Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава XI. ¬озвышенное. 1. Ќова€ концепци€ ѕрекрасного




 

¬ неоклассической концепции, а также, впрочем, и в другие эпохи,  расота рассматриваетс€ как свойство объекта, который мы считаем прекрасным, а потому привлекаютс€ классические определени€ вроде Ђединство в многообразииї или Ђпропорциональностьї и Ђгармони€ї. ƒл€ ’огарта, например, существуют Ђлини€  расотыї и Ђлини€ из€ществаї (grazia), то есть  расота обусловлена самой формой предмета. ќднако в XVIII в. по€вл€ютс€ и такие термины, как Ђгенийї, Ђвкусї, Ђвоображениеї, Ђчувствої, свидетельствующие о формировании новой концепции ѕрекрасного. ѕон€ти€ Ђгенийї и Ђвоображениеї, очевидно, используютс€ дл€ описани€ свойств того, кто изобретает или создает прекрасную вещь, пон€тие же Ђвкусї характеризует главным образом того, кто способен ее оценить. —амо собой разумеетс€, однако, что все эти термины не имеют никакого отношени€ к свойствам объекта, Ч они определ€ют качества, способности или настроени€ субъекта (того, кто производит, или того, кто воспринимает ѕрекрасное).

Ѕескрайние просторы. ”го ‘осколо. ѕоследние письма якопо ќртиса, 13 ма€, 1798

≈сли бы € был художником!  акой благодатный материал дл€ моей кисти! ’удожник, увлеченный сладостной идеей прекрасного, усыпл€ет или по крайней мере умер€ет все другие страсти. Ќо если бы € даже был художником... я видел в их творени€х прекрасную, иногда даже подлинную природу, но никогда не видел, чтобы им удалось изобразить природу высшую, неизмеримую, непостижимую. √омер, ƒанте и Ўекспир, эти три наставника всех великих умов, поразили мое воображение и воспламенили мое сердце; € окропл€л жаркими слезами все их творени€ и поклон€лс€ их божественным тен€м, словно видел их вознесенными навечно в небесные сферы, раскинувшиес€ над вселенной. “о, что € вижу перед собою, настолько поглощает все силы моей души, что даже если бы во мне воскрес сам ћикеланджело, Ч и то € не осмелилс€ бы, Ћоренцо, начать рисовать. ¬еликий Ѕоже!  огда весенним вечером ты взираешь на свое творение, ты, верно, остаешьс€ им доволен? “ы дал мне в утешение неисчерпаемый источник радости, а € часто смотрел на него равнодушно. ѕодн€вшись на вершину горы, позлащенной нежными лучами заход€щего солнца, € любуюсь окружающими мен€ холмами, на которых колышутс€ хлеба и раскачиваютс€ виноградные лозы, пышными фестонами увешивающие оливы и в€зы, а возвышавшиес€ вдали утесы и скалы словно громозд€тс€ друг на друга. ¬низу, подо мною, склоны горы прорезаны бесплодными оврагами, на дне которых уже сгущаютс€ вечерние сумерки, мало-помалу выползающие все выше и выше, их темна€, зи€юща€ пасть кажетс€ началом бездонной пропасти. ёжна€ сторона окаймлена лесом, поднимающимс€ над окутанной тенью долиной, где пасутс€ на свободе овцы и карабкаютс€ по кручам отставшие от стада козы. “ихо поют птицы, как бы оплакива€ умирающий день, мычат тел€та, и кажетс€, что ветер тешитс€ шелестом листвы. Ќо на севере холмы раздаютс€ в стороны, и глазам открываетс€ бесконечна€ равнина: на ближних пол€х можно разгл€деть возвращающихс€ в стойло волов, усталый землепашец бредет за ними, опира€сь на палку, вдали виднеютс€ белеющие домики и разбросанные повсюду хижины, где матери и жены готов€т ужин уставшей семье. ѕастухи до€т коров, а старушка, в€завша€ у входа в хлев, оставл€ет свою работу и начинает ласкать и почесывать бычка и €гн€т, блеющих вокруг своих маток. ¬зор между тем проникает все дальше и дальше и, обозрев бесконечные р€ды деревьев, окаймл€ющие пол€, упираетс€ в горизонт, где все уменьшаетс€ и сливаетс€ в одну массу; заход€щее солнце посылает последние лучи, как бы навеки проща€сь с природой; облака заливаютс€ рум€нцем, но затем бледнеют и наконец пропадают в темноте, равнина исчезает из виду, тени распростран€ютс€ по земле, и €, оказавшись словно посреди океана, не вижу ничего, кроме неба.

—оприкосновение с горами. “омас ЅЄрнет. —в€щенна€ теори€ «емли, IX, 1681

¬еличайшие объекты ѕрироды, полагаю, наиболее при€тны дл€ глаза, и после шири небосвода и звездных далей ничто не доставл€ет мне такого наслаждени€, как безбрежное море и горы. ¬ их облике есть нечто спокойно-величественное, нечто, внушающее нам великие помыслы и страсти. —озерца€ их, мысль естественным образом возноситс€ к Ѕогу и его величию; всЄ имеющее хот€ бы отпечаток бесконечного или намек на таковое Ч как вс€ка€ вещь, превосход€ща€ наше разумение, Ч переполн€ет душу своей грандиозностью, поверга€ ее в сладостный трепет и восхищение*.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 575 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1362 - | 1132 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.