Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные положени€ дизайнерского проектировани€

Ётапы и задачи проектных действий

Ћюбое проектирование Ч это сложный многоступенчатый процесс, который посв€щен созданию (описанию, изображению) модели некоего еще не существующего €влени€, объекта, прибора с наперед заданными характеристиками или свойствами. ¬ таком проекте обосновываетс€ возможность осуществлени€ задачи, описываютс€ принципы ее реализации, и предлагаетс€ Ђрабоча€ документаци€ї, рассказывающа€, как это можно сделать практически.

„аще всего проектные работы ориентированы на достижение какого-либо одного результата Ч инженерного, технологического, социального. ќсобенности дизайнерского проектировани€ состо€т в его двойном целеполагании Ч произведение дизайна призвано соединить в целостной конструкции (структуре, материально-физическом Ђтелеї) и утилитарно-практическое, и художественное начало. ѕоэтому Ђрабочими категори€миї дизайнерского процесса €вл€ютс€ три взаимосв€занных позиции: функци€, реализованна€ в технологии действи€ изделий или их системы (практическа€ сторона), и конечный образ, эстетическа€ ценность (художественное содержание). ќбе стороны наход€т воплощение в объемно-пространственном построении и детальной проработке особенностей формы объектов проектировани€. »х совокупность носит название морфологи€.

¬се три исходных позиции настолько переплетены, что заранее невозможно указать, что из чего следует: в реальном проектировании можно начинать работу Ђс любого концаї, все равно без остальных не обойдетс€. ќднако понимание природы конечного продукта художественного проектировани€ Ч дизайнерского образа Ч помогает увидеть некоторые закономерности этих переплетений.

—уть дизайнерского творчества состоит в предчувствии, предвиде≠нии будущего образа и в последовательном приближении к нему в ходе проектировани€ Ч т.н. Ђобразном схватыванииї. ќсновой этого €вл€етс€ проектное воображение, в глубине сознани€ оценивающее причины и обсто€тельства по€влени€ дизайнерской задачи и предлагающее идеи разрешени€ ее противоречий, прежде всего Ч через ожидаемое у будущего потребител€ впечатление от реализации этих идей. Ќо впечатление это отнюдь не однозначно, оно зависит от множества слагающих его независимых структур, подчиненных Ч кажда€ Ч самосто€тельному набору причин и следствий.

«авершающа€ из них Ч визуальна€ организаци€ Ч формируетс€ по законам искусства, другие Ч материальна€ структура и технологические принципы ее существовани€ Ч отражают комплекс научно-технических знаний о работе данных приборов или механизмов, о свойствах материалов, из которых они сделаны, о способах их изготовлени€ и т.д. ≈сть и еще одна структура, пронизывающа€ нормальное дизайнерское решение Ч эргономическа€, прив€зывающа€ это решение к возможност€м и особенност€м человеческой натуры, в т.ч. социальным и психологическим, т.е. учитывающа€ комплекс знаний о человеке, его медико-биологических запросах и вариантах развити€ личности.

»ными словами, успешное формирование всех этих структур, которые представл€ют собой слагаемые дизайнерского проектировани€, зависит от двух групп факторов. ѕерва€ Ч Ђобъективна€ї, где рассматриваютс€ материально-технические, эксплуатационные, технологические и производственные аспекты проектного задани€. ¬тора€ Ч Ђчеловеческа€ї, подчин€юща€ решение этих задач объективно-субъективным требовани€м потребител€. ¬ самой общей форме обе они свод€тс€ к четырем позици€м: Ђпользаї Ч необходимость дизайнерского решени€ на производстве, в личной или общественной жизни, Ђнадежностьї Ч страховка от неожиданных поломок или нарушений эксплуатационного режима, Ђкомфортї Ч максимум удобств при использовании издели€ или процесса, и Ђкрасотаї, интегрирующа€ все ожидани€ потребител€ в гармонии формы дизайнерской продукции.

“.о., дизайн Ч искусство весьма специфическое, одновременно вдохновенное и рефлексивно рассудочное. ќно нерасторжимо соедин€ет исследовательскую мысль, инженерный расчет и логику с художественной интуицией, врожденным чувством формы и неудовлетворенностью существующим пор€дком вещей. «десь нельз€ Ђс нул€ї придумать форму стула, а тем более усовершенствовать или украсить ее. ƒизайнеру надо знать, как сидит человек, какова высота нормального сидень€ и как сделать, чтобы стул не упал, если сид€щий наклонитс€, или откинетс€ назад. » еще Ч надо понимать, что конструкци€ стула, его вес, декор, силуэт завис€т от назначени€ Ч то, что годитс€ дл€ офиса, неудобно за обеденным столом.

ѕричем именно функциональные разработки, облеченные в реальные, имеющие зримые черты материально-физические тела, €вл€ютс€ каркасом, базой индивидуально-эстетических манипул€ций дизайнера, той Ђглинойї, из которой он Ђлепитї свои образные предложени€. ’от€ эта часть работы дизайнера с виду кажетс€ абсолютно самосто€тельной: у нее другие цели (образно-эстетические), другие средства (художественна€ организаци€ формы), другие приемы и навыки, имеющие мало общего с изобретательским экспериментированием Ђобъективногої функционального цикла.

ќднако в практической работе эти стороны почти не раздел€ютс€ Ч процесс проектировани€ идет как бы двум€ параллельными усиливающими друг друга потоками. Ќо в методике дизайна их разница принципиально подчеркнута положени€ми о двойной природе даже промежуточных целей проектного процесса. »бо дизайн Ч единственное из искусств, которое в своей технологии опираетс€ на две, как бы изолированные позиции: дизайнерскую и художественную идеи.

ƒизайнерска€ иде€ представл€ет собой конкретное предложение технического (процессуально-технологического, организационного) способа или принципа решени€ возникших в жизни функциональных проблем. ќбычно она выгл€дит как своего рода комбинаци€ материальных форм (изделий, механизмов или их частей), позвол€юща€ выполнить нужную работу или облегчить достижение поставленной цели, как подлежащий зрительному воспри€тию комплекс намеренно выбранных дизайнером визуальных форм (что и отличает его работу от де€тельности инженера или конструктора).

—оединение на одной оси мотора с дроб€щим устройством в кофемолке, лифт дл€ подъема на верхние этажи дома, применение подвесных или телескопических систем в конструкции самого лифта Ч эти вроде бы чисто технические предложени€ в ходе проектировани€ обрастают разными дополнени€ми и подробност€ми, которые превращают принципиальную схему в рационально организованную дизайнерскую структуру.  орпус и крышка кофемолки образуют удобную в быту конструкцию, скрывающую ненужные потребителю механические Ђвнутренностиї прибора. Ћифт позвол€ет кардинально изменить этажность, а стало быть, и облик городской застройки. »нженерна€ схема подъемника определ€ет, надо ли пр€тать его в шахту, придумыва€ удобное управление изолированной от внешнего мира кабиной, или делать лифтовой механизм своего рода открытым украшением интерьера гостиничного холла.

“ак утилитарно-технологическа€ основа дизайнерского решени€ материализуетс€ в визуальный объект, имеющий, как вс€ка€ наблюдаема€ в жизни форма, определенный образно-эстетический смысл. ѕока что Ч достаточно абстрактный, лишенный индивидуальности. » теперь только от дизайнера зависит, каким идейно-художественным содержанием наполнитс€ этот общий смысл. Ѕудет ли тот же лифт украшен коваными решетками, орнаментом, зеркалами, панел€ми красного дерева, превращающими его в элемент дворцового вестибюл€, или дизайнер вып€тит его инженерные формы, подчеркнет их анодированием металлических частей, сплошным остеклением кабины, специальным подсвечиванием открытых частей механизма.

»наче говор€, зрительна€ форма развиваетс€, совершенствуетс€, начинает жить Ђновойї эстетической жизнью, почти независимой от суховатых установок начальной прагматической идеи. ќбретает самобытное художественное содержание, вызванное принадлежащей дизайнеру художественной идеей Ч представлением о том, какое впечатление должен производить на зрител€ продукт его творчества. “.о., художественна€ иде€ есть индивидуальна€ система организации визуальных характеристик дизайнерского объекта, имеюща€ целью создание задуманного автором эмоционально-образного эффекта. ќна, разумеетс€, вытекает из того содержани€ объекта дизайна, которое предопределено функционально-технологическими предпосылками впечатлений от дизайнерской идеи, но может существенно расширить и трансформировать их смысл.

–еализуют эти общие установки весьма разнообразными способами в зависимости от того, в каком виде дизайна Ч промышленном, графическом, средовом (архитектурном), они задействованы, оттого спектра задач, которые им приходитс€ решать в пределах каждого вида. Ќо чаще всего они регулируютс€ функциональными приоритетами возникновени€ дизайнерской формы, и прежде всего Ч утилитарно-практическими нуждами.

 

Ђ—одержательна€ї роль функции в дизайне предопределила исключительное значение ее вы€влени€ в ходе дизайнерского проектировани€. ѕредпроектный анализ Ч сбор и обобщение сведений об особенност€х выдвинутой жизнью проектной задачи, о возможных способах ее решени€, о достоинствах и недостатках уже имеющихс€ аналогов таких решений, наконец, разработка собственных принципов получени€ требующихс€ результатов Ч составл€ет чрезвычайно трудоемкий и неотъемлемый этап любой дизайнерской работы. ƒизайнер, изучив суть предложенной ему проблемной ситуации (эта стади€ предпроектного анализа носит название Ђпроблематизацииї), сознательно ищет нетривиальные пути ее разрешени€ либо за счет выдвижени€ новых конструктивно-художественных идей, либо с помощью модернизации и совершенствовани€, хорошо зарекомендовавших себ€ прототипов (стади€ Ђтематизацииї, т.е. поиска приемов Ч Ђтемї решени€). «авершаетс€ предпроектный анализ выработкой дизайн-концепции Ч модели проектного замысла, закрепленной в материально-технических формах, образных установках или логических положени€х, модели, удовлетвор€ющей и индивидуальные (проектировщика) и общественные (производства, функционального процесса) запросы и ожидани€. ƒизайн-концепци€ еще не есть проект Ч это только ближайший подступ к его по€влению. Ќо в его качественных и количественных формулировках, изобразительных конструкци€х уже заложены и контуры окончательной дизайнерской идеи, и ощущени€ тех художественных результатов, которые даст ее осуществление.

“ак реализаци€ выдвинутой примерно полвека назад задачи Ч хлеб должен поступать к покупателю так, чтобы по пути его не касалась рука продавца Ч привела к становлению мощнейшей отрасли изготовлени€ и использовани€ стандартных упаковок, изменивших и схемы розничной торговли, и облик товаров, Ђзапечатанныхї на заводах в целлофан или другие специальные материалы, дала импульс развитию нового раздела графического дизайна.

—ознательно работа€ с функцией как специфическим объектом проектировани€, дизайнер может добитьс€ ее безупречного выполнени€, а учитыва€ ее ведущую роль в становлении дизайнерского решени€, может прийти к органическому соединению эмоционального климата процесса и условий его протекани€. Ќо эта часть работы Ч лишь начало полноценного дизайна, который в значительной мере лежит далеко за пределами собственно функциональных проработок Ч в сфере чисто художественной, в интуитивном поиске эстетически совершенных и эмоционально выразительных дизайнерских форм, не противоречащих их функциональной сути.

ƒизайнерска€ иде€, котора€ была главным содержанием Ђобъективногої цикла дизайн-проектировани€, замещаетс€ идеей художественной.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
»змерение тока | ѕон€тие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2910 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2245 - | 2098 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.