Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕылающие бубны, или уголовный кодекс против духов




Ќа наш взгл€д, без главы, показывающей борьбу власти с шаманизмом, рассказ о непростой жизни избранников духов был бы неполным. ѕоэтому мы решили чуть поподробнее остановитьс€ на обозначенной теме. “ем более что она достаточно интересна и включает в себ€ сюжеты от почти комедийных до глубоко трагических.

 ак известно, весь советский период до времен гласности объективное исследование подобных вопросов было просто невозможным из-за цензурных и идеологических препон, но в последние годы ситуаци€ изменилась, и, к примеру, в якутии увидело свет несколько специальных научных работ.   ним, к дореволюционным материалам и самосто€тельно собранным фактам мы и будем апеллировать Ќадо сказать, что, шаманизм, по сути, всегда был в оппозиции к сильнейшим мира сего ћы помним, что еще в 1696 году воевода јрсеньев официально и "накрепко" запретил камлани€ в якутске и его ближних окрестност€х, дабы шаманы своими тайными знани€ми и независимым взгл€дами не провоцировали выступлени€ против колониальной администрации ƒаже раньше светской власти в своей самой северной епархии в борьбу включилась православна€ церковь, узревша€ в "черной вере" сильного конкурента   примеру, еще 6 марта 1663 года "служилый человек" ћишка “архов имел неосторожность поучаствовать в камлании шамана Ѕаркына, да к тому же во врем€ поста  огда это обнаружилось, ћишку отдали на шесть недель в местную церковь "под начал" (то есть на принудительные работы) и "соборному попу" было приказано держать его все это врем€ на чепи", "чтоб впредь неповадно было в великий пост шаманить заставтивать и шаманства слушать".

Ќо еще и до прихода русских многие шаманы периодически попадали в опалу родовых кн€зей-тойонов, фактически вс€кий раз, когда предсказывали или открывали что-то неугодное местной власти «аставл€€ отрекатьс€ от подобных пророчеств и озвучивать то, что было нужно богатой верхушке, тойоны "били их смертным боем" ќсобенно же доставалось шаманам в тех случа€х, когда у их кн€зей или просто богатых и сильных сородичей возникало подозрение о наведенной порче ¬ первые годы правлени€ воеводам "якольской землицы" приходилось разбирать дес€тки таких дел Ќапример, в 1645 году кангаласский кн€зец ќткурай, сын знаменитого первого "цар€" €кутов “ыгына, "убил шамана ƒуруна" за то, что тот €кобы "уморил шаманством своим его женку и сына Ѕыты€" » нова€ русска€ судебна€ власть при рассмотрении "челобитной" родственников ƒуруна отнеслась к этому спокойно, как к р€довому факту, ограничившись незначительным дл€ богача штрафом "в 27 скотин больших и малых", поскольку "в €кутах так преж сего велось, что шаманов и добрых за дурное шаманство побивали".

»звестный кангаласский кн€зец ћазары Ѕозеков обвинил ойуна ƒеки в том, что он "изъел" двух его братьев, "обрат€сь медведем", да еще и "похвал€лс€ сим в песн€х".

» хот€ шаман под пытками в воеводской канцел€рии полностью отрицал обвинени€ и утверждал, что имеет дело только со светлыми божествами, вли€тельный богач все равно одержал верх, и ƒеки был посажен в тюрьму.

»сследователь €кутского фольклора √.”.Ёргис (вз€вший фамилию-псевдоним по имени одного из великих шаманов) в своем двухтомном собрании старинных преданий приводит п€ть сюжетов с участием ойунов, и во всех они выступают в роли пострадавших от богачей-тойонов. ѕричем и в пр€мом физическом смысле: "ƒодор в расцвете своих сил вс€чески мучил, порол многих шаманов..." или " утайах Ѕаай, избива€ шаманов розгами, вынуждал их спустить ему сверху сенокосчиков..."

ƒумаетс€, многие шаманы вынуждены были платить за свой необычный дар, свою особую независимость и профессиональную честность достаточно распространенной среди них бедностью и отверженностью. ¬прочем, така€ судьба издревле сопровождала их коллег в самых разных местах земли. ѕомните пушкинские строки:

¬олхвы не бо€тс€ могучих владык,

ј кн€жеский дар им не нужен;

ѕравдив и свободен их вещий €зык

» с волей небесною дружен...

Ќесколько иначе дело обсто€ло только у тех народов (например, у юкагиров, эвенов), где шаман официально был первым или вторым лицом в племени. Ќо и тут в борьбу со временем включалась или церковь, или более высша€ колониальна€, а затем большевистска€ власть.

≈сли поначалу у шаманов просто отбирали и сжигали их одежду и бубны, запреща€ камлать, то со временем стали принудительно крестить.  ак писал ’уд€ков, "при введении христианства многим шаманам насильственно обстригали волосы и затем силою приобщали; в этих случа€х шаманы сходили с ума, становились больны на год и на два, лежали в кровати". Ќо в итоге €зыческие духи все равно оказывались сильнее новых христианских св€тынь и повторно (!) инициировали ойунов. "ѕотом рассказывали они, что черти водили их по разным местам, закалывали, вынимали кости и вставл€ли новые, "исправл€ли" шамана. » через продолжительное врем€ шаман выздоравливал и снова становилс€ насто€щим. «наменита€ шаманка „уонах, насильственно окрещенна€ русскими (напомним: и сожженна€ ими после смерти. Ч ¬.‘.) и после крещени€ выделывала шаманские штуки, так что стала предметом поклонени€ дл€ русских, €кутов и тунгусов (жиганска€ јграфена)".

’уд€ков приводит в своем "ќписании ¬ерхо€нского округа" один пикантный эпизод борьбы шаманства с властью в лице другой известной удаганки “аспарыйа:

"...рассказывают, что однажды в то врем€, когда она шаманила, в юрту приехал русский казак, стал запрещать, раскричалс€. Ёта шаманка нисколько не испугалась; как сидела, так и осталась. ”дарила в бубен, запела, у него и оторвалс€ половой член, “аспарыйа и повесила его на хоро (конец бревна, выдающегос€ из камина): "ѕусть, Ч говорит, Ч он просохнет, пока € шаманю".  азак заохал, застонал, но она освободила его только тогда, когда закончила свою службу".

«абега€ вперед, можно добавить, что нечто подобное проделывали €кутские удаганки и с милиционерами советских времен, заставл€€ их с конфузом ретироватьс€. Ќо власть оставалась властью, и если ойуны не внимали ее запретам, примен€ла физические меры воздействи€. ƒо революции это была, как правило, публична€ порка. »нтересно, что по поводу ее "эффективности" существовало определенное общественное мнение.

"≈сли шаман сечен русским начальством, Ч сообщает ’уд€ков, Ч то, по €кутским поверь€м, Ч у него остаетс€ только четверта€ часть дь€волов, и он становитс€ почти как простой человек. ќдин из сеченых шаманов признавалс€, что "сначала, когда хотели его сечь, и чертей, говорит, € видел, и душу исправника. ј когда свалили, не только чертей не стало, но и потолка не взвидел. ѕри начальстве плоха€ штука и шаманство". Ќо такие жестокие меры действовали только на слабых шаманов. Ќапротив, когда секли знаменитого  ычакан-шамана, так он €вл€лс€ в семи видах. —хват€т одного, повал€т, станут сечь Ч выходит новый  ычакан и говорит: "—еките его побольше!" —хват€т нового, по€вл€етс€ еще новый и говорит: "—еките побольше!" и т.д. Ёто был такой шаман, что в одно врем€ бывал в семи местах (наказание его происходило в г.якутске)".

 онечно, в разных местах представители царской власти и духовенства относились к шаманам по-разному, а кое-где в провинции Ч весьма ло€льно и даже с симпатией. —сыльный ћ.ќвчинников, отбывавший срок в ќлекминске в XIX веке, зафиксировал в своих воспоминани€х вообще курьезный случай, когда православный св€щенник ќлекминской —пасской церкви "јф.ћалинин в масленицу, возложив на себ€ шаманский бубен, "с пением богородича" шествовал по городу". —опровождавшие его "два шамана в полном облачении представл€ли свое действо".

Ќа волне христианизации, принудительно наслоенной на шаманизм, в €кутской глубинке местами стал про€вл€тьс€ странный феномен, альтернативный гибрид двух вер Ч "боговдохновленные" люди. »нициаци€ их очень походила на шаманскую, но происходила на уже иной религиозной почве. ѕодобный ново€вленный пророк "сперва по обыкновению сходит с ума, беснуетс€, св€занный лежит дев€ть дней без пищи, мучитс€, терзаетс€, чуть не помирает, очищаетс€ от грехов. “ут уж сам бог €вл€етс€ к нему в виде пресветлого серебр€ного старика, иногда в виде большой белой птицы. » сделает его господь главным пророком на земле и пошлет. » €витс€ боговдохновленный к €кутам и скажет: "–усские попы всех вас вовлекли в грехи, они €вно будут наказаны за это богом. ¬от € послан от бога служить вам €кутскую службу, наставить вас в вере. » праведники пойдут в рай, а грешники во ад! ”знают обо мне русские попы и будут мен€ сечь. Ќо как они ни будут мен€ пороть, а не брошу господнего дела, все буду петь свою церковную службу!" » велико становитс€ число верующих в пророка: все соседние €куты, начина€ от бедных рабочих до сильных €кутского мира, старост и старшин, €вл€ютс€ к пророку послушать божественного слова. » начинает пророк наставл€ть и отправл€ть все церковные требы... крестит он, в€жет и разрешает, кл€нет и благословл€ет..."

ѕравда, иногда часть службы такого пророка "состоит из соединени€ разных €кутских песен, обыкновенных и шаманских", но зато как своему "€куты поручают ему иногда осв€щать вновь выстроенные часовни еще до осв€щени€ их русским духовенством! “акой случай был с одной часовней, выстроенной в пам€ть чудесного избавлени€ государ€ императора 4 апрел€ 1866 года".

якуты называли подобных пророков "людьми, видевшими бога", и их рассказы о личной встрече с всевышним производили на окружающих не менее потр€сающее впечатление, чем шаманские камлани€. “ем более что иногда в таких случа€х действительно вершилось чудо, как с одним боговидцем в ¬ерхо€нске, который сразу же после озарени€ точно предсказал большое наводнение 1868-го года и вдруг, прежде совершенно неграмотный, разом, "точно книга, точка в точку, наизусть", стал с легкостью именовать по датам и названи€м все православные церковные праздники и "законы".

 онечно, подобные конкуренты не слишком-то нравились церкви, но боротьс€ с ними было гораздо сложнее, чем с шаманами, поскольку "боговдохновленные" сражались со св€щенниками их же оружием, на их "территории" и при этом еще и имели в глазах народа часто весьма значительный моральный перевес. ќтступление под давлением христианизации и "перерождение" зафиксировано и в достаточно поздней по времени юкагирской легенде с говор€щим названием " ак шаман св€тым стал". —южет ее заключаетс€ в том, что, побывав в очередной раз в "нижней земле" у "остроголового человека" и впервые увидев воочию огонь ада, устрашившийс€ шаман (" ак бы после смерти сюда не попасть!") заделывает вход в нижний мир и идет за советом и отпущением грехов в церковь, становитс€ аскетом-отшельником, а потом, благодар€ молитвенному подвигу, и вовсе св€тым.

Ќо если дореволюционные власть и церковь оставл€ли дл€ "перерожденцев" и неошаманов хот€ бы такой узкий коридор к вере и духу, то пришедшие на их место большевики-атеисты решительно и довольно быстро стали прикрывать любые лазейки.

ѕризнаюсь, будучи немало наслышанным о борьбе в 20Ч 30 годы с "опиумом дл€ народа", € все же был поражен публикаци€ми некоторых официальных документов, помещенных в книге ѕ.Ќ.»ль€хова "Ѕорьба с шаманизмом в якутии", увидевшей свет в 1995 году.

ќткрыл эту кампанию циркул€р √убревкома от 20 но€бр€ 1920 года, в котором волостным и сельским ревкомам вмен€лось в об€занность строго преследовать всех шаманов. “акой натиск новой €кутской власти на "пережитки прошлого" показалс€ слишком крутым даже дл€ более вышесто€щего —ибревкома, который слегка заступилс€ за шаманов („ем они хуже все еще здравствующих св€щенников?!) и порекомендовал отменить распор€жение, "как не соответствующее тактике момента".

¬ годы гражданской войны на —евере большевикам было не до шаманов, но, расправившись с главными противниками, они вновь обратили внимание на человека с бубном. 27 ма€ 1924 года был прин€т первый партийный документ по этому вопросу Ч "ѕостановление ѕленума якутского обкома – ѕ (б). 3 но€бр€ того же года вышло "ѕостановление я÷»  о мерах борьбы с шаманизмом в якутской ј——–", а следом и соответствующее "ќбращение к трудовому народу". ѕоследнее заканчивалось словами:

"ѕравительство призывает всех шаманов оставить свое постыдное зан€тие и стать равноправными и честными тружениками.

¬се советские органы, общественные организации на местах призываютс€ на борьбу с шаманизмом, на которую они должны направить максимум своего внимани€ и сил.

Ўаманизм Ч опиум дл€ народа.

Ўаманы Ч паразиты на теле труд€щегос€ €кута!"

¬ этом же обращении говорилось:

"ѕравительство якутии, нар€ду с культурно-просветительными меропри€ти€ми по борьбе с шаманизмом, разработало целый р€д судебно-административных мер по привлечению к уголовной ответственности шаманов за совершение ими преступных де€ний во врем€ камлани€ и в процессе лечени€".

¬от на эту-то, вышедшую уже дл€ "служебного пользовани€" "»нструкцию Ќародного комиссариата юстиции яј——– судебным и следственным органам якутии" и хотелось бы обратить особое внимание ƒокумент настолько красноречив, что есть смысл привести его практически полностью.

"Ќа основании постановлени€ ѕрезидиума ÷»  яј——– от 3 но€бр€ 1924 года (протокол номер 54), Ќ ё предлагает прокурорскому надзору, следовател€м и судебным учреждени€м якутии возбуждать уголовное преследование против шаманов в случа€х и пор€дке, предусмотренных нижеследующими стать€ми ”головного кодекса –—‘—–:

1. ≈сли шаман во врем€ камлани€ предсказывает как-то: падение власти, возникновение гражданской войны, сопротивление власти при проведении налоговых кампаний и т д., то следует привлечь его к уголовной ответственности по статье 119 ”головного кодекса –—‘—– с применением наказани€ при доказанности контрреволюционной цели по 1-й и 2-й части 69 статьи, а при недоказанности Ч по 3-й части той же статьи ”головного кодекса.

2. ≈сли шаман при камлании предсказывает наступление в ближайшем или отдаленному будущем общественных бедствий, как-то распространение эпидемии (чумы, оспы и т.д.), пожары, наводнени€ и т.п., могущие вызвать общественную панику, то, в случае невозможности доказать контрреволюционность означенных предсказаний, надлежит шамана привлекать по 2-й части 73-й статьи ”головного кодекса, а при доказанности контрреволюционной цели Ч по ст. 119 ”головного кодекса.

3. ≈сли шаман путем шаманства смертоносным действием лишит жизни ребенка-урода, то в таком случае против него необходимо возбудить уголовное преследование по статье 142 ”головного кодекса

4. ≈сли шаман во врем€ камлани€ будет проделывать всевозможные обманные действи€-фокусы вроде: колоть себ€ ножом, обмазывать лицо кровью, добывать из воздуха табак, вино и т.д., то в этих случа€х следует шамана привлекать к уголовной ответственности по ст. 120 ”головного кодекса, а его помощника Ч по той же статье за соучастие.

5. ≈сли шаман за совершение обр€да потребует и таким путем получит вознаграждение за свои труды в большей сумме, нежели чем это ему было предложено от имени и со стороны больного, то при подобных обсто€тельствах дела, безусловно, €вл€етс€ необходимым привлечь шамана к уголовной ответственности или за вымогательство по ст. 194, или за шантаж по ст. 195 ” , смотр€ по характеру требовани€.

6. ≈сли шаман лечит граждан €довитыми и сильнодействующими веществами, как употребл€емыми в медицине, так и не употребл€емыми в ней, то в этих случа€х шамана необходимо привлекать к уголовной ответственности за изготовление и хранение запрещенных законом веществ по ст. 215 ” .

7. ≈сли шаман, уверив женщину или девицу, что его тело обладает способностью излечивать болезни, заставит лечь с ним и, пользу€сь этим обсто€тельством, путем психологического и физического воздействи€ изнасилует ее, то в таком случае привлечь шамана к уголовной ответственности по ст. 169 "а" ” , а если пострадавшей €вл€етс€ лицо, не достигшее половой зрелости, то по ст. 166 ”головного кодекса.

8. ≈сли шаман в процессе лечени€ заразил больного венерической болезнью, то в таких случа€х, безусловно, требуетс€ привлечение шамана по 155 статье ”головного кодекса.

9. ≈сли шаман уведет к себе домой так называемый жертвенный скот или же возьмет себе часть туши такового сверх гонорара, то подобные действи€ шамана должны быть квалифицируемы как мошенничество, что предусмотрено 187 статьей ”головного кодекса.

10. ≈сли при исполнении представителем медицины (врачом, фельдшером) своих пр€мых об€занностей по оказании помощи больному шаман будет тому оказывать сопротивление и противодействие, то в таком случае привлечь его к уголовной ответственности по ст. 86 ”головного кодекса".

 ак видно из "»нструкции", любой шаман или целитель мог быть обвинен по полутора дес€ткам статей "”головного кодекса" и с легкостью стать контрреволюционером, провокатором, вымогателем, шантажистом, мошенником, вз€точником, насильником и даже убийцей. —огласитесь, что в любые времена трудно было отыскать злоде€, которому одновременно бы инкриминировалось столько преступлений. ѕравда, согласно древней российской традиции, огромное количество принимаемых в нашей стране законов и постановлений, в том числе и самых радикальных, всегда компенсировалось их невыполнением на практике. ѕодобное же произошло и в данном случае Ч в якутии были официально осуждены и отбывали срок всего несколько шаманов. Ќо зато сотни из них подвергались так называемым административным наказани€м, что в итоге иногда могло выгл€деть даже хуже тюрьмы. “ем более что репрессии распростран€лись не только на самого шамана, но и на членов его семьи.

ќбычно к ойунам примен€ли самое "легкое" наказание Ч согласно пункту 15 "ѕоложени€ о выборах в сельские, поселковые —оветы", их лишали избирательных прав.  азалось бы, невелика беда, но одновременно полагалась конфискаци€ имущества, дополнительные налоги и "задани€ по заготовкам", запрет на вступление в колхозы и кооперативы, выделение охотничьих, рыбацких и сенокосных угодий, снабжение снаст€ми, оруди€ми лова и припасами. ƒетей шаманов запрещено было принимать в интернаты, им разрешалось получать только начальное образование, а нередко на них распростран€лись все ущемлени€ прав, которым подвергались родители.

Ћишение избирательных прав происходило очень быстро, на общем собрании сел€н, простым голосованием под давлением какого-нибудь "уполномоченного" из райцентра. ј вот восстановлени€ могло состо€тьс€ только после принародного пока€ни€ шамана, публикации его "отказного" за€влени€ в газете, испытательного срока в п€ть лет и долгого хождени€ документов по вышесто€щим инстанци€м. ¬се это врем€ семь€ шамана балансировала на грани жизни и смерти.

ѕубликовавшиес€ в печати за€влени€ диктовались шаманам чуть более (а иногда и менее) грамотными коммунистами и по сути были чем-то средним между унизительной клеветой на самого себ€ и агиткой за большевистскую власть. ¬от как, например, звучало "добровольное письмо" в газету "јвтономна€ якути€" известного шамана Ќ.ѕротасова: "я во врем€ царизма, когда был умалишенным, наход€сь в религиозном предрассудке, имел специальность шаманить. я действительно отказываюсь и говорю всю правду, что во врем€ шаманства не было замечено, что существует черт или кака€-нибудь темна€ таинственна€ сила. ¬ насто€щее врем€ при славной советской власти все люди, занимающиес€ наглым обманом, должны отказатьс€ от такового. Ѕлагодар€ существующего обмана и лжи существует и угнетение, а потому призываю и всех других шаманов последовать моему примеру..."

ќчень часто местные идеологи не ограничивались подобными "раскаивани€ми" и "испытательным сроком", а заставл€ли ойунов выступать с сеансами "саморазоблачени€", где они должны были принародно "раскрывать секреты своих обманов и фокусов". „ита€ их описани€, часто видишь, как шаманы €вно придумывали неуклюжие "материалистические" объ€снени€ творимых ими чудес. Ќапример, по€вление крови на лице и теле в момент наивысшего напр€жени€ при камлании €кобы объ€сн€лось тем, что она заранее была налита в пустой патрон, подвешена в нем на груди под одеждой, затем незаметно вылита на руку и размазана, а патрон также незаметно выброшен и т.п. »нтересно, что иногда "саморазоблачители" просто не могли придумать атеистического варианта ответа на очередной каверзный вопрос собравшихс€ и подавленно замолкали или уходили со сцены.

Ќу а те, кто не шли на подобные фальсификации и профанации, продолжали страдать.

ѕо сведени€м ѕ.Ќ.»ль€хова, на севере якутии, и без того в самых экстремальных услови€х выживани€ (тем более после военной разрухи) шаману-лишенцу на семью из п€ти человек в пор€дке наказани€ выдавали только "30 фунтов (12 кг) муки, полкилограмма масла, килограмм сахара, одну плитку ча€ и одну коробку спичек" на всю зиму, котора€ в «апол€рье длитс€, как известно, почти дев€ть мес€цев.  онечно, прожить на таком пайке было невозможно, а пополнить его за счет охоты или рыбалки шаман не мог по названным причинам. “о есть налицо наблюдалось моральное и физическое уничтожение шаманов новой властью. ≈стественно, и они в ответ платили ей нелюбовью, предрекали скорое падение, а в годы гражданской войны примыкали к повстанческим отр€дам. ’от€ были и такие ойуны, которые помогали красным, в том числе (это документально зафиксировано) Ч насыла€ на белогвардейцев пургу и дава€ возможность захватить их без бо€.

  концу 20-х годов в якутии (как, наверное, и по всему северу –оссии) в борьбу с шаманизмом включилс€ активно за€вивший о себе —оюз воинствующих безбожников (—¬Ѕ). ≈го излюбленным зан€тием было устраивание театрализованных общественных судов над ойунами и св€щенниками с вынесением им приговоров в духе времени Ч в виде "каторги" или "расстрела". ƒл€ подобных спектаклей привлекались профессиональные или самоде€тельные артисты, изображавшие "судью", "прокурора", "адвоката" и, естественно, "шамана" или "попа", но иногда на сцену силком вытаскивали насто€щих ойунов и публично их "клеймили и разоблачали". ƒовольно распространенными были акции по сжиганию не только костюмов и бубнов ойунов, но даже и старинных шаманских захоронений. Ќо не все действи€ воинствующих безбожников лежали в сфере пропаганды и агитации, Ч многие удары их по шаманизму были вполне материальны. “ак, в 1929 году председатель областного совета —¬Ѕ некий Ўуба выступил с обращением "ко всем работникам кооперации", в котором призывал: "ѕопам и шаманам, как носител€м и распространител€м религиозной заразы, нужно создать изол€ционную обстановку в обществе, лишив их и их семьи товаропродуктов из кооперации". “о есть речь уже шла не об упом€нутом скудном пайке, а вообще о полном запрете что-либо покупать в сельских магазинах.

Ќо, видимо, даже к этому времени шаманы все еще имели довольно большой авторитет в народе, поскольку "безбожники" (по данным Ќ.ƒ.¬асильевой) планировали к 1 ма€ 1930 года всего лишь "вырвать из-под вли€ни€ цепких лап шаманов не менее 25% улусного населени€". ¬ августе того же года якутский областной —¬Ѕ заключил договор с Ѕур€т-ћонгольским —¬Ѕ "на культурное соревнование на фронте борьбы со вс€кими религиозными течени€ми". ѕомимо увеличени€ в дес€тикратном количестве "безбожников" с обеих сторон, предлагалось "вырвать" уже "не менее 40% населени€, наход€щегос€ под вли€нием шаманов и др. религиозных течений".

Ѕолее серьезные коммунистические идеологи понимали, что "спектакл€ми" дела не решить, и потому пытались подвести теоретическую базу под борьбу с шаманизмом. “ак, в 1931 году в журнале " расный —евер" была опубликована больша€ стать€ заместител€ председател€ √оскомсевера при правительстве –—‘—– ».ћ.—услова "ѕо туземному —еверу. Ўаманство и борьба с ним", где автор не только демонстрирует довольно неплохое знание вопроса, дореволюционных публикаций по нему, но и пытаетс€ дать своим менее осведомленным коллегам научные (с точки зрени€ атеизма) рекомендации действий. √лавные из них Ч повышение общей культуры и грамотности среди "туземного населени€", развитие в люд€х материалистического сознани€, применение дл€ пропаганды атеизма кино, литературы, достижений технического прогресса. —ледом пришлось и “ан-Ѕогоразу, увы, теперь в силу обсто€тельств уже не былому бесстрастному знатоку чукотского и эскимосского шаманизма, а идеологизированному (возможно, насильно) "красному профессору" выступить с довольно объемной публикацией, смысл которой €сен из названи€ Ч "–елиги€ как тормоз соцстроительства среди малых народностей —евера". √лубоко изучивший вопрос, Ѕогораз не без оснований рекомендовал боротьс€ с шаманизмом с помощью близко лежащего к нему самоде€тельного театра, подготовки "внутренних" пропагандистов из более восприимчивой и податливой в идеологическом смысле "туземной молодежи". ћимо его зрени€ не прошло и то, что антиподом шаманов издревле €вл€лись кузнецы и что они всегда были "сильнее шаманов". ј это значит, не-безрезонно замечал профессор, что и люба€ друга€ техническа€ професси€ "сильнее" шаманской. ѕоэтому лучша€ борьба с ней Ч это индустриализаци€ северного быта. » еще один прием советовал примен€ть Ѕогораз Ч объедин€ть в глазах туземцев шаманизм и христианство, показывать, что €кобы между св€щенником и шаманом нет никакой разницы. » поскольку христианство на дальних северных окраинах –оссии так и не сумело толком войти в души и сознание людей, но при этом во многих местах с помощью горе-миссионеров уже себ€ скомпрометировало, то оно, легко отторга€сь, "пот€нет" за собой и шаманизм. ¬от такой иезуитский ход мысли.

» тем не менее, как ни пытались р€довые и высокопоставленные "безбожники" утверждать на всех уровн€х, что "фокусы" ойунов Ч чистой воды обман или бред больного воображени€, врем€ от времени им приходилось на собственном опыте убеждатьс€ в реальности присутстви€ невидимых сил и в необыкновенных способност€х шаманов, иногда торопливо ретироватьс€ с их территории, а то и платить за собственное атеистическое кощунство дорогой ценой. »стори€ донесла до нас немало подобных примеров.  ак рассказывал один из старожилов —реднеколымска ».‘.¬олков, в 1929 году местный облаченный властью активист-комсомолец »ван “реть€ков отобрал у окрестных шаманов дев€ть бубнов и попросил пионеров-школьников (видимо, взрослые не согласились), помочь ему сжечь шаманские атрибуты. ¬олков, тогда еще сам школьник, вспоминал: "ћой д€д€ был шаманом, и его большой бубен €вственно выгл€дывал из этой кучи. ѕрисутствовало очень много взрослых и детей. » многие из нас видели, как этот большой бубен выпрыгнул из огн€. “рижды бубен выпрыгивал из костра, и трижды люди возвращали его в погребальный костер..." Ёто рассказ записала американска€ исследовательница ћ.ћ.Ѕалзер. ќна же дополнила его свидетельством директора местного музе€ ».—Ћаптева: "Ќекоторые говор€т, что сожгли 9 бубнов, а другие Ч что почти 30, Ѕубны были собраны и сложены в кучу в местности —ен- ул€. “реть€ков был бесстрашен, невзира€ на прокл€ти€ шаманов, у которых он отобрал бубны. Ќо через два дн€ после сожжени€ бубнов его живот раздулс€ и он умер. Ёто правда. ≈го похоронили в том месте, где он сжег бубны..."

¬ краеведческом музее мне поведали историю, гораздо более близкую к нам по времени. ¬ соседствующем с городом якутском улусе, возле небольшого села много лет сто€ло огромное и старое шаманское дерево, давно уже бывшее бельмом в глазу местного секретар€ парткома. ¬ один из дней он не вытерпел, вооружилс€ топором (поскольку пилить с ним вдвоем пилой никто не согласилс€) и направилс€ к опушке. —твол шаман-дерева было настолько толст, что за несколько часов до наступлени€ ночи секретарь смог лишь подрубить его вкруговую сантиметров на двадцать в глубину, но так и не сумел свалить. ¬ернувшись домой, он бессильно рухнул на постель. ј когда утром подн€лс€, живот и спина его (также вкрутовую) оказались опо€санными сплошным лишаем. ѕерепуганный партийный лидер тут же отказалс€ от вс€ких попыток продолжить свою показательную акцию. Ќо в селе нашелс€ приезжий атеист, которому в смысле веры было "все до лампочки" и который решил не тер€ть "почти готовые дрова". ¬ооружившись мотопилой, он на следующий день под неодобрительные взгл€ды односельчан свалил-таки дерево, распилил на чурки и наутро хотел перевести к себе на подворье, но ночью вдруг вышел в сарай и безо вс€кой причины... повесилс€. √овор€т, чурки шаман-дерева догнивают на опушке до сих пор.

¬елика€ удаганка јнна ѕавлова (о ней мы уже не раз упоминали) умерла в начале 30-х годов и была похоронена возле села ћукучу, но предани€ и легенды о ней вовсю жили в годы советского атеизма и, естественно, мешали "идеологическому воспитанию труд€щихс€". ”же в 60-е годы, чтобы наконец-то развенчать миф, один из местных коммунистических вожаков за€вил, что ночью в одиночку сходит на могилу удаганки и тем самым докажет, что все это Ч суевери€. » сходил. Ќо, бывалый таежник и следопыт, на обратном пути, буквально в двух шагах от села умудрилс€ непостижимым образом... замерзнуть. —тарожил ќлекминского улуса ј“абышев вспоминал, как в 1921 году он был свидетелем камлани€ в известной уда-ганки  этирис, котора€ приехала лечить его дальнюю родственницу, лежащую при смерти. ѕогл€деть на ритуал собралось все село, в том числе и вновь испеченные представители только что установившейс€ в волости советской власти. Ѕольшинство людей воспринимали ритуал очень серьезно, но сто€щие кучкой ревкомовцы, €вно пришедшие поразвлечьс€ и ощутить свое превосходство над "темнотой масс", о чем-то все врем€ перешептывались и посмеивались.  ак вы€снилось позже, они иронизировали по поводу того, что удаганка молода, хороша собой и гораздо интересней была бы в постели, чем в демонстрации пережитков прошлого. «акончив камлание, шаманка вдруг повернулась к насмешникам и громко произнесла: "«а такие слова, произнесенные в присутствии духов, болтуны поплат€тс€ жизнью. ¬иновные не переживут и нынешнего лета!" Ѕольна€ через несколько дней стала поправл€тьс€ и за весну совсем выздоровела. ј в августе ревкомовцы попали в засаду белоповстанцев и были убиты.

ƒовольно много истории 30-х годов повествует о том, как энкавэдэшники пытались арестовывать того или иного шамана, но после демонстрации им своих способностей оставл€ли в покое Ќапример, юкагирский шаман из Ќелемного на глазах незваных гостей сначала наполнил дом водой, потом вызвал к себе двух медведей, за ними Ч дерущихс€ жеребцов, "полчеловека" ј в конце концов вывел их на берег и заставил вз€ть в руки по мешку и "ловить" рыбу  огда они очнулись от гипноза, то сто€ли голыми и держали в руках вместо мешков собственные штаны Ѕлюстител€м закона ничего не оставалось, как со стыдом удалитьс€ Ќечто подобное и с аналогичным финалом проделала в свое врем€ с пришедшими за ней милиционерами и јнна ѕавлова.

»звестный верхо€нский шаман ”игурдаах (√авриил Ќиколаевич —лепцов) еще с детства обладал особым даром Ч кормил с рук кукушек и других диких птиц, которые безбо€зненно слетались к нему со всей округи  ак рассказывал его земл€к E » ≈фимов, подростком √авриил мог легко отводить дождь от родительской сенокосной дел€ны, и —лепновы косили и стоговали в любое врем€ Ќе они подстраивались под погоду, а погода под них ѕоэтому парнишку очень рано зауважали ближние соседи и даже стали побаиватьс€   тому же он вскоре научилс€ читать все чужие мысли, и от него ничего нельз€ было утаить Ќо в первые же годы советской власти √вриил попал в изгои и жил только тем, что удавалось добыть в тайге ќднажды в их село приехал чекист-начальник и тут же вызвал к себе ”йгурдааха ѕри встрече он с усмешкой спросил "“ак ты и есть тот самый знаменитый ойун-жеребец?" ¬ ответ обиженный шаман тоже назвал чекиста жеребцом “от разозлилс€ и прин€лс€ угрожать оружием "ј ты в мен€ выстрели, выстрели, Ч не испугалс€ шаман, Ч € даже покажу, куда целитьс€ надо!" ѕон€тно, что как ни зол был чекист, но убить просто так человека он не мог и потому приказал затолкнуть шамана в кутузку. Ќо когда он вошел в свой кабинет, ”игурдаах был уже там и оп€ть повтор€л свое "—трел€й! —трел€й! »нтересно, скольких из нас ты перестрел€ешь?!" » тут кабинет до отказа заполнилс€ совершенно одинаковыми ”игурдаахами, окружившими со всех сторон чекиста. ѕерепугавшись, он спешно стал предлагать шаману мировую.

 

ќфициально отказавшись от своего прошлого и провед€ сеанс "саморазоблачени€", ”йгурдаах после обычных проволочек сумел обрести права, выучилс€ грамоте и даже получил работу продавца. Ќо так случилось, что заменивший его на врем€ помощник совершил по незнанию незначительную растрату. Ќе долго дума€, их тут же осудили обоих, тем более что за —лепцовым т€нулось "подозрительное шаманское прошлое". "ѕреступников" в числе еще нескольких товарищей по несчастью отправили на принудительные работы в тайгу Ч заготавливать дрова дл€ холодной и долгой верхо€нской зимы.  ак наиболее грамотного и старшего ”йгурдааха назначили бригадиром. Ќо едва только их оставили одних, шаман велел всем отдыхать, охотитьс€ и набиратьс€ сил. ј в ответ на вопрос, как мы будем отчитыватьс€ перед начальством, заметил, что это Ч его забота.  огда через несколько мес€цев приехала комисси€, ”йгурдаах продемонстрировал ей целых п€тьдес€т огромных штабелей дров и сдал их по специальным актам. «а такой ударный труд "преступников" тут же распустили по домам. ј когда весной приехали на дел€ну за дровами, их, естественно, не оказалось. ¬ ответ на запоздалые претензии и гнев членов комиссии по приемке дров —лепцов предъ€вил копии актов с их подпис€ми и заметил' "¬аши штабел€, наверное, кто-то просто раньше увез.."

 

 онечно, не всегда дл€ шаманов встречи с людьми в погонах заканчивались столь благополучно. «анимающийс€ эзотерикой писатель »горь ¬инокуров утверждает, что есть данные "о проведенной в тридцатые годы операции по истреблению шаманов на пространстве от Ѕелого мор€ до “ихого океана. —толь беспощадные меры атастей можно объ€снить только страхом, который вызывали у первых лиц национальных окраин сверхъестественные возможности шаманов". ¬ подтверждение этого можно привести слова известного эвенкийского поэта јлитета Ќемтушкина, который писал, что на “унгуске шаманов "расстреливали без суда и следстви€". ¬озможно, толчком к этому послужила раскрыта€ в конце двадцатых годов группа московских заговорщиков-ученых (об этом тоже сообщал ».¬инокуров), которые пытались "с помощью мысленного воздействи€ убить —талина". ƒейству€ по всем правилам инвольтации, они за огромные деньги покупали у личного парикмахера вожд€ волосы с его головы и использовали их, а также фотографии тирана в своих ритуалах. Ќо, наверное, к сожалению, искушенность в магических приемах и научные сведени€ из области парапсихологии у них не были подкреплены природными оккультными талантами.  то знает, будь среди заговорщиков хоть один насто€щий большой шаман, может, все бы закончилось совсем по-иному.

 

¬озвраща€сь к вопросу шаманских репрессий, который еще так или иначе будет звучать в последующих главах, можно вспомнить, что уже далеко не в сталинские времена, в 1969 году ¬ерхневилюйский народный суд осудил условно на один год по-насто€щему большого шамана и целител€ √.√ерасимова, который занималс€ (и очень успешно) врачеванием многих болезней, не име€ специального медицинского образовани€. ѕри этом во внимание не было прин€то даже то, что он воспитывал дев€ть детей, получа€ государственную пенсию в... 15 рублей.   чести земл€ков √ерасимова надо заметить, что уже после его смерти, в конце 1993 года они добились отмены приговора за отсутствием состава преступлени€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

716 - | 557 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.