. — Т. Ч.)? Сколь много ты ухаживал за ними собственными руками, сколь много ты за ними на одре болезненном присматривал, стараясь найти для них излечение и подбирая для них врачевателей! Но на следующий же день бесполезным оказывалось твое лечение и не приносило пользы твое оплакивание. Бесполезно им твое причитание, и цели своей не смог ты достичь, и всею силою смерти от них не сумел отвратить! Их примером сей мир твою собственную участь для тебя изобразил, и твою погибель — через их погибель. Мир сей — дом правды для тех, кто ее признал, место безопасное для тех, кто его понимал, дом богатства для тех, кто поклажу свою из него собрал (в путешествие в мир загробный. — Т. Ч.), и дом наущения для тех, кто урок себе извлекал. Это — мечеть для любящих Аллаха, для ангелов Аллаха — место моления, для откровения Аллаха — место нисхождения, для приближенных к Аллаху — место (выгодной) торговли. Получили они в нем милость и приобрели в нем Рай. Так кто станет его оскорблять, когда о смерти своей мир сей возгласил, о разлуке с собою уже объявил и людям о своем состоянии сообщил, бедствием своим пример их собственных бедствий явил, сладостью счастья счастье мира грядущего предвосхитил? К вечеру он приносит отдохновение и просыпается утром, принося печаль, преследуя и ужасая, пугая и остерегая, Оскорбляют его те, кого наутро постигает сожаление, прославляют же его другие в День Воскресения. Мир напомнил им (о грядущем) — и они прониклись, сообщил им — и они уверились, наущал их — и они научились»п. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Друг не будет другом, покуда не защитит брата своего в трех случаях: в несчастье, в отсутствии и в смерти»п. Повелитель верующих (‘а) сказал в ответ человеку, попросившему прочесть ему проповедь: «“Не будь из тех, кто желает загробного воздаяния безо всякого деяния и отсрочивает покаяние во множестве своих желаний; о мире высказывается выражениями аскетичных, но поступает в нем поступками алчных; если дано ему что от него, то не насыщается, если же отказано в чем, то не утихомирится; не свойственно ему быть благодарным за дарованное; желая приумножения тому, чем обладает, другим отказывает, но себя ограничениям не подвергает; другим повелевает то, чего сам не совершает; к праведникам любовь выражает, но поступками их не поступает; гневается на злодеев, но сам — один из них; смерть ненавидит по множеству собственных прегрешений, и то, из-за чего он смерть ненавидит, все же совершает; если болезнь его постигает, то в стеснение повергает, если же в здравии пребывает, в гордой безопасности себя ощущает; превозносится, когда поправляется, отчаивается, когда испытаниям подвергается; если постигло его бедствие, взывает смиренно, если же низойдет на него избавление, отворачивается, впадая в заблуждение; в мыслях его страстные помыслы одолевают, и в том, в чем имеет он уверенность, он их не побеждает. Боится за других за малые их прегрешения, а за деяния свои ищет максимального вознаграждения. Если разбогатеет, впадает в тщеславие и самоуверенность, если же обеднеет, впадает в отчаяние и слабость; не старается, когда работает, но далеко заходит, когда чего-либо себе требует; если страсть его одолевает, он быстро ко греху поспешает, покаяние же отсрочивает, если бедствие его постигает, он от законов людских отвращается, притчами всех наущает, но не наущается, наставления дает, но не наставляется; слова его поучительны, да дела его незначительны, к преходящему себя устремляет, вечного же к себе не допускает, прибыль — убытком, а убыток прибылью считает, смерти страшится, но защититься (от ее бедствия) не стремится; грехи других он великими почитает, собственные же, больше этого, не замечает; свое поклонение незаслуженно величает, в то время как поклонение других принижает, так что других людей он попрекает, себя же восхваляет. Веселье с богатыми предпочтительнее ему зикра (вспоминания Аллаха) с бедными, судит других ради себя, но себя ради других не осуждает, другого наставляет, себя же обманывает, подчиняются, но он повиновения не являет, «а других обязательства возлагает, собственные же не исполняет, опасается созданий Божьих вместо Господа, но не страшится Господа вместо Его созданий”. Комментарий Саййид а ар-Рази[72]: “Если бы в этой книге не было бы иных речей, кроме этой, ее было бы достаточно как успешное наставление, пример высокой мудрости, просвещение для прозревающего и поучение для размышляющего”»[73].

Саййид Салман Сафави ffigm Практический мистицизм

Повелитель верующих (‘а) сказал: «Поступай с братом наилучшим образом и отвечай на его зло милосердным снисхождением»”. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Инструмент правления — широта души (щедрость)»%. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Упрекайте злодея, поощряя добродетельного»э?. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Вырви зло из груди остальных, вырвав его из своей собственной»[74]. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Упрямство губит добрый совет»". Повелитель верующих (‘а) сказал: «Жадность — вечное рабство»[75]. Повелитель верующих (‘а) сказал: «О люди, будьте богобоязненными пред Аллахом, Который, если вы говорите, слышит и, если вы скрываете, знает, и приготовьтесь к смерти, которая, если от нее побежите, вас настигнет и, если останетесь стоять на месте, вас постигнет, а если забудете о ней, то о себе напомнит»[76]. Повелитель верующих (‘а) сказал, когда его (‘а) спросили о сущности веры: «Вера означает знание сердцем, утверждение языком и подтверждение поступками»101. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Аллах вменил в обязанность веру как очищение от многобожия, и молитву как освобождение от гордыни, и милостыню как средство снискания милости, и пост как средство исправления нрава, и паломничество как средство сближения в религии, и джихад для укрепления Ислама, и повеление одобряемого ради общего блага, и запрещение недозволенного для укрощения заблуждающихся, и поддержание родственных уз для увеличения вашей численности, и от

мщение для остановки кровопролития, и исполнение наказаний для придания важности опасности преступления, и оставление пития пьянящего ради укрепления разума, и отстранение от воровства ради очищения, и отстранение от прелюбодеяния ради укрепления родовых связей (чистоты происхождения), и оставление содомии ради увеличения потомства, и провозглашение свидетельств ради разрешения споров, и оставление лжи во прославление правды, и соблюдение мира во имя безопасности от угроз, и Имамат ради порядка в общине, и повиновение во имя возвеличения Имамата»т. Повелитель верующих (‘а) сказал: «О сын Адама, средства к существованию — dtfyx видов: теу что ты ищешь, и тг, что ищут тебя, и ть/ «£ придешь к ним, то придут к тебе. «г возлагай заботы целого года на один текущий день! Достаточен тебе каждый день твой тем, что у т*5я ££тг>; и если твоей жизни предписан еще год, wo «а каждый его день Аллах ниспошлет тебе предписанную для него милость, а если не предписано тебе прожить еще год, wo не нагружай себя заботами о том, что «г т#ог, и стяжающий в доле милости тебя не опередит, и соревнующийся в наделе тебя не победит, и «г будет отсрочено тебе то, что предписано

Глава 21 Этика последователей имама 'Али ('а)

Повелитель верующих (‘а) сказал: «Достаточно тебе наставления воздержанием от того, что ты в других не приемлешь»[77]. Повелитель верующих (‘а) обратился к одному из сказавших в его (‘а) присутствии: «Прошу прощения у Аллаха»: «Да потеряет тебя твоя мать, ты знаешь, что такое испрашивание прощения у Аллаха (истигфар)? Истигфар — ступень людей возвышенных, он — имя, на шести опорах стоящее: первая из них — сожаление о прошедшем, вторая — твердое намерение более не возвращаться к тому вовек, третья — чтобы ты соблюдал в отношении Божьих тварей права их, так чтобы встретил ты Аллаха чистым, не обремененным [грехами], четвертая — чтобы ты исполнил всякое обязательство, ранее тобою упущенное, пятая — чтобы ты обрушился на плоть, выросшую приобретением незаконного, так, чтобы мог ты растопить ее своими печалями, пока кожа твоя не прилипнет к костям и не нарастет между ними новое мясо, шестая — чтобы дал ты вкусить своему телу боль повиновения так, как раньше давал вкусить ему сладость неподчинения, и после этого лишь скажи: “Прошу прощения у Аллаха”»ш.

Глава ТІ

Поведение последователей имама 'Али ('а)

Повелитель верующих, его Светлость ‘Али (‘а), являющийся первым звеном в цепочке авторитетных шейхов мистических тарикатов, в своем завещании, которое было составлено после смертельного ранения, нанесенного Ибн Мулджамом Мал‘уном[78], призвал своих детей и всех саликов тариката к объединению шариата с тарикатом. В этом Божественном завещании заповедью для всех последователей ‘Али, идущих мистическим путем, была названа богобоязненность. В «Пути красноречия» («Нахдж ал-балага») его Светлость ‘Али (‘а) неоднократно говорил о богобоязненности. Здесь мы представим лишь некоторые его изречения о мистическом растворении в Аллахе.

«Так бойтесь же Аллаха боязнью того, кто услышал и вострепетал; кто, согрешив, (грех свой) признал, устрашился и (праведно) поступал, (вину свою) осознал и (к добродеяниям) устремился, уверенностью проникся и к добру обратился; кто, будучи к притче приведен, ею просветился, будучи предупрежден, научился; кто, будучи отстраняем (от греха), отстранился, и ответил (на призыв), и обратился, и покаялся, и возвратился, будучи ведомым, прилежно подражал, и, узрев показанный ему (прямой путь), его распознал, и устремился, алкая, и спасся, убегая, собрав поклажу наилучшую, облагодетельствовав душу, построив место возвращения (благодатное), приготовившись к путешествию приятному, взирая на путь прямой, на нужды нынешнего состояния и на возвышенность конечного предстояния, послав поклажу свою пред собою к местопребыванию конечному своему. Так бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, имея в виду, для чего Он сотворил вас, и остерегайтесь Его (гнева), как Он Сам от Себя предостерег вас, и стремитесь заслужить от Него то, что Он приготовил для вас, всегда доверяя данному Им обещанию и пребывая в страхе перед Днем Возвращения»ш.

«Так бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, боязнью обладающего мудростью, чей разум руководит сердцем его, чье тело испытывает страх (перед Создателем его), чьи ночные молитвенные бдения устраняют и остатки сна его, жадные мольбы овладевают им в дневных странствиях его, чья аскетичность обуздала страсти его, и поминание Аллаха поселилось на языке его, предваряет страх

безопасность его, избегает он кривых путей, желая путей ясных, следуя кратчайшим следованием к заветной высокой цели, «г обуревают его желания, и «г ослепляют очи иносказания, будучи счастлив счастьем благовествования, и радостью благоденствия в блаженнейшем сне его и безопаснейшем дне его. скорый переход (из этого мира в будущий) он восхваляющим проходит, и осчастливленным в грядущий мир он входит, прочь от ужаса удаляясь, к праведности (приближаясь), к заветному устремляясь, от места бегства отдаляясь, сегодня о дне грядущем пребывая настороже, глядя прямо перед собой.

довольно рая наградой и наделом, как довольно и ада наказанием и горьким уделом! И достаточно Аллаха как мстящего и помогающего, и довольно Книги как приводящего доказательства и спорящего»[79]. В этой хутбе ‘Али обрисовал заповеди, касающиеся богобоязненности, и описал качества верующего (му’мина). Верующий должен обладать такими качествами, как благоговение [перед Аллахом], воздержание [от запретного], страх [перед Всевышним], надежда, требование благого, принятие советов, ночная рецитация Корана, мысли о загробном мире. А характерной чертой богобоязненных является актуальное наличие разума, позволяющего им размышлять о загробном мире, уверенность и постоянство в зикре,

«Нет же, воистину, грехи подобны неуправляемым лошадям, несущим ездоков с отпущенными вожжами, и будут ездоки обрушены в огонь. Нет же, воистину, плоды богобоязненности подобны лошадям объезженным, несущим ездоков, крепко держащих вожжи, и приведут они ездоков в рай. Истина и ложь, и за каждым — последователи. И если у власти пребудет ложь, то ведь издавна так ведется, и если убудет истины, то ведь и это не редкость и может случиться. Ведь редкость, чтобы отброшенное назад вырывалось вперед»[80]. В этой хутбе богобоязненность представлена в качестве духовного состояния, сдерживающего нафс (низменное «Я»). Одним из проявлений отсутствия богобоязненности является слабость перед низменным «Я». В таком состоянии человек подобен беспомощному, которого лошадь несет туда, куда ей захочется. Необходимым условием богобоязненности является наличие силы воли, духовности личности и контроля своих действий.

«Богобоязненность пред Ним оградила Его возлюбленных от запрещенного Им, и заставила сердца их трепетать пред Ним, пока не стали ночи их проходить во бдении, а путешествия дневные — в жажды претерпевании»ш. Богобоязненность — это священная привычка, обладающая духовной силой, в основе которой лежит избегание всего недозволенного и страх перед Богом.

«Поистине, сегодня богобоязненность вам щит и защиту дает, а завтра — дорогой рая вас поведет»[81]. Богобоязненность есть защита человека от всех грехов и проступков. Она с легкостью обеспечивает человеку вечное освобождение. В хутбе 156 имам ‘Али (‘а) сравнивает богобоязненность с лучшим укрытием, на которое не может посягнуть враг.

«Богобоязненность — охрана и укрытие, а не оковы и ограничения. Но большинство людей не видят разницы между невосприимчивостью и ограничением.

Саййид Салман Сафави Практический мистицизм

И убежище, и тюрьма обладают общим могуществом запрета. Их разница заключается в том, что убежище запрещает опасностям проникать внутрь, а тюрьма запрещает пользоваться благами.

Повелитель верующих сказал:“Знайте же, рабы Аллаха, что богобоязненность есть крепость, надежно защищающая, а греховность — крепость разрушающаяся, людей своих не охраняющая и просящим убежище безопасность не предоставляющая. Нет же, богобоязненностью жало грехов обрубается, а достоверной убежденностью конечная цель постигается”»т. «Истинно, богобоязненность — ключ к наставлению, поклажа на день возвращения, от всякого рабства освобождение, спасение от всякого уничтожения, ею стремящийся преуспевает, к ней убегающий прибегает, здесь всякий своей цели достигает»[82].

«Ею ото сна пробудитесь, в денном бдении по ней устремитесь, в сердцах своих ее ощутите, вины свои на ней омойте... так ее держитесь и ею себя оберегайте»[83]. «Рабы Аллаха! Заповедую вам проявлять богобоязненность пред Аллахом, ибо она — право Аллаха на вас и то, на чем основано ваше право пред Аллахом, и прибегайте к ее помощи посредством Аллаха, и прибегайте к помощи Аллаха посредством нее»[84]. В этой проповеди сказано и о том, что необходимо делать, и о том, что делать запрещено, а также говорится о рекомендуемом и порицаемом стиле поведения. Ключом к прохождению духовного пути служит богобоязненность, а отдалению от этого пути способствует жажда мирского. Правдивость и мысли о загробном мире являются символами духовного продвижения. Идущий мистическим путем помимо духовной связи с Богом должен исполнять свой общественный долг и быть беспощадным к угнетателям и милостивым к угнетенным. Созидательная общественная деятельность основана на поддержании порядка и соблюдении правил. Нравственное исправление людей является отличительной чертой поведения идущих мистическим путем. Сироты — самая уязвимая прослойка общества, о которой верующие должны заботиться как с экономической, так и научной и духовной точек зрения.

Коран является уставом всех аспектов человеческой жизни, общественной и духовной. Осведомленность и применение всего, что в нем написано, является необходимостью для идущего мистическим путем. Среди видов поклонения намаз является опорой религии, поскольку он представляет собой средоточие всех видов благодеяний. Внимание к совершению хаджа — лучший вид индивидуального и коллективного поклонения. Во время хаджа мусульманин в частности и мусульманское общество в целом встречаются в определенном месте с ангелами и Богом. Этой встрече сопутствуют изменения, происходящие в данном обществе, и обновление религиозной и духовной идентичности.

Глава 22 Поведение последователей имама 'Али ('а)

В конечном счете его Светлость имам ‘Али (‘а) подтвердил, что необходимо вести оборонительный и культурный джихад на пути к Аллаху. Затем верующих призывают к поддержанию социальных связей друг с другом. Его Светлость объявляет о том, что благие поступки и отказ от запретного являются основной гарантией сохранения Божественных ценностей, которые служат средством политического и социального исправления общества. Также он предупреждает о серьезных последствиях, которые могут наступить, если обществом начнут управлять грешники. Говоря сжато, в этом уставе для саликов его Светлость имам ‘Али (‘а) призывает своих последователей к богобоязненности, искоренению привязанности к материальному, правдивости, помощи угнетенным, поддержанию порядка, нравственному самосовершенствованию, защите сирот, соблюдению предписаний Корана, выполнению намаза, совершению хаджа, всестороннему джихаду, общественному единству, претворению в жизнь праведных дел и отказу от дел порочных.

А следующая заповедь была адресована Хасану и Хусейну (‘а) после того, как в месяц Рамадан 40 г.х. имам ‘Али (‘а), находясь в Куфе, получил смертельный удар мечом от Ибн Мулджама (да проклянет его Аллах). «Заповедую вам обоим быть богобоязненными пред Аллахом, не стремиться за благами этого мира, даже если он устремится в погоню за вами, и не сожалейте ни о нем, нто вам в этом мире не досталось■, изрекайте истину, поступайте во имя воздаяния и будьте притеснителями врагам, а притесняемым — помощниками.

Заповедую вам и всем моим детям и родственникам, кого достигнет это мое послание, быть богобоязненными пред Аллахом, иметь все дела свои в порядке, поддерживать друг с другом добрые отношения, вот, я слышал, как ваш дед — да благословит Аллах его и его род и да приветствует — говорил: “Исправление отношений предпочтительнее всех молитв и постов”.

Так об Аллахе, об Аллахе помните в заботах о сиротах, не давайте ртам их голодать, и да не погибнут они в присутствии вашем.

Об Аллахе, о# Аллахе помните в отношениях со своими соседями, о «их заповедовал Пророк ваш. И продолжал он заповедовать о них, покуда не подумали мы, что (скоро) он включит их в число наследников.

Об Аллахе, о# Аллахе вспоминайте (при чтении) Корана, и 5а «г опередит вас никто в поступании сообразно заповедям его.

Об Аллахе, Аллахе вспоминайте во время молитвы, ведь она — столп вашей религии.

Саййид Салман Сафави ШЦ Практический мистицизм

Об Аллахе, об Аллахе помышляйте в доме Господа вашего, не оставляйте его, покуда живы, ибо если он будет покинут, то нечего будет обсуждать с вами [после воскресения?]. Об Аллахе, об Аллахе помышляйте в джихаде вашем имуществом вашим, жизнями вашими и языком вашим на пути Аллаха.

Соблюдайте родственные связи и благотворительность, берегитесь от них отрываться и отвращаться. Не оставляйте повеление одобряемого и запрещение недозволенного, чтобы не овладели вами злейшие из вашего числа, потом будете призывать, но не будет на ваш призыв ответа»[85].

Глава 23

Программа духовного самовоспитания

1. Мольба об отпущении грехов (истигфар) и раскаяние в прошлых поступках, о которых более подробно говорится в книгах по ‘ирфану. Количество обращений с мольбой об отпущении грехов (астагфиру-л-Лах) в начале мистического пути составляет 1001 раз в сутки.

2. Базисные принципы — самоконтроль-самоотчет-критика.

3. Аскетизм (зухд), то есть использование дозволенных мирских благ лишь в необходимом объеме.

4. Чтение одобряемых намазов, в особенности намаза гуфай- лат и ночного намаза (намаз-е гиаб).

5. Соблюдение предписаний Всевышнего Бога и отстранение от того, что по шариату является греховным (как то: недозволенные интимные отношения, употребление алкоголя, азартные игры, угнетение народа, поддержка угнетателей и т. д.), а также искоренение дурных качеств характера и поведения (ложь, зависть, эгоизм, подобострастие перед правителями, распространение сплетен, гнев, отчаяние и утрата надежды, материализм, накопление богатства, заносчивость, горделивость, тщеславие, корыстолюбие, выставление себя напоказ).

6. Медленное чтение (тартил) как минимум пятидесяти айатов Корана в день. И днем, и ночью следует читать четыре суры, начинающиеся со слова «Кул» (суру 109 «Неверующие» (Ал-Кафирун), суру 112 «Очищение веры» (Ал-Ихлас), суру 113 «Рассвет» (Ал-Фалак), суру 114 «Люди» (Ан-Нас)), суру 97 «Могущество» (Ал-Кадр), суру 110 «Помощь» (Ан-Наср), суру 91 «Солнце» (Аш- Шамс), суру 100 «Мчащиеся» (Ал- Адийат), суру 51 «Рассеивающие» (Аз-Зарийат), суру 36 «Йа Син»,суру4& «Победа» (Ал-Фатх), айаты Ал-курси, ин йакад. Ночью, прежде чем ложиться спать, необходимо прочесть шесть сур: «Железо» (Ал-Хадид), «Сбор» (Ал-Хашр), «Ряды» (Ас-Сафф), «Собрание» (ал-Джуму‘а), «Взаимный обман» (Ат-Тагабун), «Высочайший» (Ал-А(ала).

118 Совершается между молитвами магриб и иша.

7. Медленное чтение молитв (ду‘ а) — таких, как, например, Макарим ал-ахлак, ду‘ а Кумейл, Ша* абаниййа, Абу Хамза, Джавшан Кабир, Муджир, Самат, Сабах, а Тавассул, Зийараш(Ашура\ Чтение молитвы йасшагиир каждое утро и каждый вечер.

8. Земной поклон (во время молитвы), продолжающийся от пяти минут до часа, а также произнесение зикра «ла илаха илла-л-Аах анша субханака инни кунгпу мин аз-залимин» (400 раз). Этот зикр, повторяемый указанное количество раз, рекомендовали аятолла саййид ‘Али Кази и аятолла саййид ‘Абд ал-Карим Кашмири.

9. Произнесение зикра (поминание Аллаха), размышления (созерцание) и внимательное отношение к самому зикру. Осуществление зикра тасбихат ее Светлости Фатимы аз-Захры (‘а), дочери Пророка (с), после обязательных дневных намазов и намаза витр. Необходимо повторять зикр йунисиййа как минимум 400 раз в день (ла илаха илла анта субханака инни кунту мин аз-залимин). Лучше произносить этот зикр после каждого обязательного намаза и, помимо того, тасбихат ее Светлости Захры (‘а), тогда получится 500 раз. Нужно 70 раз произносить «Астагфиру- л-Ааха Рабби ва атубу илайх». Полчаса в день посвящать «внутреннему зикру» — повторять «Аллах, Аллах». 100 раз в день произносить «Аа хаула ва ла куввата илла би-л-Аах» — эта фраза полезна для избавления от трудностей и печали. Три раза в день произносить зикр тасбихат арба' а, который способствует освещению сердца. Для избавления от неприятных мыслей полезно произносить следующие зикры: Аа илаха илла-л-Аах, Аллах, Аллаху Акбар, ла илаха илла-л-Аах, субхан Аллах, ал- хамду ли-л-Аах, ла хаула ва ла куввата илла би-л-Аах, Аллахумма салли ‘ала Мухаммадин ва али Мухаммад, йа хува йа ман ла хува илла хува, йа хайй ва йа кайум, йа ‘Али, йа худ жат ибн ал-Хасан (‘аджала-л-Ааху Та'ала фарджа- ху аш-шариф). Каждый из этих зикров следует повторять по 100 раз. Как минимум полчаса в день необходимо посвящать размышлениям. Пять минут перед каждым намазом следует предаваться мыслям о смерти.

10. Самоконтроль и критика собственного нафса (низменного «Я») — хасаба кабла ан тухасаба — этим необходимо заниматься каждую ночь минимум по 10 минут, раз в неделю — один час.

11. Желательный (мустахаб) пост каждую неделю — особенно в понедельник и четверг.

12. Пожертвования каждый день или как минимум каждый вечер пятницы.

13. Внимательное и милосердное отношение к людям.

14. Размышление о творениях Создателя: о звездах, горах, лесах, морях, животных, человеческом теле (путь во внешнем мире является предисловием к пути внутреннему). Как минимум раз в месяц надо выходить на природу и размышлять о творении Создателя.

15. Постоянно изучать литературу по этике (ахлак) и *ирфану (как минимум два часа в неделю), читать и слушать мистические стихотворения — как, например, «Диван-е гиамс» Маулави, сборник стихотворений ‘Аттара, сборник стихотворений Фахр ад-дина ‘Ираки и сборник стихотворений Хафиза.

16. Посещение кладбищ, а также захоронения гиахидов с целью размышления о живых и мертвых.

17. Как минимум раз в год — зийарат к местам захоронений Имамов (‘а), поиск их покровительства, пребывание около гробницы Имама (‘а) на протяжении нескольких дней, чтение Корана вблизи их мавзолеев. Вознесение молитв, выполнение намаза, совершение одобряемого, размышление и осуществление самоконтроля над нафсом (низменным «Я»).

18. Минимум раз в год — уединение в священных местах или на природе.

19. Уединение (и‘тикаф) для совершения поста и чтения молитв в течение 40 дней с соблюдением всех условий этого уединения.

20. Постепенное претворение в жизнь одобряемых шариатом деяний и отказ от запрещенного исламским законом.

21. Постепенное уменьшение количества употребляемой пищи. При этом не следует есть мясо и сладости более трех раз в неделю.

22. Постепенное сокращение времени сна (до шести часов).

23. Довольствование простой одеждой, обращение к людям без церемоний, оказание помощи неимущим, проходящим лечение, угнетенным и обездоленным.

24. Поддержание отношений с верующими (му’минун) и беседы с ними.

25. Намаз по возможности следует читать в мечети, также рекомендуется участвовать в общих дневных и ночных молитвах — особенно в Ночь предопределения (лейлат ал- кадр)у Тасу‘а и (Ашура.

26. Постоянное обновление состояния ритуального омовения (вуду) после того, как оно нарушается.

27. Раннее пробуждение ото сна и рецитация Корана.

28. Воздержание от участия в бесполезных сборищах.

29. Постоянство в выполнении духовных дел и предписанных Всевышним деяний, в поминании Аллаха (зикре).

30. Вся деятельность верующего должна способствовать его приближению к Аллаху.

31. Твердость в решении исправить собственный нафс (низменное «Я») и совершить духовное путешествие.

Саййид Салман Сафави ЯЁд Практический мистицизм

32. Сильное желание приблизиться к Аллаху.

33. В начале становления на мистический путь необходимо каждый день в течение получаса упражняться в молчании в уединенном месте.

34. Каждый день в течение часа следует размышлять о его Светлости Худжате ибн ал-Хасане— имаме ал-Махди (Сахиб аз-Заман (‘а)), и уединяться с мыслями о нем. В уединенном месте читать Зийарат ас-салам ‘ ала али Йасин. А затем несколько раз повторить: «Йа Сахиб аз-заман агсанни йа сахиб аз-заман адрукни» и «ал-муста* ану бик йа ибн ал-Хасан»ьх.

35. Оказывать поддержку людям, принадлежащим к числу Ахл ал-Бейт (‘а), то есть саййидам.

36. Поддерживать больных, проявлять милосердие к сиротам, помогать неимущим и уделять им внимание.

37. Обязательное соблюдение четверичных условий мистического пути: приверженность базовым требованиям — самоотчет - самоконтроль - критика.

38. Ночная молитва и открытие собственных тайн Аллаху.

39. Воздержание от посещения заседаний [неправедных] правителей и должностных лиц.

40. Отказ от общения с теми, кто прославляет угнетателей, ибо это становится причиной помрачения сердца и ослабления чистосердечия и отдаляет человека от Тавхида. Помощь угнетенным и притесненным в правах.

О Любимый, Близкий Друг, Собеседник, Объект поклонения, Возлюбленный! Усиль огонь любви в наших душах!

О Предел мечты влюбленных, освети наши сердца Своим священным светом! О Страсть совершенства опечаленных, заставь нас метаться с помощью пламени Твоей милости! А когда мы обретем связь с тобой, предоставь нам спокойствие.

О любовь к Аллаху! Все, кроме Тебя, кажется горьким. Всегда заботься о нас.

О Убежище обездоленных, о Друг и Спаситель одиноких, предоставь нам убежище, ибо нет у нас надежды, кроме как на Тебя!

О Разлука, Встреча, Убежище, Первый, Последний, Внешний и Внутренний! О Аллах, кроме Которого нет никого! Ты превыше того, что о Тебе говорят! Приблизь нас к встрече с Тобой! О Аллах! Отдали меня от всего, и приблизь меня к себе, и освети наши сердца Своим Божественным светом, чтобы он проник в наши сердца! И тогда глаза наших сердец приблизятся к Твоей истине, а наши души с помощью твоего величия соединятся с Тобой!

О Аллах, даруй нам полное совершенство! Освети взоры наших сердец Своим существованием, чтобы мы смогли сбросить завесу и приблизиться к источнику Твоего величия! И приблизь наши души к Твоему величию и Твоей святости.

Ас-саламу алейкум, Саййид Салман Сафави Тарикат Сафавиййа Лондон Рамадан 2012 г.

Саййид Салман Сафави Практический мистицизм

Библиография

'Ансари, хаджи ‘Абдаллах. Маназил ас-са’ирин. Тегеран.

‘ Аскалани, Ахмад ибн ‘Али ибн Хаджар. Фатх ал-Бари (с толкованием Сахих ал-Бухари). Бейрут: Дар ал-ма‘арифа.

* Аттар Нишабури, Фарид ад-Дин. Мантик ат-тайр. Тегеран. 'Аттар Нишабури, Фарид ад-Дин. Тазкират ал-авлийа’. Тегеран.

Ардабили, Ибн Баззаз. Сафват ас-сафа (второе издание). Тегеран: Энтешарат-е Зарйаб, 1376.

Бахр ал-У лум, саййид Махди. Сайр ва Сулук (с толкованием Мухаммада Хусейна Хусейни Техрани). Тегеран: Хикмат, 1360.

Зарринкуб, (Абд ал-Хусейн. Арзеш-е мирас-е суфиййе. Тегеран, 1362.

Ибн ‘Араби, Мухйи ад-Дин. Раса’ил / Под ред. Наджиба Маила Харуви. Тегеран: Мулла, 1367.

Ибн Сина, Абу ‘Али. Ишарат ва танбихат.

Имам ‘Али ибн Абу Талиб. Путь красноречия («Нахдж ал- балага») / Пер. с араб, и коммент. Тараса Черниенко. Казань: Идел-Пресс, 2010.

Кашани, ‘Изз ад-Дин Махмуд. Мисбах ал-хидаййа ва мифтах ал-кифаййа/ Под ред. Джалал ад-Дина Хамаи. Тегеран, 1367.

Кубра, Наджм ад-Дин. Ал-усул ал-‘ашара. Тегеран.

Куми, шейх ‘Аббас. Мафатих ал-джинан. Кум, 1384.

Маулави Руми, Джалал ад-Дин. Диван-е Шаме. Рукописи Фарузанфара и Сабхани. Тегеран.

Маулави Руми, Джалал ад-Дин. Маснави Ма‘анави. Рукопись Николсона. Тегеран.

Мутаххари, Муртаза. ‘Улум-е ислами. Т. 2. Тегеран, 1366.

Насафи, ‘ Азиз ад-Дин. Зубда-и хака’ик/ Под ред. Хакк Варди Насири. Тегеран.

Насафи, ‘Азиз ад-Дин. Инсан-е Камил / Под ред. Муле.Теге- ран: Тахури, 1362.

Саййид ибн Тавус. Мухдж ад-да‘ват. Бейрут, 1994.

Священный Коран / Пер. М.-Н.О. Османова. 3-є изд., перераб. и доп. М.; СПб.: Диля, 2008.

Сухраварди, Зиййа’ ад-Дин Абу Наджиб. Адаб ал-муридин /

Пер. Мухаммада ибн Ахмада Ширкана. Тегеран: Мулла, 1363.

Сухраварди, Шахаб ад-Дин Абу Хафс ‘Умар. ‘Авариф ал- ма‘ариф / Пер. на перс. Касима Ансари. Тегеран: Шеркат-е энтешарат-е ‘элми ва фарханги.

Табризи, Мирза Джавад Ага Малаки. Асрар ас-салат. Т. 1 /

Пер. Резы Раджабзаде. Тегеран, 1366. ил

ON

Q

-е-

х

ьо

Табризи, Мирза Джавад Ага Малаки. Сайр ила-л-Аах / Пер. х Мухаммада Тахрирчи. Тегеран: Нур-е Фатима, 1363.

Ту си, хаджи Насир ад-Дин. Аусаф ал-ашраф. Тегеран.

Хоразми, Мухаммад ибн Хасан. Шарх Фусус ал-хукм Ибн ‘Араби. Тегеран: Мулла.

Хунсари, Джамал. Толкование книги имама ‘Али ибн Абу Талиба (‘а) «Гарар ал-Хикам ва дурар ал-калам» на персидском языке (шарх-е фарси). Тегеран: Энтешарат-е данешгах-е Техран,1366.

Шабистари, Махмуд. Цветник тайн (Голшан-е Раз) / Под ред. Самада Моухада. Тегеран: Тахури, 1368.

Ширази, Садр ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим (также известный как Садр ал-мута‘ахилин и Мулла Садра). Асфар арба‘а. Бейрут: Дар ахиййа ли-с-сарат аль-‘Араби.

Список сокращений

л.х. — лунная хиджра (исламский календарь, в котором летоисчисление ведется по лунным годам от хиджры — момента переселения пророка Мухаммада (с) из Мекки в Медину в 622 г.).

с.х. — солнечная хиджра (иная версия исламского календаря, в котором летоисчисление ведется от вышеуказанного момента, но по солнечным годам; этот календарь является официальным в современном Иране).

н. э. — наша эра; григорианский календарь (от Рождества Иисуса

(‘а))-

(с) — салават (приветствие) пророку Мухаммаду: расшифровывается как «Аллахумма салли ‘ала Мухаммадин ва али Мухаммад» («О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада!).

(‘а) —* салават (приветствие) другим Пророкам и Ахл ал-Бейт —■ членам семейства пророка Мухаммада: расшифровывается как «алейхи(а)-с-салам» («мир ему/ей»).

Примечания

I Мохаммад ибн Хусейн Хоразми. Шарх фусус ал-хукм Ибн ‘Араби. Тегеран: Мулла. С. 285.

II Махмуд Шабистари. Голшан-е Раз. Бейт 151.

III Коран, 33:77.

IV Коран, 17:70.

V Коран, 2:31; 96:6.

VI Махмуд Шабистари. Голшан-е Раз. Бейт 329.

VII Там же. Бейт 411.

VIII Там же. Бейт 395.

IX Мухйи ад-Дин Ибн ‘Араби. Раса’ил. С. 70.

X Там же. С. 29; Абу Джа‘ фар ибн Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак ал-Кулайни. Ал-Кафи.

XI Махмуд Шабистари. Голшан-е Раз. Бейты 397-399, 402-410.

XII Ду‘ а Джавгиан Кабир (из книги «Пророк Бога в преданиях от имама ‘Али ибн ал-Хусейна (‘а)». Гл. 17, 48, 70).

XIII Там же. Гл. 37.

XIV Там же. Гл. 28, 51, 52, 60, 61, 92.

XV Там же. Бейт 455.

XVI ‘Абд ал-Хусейн Зарринкуб. Арзеш-е мирас-е суфиййе. С. 101.

XVII Шахид Муртаза Мутаххари. Исламские науки (‘Улум-е ис- лами). С. 94—95.

XVIII ‘Азиз ад-Дин Насафи. Совершенный человек (Инсан-е Камил). С. 3.

XIX Маулави. Маснави, предисловие к пятому дафтару.

XX Абу ‘Али Сина. Ишарат ва танбихат.

XXI Фарид ад-Дин ‘ Аттар Нишабури. Тазкират ал-авлийа. Т. 2. С.З.

XXII Там же. С. 4.

XXIII Муртаза Мутаххари. ‘Улум-е ислами. Т. 2. С. 87-90.

XXIV Абу {Али Сина. Ишарат ва танбихат, намате нохом.

XXV Маулави. Маснави, дафтар первый.

XXVI 4Азиз ад-Дин Насафи. Совершенный человек (Инсан-е Камил). С. 84,12-13.

XXVII ‘ Азиз ад-Дин Насафи. Зубда-и хака’ик. С. 11.

XXVIII Саййид Махди Бахр ал-‘улум. Сайр ва сулук. С. 131.

XXIX Фатх ал-Бари с толкованием «Сахих ал-Бухари». Т. 1. С. 8. Хадис 1. Толкование «Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам». Т. 1. С. 260. Хадис 1040; Т. 4. С. 194. Хадис 5792.

XXX ‘ Азиз ад-Дин Насафи. Инсан-е Камил. С. 86.

XXXI Шахаб ад-Дин Абу Хафс Сухраварди. 'Авариф ал-ма‘ари- фиййа. С. 104.

XXXII Саййид Махди Бахр ал-улум. Сайр ва сулук. С. 148.

XXXIII Ибн ‘Араби. Раса’ил. С. 11.

XXXIV Джамал Хунсари. Толкование книги «Гарар ал-хикам ва дурар ал-калам» на персидском языке (шарх-е фарси). Т. 6. С. 351. Хадис 10471; Т. 5. С. 466. Хадис 9204.

XXXV Ибн ‘Араби. Раса’ил. С. 15-16.

XXXVI Саййид Махди Бахр ал-у лум. Сайр ва сулук. С. 150.

XXXVII Имам ‘Али (‘а). Гарар ал-хикам. Т. 6. С. 163-166. Хадис 9942 и 9981.

XXXVIII Саййид Махди Бахр ал-‘улум. Сайр ва сулук. С. 151-153.

XXXIX Ибн Араби. Раса’ил. С. 13-14.

XL Имам ‘Али. Гарар ал-хикам. Т. 6. С. 124. Хадис 9785.

XLI Ибн ‘Араби. Раса’ил. С. 17-18.

XLII ‘Изз ад-Дин Махмуд Кагиани.Мисбах ал-хидаййа ва миф- тах ал-кифаййа. С. 314.

XLIII Шахаб ад-Дин Абу Хафс Сухраварди.'Авариф ал-ма‘ариф. С. 147.

XLIV Мирза Джавад Ага Малаки Табризи. Сайр ила-л-Лах. С. 106.

XLV Мирза Джавад Ага Малаки Табризи. Асрар ас-салат. С. 457. XLVI Саййид Махди Бахр ал-улум. Сайр ва сулук. С. 130.

XLVII Там же. С. 171.

XLVIII Джамал Хунсари. Толкование книги «Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам» на персидском языке (шарх-е фарси). Т. 2. С. 558.

XLIX Имам Хомейни. Арба‘ин хадис. Т. 1. С. 249.

L Подробнее о составляющих зикра см.: Саййид Махди Бахр

ал-улум. Сайр ва сулук. С. 187-190.

LI Абу Джа‘ фар ибн Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак ал-Ку-

лайни. Усул ал-Кафи. Т. 2. С. 55.

LII Саййид Махди Бахр ал-улум. Сайр ва сулук. С. 201.

LIII Аятолла Техрани. Таухид-е ‘илми ва ‘айни. С. 32-34.

LIV Садр ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим Ширази (Мулла Сад

ра). Асфар Арба‘а. Т. 1. С. 13.

LV Там же. Заметки на полях Ака Камшейи.

LVI Зиййа9 ад-Дин Абу Наджиб Сухраварди. Адаб ал-муридин.

С. 72.

LVII Шахаб ад-Дин Абу Хафс Сухраварди. Авариф ал-ма‘ариф. С. 108-120.

LVIII Махмуд Шабистари. Голшан-е Раз. Бейты 25-30.

LIX Шахаб ад-Дин Абу Хафс Сухраварди. Адаб ал-муридин.

С. 74-75.

LX Общее руководство аятоллы саййида ‘Абд ал-Карима Каш

 

Примечания

мири; интервью с аятоллой саййидом ‘Абд ал-Каримом Кашмири// Журнал Хаузы. Кум. http://www.afkarnews.ir/ vdcip3a3.tlapw2bcct.html

 

Научное издание

Саййид Салман Сафави jlijc.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ ‘Ирфан-е‘амали

Компьютерная верстка Т.В. Исакова

Корректор Т.Ю. Коновалова

ООО «Академический Проект»

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3. СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ № РОСС RU. АЕ51. Н16070 от 13.03.2012.

Орган по сертификации РОСС RU.0001.11AE51 ООО «ПРОФИ-СЕРТИФИКАТ»

ООО «Садра»

129301, Москва, проспект Мира, д. 186, корп. 1, кв. 8

По вопросам приобретения книги просим обращаться в ООО «Трикста»:

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3.

Тел.: (495) 305 3702, 305 6092; факс: 305 6088 E-mail: [email protected] Интернет-магазин: www.aprogect.ru

Подписано в печать 14.08.13.

Формат 60x90/16. Гарнитура MyslC.

Бумага писчая. Печать офсетная. Уел. печ. л. 6,0. Тираж 1000 экз. Заказ № 2526.

Отпечатано с оригинал-макета заказчика в ГУП РМ «Республиканская типография „Красный Октябрь”» 430000, Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, 55а E-mail [email protected]

48 Цит. по пер. Э. Кулиева.

44 Цит. по пер. Э. Кулиева.

52 Ахмад ибн Фахд. Адат ад-Дайи. С. 238.

53 Шарх Гарар ал-хикам. Т. 4. С. 30.

55 Цит. по пер. Э. Кулиева.

58 Имам * Али. Путь красноречия (Нахдж ал-Балага). Хутба ал-Муттакин.

78 Там же. Мудрое изречение № 10.

81 Там же. Мудрое изречение № 55.

82 Там же. Мудрое изречение № 57.

84 Там же. С. 317. Мудрое изречение № 60.

85 Там же. С. 319. Мудрое изречение № 81.

87 Там же. С. 320. Мудрое изречение № 89.

Имам 'Али. Путь красноречия. С. 321. Мудрое изречение № 98.

Там же. С. 324. Мудрое изречение № 113.

п Имам ‘ Али. Путь красноречия. С. 326-327. Мудрое изречение № 131.

92 Там же. С. 327. Мудрое изречение № 134.

Там же. С. 331. Мудрое изречение № 158.

Там же. С. 333. Мудрое изречение № 176.

97 Там же. Мудрое изречение № 177.

Там же. Мудрое изречение № 179.

102 Там же. Мудрое изречение № 227.

т Имам ‘Али. Путь красноречия. С. 340-341. Мудрое изречение № 252.

104 Там же. С. 359-360. Мудрое изречение № 379.

106 Там же. С. 364. Мудрое изречение № 417.

,os Имам 'Али. Путь красноречия. Хутба 83.

' Там же. Хутба 157. С. 143-144.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru


[1] ‘Аллама Табатабаи. Тайны исламского монотеизма. М.: Исток, 2010. С. 38.

[2] Суфийском мистическом ордене.

[3] Сафи ад-Дин Ардабили (1252-1334)—основатель суфийско-дервиш- ского ордена Сафавиййа, родоначальник правившей в Иране династии Сефевидов.

[4] Сефевиды — иранская тюркская шахская династия, правившая районом Ар- дабил иранской провинции Азербайджан начиная с XIV в., всем Ираном— с 1502 по 1722 г. Начиная с периода правления династии Сефевидов, шиитское направление исла­ма было признано в Иране официальной религией.

[5] Исма'ил Сафави (1487-1524), известный также как Исма‘ил I, или шах Исма'ил Хатаи, — основатель династии Сефевидов, военачальник и поэт.

[6] Ардабиль — город на северо-западе Ирана.

[7] Муса ибн Джа'фар ал-Казим (‘а) (745-799)—седьмой Непорочный Имам мусульман-шиитов.

[8] Ибн Базаз. Сафават ас-Сафа. С. 70; Амин, Мохсен, ‘Айан аш-Ши‘а.

[9] Сабалан, или Савалан, — потухший вулкан высотой 4811 м, расположен­ный в иранском Азербайджане, остане Ардабиль.

[10] Шейх Захид Г и л а н и (1216-1301) — иранский поэт, дервиш, общественный деятель, глава ордена Захидиййа в Лахиджане.

[11] Рашид ад-Дин Фадлаллах ибн Абу-л-Хайр ‘Али Хамадани (1247-1318) — персидский государственный деятель, врач, ученый-энциклопедист, ми­нистр в государстве Хулагуидов.

[12] Ибн Базаз. С. 8-9.

[13] Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Руми (1207-1273) — знаме­нитый персидский поэт-суфий, основатель ордена Маулавиййа, в Иране известен в том числе и под прозвищем Маулави, которое и использует автор данной книги.

[14] Абу Мухаммад Муслих ад-Дин иб.н ‘Абдаллах Са‘ади Ши­раз и (1181-1291)— персидский поэт-суфий, автор дидактических поэм и любовных газелей.

[15] Махмуд Шабистари (1288-1340) — прославленный персидский поэт, ав­тор мистической поэмы «Цветник тайн».

[16] Гийас ад-Дунйа ва-д-Дин Мухаммад Худабандэ Олджей­ту Султан (1282-1316) — правитель из династии Хулагуидов.

[17] Шариат — Божественный исламский закон, главными источниками которого являются Коран и Сунна 14 Непорочных (‘а), тарикат — мистический путь приближе­ния к Аллаху, хакикат — истина, обретенная на этом пути.

[18] Имам Махди ибн ал-Хасан ал-‘Аскари (р. 868) — двенадцатый, последний Имам шиитов-двунадесятников. Согласно шиитскому Исламу, имам ал- Махди (‘а) не умер, а ушел в сокрытие с тем, чтобы вернуться в конце истории, победить несправедливость и тиранию и учредить всемирное государство справедливости.

[19] Хусейни Техрани. Рух-е моджаррад. С. 63 и 2906. Эта династия и мистический орден включают в себя Муллу Кали Джула, Саййида ‘Али Шуштари, муллу Хусейни Хамадани, шейха Ахмада Карбалаи, шейха Мухаммада Бахари, саййида ‘Али Кази, ‘Ал- ламу саййида Мухаммада Хусейна Табатабаи, аятоллу шейха ‘Аббаса Йазди, саййида Хусейна Насра, аятоллу шейха Мухаммада Насири Даулатабади.

[20] ‘Аллама Мухаммад Хусейн Табатабаи (1903-1981) —- иранский шиитский богослов, комментатор Корана, автор знаменитого тафсира «Ал-Мизан».

[21] Рене Генон (1886-1951) — французский философ-традиционалист, исследо­ватель метафизики и традиции. В 1912 г. принял Ислам, впоследствии стал членом орде­на Шазилиййа.

[22] Ахл ал-Бейт — люди семейства Пророка (с): его дочь Фатима аз-Захра (‘а), ее муж ‘Али ибн Абу Талиб (‘а), их сыновья ал-Хасан (‘а) и ал-Хусейн (‘а), и последу­ющие поколения оставшихся девяти Имамов шиитов из числа их потомков: ‘Али ибн ал-Хусейн Зайн ал-‘Абидин ас-Саджад (четвертый Имам (‘а)), Мухаммад ибн ‘Али ал- Бакир (пятый Имам (‘а)), Джа‘фар ибн Мухаммад ас-Садик (шестой Имам (‘а)), Муса ибн Джа‘фар ал-Казим (седьмой Имам (‘а)), ‘Али ибн Муса ар-Рида (восьмой Имам (‘а)), Му­хаммад ибн ‘Али ал-Джавад (девятый Имам (‘а)), ‘Али ибн Мухаммад ал-Хади (десятый Имам (‘а)), ал-Хасан ибн ‘Али ал-‘Аскари (одиннадцатый Имам (‘а)) и Мухаммад ибн ал-Хасан ал-Махди (‘а) — двенадцатый Имам (‘а), выход которого из сокрытия ожидают мусульмане-шииты.

[22] Каббала — эзотерическое течение в иудаизме, возникшее в XII в.

[23] Цит. по пер. Э. Кулиева.

[24] Маулави. Диван-е Шаме. Здесь и далее стихи приводятся в переводе Марии Ген. — Прим. ред.

[25] Ибрахим ибн Адхам (ум. 778) — легендарный исламский проповедник, уроженец Балха.

[26] Палки — специфический образ, используемый в суфийской школе и поэзии, который служит для обозначения низменных страстей, привязанностей нафса к мате­риальному миру.

[27] Бог и Аллах (в переводе с арабского — Единый и Единственный Бог) — взаи­мозаменяемые синонимы. — Прим. ред.

[28] Цит. по пер. Э. Кулиева.

[29] Цит. по пер. Э. Кулиева.

[30] Цит. по пер. Э. Кулиева.

[31] Цит. по пер. Э. Кулиева.

[32] Цит. по пер. Э. Кулиева.

[33] Цит. по пер. Э. Кулиева.

[34] Цит. по пер. Ю.И. Крачковского.

[35] Абу Хусейн ибн (Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980- 1037 гг. н. э.),



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гордыня | Административно-процессуальных документов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 423 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

929 - | 972 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.