Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оспри€тие. — точки зрени€ исследовател€, размышл€ющего над способностью человека через ощущени€ строить целостные картины мира (зрительные




 

— точки зрени€ исследовател€, размышл€ющего над способностью человека через ощущени€ строить целостные картины мира (зрительные, слуховые, тактильные и пр.), воспри€тие Ч это качественно новый процесс и уникальна€ способность организма фокусировать символику наших ощущений в интегративные образы вещей, €влений, событий.

Ќаши ощущени€ символизируют признаки внешнего мира, рассказыва€ нам о нем сигналами нашего же организма. Ёто касаетс€ всех каналов св€зи Ч зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обон€тельного. Ќо эти каналы св€зи не полностью отвечают за образы нашего воспри€ти€. –ецепторы, посылающие сигналы в мозг, существуют не только на периферии, но и внутри нас. »х так и называют Ч интерорецепторы (интеро Ч изнутри) и проприорецепторы, которые как бы занимают промежуточное положение между интеро- и экстерорецепторной чувствительностью. Ќаиболее характерные образы внутренней чувствительности Ч это образы желаемой еды (интеро-), а образы положени€ частей тела (головы, рук, ног) по отношению к телу €вл€ютс€ хорошими примерами проприорецепторной чувствительности.

√овор€ об образах воспри€ти€, необходимо помнить о целостности и полимодальности построени€ картины внутреннего мира. ƒифференциаци€ многих образов допустима в познавательном, научном и описательном смыслах. “ак, например, когда мы говорим Ђось вращени€ «емлиї, это вовсе не означает, что мы имеем дело с какой-либо осью, которую можно ощутить, пощупать. √ипотетическа€ ось вращени€ может быть представлена абстрактно, а образы такого рода фундаментально отличают психику и воспри€тие человека от животных.  ошка не воспринимает, к примеру, стул и стол как предметы, используемые, чтобы сидеть и готовить обед. “акие образы не несут дл€ животных функциональной нагрузки, характерной дл€ человека.

∆ители ÷ентральной јфрики при первых демонстраци€х кино воспринимали изображение как реальную картину, поэтому они заходили за экран, щупали его, пыта€сь ловить движущиес€ по шоссе автомобили, когда те были вдалеке, и отскакивали от экрана, когда последние приближались и увеличивались в размерах. ќтсутствие опыта воспри€ти€ (апперцепции) Ђвключалої познавательную активность до тех пор, пока не удовлетвор€лась актуальна€ потребность в понимании Ђдл€ себ€ї. ѕозже этот опыт воспри€ти€ знакомой вещи или событи€ поможет устанавливать новые св€зи с другими вещами и событи€ми.

“аким образом, мерой всех вещей и событий становитс€ сам человек. ќн устанавливает эталоны веса, длины, температуры, скорости, энергии и т. п., которые универсально св€зываютс€ им же в стройные научные представлени€, а образы представлений символизируют еще более высокий уровень характерного дл€ человека отражени€ действительности.

ќсобо следует отметить сигналы, объедин€ющие внутреннее состо€ние организма, т. к. интерорецепторна€ и проприорецепторна€ чувствительности не могут быть отнесены только к элементарным формам отражени€. “акие виды чувствительности, будучи символами внутреннего, Ђнезримого мираї, порождают субъективные образы, ассоциативно св€занные с образами внешнего мира. ќни не стро€тс€ на основе анализа и оценки внутренних механизмов воздействи€ интерцептивной и проприоцептивной чувствительности. “ак, например, работа вестибул€рного аппарата ассоциируетс€ нами с тем, как Ђдержать равновесиеї, а участие в ней сложного механизма опорной системы Ч как Ђпр€мохождениеї. —равнение равновеси€ с работой рычаговых весов не случайно Ч оно символично, необходимо и достаточно дл€ описани€ сути этого процесса. “аким же абстрактно завершенным €вл€етс€ символ Ђпр€мохождени€ї как реакции опорной системы на земное прит€жение.

—ледовательно, мы, использу€ дл€ описани€ субъективных образов воспри€ти€ колоритные, зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обон€тельные и др. образы, символизируем сущность скрытых от €сного понимани€ процессов Ђассоциативными посредникамиї, которые успешно замен€ют их. –оль посредников столь универсальна, что мы не замечаем их присутстви€ в самых неожиданных оборотах речи.   примеру: в магнитофоне Ђзаелої ленту; компьютерна€ программа Ђзавислаї; выступление Ђкипитї ненавистью к противнику и пр.

Ђѕрирода нашего воспри€ти€ устроена таким образом, Ч писал ј. –. Ћури€, Ч что человек живет не в мире изолированных световых или цветовых п€тен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, воспринимает ли он окружающие его вещи дома, на улице, деревь€ и травы в лесу, людей, с которыми он общаетс€, картины, которые он рассматривает, книги, которые он читает, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущени€ми, а с целыми образами; отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, оно опираетс€ на совместную работу органов чувств, на синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Ётот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматрива€ картину, мы объедин€ем отдельные зрительные впечатлени€ в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей...ї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1006 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

494 - | 515 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.