Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќевыполнение установлений хадисов на том основании, что случай, когда кто-либо поступал бы в соответствии с ними, доподлинно неизвестен. Ќаше опровержение




7. —реди тех, кто чтит —унну, действует в соответствии с ее предписани€ми и призывает к тому же других, случаютс€ мусульмане, которые не выполн€ют установлени€ данных хадисов, ссыла€сь на то, что им не известен случай, когда человек из числа наших праведных предшественников подтверждал бы правильность этих установлений словом или делом. ƒа будет известно нашим любезным брать€м, что такой способ аргументации действительно возможен, однако он приемлем лишь в строго определенных случа€х ‑ когда методом прин€ти€ юридического решени€ €вл€етс€ истинбат [183] и иджтихад [184]. ” такого подхода есть свой резон Ц ведь в противном случае у р€дового мусульманина всегда будут возникать основани€ дл€ опасений, что истинбат по какому-то вопросу ошибочен. ќпасени€ бывают оправданы особенно тогда, когда ученый, примен€вший истинбат, принадлежит числу поздних де€телей и выносит решение по вопросу, в отношении которого никто из мусульман до него не высказывалс€. Ѕывает, что содержание правовой нормы он определ€ет, исход€ из практической выгоды, без предварительного согласовани€ принимаемого решени€ с буквой и духом юридических источников. ¬ результате, к примеру, некоторые ученые считают дозволенным ростовщичество, называ€ его Ђпотребительским процентомї, разрешают проведение разного рода благотворительных лотерей и т. п.! ¬опрос, который мы здесь рассматриваем, другого рода ‑ относительно предмета нашего исследовани€ существует целый р€д авторитетных текстов, содержание которых совершенно €сно и однозначно, и эти тексты, как было доказано выше, никто не в праве отменить. ¬ нашем случае мы не можем игнорировать эти тексты лишь на том основании, что не знаем, высказывалс€ ли или поступал ли кто-либо еще до нас аналогично тем установлени€м, которые были записаны в этих текстах.   тому же выше мы привели слова таких выдающихс€ де€телей »слама, как јбу ’урайра, да будет доволен им јллах, ¬алиуллах ад-ƒахл€ви, и р€да других, подтвердивших установлени€ по данному вопросу. Ќесомненно, кроме них есть много других выдающихс€ мусульман, которые действовали в соответствии с установлени€ми этих хадисов, но их имен мы не знаем ‑ ведь всевышний јллах не давал обет сохранить дл€ нас им€ каждого, кто свер€л свои поступки с ѕисанием и —унной. ќднако, как говорил —ам ¬севышний, ќн обещал нам хранить ѕисание и —унну: Ђ»стинно, ћы ниспослали слово, и истинно, ћы его хранимї [185]. Ќам же следует поступать в строгом соответствии с текстами ѕисани€ и —унны вне зависимости от того, известен нам человек, который подтверждал правильность содержащихс€ в них установлений, или нет, ‑ и так до тех пор, пока не будет доказано, что данное установление €вл€етс€ отмененным. ј в нашем случае никаких оснований дл€ отмены хадисов нет.

Ётот свой экскурс мне бы хотелось завершить замечательной цитатой из сочинени€ выдающегос€ ученого и знатока хадисов »бн аль- аййима, да смилуетс€ над ним всевышний јллах, ‑ она имеет непосредственное отношение к нашей теме. ¬ сочинении »Сл€м аль-муваккыСин (3 / 464‑465) »бн аль- аййим писал:

ЂЌаши праведные предшественники примен€ли жесткие меры принуждени€ в отношении тех, кто противопоставл€л хадису ѕосланника јллаха, мир ему и благословение јллаха, частное мнение юриста, решение по аналогии, истихсан [186] или высказывание какого-то человека ‑ кто бы он ни был. ќни не имели дел с теми, кто поступал таким образом, порицали тех, кто подавал дурной пример, и считали приемлемым только одно ‑ неотступное следование за ѕосланником јллаха, мир ему и благословение јллаха, подчинение его установлени€м и полное повиновение лишь ему. »м и в голову не приходило остановитьс€ в следовании за ним и ждать, что кто-то подтвердит хадис чьим-то действием или решением по аналогии, пока хадис не будет сверен с мнением такого-то и такого-то. ѕоступа€ таким образом, наши предшественники действовали согласно установлени€м ¬севышнего:

ЂЌе бывает ни дл€ верующего, ни дл€ верующей, когда решил јллах и ≈го ѕосланник дело, выбора в их делеї[187];

ЂЌо нет Ц кл€нусь твоим √осподом! Ц не уверуют они, пока не сделают теб€ судьей в том, что запутано между ними, а потом не найдут они в самих себе затруднени€ о том, что ты решил, и подчин€тс€ полностьюї[188].

Ђ—ледуйте за тем, что ниспослано вам от вашего √оспода, и не следуйте вместо него за покровител€ми; мало вы вспоминаете!ї[189]

Ќо настали другие времена ‑ часто доводитс€ слышать, как кто-нибудь говорит: достоверно известно от ѕророка, мир ему и благословение јллаха, то-то и то-то, ‑ а другой, усомнившись в хадисе, возьмет и спросит: а кто это может подтвердить? “аким образом, сам факт, что человек, слова или поступки которого могли бы подтвердить установление хадиса, нам не известен, становитс€ аргументом дл€ того, кто оспаривает хадис и отказываетс€ действовать в соответствии с зафиксированной в нем нормой. Ќо будь он честен перед самим собой, он осознал бы, что его утверждение €вл€етс€ совершенно нелепым, ‑ что ему не позволено оспаривать —унну ѕосланника јллаха, мир ему и благословение јллаха, ссыла€сь на собственное незнание. “ем самым он утверждает, что иджма вступает в противоречие с установлением —унны, и, следовательно, компрометирует всю общину мусульман, так как приписывает ей консенсус на основе положени€, противного —унне ѕосланника јллаха, да благословит его јллах и да спасет. ≈ще более отвратительно, когда он использует иджму как основание дл€ критики хадиса, хот€ на самом деле он попросту не знает им€ человека, который мог бы подтвердить сказанное в хадисе. “аким образом, все сводитс€ к одному: собственное незнание он снова ставит превыше —унны.   јллаху обращаюсь за помощьюї.

 

40 Ц ћужу надлежит относитс€ к супруге великодушно.

ћужу надлежит относитс€ к супруге великодушно, оказывать ей содействие во всем, что јллах сделал дл€ нее дозволенным, Ц особенно если супруга молода, но ни в коем случае не потакать ей в том, что считаетс€ дл€ женщины запретным. Ќиже мы приводим несколько хадисов в подтверждение сказанного.

ѕервый хадис: ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, говорил:

ЂЌаилучший из вас тот, кто добрее всех по отношению к своей супруге. я же добрее всех вас со своей супругойї[190].

¬торой хадис: в проповеди, произнесенной во врем€ прощального хаджа, ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, нам завещал:

ЂЕ»стинно так: будьте добры к женщинам, ведь они труд€тс€ ради вас. »стинно, вы имеете право лишь на это от них. ƒа только, бывает, они совершают €вную непристойность[191]. » если они так поступают, отказывайтесь делить с ними ложе, бейте их, но так, чтобы не причинить им мучений. ј если они повинуютс€ вам, не обижайте их никоим образом. »стинно так: вы имеете право перед своими женщинами, а ваши женщины имеют право перед вами. „то касаетс€ вашего права перед женщинами, то: не раздел€йте ложе с теми, кто вам не мил, и не позвол€йте быть в вашем доме тем, кто вам не люб. »стинно так: право женщин перед вами ‑ чтобы вы относились к ним по-доброму, дава€ им одежду и пропитаниеї[192].

“ретий хадис: ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, говорил:

Ђѕравоверный не может испытывать ненависть к мусульманке Ц если одно ее качество ему не нравитс€, другое непременно придетс€ по душеї[193].

„етвертый хадис: ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, говорил:

ЂЌаиболее совершенна вера того мусульманина, который наиболее благонравен. ј наиболее благонравен тот, кто лушче других относитс€ к своим женщинамї[194].

ѕ€тый хадис: јиша, да будет доволен ею јллах, рассказывала:

Ђ ак-то раз ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, пригласил мен€ с собой, [когда абиссинцы играли копь€ми на площадке дл€ молитв]. [Ёто был праздничный день]. ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, спросил мен€: [Ёй, хумайраТ [195]! ’очешь на них взгл€нуть? я ответила: ’очу][196]. [“огда он поставил мен€ позади себ€] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выгл€дыва€ из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо). [ј он приговаривал: Ђќсторожней, любезные!ї]. [«атем он несколько раз спросил мен€: јиша! Ќу что, посмотрела? ј € ему отвечала: Ќет еще. » в таком положении, сто€ за ним, € продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство]ї.

[» далее: ј люди врем€ от времени спрашивали: јбу-ль- асим! “ак хорошо?] ¬ одной из передач хадиса: Ђ» так € сто€ла, пока мне не наскучило. Ќаконец, ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, спросил мен€: Ќу что, достаточно? ј € ответила: ƒа. » тогда он сказал мне: —тупай себеї.

¬ другой передаче хадиса: Ђј € ответила: ≈ще немножко. » он продолжал сто€ть ради мен€ еще какое-то врем€, а затем спросил вновь: Ќу что, достаточно? ј € ответила: ≈ще немножко. [ѕри этом € заметила, как он переминаетс€ с ноги на ногу]. » далее: ћне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но € хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так сто€л лишь ради мен€ одной, и как совсем близко к нему была € ‑ [тогда ‑ совсем еще девчушка]. [ѕосудите сами, как сильно хотелось девочке ‑ [совсем юной], маленькой Ц увидеть что-то забавное]. [» далее: ¬незапно возник ”мар. ¬зрослые и дети вокруг мен€ расступились. ѕозднее ѕророк, мир ему и благословение јллаха, вспоминал: я заметил, как бесы в обличье людей и джиннов тогда бежали от ”мара]. [јиша рассказывала: ¬ тот день ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, сказал: » пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению]ї[197].

Ўестой хадис ‑ со слов јиши, да будет доволен ею јллах:

Ђќднажды ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, возвращалс€ из похода на “абук или ’айбар. —ахва [198], в которой сидела јиша, была занавешена, но подул ветер, и из-за занавески показались куклы, с которыми обычно играла јиша. ”видев их, ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, поинтересовалс€: „то это, јиша? јиша ответила: Ёто мои дочки. “ут ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, заметил среди кукол лошадь с крыль€ми и спросил: ј что это там в середине? јиша ответила: Ёто лошадь. “огда ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, спросил вновь: ј что это у нее на спине? јиша ответила: Ёто крыль€. ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, удивилс€: Ћошадь с крыль€ми? ј јиша заметила: –азве ты не знаешь, что у —улеймана была конница из крылатых лошадей? ”слышав это, ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, рассме€лс€ во весь ротї [199].

—едьмой хадис ‑ со слов јиши, да будет доволен ею јллах:

Ђ ак-то раз јиша сопровождала ѕосланника јллаха, мир ему и благословение јллаха, в одном из походов. “огда она была совсем еще девочкой. [јиша рассказывает: я была худенькой, весила мало [200] ]. ¬друг, ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, скомандовал своим спутникам: »дите вперед, ‑ [и они ушли вперед], ‑ а мне сказал: ј ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей! я побежала с ним наперегонки и опередила его. Ќесколько лет спуст€, когда € вновь отправилась в поход с ѕосланником јллаха, мир ему и благословение јллаха, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз: —тупайте вперед, ‑ а сам обратилс€ ко мне: ј ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!   этому времени € успела позабыть о том первом случае, повзрослела, стала т€желее. я сказала: ќ ѕосланник јллаха! » как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки? ј он все за свое: Ќу, давай же, давай. я побежала и ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, конечно же, опередил мен€. «атем [он рассме€лс€ и] сказал: Ёто тебе за тот раз, когда ты мен€ опередилаї [201].

¬осьмой хадис ‑ со слов јиши, да будет доволен ею јллах:

Ђ огда ѕосланнику јллаха, мир ему и благословение јллаха, подавали сосуд, € могла пить из него даже во врем€ мес€чных. ќн брал сосуд после мен€ и подносил губы к тому же месту, откуда пила €. ј когда € брала кусок м€са и откусывала от него, он брал тот же кусок и подносил губы к тому же месту, где были моиї [202].

ƒев€тый хадис ‑ со слов ƒжабира ибн јбдаллаха и ƒжабира ибн ”майра. ќни рассказывали, как ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, однажды сказал:

Ђ¬с€ка€ вещь, о которой нет поминани€ јллаха, €вл€етс€ [вздором], оплошностью или пустой забавой. »сключение составл€ют лишь четыре рода [зан€тий]: когда мужчина забавл€етс€ с супругой, обучает свою лошадь, тренируетс€ в стрельбе и учитс€ плаватьї [203].

 

41 Ц —оветы супругам.

¬ заключение мне бы хотелось поделитьс€ с вами некоторыми советами.

¬о-первых, супругам следует про€вл€ть кротость и любезность в отношени€х друг с другом, повину€сь при этом јллаху, благословенный ќн и всевышний. Ќеобходимо следовать ≈го достоверным установлени€м, которые ќн, великий и славный, определил дл€ нас в —воем ѕисании и —унне. —упругам надлежит усвоить, что приоритет во всем принадлежит ѕисанию и —унне, а не традици€ми и обыча€ми, возобладавшими среди людей, и не установлени€м какого-либо из мазхабов. јллах, велик ќн и славен, сказал: ЂЌе бывает ни дл€ верующего, ни дл€ верующей, когда решил јллах и ≈го ѕосланник дело, выбора в их деле. ј кто не слушаетс€ јллаха и ≈го ѕосланника, тот попал в €вное заблуждениеї[204].

¬о-вторых, в своих отношени€х с противоположным полом каждому из супругов надлежит придерживатьс€ об€занностей и прав, предписанных ему јллахом. ∆ена, к примеру, не может требовать, чтобы у нее были такие же права, как у ее супруга. ј мужчине не следует использовать право верховенства и господствующего положени€ в семье, которым наделил его всевышний јллах, в ущерб супруге Ц притесн€ть ее, чинить над ней насилие безо вс€кого на то основани€. јллах, велик ќн и славен, сказал:

Ђ» дл€ них[205] Ц то же самое, что и на них, согласно прин€тому. ћужь€м над ними Ц степень. ѕоистине, јллах Ц великий, мудрый!ї[206]

ќн также сказал:

Ђћужь€ сто€т над женами за то, что јллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. » пор€дочные женщины Ц благоговейны, сохран€ют тайное в том, что хранит јллах. ј тех, непокорности[207] которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и удар€йте их. » если они повин€тс€ вам, то не ищите пути против них[208], ‑ поистине, јллах возвышен, велик!ї[209]

ћуСавийа ибн ’айда, да будет доволен им јллах, обратилс€ однажды к ѕосланнику јллаха, мир ему и благословение јллаха, с вопросом: ќ ѕосланник јллаха!  акими правами располагает супруга любого из нас? ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, ответил на это так: Ђ„тобы ты накормил ее, если сам поел, чтобы ты одел ее, если сам оделс€, чтобы ты не оскорбл€л ее, жела€ ей обезображенного лица[210], и не бил ее по лицу, [чтобы, отказав ей в ложе, ты не выгон€л ее из дому[211]. ј как же иначе? ¬едь вы предоставлены друг другу[212] ‑ исключение составл€ет все то, что дозволено мужчинам в отношении женщин]ї[213].

ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, говорил:

Ђѕоступающие по справедливости, которые в день ¬оскрешени€ будут сто€ть на минбарах из света по правую руку от ¬семилостивейшего Ц а обе ≈го руки Ц десницы, ‑ суть те, которые правили по справедливости, были справедливы по отношению к своим домочадцам и всем, кто пребывал в их властиї [214].

» если супруги хорошо усвоили эти истины и ни в чем от них не отступают ни на шаг, они могут быть совершенно уверены в том, что јллах, благословенный ќн и всевышний, наделит их наилучшей жизнью, а пока смерть не разлучит их, они будут жить вместе в благополучии и счастье. √осподь наш, велик ќн и славен, сказал: Ђ то совершил благое Ц муж или жена Ц и он верующий, ћы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делалиї[215].

¬-третьих, женщина должна подчин€тьс€ мужу и выполн€ть все то, что он наказал ей в посильных дл€ нее пределах. јллах наделил мужчин правом превосходства над женщинами Ц в айатах, приведенных выше, говорилось: Ђмужь€ сто€т над женамиї, Ђмужь€м над ними Ц степеньї. Ќам известно огромное число хадисов, в которых это право мужчин подтверждаетс€. ¬ этих же хадисах в доступной и пон€тной форме нам разъ€сн€етс€, какими правами и об€занност€ми располагают при этом женщины ‑ как те, которые повинуютс€ супругу, так и те, которые идут против его воли. ћы приведем лишь некотороые из этих хадисов Ц и, может быть, они станут напоминанием нашим современницам. ¬севышний јллах говорил: ЂЌапоминай, ведь напоминание помогает верующим!ї [216]

ѕервый хадис: Ђ∆енщине не позволено поститьс€ по своему усмотрению (в другой передаче хадиса: женщина да не поститс€ по своему усмотрению), когда муж р€дом[217], ‑ только с его разрешени€. [«а исключением поста в рамадан]. ∆енщина распор€жаетс€ в доме супруга лишь с его разрешени€Ф [218].

¬торой хадис: У≈сли супруг пригласил жену разделить с ним постель [219], а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь зол на свою супругу, ангелы будут проклинать ее до самого утра (в одной из передач хадиса: Еили до тех пор, пока она не прийдет; в другой передаче: до тех пор, пока муж не останетс€ ею доволен)Ф [220].

“ретий хадис: У л€нусь “ем, в чьей руке душа ћухаммада! ∆енщина не может отдать должное своему √осподу до тех пор, пока не отдаст должное супругу. » даже если бы муж возжелал ее, а она сидела бы в седле (катаб) [221], она была бы не в праве отказать ему [в себе]Ф [222].

„етвертый хадис: У¬с€кий раз, когда женщина наносит оскорбление своему супругу в ƒольней жизни, его сужена€ из чернооких гурий говорит ей: Ќе оскорбл€й его, да разразит теб€ јллаха, ‑ ведь он дл€ теб€ пришлый [223] и совсем скоро уйдет от теб€ к намФ [224].

ѕ€тый хадис: ’усайн ибн ћухсын передает: как-то раз тетушка мне рассказывала:

Ђќднажды € пришла к ѕосланнику јллаха, мир ему и благословение јллаха, по какой-то нужде. ќн спросил мен€:  то это еще? ” теб€ есть супруг? я ответила: ƒа. ќн вновь спросил:  ак у теб€ с ним? я ответила? ƒелаю дл€ него все, что в моих силах[225]. ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, сказал на это: [—мотри], куда тебе до него? »стинно, он –ай и јд дл€ теб€ї[226].

Ўестой хадис: Ђ≈сли женщина молилась п€ть раз в день, была целомудренна и покорна супругу, она войдет в –ай через те врата, через которые сама пожелаетї[227].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 422 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1827 - | 1429 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.