Применениемеруголовно-правовой ответственностиза нарушения законодательства о конкуренции и монополии осуществляется в связи с тем, что некоторые деяния, запрещенные нормами права конкуренции и монополии, также могут образовывать в ряде случаев при наличии соответствующих признаков составы уголовных преступлений, ответственность за которые предусмотрена в УК РФ.Такие преступления предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса:
Статья 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Данная статья предусматривает уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба;
Статья 180 «Незаконное использование товарного знака» – предусматривает уголовную ответственность за такую форму недобросовестной конкуренции, как незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб;
Статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» устанавливает уголовную ответственность за неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения;
Статья 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав». Данная статья предусматривает уголовную ответственность за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб.
Нарушители законодательства о размещении заказов, допустившие нецелевое расходование бюджетных средств, могут в случаях, предусмотренных ст. 2851 и 2852 УК РФ, подвергнуться уголовной ответственности, за соответственно нецелевое расходование бюджетных средств и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Согласно ст. 2851 УК РФ уголовную ответственность может влечь расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.
При этом, согласно примечанию к данной статье, крупным размером в настоящей статье, а также в ст. 2852 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн, а особо крупным размером – 7,5 млн.
Согласно ст. 2852 уголовная ответственность наступает в случае расходования средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере.
Уголовный кодекс содержит также целый ряд иных составов преступлений, прямо или косвенно связанных с нарушением различных направлений законодательства о конкуренции и монополии.
Досудебное расследование уголовных преступлений в данной сфере осуществляют правоохранительные органы внутренних дел и прокуратуры. ФАС России и иные органы исполнительной власти не имеют полномочий на расследование уголовных преступлений в сфере конкуренции и монополии. О взаимодействии правоохранительных органов с антимонопольными органами и иными органами власти, действующими в системе конкурентного регулирования, контроля и надзора в связи с расследованиями уголовных преступлений в данной области, см. выше.
Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Комментарий к статье 178
1. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются установленный порядок осуществления законной предпринимательской деятельности и добросовестная конкуренция. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут выступать имущественные интересы граждан и юридических лиц, отношения собственности (п. "б" ч. 2) и здоровье человека (ч. 3).
2. Объективная сторона описана в законе достаточно сложно. В целом состав преступления предполагает совершение одного из действий, указанных в законе, которое влечет недопущение (т.е. создание препятствий для возникновения добросовестной конкурентной борьбы на рынке), ограничение (см. п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции") или устранение конкуренции (т.е. исчезновение добросовестной конкурентной борьбы на рынке). При этом кроме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, являющихся первым предусмотренным в законе общественно опасным последствием, преступное действие должно также либо причинять крупный ущерб гражданам, организациям или государству (второе обязательное общественно опасное последствие), либо быть сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (примечания 1 и 2 к статье).
Соответственно, даже совершение указанных в законе действий, не повлиявших на конкурентную борьбу на рынке, не может рассматриваться как преступление.
3. В качестве двух первых альтернативно предусмотренных действий закон называет заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Для уяснения этих понятий следует обратиться к ст. ст. 8, 11 - 13, 16 Закона, описывающих как неправомерные, так и допустимые соглашения и согласованные действия в сфере конкурентной борьбы.
4. Третьим альтернативно предусмотренным действием является неоднократное злоупотребление доминирующим положением, совершаемое одним из предусмотренных в законе способов:
1) установление и (или) поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Под монопольно высокой ценой понимается цена товара, превышающая цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке, либо превышающая сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли (ст. 6 Закона); под монопольно низкой ценой - цена, которая ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке, либо цена, которая ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов (ст. 7 Закона). Установление таких цен, т.е. действия, направленные на их появление на товарном рынке, и их поддержание, т.е. действия, направленные на их сохранение на товарном рынке, представляют собой злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Закона). Данные действия может совершить только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение (ст. 5 Закона);
2) необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, т.е. экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены законодательством или судебными актами. Такой отказ (уклонение) является злоупотреблением доминирующим положением (ст. 10 Закона);
3) ограничение доступа на рынок в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков). Такое ограничение может носить физический характер (действия в отношении имущества, личности), психологический характер (психическое воздействие на потерпевшего) и информационный характер (распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей). Данное действие запрещено на основании ст. 10 Закона как злоупотребление доминирующим положением.
5. Злоупотребление доминирующим положением должно быть неоднократным (примечание 4 к статье). При этом второе злоупотребление доминирующим положением в течение трех лет после того, как лицо было привлечено к административной ответственности по ст. ст. 14.6, 14.31, 14.31.1 КоАП РФ, является предикатным деянием для наличия состава преступления независимо от истечения годичного срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ (такой подход законодателя вызывает сомнения в конституционности данного примечания к статье).
По смыслу закона предполагается, что к ответственности по ст. ст. 14.6, 14.31, 14.31.1 КоАП РФ ранее привлекалось не юридическое лицо, а физическое лицо, выступающее применительно к юридическому лицу как должностное лицо в смысле ст. 2.4 КоАП РФ. В случае если ранее к ответственности по ст. ст. 14.6, 14.31, 14.31.1 КоАП РФ привлекалось только юридическое лицо, то хотя бы физическое лицо вновь в рамках деятельности такого юридического лица совершило описанные в комментируемой статье действия, оно не подлежит уголовной ответственности (административная ответственность при этом не исключается).
6. Состав преступления материальный; преступление признается оконченным с момента недопущения, ограничения или устранения конкуренции, сопряженного с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо с извлечением дохода в крупном размере.
7. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
8. Субъект преступления исходя из текста уголовного закона общий, однако по смыслу уголовного закона им может быть, как правило, руководитель юридического лица либо управленец высшего звена в таком лице.
Совершение преступления физическими лицами, выступающими в качестве индивидуальных предпринимателей либо государственных или муниципальных служащих, также не исключается. При этом действия государственных или муниципальных служащих квалифицируются по п. "а" ч. 2, а совершить преступное деяние они могут лишь в форме заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
9. Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает ответственность за совершение преступления лицом с использованием его служебного положения или группой лиц по предварительному сговору; за деяние, сопряженное с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства (т.е. при отсутствии сопряженного с применением насилия или угрозами различного рода требования передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера) либо причинившее особо крупный ущерб или повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере (примечания 1 и 2 к статье).
10. Особо квалифицированный состав (ч. 3) предполагает ответственность за совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения.
11. В примечании 3 к статье содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности за данное преступление в связи с деятельным раскаянием.