Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Книга VII




[О ВОЩЕРЖНОСТИ И ШВОЗЦЕРЖНОСГИ] § 1—11.

[О наслажденииистрадании]'§ 12—15

§ I. После этого, избрав новую исходную точку, нам следует утверждать, что в области нравственных явлений должно избегать троякого рода вещей: по­рочности, невоздержности и зверства. Понятия, про­тивоположные этим двум, ясны: одно мы называем добродетелью, а другое — воздержностью. Что же ка­сается зверства, то противоположным ему качеством

следует, скорее всего, считать добродетель, превыша­ющую силы человека, а именно — героическую или божественную, какую приписал, например, Гомер Гектору, про которого Приам говорит, что он чрез­вычайно хороший человек

и не похож На сына смертного, а скорей на сына Бога.

Если избыток добродетели делает людей, как го­ворят, богами, то ясно, что именно такими должны быть приобретенные качества души, противополож­ные зверству. И подобно тому как животному не свойственны ни порочность, ни добродетель, так не свойственны они и Божеству; напротив, качество Божества должно быть почетнее добродетели, жи­вотное же должно обладать иным каким-либо видом порочности. Но «божественный человек», как такого обыкновенно называют спартанцы, желая тем выра­зить свое уважение («это божественный человек», говорят они), редко встречается; точно так же редко встречается между людьми зверский человек. Чаще такие люди встречаются среди варваров, а иногда люди становятся таковыми вследствие болезней и увечий. Этим названием мы клеймим только тех, которые до крайности порочны. Но о подобных ду­шевных расположениях будет позднее упомянуто, о порочности же говорено ранее. А теперь следует разобрать невоздержность, слабохарактерность и развратную изнеженность, а также воздержность и твердость характера. Их нельзя считать однород­ными с добродетелью и порочностью, но нельзя также считать их видом, отличным от добродетели и порочности. И здесь нам следует поступать, как в других случаях, а именно описать то, что более все­го бросается в глаза, взвесить затруднения и таким образом перечислить по возможности все выдаю­щиеся мнения касательно этих душевных явлений или если не все, то, по крайней мере, наибольшее ко­личество и важнейшие из них. Задача в достаточной мере будет решена, если удастся разрешить затруд-

дЩшт-.,

Р

нения и таким путем в результате получить важней­шие мнения.

JF 2. Сдержанность и самообладание принадле­жат, конечно, к прекрасным и похвальным вещам, а невоздержность и изнеженность к дурным и пори­цаемым; при этом сдержанный следует разумным принципам, а несдержанный нарушает их. Далее, не­воздержный сознает, что под влиянием страсти по­ступает дурно, воздержный же, зная, что страсти дур­ны, не поддастся им, следуя разуму. Всякий благора­зумный человек сдержан и владеет собою; одни при этом полагают, что подобный человек [воздержный и владеющий собою] в то же время всегда благоразу­мен, другие отрицают это. Точно так же одни упо­требляют слова невоздержный и несдержанный без­различно, другие, напротив, утверждают, что в них есть различие. Про рассудительного иные говорят, что он не может быть несдержанным; другие, напро­тив, утверждают, что иногда рассудительные [прак­тичные] люди бывают и очень несдержанными. О не­сдержанности говорят как в применении к страсти, так и к чести, и к деньгам. Вот что обыкновенно гово­рят об этом.

§ 3. Может возникнуть затруднение, как кто-либо, эаиилыю размышляя, может быть невоздержным. Екоторыс думают, что это невозможно человеку, Задающему истинным знанием, потому что стран-I было бы, думал Сократ, чтобы над человеком, об­ладающим истинным знанием, могло господство­вать нечто иное и влечь его в разные стороны, как ра­ба. Сократ, таким образом, совсем отрицал это положение, говоря, что в таком случае невоздерж­ность невозможна, ибо никто, обладая знанием, i ic станет противодействовать добру, разве только по незнанию. Это положение противоречит очевидным фактам, и следует поэтому рассмотреть, возникает ли страсть под влиянием незнания и если так, то какого вида незнание; ведь ясно, что человек, поступающий невоздержно, не думал об этом ранее, чем подпал страсти. Некоторые [мыслители] соглашаются с од­ною частью [Сократова учения], а с другою — нет.

Они признают, что нет ничего сильнее истинного знания, но не признают того, что никто не поступает против кажущегося ему лучшим [собственного мне­ния о благе]; потому-то, говорят они, невоздержный и подпадает страстям, что не обладает истинным знанием, а лишь мнением. Однако если дело идет о мнении, а не об истинном знании и если не силь­ное убеждение противодействует [страстям], а сла­бое, как, например, это случается с сомневающими­ся, то люди невыдерживающие и уступающие силь­ным страстям заслуживают снисхождения; порочность же и остальные заслуживающие порица­ния свойства не находят себе снисхождения. [Только тогда порочность не заслуживает снисхождения], когда ей противодействует рассудок, ибо он — сила. Но и это нелепо, ибо выходит, что один и тот же че­ловек одновременно и рассудителен, и невоздержен, но никто же не станет утверждать, что рассудитель­ному свойственно совершать со:п штсл ы ю скверней­шие дела. Сверх того, ранее нами доказано, что рас­судительный человек практичен, так как он достиг одной из последних ступеней [совершенства] и обла­дает всеми другими добродетелями. Далее, если воз­держному свойственны сильные и дурные страсти, то умеренный человек не может быть воздержным, а воздержный — умеренным, ибо умеренному не свойственны слишком сильные и дурные страсти, а это должно бы быть так, ибо если страсти полезны, то дурными должно считать душевные явления, про­тиводействующие страстям, следовательно, и не вся­кое воздержание — нравственным. Если же они, [страсти], слабы и непорочны, то |в обуздании их] не было бы ничего величественного, а если они пороч­ны, но слабы, то не было бы ничего великого. Далее, если воздержность делает всякого человека неуклон­ным во всяком мнении, то она может быть дурною, так, например, если мнение ложно. Если же, напро­тив, невоздержность ведет к тому, что человек легко отказывается от всякого мнения, то она может быть нравственной, как, например, невоздержность Нео-птолема в трагедии Софокла «Филоктет», ибо он за-

служивает похвалу за то, что, вследствие раскаяния во лжи, не остается при том, в чем его убедил Одис­сей. Затруднительно также ложное доказательство софистов, которые хотят вести доказательства пара­доксами, чтобы в случае удачи приобрести значение. Такой силлогизм рождает апорию. Мысль чувствует себя связанной, но не желает остановиться на дока­занном, ибо оно не нравится, выйти же из заключе­ния [мысль] пс может, ибо не может его разрушить. Можно некоторым образом доказать, что безрассуд­ство в связи с невоздержностью есть добродетель, ибо может случиться, что человек по несдержаннос­ти будет поступать противно тому, что он считает должным, а он может почитать благо за зло и пола­гать, что его не следует осуществлять, так что он со­вершит хорошее вместо дурного. Далее, того следует считать лучшим человеком, кто по убеждению посту­пает и преследует себе приятное, а не того, [кто по­ступает так] не вследствие размышления, а по не­сдержанности; его легче излечить, так как он может изменить убеждения. К несдержанному можно при­менить пословицу, которая говорит: «Если вода сгни­ет, что тогда пить?», ибо если б он не знал ранее, что творил, то, изменив убеждения, он мог бы перестать поступать так. Сверх того, если невоздержность и воздержность касаются всего, то кого можно на­звать безотносительно воздержным? Ведь никто же не соединяет в себе всех видов невоздержности, тем не менее некоторых мы называем безотносительно невоздержными.

jT 4- Итак, подобные затруднения возникают при этом; из них одни мы устраним, а другие придется оставить. Разрешение затруднения есть в то же вре­мя решение вопроса. Ранее всегда следует разо­брать, обладает ли невоздержный знанием и какого рода знанием. Далее, к чему применимо понятие не­воздержного и воздержного, то есть применимо ли оно ко всякому наслаждению и страданию или только к некоторому определенному; далее — тож­дественны ли понятия воздержного и владеющего собою. Равным образом следует разобрать и другие

вопросы, родственные этому рассмотрению. Прин­цип, [существенный пункт], рассмотрения заключа­ется в том, отличается ли воздержный от невоз­держного по предмету или по образу проявления: потому ли только невоздержного называют невоз­держным, что он невоздержен относительно изве­стных предметов, или же потому, что он невоздер­жен известным образом, или же в силу того и другого вместе. Далее, касается ли воздержность и невоз­держность всего или нет. Безотносительно невоз­держный проявляется не во всем, а только в том, в чем проявляется необузданный; при этом его отно­шение не одинаково ко всему (ибо в таком случае он был бы тождествен с необузданным), а совершенно определенное. Ибо один, [необузданный], действует намеренно, полагая, что следует всегда стремиться к тому, что в настоящее: время приятно, другой же [не­воздержный] хотя и не думает так, но все же стре­мится к наслаждению.

§ 5- Что касается мысли, что невоздержность проявляется в человеке, имеющем истин! ioc mi ichhc, а не знание, то по существу здесь нет различия, ибо есть люди, которые хотя и имеют лишь [субъектив­ное] мнение, однако не сомневаются и думают, что знают вполне точно. Не было бы вовсе различия между знанием и мнением, если бы пустая вера лю­дей, обладающих мнением, легче побуждала их к действию против намерения, чем людей знающих, ибо ведь есть люди, которые не менее доверяются своим мнениям, чем другие тому, что они знают. Это поясняет Гераклит. Но так как о знании говорят дво­яко (ибо как про того, кто имеет знание, но не поль­зуется им, так и про пользующегося им говорят, что он знает), то следует делать различие между тем, кто имеет знание и, однако, поступает не так, как долж­но, ибо не созерцает этого своего знания, и тем, кто имеет знание и созерцает его, [то есть сознательно поступает]. Вот это-то кажется непонятным, а не то, что [кто-либо поступает дурно, зная], но не сознавая. Далее, так как всякое заключение имеет две посылки, то ничто не мешает, имея обе посылки, поступать

....,..., 383

против знания, применяя общее знание, а не част­ную посылку, а деятельность имеет дело с частным. Однако и относительно общего есть разница, каса­ется ли оно самого человека или же предмета, на­пример, что «всем людям полезно сухое», или же что ' «это человек», или же что «этот предмет сух». Может случиться, что именно этого-то [специального зна­ния] человек или не имеет, или оно не действует. Благодаря этому различному способу то, что каза­лось невозможным, окажется возможным, так что, кажется, пег нелепости [ошибаться], обладая истин­ным знанием, а иным образом оно удивительно. Лю-

• ди еще и иным способом, сверх указанного, могут I обладать знанием: мы видим еще различие в приоб-

• ретенном душевном свойстве, а именно можно иметь знание, но не пользоваться им, как, например,

• это случается со спящим, сумасшедшим и опьянен­ным; но в подобном же положении люди находятся в состоянии страсти, ибо гнев и похоть и некоторые другие страсти, очевидно, видоизменяют даже самое тело, а в некоторых вызывают даже сумасшествие. Ясно, что мы должны считать состояние невоздерж­ных подобным этим состояниям. При этом ничто не мешает им говорить речи, соответствующие истин­ному знанию; ведь даже люди, находящиеся в только что указанных состояниях, приводят умозаключе­ния и слова Эмнсдокла; ведь и самые юные ученики

/ могут подхватить умозаключения, хотя знать их они не будут. Эти доказательства должны с ними сжить­ся, а для этого необходимо время. Таким образом, речи невоздержных людей должно представлять се­бе наподобие речей актера. Сверх того, то же самое можно рассмотреть и со стороны физической при­чины: мнение бывает двоякое — общее или же каса­ющееся частных явлений, над которыми властно ощущение. Если из этих двух образуется одно мне­ние, то душа с необходимостью выводит утверди­тельное заключение и в области практики следует действие, например: «следует вкушать все сладкое»,

4 и в частности если известно, что «это сладко», то че­ловек с необходимостью это и приведет в исполне-

ние, если он на то способен и ничто ему не препят­ствует. Если же человек обладает двумя общими по­сылками, из которых одна запрещает вкушать, а дру­гая утверждает, что нес сладкое приятно и что имен­но «это сладко» (что последнее и влечет к действию), и если случайно им овладеет страсть, то даже, если б общая посылка приказывала ему избегать, страсть все же завлечет ее, ибо она может влиять на все час­ти человека. Итак, выходит, что человек в известном смысле поступает невоздержно под влиянием разу­ма и мнения, которые не безусловно противополож­ны, а лишь случайным образом, ибо страсть проти­воположна не мнению, а истинному разуму. Поэто­му-то животных нельзя назвать невоздержными, так каку них нет общего понятия, а только представле­ние, касающееся частного, и память. Каким образом устранить незнание пспоадсржного и сделать его опять знающим? Таким же, как у пьяного и спящего; состояние невоздержности не имеет в этом отноше­нии специальных особенностей. С) способе же сле­дует выслушать физиологов. Итак, меньшая посылка есть мнение касательно предмета ощущения, и она руководит действиями; а ее-то именно и не имеет человек, объятый страстью, или же, если и имеет, то это обладание не есть знание, а слова, похожие на изложение Эмпедокловой системы пьяным, а ввиду того, что меньшая посылка не общая и не имеет та­кого научного значения, как общее, то выходит, что Сократ, кажется, прав в том, что утверждал, ибо страсть не возникает там, где руководит истинное и действительное знание, и не это знание отвлекает­ся страстью, а чувственное.

jT 6. Этого будет достаточно относительно того, может ли быть знающий человек невоздержным или нет и каким образом он может быть невоздержным. Теперь по порядку следует сказать о том, может ли кто-либо быть безотносительно невоздержным или все лишь отчасти невоздержны и если есть [безотно­сительная невоздержность], то в чем она проявляет­ся. Ясно, что воздержные и сильные, а также и невоз­держные и изнеженные проявляются в наслаждени-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 399 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.