Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 6 еще о психическом существе




 

ƒуша сознательна€ в мире Ќесознань€,

—то€ща€ за мысл€ми, надеждами, мечтами Ч

Ѕесстрастный √осподин Ч

природных действий зритель,

ƒающий право своему наместнику-уму,

подобию монарха,

Ѕыть регентом в его дрейфующем

во времени дворце:

“ому, кто, воцарившись и вли€€ непрестанно,

¬о власти ¬ремени находитс€ покорный

≈го неугомонному теченью,

“ому, кто откликаетс€ на каждый

мимолетный зов

ќдолевающего хора жизненных забот,

“ому, кто стал игрушкой

мировых многоголосий.

 

Ўри јуробиндо

Savitri, Book 7, Canto 2

 

¬: ћне непон€тно ваше описание психического существа: "ћожно было бы сказать, что сотворение индивидуального существа это результат проекции во времени и пространстве одной из бесчисленных возможностей, присущих высочайшему первоисточнику всего про€вленного мира, возможности, котора€ с помощью единого и космического сознани€ приобретает конкретную форму в законе или в правде индивидуальности и, прогрессивно развива€сь, становитс€, тем самым, его душой или психическим существом".

 

Ёто немного философски... ¬ам пон€тно различие между субъективным и объективным? ¬ам это известно! ѕредставьте себе €сно ту –еальность, котора€ лежит в основе всего и переходит от субъективного состо€ни€ к объективному. “о есть то, что было внутри, оказываетс€ как бы спроектированным вовне. Ёто та же сама€ вещь: изменилось только состо€ние. » внутри нас содержатс€ все возможности объективного быти€; внутри они не выражены, не про€влены; вовне Ч спроектированы, подобно кадрам фильма на экране: мы их видим перед собой.  аждый такой элемент, который был внутри некой возможностью, законом, становитс€ законом воплощени€. ј кажда€ из этих возможностей становитс€ реальностью существа, индивидуальности, если хотите, чего-то существующего объективно. » вот этот закон и порождает центр психического существа: он отражает истину существа и становитс€ его законом. Ѕудда называл его "законом", он говорил о "ƒхарме". Ёто истина существа. “о, что нерушимо св€зывает с первоисточником. » это исходна€ точка психического существа. ѕо мере развити€ она приобретает все более и более сложную и точную форму своего про€влени€ Ч весь процесс можно сравнить с прокручиванием фильма на экране. Ќо реальность этой формы одна и та же, она об€зана своим происхождением ≈диному. » все такие единицы св€заны вместе и воспроизвод€т ≈диное.

ћать

 

¬: ћила€ ћать, в каждом ли есть духовное существо?

 

Ёто зависит от того, что вы называете "существом". ≈сли вы имеете в виду "присутствие", то да, духовное присутствие есть в каждом. ≈сли же вы называете "существом" организованную сущность, вполне себ€ осознающую, способную, остава€сь независимой, управл€ть всей природой, то нет! ” каждого есть возможность быть таким независимым и всемогущим существом, но ее воплощение Ч это уже результат долгих усилий, требующих иногда многих жизней.

ƒуховное присутствие есть в каждом человеке, даже в самом начале -" особый внутренний свет... ќн повсюду. Ќеоднократно он мне встречалс€ у некоторых животных. „то-то вроде си€ющей точки в центре, который контролирует и защищает, что-то, что даже при слаборазвитом сознании дает возможность гармонично взаимодействовать с остальным творением, и потому непоправимые катастрофы не могут быть посто€нными и всеобщими. Ѕез этого присутстви€ беспор€док, учин€емый силами и страст€ми витальности, был бы настолько серьезным, что в любой момент мог бы привести ко всеобщей катастрофе, к какому-то полному краху, который бы остановил развитие ѕрироды. Ёто присутствие, этот духовный свет Ч который вполне можно было бы назвать духовным сознанием Ч есть в каждом, во всем; и благодар€ ему, вопреки всем расстройствам, страст€м, насилию, сохран€етс€ кака€-то обща€ гармони€, так что работа ѕрироды может исполн€тьс€.

» такое присутствие становитс€ достаточно €вным в человеке, даже в самом невежественном. ƒаже в самом ужасном человеке, который кажетс€ воплощением дь€вола, чудовищем, есть внутри то, что настойчиво контролирует Ч есть невозможные вещи даже дл€ самых ужасных негод€ев. Ѕез этого присутстви€, если бы человеком управл€ли одни злые силы, только витальные силы, такого запрета быть не могло бы.

¬с€кий раз, как эти чудовищные злые силы пронос€тс€ над землей, кажетс€, что уже ничто не может остановить разрушение и ужас их вторжени€, и всегда в определенное врем€ вмешиваетс€, неожиданно и необъ€снимо, какой-то контроль, и волна угасает, а катастрофа не становитс€ всеобщей. Ѕлагодар€ ѕрисутствию, ѕрисутствию ¬севышнего в материи.

Ќо только в исключительных люд€х и после долгой, очень долгой подготовительной работы в течение многих жизней это ѕрисутствие превращаетс€ в сознательное, независимое, вполне сформировавшеес€ существо, во всемогущего хоз€ина положени€, сознательного и могущественного, способного контролировать не только свое положение, но и то, что его окружает, сферу своего вли€ни€ и действи€, которое становитс€ все более широким и эффективным.

ћать

 

 

¬:  аковы свойства субстанции психического мира?

 

—убстанци€ психического мира это его собственна€ субстанци€ с характерными дл€ психического свойствами: чувством бессмерти€, полной восприимчивостью к божественному вли€нию, всецелым подчинением этому вли€нию, которое пропитывает все. »менно это отличает психическое от других частей человека.  огда, например, € говорю о том, что ум или витальность организованы вокруг психического центра, то не имею в виду, что он становитс€ психическим; ум остаетс€ умом; а витальность Ч витальностью, но они организованы вокруг психики, подобно войску, окружающему своего полководца Ч войско не превращаетс€ в полководца, но подчин€етс€ ему, не так ли? «десь то же самое; витальность и ум организованы вокруг психики, они получают от психики указани€ и исполн€ют их так, как могут. Ќо от этого их субстанци€ не становитс€ психической. ќни могут находитьс€ под психическим вли€нием и принимать в какой-то мере его природу, но не субстанцию.

ћать

 

¬: ѕсихическое находитс€ в сердце?

 

Ќе в физическом сердце, не в самом органе. ќно в четвертом измерении, во внутреннем измерении. Ќо в том месте, где-то за солнечным сплетением Ч именно там его легче всего найти. — точки зрени€ физического существа психическое находитс€ в четвертом измерении.

ћать

 

ѕсихическое существо находитс€ в сердечном центре, в середине грудной клетки (не в физическом сердце, так как все центры расположены на средней линии тела), но глубоко внутри.  огда выходишь из витальности в психическое, кажетс€, что как будто погружаешьс€ в глубину, пока не достигаешь центра, где присутствует психика. ¬нешн€€ часть сердечного центра это царство эмоционального; чтобы обнаружить психическое, надо пойти оттуда глубоко внутрь.

ћать

 

ќднажды € говорила, что большую часть времени люди живут без психического существа внутри. я хочу объ€снить это подробнее... ¬ы должны помнить, что внутреннее существо находитс€ не в трехмерном мире. ≈сли вы вскроете тело, то обнаружите только трехмерный позвоночник. ¬нутреннее существо принадлежит другому измерению, и когда € говорю, что у некоторых людей нет внутри психического существа, € имею в виду вовсе не психический центр, но то, что их внешнее сознание настолько мало, так ограничено и темно, что не в состо€нии сохран€ть св€зь, не только сознательную, но и сокровенную, с психическим существом, которое намного превосходит это внешнее сознание; оно настолько выше и глубже внешнего сознани€, что между ними нет никаких отношений, ни качественных, ни природных. –елигии утверждают, что у вас есть божественна€ искра Ч это действительно "искра", поскольку она настолько мала, что ее без труда можно поместить в любом месте тела. Ќо это еще не означает, что она находитс€ в теле: она в сознании, в другом измерении, и у одних есть с ней св€зь, у других Ч нет. Ќо если вы допускаете божественное ѕрисутствие в атоме, то этот образ будет пон€ть легче, так как там вы соприкасаетесь с бесконечно малой пограничной областью, где тер€етс€ различие между двум€, трем€, четырьм€ или п€тью измерени€ми. ≈сли вы изучали современную физику, то поймете, что € имею в виду. ƒвижени€, организующие атом, €вл€ютс€ по своим размерам настолько неразличимыми, что их нельз€ пон€ть в рамках трех измерений, тем более что они следуют законам, которые полностью исключают трехмерное представление. “ак что, если вы это примете, то сможете сказать, что божественна€ искра в центре каждого атома, и будете не очень далеки от истины; но € говорила не о божественной искре, но о самом существе, психическом сознании, а это совсем ина€ вещь. ѕсихическое существо это то, что формируетс€; оно образуетс€ вокруг центрального сознани€, и, принима€ форму, оно обретает измерение, но это измерение отличаетс€ от измерени€ внешнего сознани€.

ћать

 

 

‘изическое сердце расположено слева, но сердечный центр йога находитс€ в центре груди Ч в сердечном центре.

Ўри јуробиндо

 

 

я никогда не слышал о двух лотосах в сердечном центре; там наход€тс€ две силы: центр высшего витального или эмоционального существа снаружи и глубоко за ним скрыта душа или психическое существо.

Ўри јуробиндо

 

 

¬ершина психического и эмоционального центра (как и вершины всех центров) находитс€ в позвоночнике, основание же его впереди, в средней части грудины.

Ўри јуробиндо

 

 

—ердце Ч это центр человеческого существа и управл€ет всем остальным постольку, поскольку в нем находитс€ психическое существо или чайть€ пуруша (caitya purusa). “олько в этом смысле все от него исходит, так как именно психическое существо каждый раз создает себе новый ум, жизнь и тело.

Ўри јуробиндо

 

 

ѕсихическое существо (душа) не создает в адхаре дл€ себ€ центров. ÷ентры наход€тс€ там с самого начала. ѕсихическое существо может вз€ть на себ€ управление уже существующими центрами Ч сердечным и пупочным центрами и двум€, расположенными ниже пупка. ”м и витальность тоже не отвергаютс€ Ч они попадают под вли€ние психики и преображаютс€ ею, или же ими овладевает высшее сознание и превращает их в свои инструменты.

Ўри јуробиндо

 

 

¬: ≈сть ли психическое существо в атоме?

 

Ќет, его там нет. ћожно сказать, что у ћатерии есть потенциальна€ возможность психического сознани€ Ч россыпь божественного —ознани€, имеюща€ единственную цель: создать организованность, котора€ будет находитьс€ под непосредственным вли€нием Ѕожественного. ¬от почему оно пересекает все миры беспор€дка[10]. “аким образом можно было бы сказать: что ѕервоисточник души есть также и в атоме, и во всех частицах, образующих атом, но только ѕервоисточник... ƒолжна вам сказать, что полностью сформированное психическое существо имеет конкретную форму, котора€ соответствует нашей физической форме. Ёто не точна€ копи€, но у нее определенна€ форма. ѕсихические существа отличаютс€ друг от друга Ч их не подгон€ют и не выравнивают под один размер. ќни различаютс€, и каждое обладает индивидуальностью, личностью.

ћать

 

ѕервые проблески и вибрации психического присутстви€ € обнаружила в царстве растений, и действительно то, что мы называем цветением, есть не что иное, как первое про€вление психического присутстви€. “олько в человеке психическое приобретает индивидуальную форму, хот€ само оно существовало и до него; но эта индивидуализаци€ не така€, как у человека, она более текуча: она про€вл€етс€, скорее, как сила, как сознание, а не как индивидуальность. ¬озьмите, к примеру, розу; ее благородное совершенство формы, цвета, запаха выражает устремленность и психическую преданность. ѕосмотрите на розу, расцветающую в первых лучах утреннего солнца, на ее чарующую преданность и устремленность.

ћать

 

 

ƒа, есть более простое и искреннее сознание Ч у животных.  онечно, оно что-то предполагает, какую-то взаимоотдачу, но даже если его ожидани€ не оправдываютс€, остаетс€ прив€занность... ћногие животные, даже если с ними плохо обращаютс€, не перестают любить, что говорит о замечательном развитии психического в витальном.

Ўри јуробиндо

 

 

¬ эмоциональном существе животных психического часто гораздо больше, чем у людей, которые могут быть довольно бесчувственными. Ќедавно по€вл€лись изображени€ тигров, которые жили в одной семье, а после были переданы в зоопарк. Ќа них видно, что горе, написанное на добрых и вместе с тем трагичных мордах этих сид€щих в клетке тигров, настолько неподдельно, что сжимаетс€ сердце.

Ўри јуробиндо

 

¬: ” детей психическое всегда про€влено, не так ли?

 

Ќе всегда. ѕсихическое более про€влено вначале, пока они не подросли и не начал развиватьс€ ум, но нельз€ утверждать, что во всех дет€х психическое одинаково ощутимо. » нельз€ судить об этом по ситуации здесь, так как € принимаю только тех детей, у которых про€влено психическое; но если оно уже скрыто под разного рода искажающими движени€ми; € их не принимаю. » потому, здешние дети Ч это исключение. Ёто сливки. »збранные.

 

¬: Ќо почему есть жадные дети?

 

Ѕог мой! ∆адность не преступление! ≈сть жадные дети. ¬озможно у них плохое пищеварение, и они все врем€ хот€т есть. ќни не наедаютс€ тем, что им дают. ¬нешнее существо изобилует всевозможными трудност€ми, у всех Ч и у детей тоже. Ѕолее оправдан был бы вопрос: "ѕочему встречаютс€ такие жестокие дети?" Ёто действительно одна из наиболее т€желых вещей... Ќо это происходит но причине несознани€. ѕоскольку они даже не осознают, что причин€ют другим боль. » обычно, если позаботитьс€ о том, чтобы они пон€ли, например, на собственном опыте Ч они понимают. ƒети которые издеваютс€ над животными (а это многие из них) Ч поступают так, даже не подозрева€, что животные, как и они сами, чувствуют. ≈сли ребенку дать пон€ть, что животным больно, когда их щиплют, т€нут за шерсть или бьют, а если надо, то и показать на примере его собственного тела, что животным тоже больно, он больше не будет так делать!

” одних есть слабости. Ќа других что-то пагубно вли€ет. »ногда это про€вл€етс€ с самого раннего детства, и такими они остаютс€ всю жизнь, если, правда, не измен€тс€ Ч что не просто.

≈сть особа€ св€зь между психическим и физическим, а также между ментальным и витальным существом. ћентальное существо часто очень витальное. ѕсихическое существо зачастую очень физическое. ƒети Ч оттого, что их психическое существо про€влено Ч живут почти исключительно своим телом. Ќо как только начинает развиватьс€ ум, вкус к общению также развиваетс€ вместе со всеми характерными дл€ него искажени€ми. Ћюди, которые очень сильно подчеркивают различие между мужчинами и женщинами (€ не знаю почему, так как хороши и те и другие), говор€т, что мужчины ментальны и витальны, а женщинам более свойственно психическое и физическое. ¬ этом есть дол€ истины. Ќо, естественно, бывают самые разные исключени€ и более сложные варианты. Ёто произвольное упрощение. ¬ действительности, психическое существо обладает простотой, а также доброй волей (не всегда при этом просвещенной, а иногда и очень далекой от этого), но все же простота и добра€ вол€ более близки психическому, чем витальным страст€м или претензи€м ума. » видимо, поэтому в дет€х психическое ощутить легче, поскольку оно не так подавлено ментальными и витальными противоречи€ми.

ћать

 

 

Ќе все еще пон€ли, что такое душа, что насто€щий секрет в том, как помочь- человеку Ч будь то ребенок или взрослый, обнаружить свое внутреннее глубинное "€", истинное психическое существо; в том, что, позвол€€ ему про€вл€тьс€ вовне и тем более призыва€ его на передний план, чтобы в качестве "полководца возглавить наше войско", мы даем ему возможность вз€ть в свои руки всю основную работу по воспитанию и способствуем тому, что психическое существо раскрывает в нас те свойства, которые подавлены нынешним механическим пониманием жизни и человека и поверхностными банальными методами обращени€ с ними, не позвол€ющими осознать их или создать хоть какое-то о них представление. Ќовые методы воспитани€ гораздо ближе к такому более истинному пониманию. Ѕолее тесное общение с психической сущностью, скрытой за витальной и физической ментальностью, и возрастающее доверие к ее возможност€м должны со всей очевидностью показать, что человек это прежде всего душа и сознательна€ сила Ѕога, и что восстановление этого истинного человека и есть главна€ цель воспитани€, и всей человеческой жизни, котора€ должна быть созвучной скрытой »стине и глубочайшему закону нашего существа.

Ўри јуробиндо

 

 

ѕсихическое существо формируетс€ внутренней »стиной и организуетс€ вокруг нее.

ћать

 

 

¬: —в€зано ли психическое существо с внутренней »стиной?

 

ќно образуетс€ вокруг нее и св€зано с ней. ѕсихическое движимо »стиной. »стина это то, что вечно, самосуще, не зависит от времени и пространства, в то врем€ как психическое существо растет, обретает форму, развиваетс€ и все более индивидуализируетс€. » тем самым оно обретает способность все более полно выражать »стину, ту вечную »стину, котора€ едина и посто€нна. ѕсихическое существо €вл€етс€ существом развивающимс€ Ч это значит, что отношени€ между психическим существом и »стиной все врем€ развиваютс€. Ќельз€ осознавать психическое существо и не чувствовать при этом внутреннюю »стину. ¬се, кто осознал св€зь с психическим существом Ч не интеллектуально, но интегрально, не с возникающим об этом представлением, но с самой сутью, Ч утверждают одно и то же: с того самого момента, как устанавливаетс€ така€ св€зь, начинаешь полностью осознавать вечную »стину внутри себ€ и понимать, что именно в ней цель жизни и именно она правит миром.

ћать

 

 

¬: ћожно ли чувствовать вечную »стину и не быть при этом св€занным с психическим существом?

 

Ќекоторые космические сущности могут быть св€заны непосредственно с вечной »стиной, без вс€кой св€зи с психическим существом, поскольку не имеют его. Ќо у человека психическое существо есть всегда и именно с его помощью он устанавливает св€зь с вечной »стиной. ј такой контакт с психическим существом обычно раскрываетс€ дл€ него одним и тем же способом: он приносит с собой свою милость, свое великолепие и красоту. ѕсихическое существо Ч это человеческа€ особенность и если посмотреть в корень, то, возможно, именно оно и €вл€етс€ основой его превосходства.

ћать

 

 

¬: ћожет ли ребенок, подобно взрослому, начать осознавать эту внутреннюю истину?

 

–ебенку это очень легко, так как его воспри€тие не от€гощено ни словами, ни мысл€ми Ч что-то придает ему легкость, а что-то от€гощает (это не об€зательно радость или горе, возникающие, только если вещи оказываютс€ очень сильными). » в ребенке это всегда лучше выражено, так как у взрослого есть активный ум, который затуманивает воспри€тие истины.

— ребенком бесполезно теоретизировать, потому что когда его ум пробудитс€, он найдет тыс€чи доводов, опровергающих ваши теории, и будет прав.

 рупица детской правды это божественное ѕрисутствие в психическом существе Ч оно есть у растений и у животных. ¬ растени€х оно не сознательно, у животных начинает себ€ осознавать и очень сознательно у детей. я знала детей, которые в п€тилетнем возрасте лучше сознавали свое психическое существо, чем в четырнадцать лет, а в четырнадцать Ч лучше, чем в двадцать; и конечно, с того момента, как они начинали ходить в школу, где получали интенсивную интеллектуальную подготовку, направл€ющую их внимание главным образом на ментальную часть их существа, они почти всегда и практически полностью тер€ли св€зь с психическим существом.

≈сли бы вы были опытным наблюдателем, если бы вы могли сказать, что происходит в человеке, просто посмотрев ему в глаза!.. —читаетс€, что глаза Ч зеркало души; так прин€то говорить, но если в ваших глазах не отражаетс€ душа, то только потому, что она очень далеко, закрыта€ множеством вещей. ѕосмотрите внимательно в глаза малышей и вы увидите там особый свет Ч некоторые называют его искренностью Ч такой правдивый, непритворный, взирающий с восхищением на мир. ƒа, чувство восхищени€, восхищени€ психического существа, которое видит истину, но многого не понимает, так как еще слишком далеко от мира сего. ƒет€м это присуще, ко по мере их обучени€, по мере роста их разумности, образованности, это стираетс€, и тогда в их глазах можно увидеть все, что угодно: мысли, желани€, страсти, злые умыслы, а этого огонька, такого чистого, больше нет. Ѕудьте уверены, что его место зан€л ум, а психическое отступило глубоко внутрь.

≈сли ребенку, мозг которого еще плохо развит и не в состо€нии пон€ть, просто послать вибрацию защиты, любви, заботы, утешени€, он об€зательно откликнетс€. ¬ то врем€ как в четырнадцатилетнем подростке, который ходит в школу, имеет самых обычных родителей, и с которым неважно обращаютс€, преобладает ум; в нем есть кака€-то т€жесть, его психическое существо отступило вглубь. “акие реб€та на вибрацию не откликнутс€.  ак будто бы они сделаны из дерева или из гипса.

ћать

 

¬: ≈сли внутренн€€ правда, божественное присутствие настолько близки ребенку, то наверное уже нельз€ говорить, что ребенок отчасти животное, не так ли?

 

ѕочему нет? »ногда у животных психическа€ истина про€вл€етс€ очень €рко. ≈стественно, € считаю, что у ребенка психическое существо несколько более развито, более сознательно, чем у животного. Ќо € проделывала с животными небольшие опыты, чтобы пон€ть; и скажу, что и у людей не всегда встретишь достоинства, присущие некоторым животным Ч простые, без вс€ких претензий. Ќапример, у кошек: € долго изучала кошек; при ближайшем рассмотрении они оказываютс€ удивительными существами. я знала кошек, которые жертвовали собой ради своих кот€т. Ћюди говор€т о материнской любви с таким восхищением, как будто это чисто человеческа€ привилеги€, но € видела, как у кошек любовь к своим кот€там иногда оказывалась намного сильнее общеприн€тых человеческих представлений. я знала одну кошку, котора€ никогда не прикасалась к своей пище до тех пор, пока ее кот€та не наедались досыта. я знала другую, котора€ в течение восьми дней, забыв о своих собственных нуждах, сидела возле кот€т, потому что бо€лась оставить их одних; и кошку, котора€ не менее п€тидес€ти раз повтор€ла одно и то же движение, чтобы научить котенка, как прыгать со стены в окно, и могу добавить, что делала она это с такой заботой и пониманием, с такой ловкостью, на которые способна не вс€ка€ женщина. ј почему это так? ѕотому что не вмешивалс€ ум. ¬се происходило совершенно инстинктивно. ј что такое инстинкт? Ёто присутствие Ѕога в генах вида, и именно это €вл€етс€ у животных психикой Ч коллективной, не индивидуальной.

я встречала у животных самые разные реакции: эмоции, любовь, чувствительность Ч все те чувства, которыми так гордитс€ человек. ≈динственное различие в том, что животное не может о них сказать и написать, и мы считаем их низшими существами только потому, что они не могут в своих книгах рассказать нам о том, что они пережили.

ћать

 

 

¬: ћать, Ўри јуробиндо говорит о "психическом, которое незримо поддерживает все остальное". „то это значит?

 

ƒа, психическое стоит за всей организованностью, тройной организованностью человеческой жизни и сознани€, оно присутствует за ними и поддерживает своим бессмертным сознанием. “олько благодар€ психике у нас возникает особое ощущение непрерывности. »наче, если вы сравните себ€ сейчас с тем, кем вы были в три года, то, скорее всего, просто себ€ не узнаете, ни физически, ни витально, ни ментально. Ќикакого сходства. Ќо за этим стоит психическое, которое поддерживает развитие, рост человека и дает сознанию непрерывность, дает человеку возможность чувствовать, что он все тот же самый человек, даже когда становитс€ совсем, совсем другим. ≈сли потом он посмотрит на себ€ повнимательнее, то обнаружит, что все его прошлое понимание и дела теперь кажутс€ совершенно неприемлемыми, и теперь он просто не смог бы так поступить, потому что стал совсем другим человеком. » тем не менее, благодар€ бессмертному психическому сознанию внутри, человек сохран€ет чувство, что он остаетс€ тем же самым, что и прежде, и будет тем же, несмотр€ на какие-то изменени€ в развитии и сознании.

ћать

 

≈сть другое средство (не бо€тьс€ смерти), несколько более трудное, хот€, мне кажетс€, к более действенное. ќно состоит в том, чтобы напоминать себе: "Ёто тело Ч не €", и старатьс€ искать в себе то, что и есть "€", старатьс€ искать до тех пор, пока не найдешь свое психическое существо.  огда же находишь свое психическое существо, то возникает Ч немедленно, тут же Ч чувство бессмерти€. » тогда видишь, что приходит и уходит только материальное благополучие: "я не собираюсь оплакивать пару прохудившихс€ ботинок, выбрасыва€ их!  огда ботинки износились, € просто выбрасываю их без вс€кого сожалени€". ѕсихическое существо вз€ло это тело, так как намерено выполнить с его помощью определенную работу, но когда придет врем€ его оставить, оставить, потому что оно стало уже во всех отношени€х бесполезным, тело оставл€етс€, и без вс€кого страха.. Ёто вполне естественное движение Ч просто выполн€етс€ и все, без вс€кого сожалени€.

» в тот момент, когда вы в психическом существе, у вас рождаетс€ это чувство, спонтанно, без усили€. ¬ы воспар€ете над физической жизнью и чувствуете бессмертье. ћне кажетс€, что это самое лучшее средство. ƒругое же средство Ч интеллектуальное, основанное на здравом смысле, рациональное средство. ¬се это приносит глубокое осознание, и вы вс€кий раз, когда прерываетс€ ваша св€зь с психическим существом, вы можете вернуть ее обратно. Ёто очень интересное €вление, так как результат возникает сразу. ¬ тот момент, когда у вас есть св€зь с психическим существом, у вас есть чувство бессмерти€, чувство, что вы всегда были и всегда будете, что вы вечны. » тогда все, что приходит и уходит Ч это только случайности, не имеющие никакой важности.

ћать

 

¬: ћила€ ћать, может ли психическое выразить себ€ без помощи ума, витальности и физического?

 

ќно все врем€ выражает себ€ без их помощи. “олько дл€ того, чтобы обычный человек мог восприн€ть психическое, ему требуетс€ их помощь, так как у обычного человека нет непосредственной св€зи с психическим. ≈сли бы у него така€ св€зь была, она бы у него про€вилась и все было бы в пор€дке. Ќо так как у него такой св€зи нет, он даже не знает, что это такое; он заинтересован всем, что только может смутить человеческое сознание; и поэтому дл€ того, чтобы достучатьс€ до обычного человека, психическое существо должно пользоватьс€ обычными средствами, то есть умом, витальностью и телом.

ћожно обойти любое из них, кроме последнего, иначе не будешь сознавать вообще ничего.

ћать

 

 

÷арство разума не сможет окончитьс€ до тех пор, пока не утвердитс€ психический закон, провозглашающий Ѕожественную ¬олю.

ћать

 

 

ќбычно душа не развиваетс€ и не активна, и к Ѕогу она не обращаетс€ до тех пор, пока человек не начнет практиковать йогу. “ак как вначале она обычно ищет Ѕожественное в люд€х, во внешнем мире, а не непосредственно.

Ўри јуробиндо

 

 

»сточник искренности, воли, настойчивое и находитс€ в психическом существе, но в разных люд€х все это про€вл€етс€ по-разному. ќбычно его вли€ние начинает оформл€тьс€ в высших част€х ума, но должна откликнутьс€ по крайней мере кака€-то часть витального, чтобы оно вступило в силу, поскольку витальность это средоточие вашей воли, и действенность силы воли рождаетс€ при контакте с витальностью. ≈сли бы в витальности были только сопротивл€ющиес€ элементы, вы бы ничего не смогли достичь. Ќо где-то там всегда есть нечто имеющее волю, это, возможно, что-то очень незначительное, но у него всегда есть вол€. » одной минуты устремленности и воли окажетс€ достаточно, чтобы осознать, почувствовать Ѕожественное, так как это похоже на вспышку света во всем существе Ч даже клетки тела могут откликнутьс€. Ќе везде это сразу же заметно, но отклик возникает повсюду. ј дальше, медленно и скрупулезно собираютс€ воедино все откликнувшиес€ части, и человек может организовать то, что останетс€ св€занным и упор€доченным и что будет способствовать продолжению действи€, поддерживаемого волей, искренностью и упорством.

ƒаже отдельна€ мысль, мелькнувша€ у ребенка когда-то в далеком детстве, когда психическое еще про€вл€лось на поверхности, если ей удалось проникнуть во внешнее сознание ребенка и запечатлетьс€ там чем-то прекрасным, чем-то достойным осознани€, создаст небольшое €дро, исход€ из которого можно будет действовать. Ѕольшинству людей просто никогда не скажешь: "“ы должен узнать Ѕога" или "ѕрактикуй йогу, чтобы достичь Ѕога". ≈сли вы посмотрите повнимательнее, то увидите, что сказать это можно лишь очень немногим. Ёто означает, что только эти немногие "готовы" делать йогу, только они. »менно здесь началось какое-то осознание Ч уже началось. ” других, возможно, пробудилось что-то пришедшее из прошлых жизней. Ќо мы говорим о тех, кто менее готов; о тех, у кого возникла мимолетна€ вспышка, пронзивша€ все их существо и вызвавша€ отклик Ч но этого достаточно. “акое происходит не со всеми. “ех, кто готов делать йогу, совсем немного, по сравнению с огромным несознательным большинством людей. Ќо €сно одно Ч то, что вы здесь, доказывает, что вы по крайней мере этого хотите; кто-то, может быть, продвинулс€ уже довольно далеко (хот€ не исключено, что и не подозревает об этом), но все вы этого по крайней мере хотите, этого спонтанного всеобщего контакта, подобного электрошоку, вспышке света, котора€ проходит через вас и что-то пробуждает: то, что может быть осознанно. ¬озможно, что это осознание не удастс€ выразить словами, оно останетс€ только вспышкой. Ётого достаточно. »менно вокруг такого €дра и начинает что-то образовыватьс€, очень медленно, постепенно. ј раз оно там, то уже никогда не исчезнет. “олько если вы отдадите себ€ силам зла и сделаете сознательное усилие разрушить эту св€зь и больше ее не замечать, можете считать, что она исчезнет. » тем не менее единственной вспышке будет достаточно, чтобы вернуть ее назад.

≈сли такое случилось с вами хот€ бы однажды, будьте уверены, что в этой жизни или в иной вы это осознаете.

ћать

 

 

Ќеотъемлемое условие дл€ достижени€ совершенной искренности это полное объединение всего, что есть в человеке вокруг психического центра.

ћать

 

 

—острадание и благодарность Ч неотъемлемые свойства психики. ќни по€вл€ютс€ в сознании только тогда, когда психическое про€вл€етс€ в жизни.

¬итальное и физическое сознание воспринимают их как слабости, поскольку эти качества психики ограничивают их импульсивность, основанную на власти силы.

» если ум недостаточно развит, он идет на поводу у витальности и порабощен физической природой, законы которой, пронизывающие все своей полусознательной механичностью, оказываютс€ дл€ него малопон€тными.  огда ум начинает осознавать первые психические движени€, он по невежеству своему разрушает их и превращает сострадание в жалость или, в лучшем случае, в благотворительность, а благодарность Ч в желание наградить, приобрета€ постепенно способность распознавать и восхищатьс€.

» только когда психическое сознание в человеке становитс€ всемогущим, сострадание ко всему, что нуждаетс€ в помощи, где бы это ни происходило, и благодарность ко всему, что выражает божественное присутствие и милость, какую бы форму это ни приобрело, могут про€вл€тьс€ чисто и просто, и сострадание остаетс€ просто состраданием, а благодарность Ч благодарностью, не замутненной недостойными движени€ми.

ћать

 

 

¬печатление, что легкость и покой где-то очень глубоко внутри, возникает оттого, что они свойственны психическому, которое перекрыто умом и витальностью. ¬о врем€ медитации вы открываетесь психическому, начинаете осознавать свое психическое существо, скрытое глубоко внутри, и испытываете эти чувства. ƒл€ того, чтобы легкость, покой и счастье стали устойчивыми и неизменными и чтобы их можно было ощущать всем существом, всем телом, вам нужно погрузитьс€ еще глубже и принести в физическое сознание всю полноту психической силы. Ћегче всего этого можно добитьс€, если быть на этом посто€нно сосредоточенным и медитировать, стрем€сь достичь этого истинного сознани€. ѕриобщитьс€ к нему можно и в процессе работы, посв€ща€ себ€ Ѕожественному и исполн€€ работу только дл€ Ќего, забыва€ о себе, пам€ту€ только о том, чтобы быть преданным ћатери всем сердцем. Ќо это нелегко выполнить в совершенстве.

Ўри јуробиндо

 

¬: ћила€ ћать, что значит "психическое равновесие"?

 

ѕсихическое равновесие означает равновесие человека, которое наступает вследствие того, что психическое, управл€ющее действи€ми человека, становитс€ хоз€ином всех движений сознани€. ѕсихическое всегда находитс€ в состо€нии равновеси€. » если уж оно про€влено и руководит человеком, то неизбежно приносит с собой равновесие.

ћать

 

 

¬: “огда почему говоритс€, что "необходимо психическое равновесие"?

 

ƒа. Ёто значит, что нужна помощь психического равновеси€. Ќе психическое существо должно обрести равновесие, а надо оказатьс€ под вли€нием психического равновеси€. ѕсихическое всегда в равновесии. Ќо не всегда человек находитс€ под вли€нием психического, принос€щего с собой равновесие. –авновесие возникает, когда психическое начинает оказывать свое вли€ние.

ћать

 

 

≈сть множество причин, почему можно чувствовать временами особую живость, избыток сил и переполн€ющую теб€ радость... ¬ обычной повседневной жизни встречаютс€ люди, которые по складу своего характера, по своему устройству особым образом св€заны с гармонией ѕрироды: они как бы дышат с ней в едином ритме, и такие люди всегда обычно радостны, счастливы; дела у них спор€тс€, и они с легкостью преодолевают всевозможные трудности и неудачи Ч они действительно в гармонии с ритмом жизни и ѕрироды. » бывает, что в какие-то дни возникает св€зь с движением божественного —ознани€, с ћилостью, и тоща все окрашиваетс€ ѕрисутствием, и то, что вам обычно казалось скучным и неинтересным, становитс€ восхитительным, при€тным, привлекательным, поучительным Ч все живет и вибрирует, исполнено обещани€ и силы. ќткрыва€сь навстречу этому, чувствуешь себ€ сильнее, свободнее, счастливее, полным энергии, и все обретает свой смысл. ѕонимаешь, почему вещи именно таковы, становишьс€ созвучным всеобщему ритму.

Ѕывают и другие моменты, когда по какой-то причине теб€ как будто бы окутывает туманом, как бы замуровывает в подземелье и уже больше ничего не чувствуешь, весь мир становитс€ серым, потер€вшим свой особый аромат, интерес, ценность; и бродишь как бесчувственный чурбан.

» вот если сумеешь сознательно соединитьс€ со своим психическим существом, то будешь всегда пребывать в восприимчивом состо€нии, в состо€нии внутренней радости, полным энергии, способным развиватьс€ и осознавать божественное ѕрисутствие.  огда же ты соединен с Ќим, то обнаруживаешь ≈го повсюду, во всем, и все обретает свой насто€щий смысл.

ќт чего это зависит?.. ќт внутреннего ритма. ¬озможно, от милости. », во вс€ком случае, от способности воспринимать запредельное.

ћать

 

 

¬ самом деле, мир и радостную безм€тежность приносит про€вление психического в человеке. » тогда страдание будет указывать на какую-то нашу слабость, слабость, требующую от нас большего духовного усили€.

»стинное счастье не зависит от внешних условий жизни. “олько когда мы открываем психическое существо и соедин€емс€ с ним, можно стать по-насто€щему счастливым человеком.

ћать

 

 

я считаю, что чем более развито у человека психическое существо, тем больше ему обеспечено трудностей. Ќо зато у него по€вл€етс€ способность встретитьс€ с ними лицом к лицу. » чем больше преобладает психическое, тем больше человек оказываетс€ з противоречии с современным миром. ј когда возникают противоречи€, по€вл€ютс€ и трудности. » € заметила, что чаще всего много трудностей в жизни возникает именно у тех, кто установил близкие отношений со своим психическим существом. » говор€ о внешних услови€х Ч € не имею в виду характер, это совсем другое, Ч можно сказать, что больше всего выпадает боротьс€ и тем самым страдать тем, у кого психическое существо очень хорошо развито.

–азвитие психического существа приносит прежде всего два вида последствий. ѕо мере роста психического существа растет и чувствительность. ј с ростом чувствительности возрастает способность страдать. Ќо его развитие привод€т еще и к тому, что у вас по€вл€етс€ способность относитьс€ к внешним услови€м совсем иначе, чем прежде, с чувством внутренней свободы, котора€ позвол€ет тебе отстранитьс€ от внешних условий и не получать привычного удара извне. ¬ы можете прин€ть трудность или что-либо извне спокойно, мирно, име€ необходимое внутреннее понимание, не будучи обескураженным. » тогда вы, с одной стороны, становитесь более чувствительным, а с другой, у вас есть больша€ сила вынести эту чувствительность не расстраива€сь.

ћать

 

 

ѕо личным мотивам страдает не психическое существо, но ум и витальность человека, живущего в состо€нии неведени€. —традание возникает от того, что нет св€зи между внешним сознанием и психическим сознанием. —частлив тот, кто установил эту св€зь. ¬о им€ такого соединени€ психическое существо трудитс€ упорно и решительно, но оно никогда не бывает недовольно и умеет терпеливо ожидать часа своего про€влени€.

ћать

 

 

ќснова самого психического существа это јнанда, оно Ч блаженна€ душа вселенной; но внешнее эмоциональное сердце подавлено противоречивой внешностью мира и страдает от одолевающих его импульсов гор€, страха, уныний, страсти, быстротечного и одностороннего удовольстви€.

Ўри јуробиндо

 

 

¬ вашей власти приумножать свои способности, расшир€ть к усиливать их; вы можете неожиданно про€вить, то; о чем и не подозревали...  огда обнаруживаешь скрытое внутри психическою существо, то могут вдруг возникнуть и про€витьс€ такие свойства, о которых прежде и не подозревал, которые не были свойственны вашей природе. я уже много раз приводила вам подобные примеры.

я была знакома с одной девочкой, котора€ родилась в самых обычных услови€х и была не очень образованной. ќна довольно посредственно писала по-французски, имела слабое воображение и у нее совершенно отсутствовал литературный талант: казалось, что у нее вообще отсутствуют какие бы то ни было способности. “ак вот, когда она осознавала св€зь со своим психическим существом и до тех пор, пока эта св€зь не прерывалась, она писала восхитительные вещи.  огда она возвращалась из этого состо€ни€, ей было не под силу св€зать двух слов! » € видела то, что она писала в обоих случа€х.

¬ каждом из нас живет гений Ч мы даже не подозреваем об этом. Ќам нужно пон€ть, как помочь ему про€витьс€ вовне; он там, внутри, и просит только об одном Ч дать ему возможность про€витьс€; мы должны открыть ему дверь.

ћать

 

 

ћен€ также спрашивали, €вл€етс€ ли психическое существо или психическое сознание тем посредником, через которого мы получаем вдохновение свыше.

¬ общем, да. —амое первое общение с высшими сферами возникает посредством психического.  онечно, пока не произойдет внутреннего психического раскрыти€, такое вдохновение получить довольно трудно. ¬ исключительных случа€х и по милости свыше это возможно, но насто€ща€ св€зь устанавливаетс€ через психическое; так как именно психическое сознание, вне вс€кого сомнени€, €вл€етс€ посредником, необычайно близким божественной »стине.

ѕозже, когда выходишь из ментального сознани€ в высшее, по сравнению с умом, сознание и поднимаешьс€ даже над высшим разумом, когда открываешьс€ сферам ¬ысочайшего разума и через ¬ысочайший разум вступаешь в —упраментальное сознание, получаешь вдохновение непосредственно оттуда. », естественно, от этого они начинают возникать все чаще и чаще, станов€тс€ все более разнообразными и все более полными. ј затем наступает врем€, когда вдохновение достижимо уже по желанию, что предполагает, конечно, глубокое внутреннее развитие.

ћать

 

 

 аждый из вас может соприкоснутьс€ со своим психическим существом Ч оно вполне дос€гаемо. ѕсихическое существо как раз и служит дл€ того, чтобы установить св€зь с божественными силами. » если вы в контакте со своим психическим существом, то начинаете ощущать божественную Ћюбовь, получаете о ней представление.  ак € уже сказала, мало просто твердить каждое утро: "ќх! ћне бы так хотелось прикоснутьс€ к божественной Ћюбви!" Ч этого недостаточно. ≈сли вам удастс€ развить непрерывное усилие, приобрести глубокую сосредоточенность и полностью от себ€ отрешитьс€, вы сумеете соприкоснутьс€ со своим психическим существом и вам не нужно будет больше мечтательно повтор€ть: "ќх! ћне бы так хотелось прикоснутьс€ к божественной Ћюбви", Ч вы достигнете такого состо€ни€, когда все, что бы вам ни встретилось, будет этой божественной Ћюбовью, ею одной. » все же это только покров Ч хот€ он и из прекрасной ткани.

ћать

 

¬: “о есть не нужно помимо психического существа искать еще и божественную Ћюбовь?

 

Ќет, отыщите психическое существо и вы поймете, что такое божественна€ Ћюбовь. Ќе пытайтесь непосредственно коснутьс€ божественной Ћюбви, так как вами снова будет двигать витальное желание; вы, возможно, не будете осознавать его, но оно будет все еще присутствовать.

¬ам придетс€ приложить усилие, чтобы соприкоснутьс€ со своим психическим существом, войти в психическое сознание и стать сознательным и свободным, тогда вы легко и спонтанно поймете, что такое божественна€ Ћюбовь.

ћать

 

 

¬ физическом мире Ѕожественное про€вл€етс€ как красота, в ментальном мире как знание, в витальном Ч как сила, а в психическом Ч как любовь.

ѕоднима€сь достаточно высоко, мы понимаем, что все четыре качества соединены вместе, представл€ют собой единое сознание, полное любви, света, мощи, красоты, видим, как они наполн€ют собой все вокруг и пронизывают все.

» только в интересах космической игры это сознание раздел€етс€ на несколько лучей, на несколько про€вленных качеств.

ћать

 

„ем глубже чувство, тем более интенсивна бхакти, тем больше сила осознани€ и преобразовани€. „аще всего именно глубокое чувство пробуждает психическое существо и открывает внутри двери Ѕожественному.

Ўри јуробиндо

 

 

„увство помогает в йоге. Ќо желание, рождаемое чувством, очень легко приводит к путанице и само становитс€ преп€тствием.

ќбратите ваши чувства к Ѕожественному; старайтесь их очистить, тогда они будут помогать, а не причин€ть страдани€.

Ќе подавл€ть чувства, но обратить их к Ѕожественному Ч вот правильный подход в данной йоге.

Ќо чувство должно быть чистым, иметь в своей основе духовный мир и радость и быть готовым превратитьс€ в јнанду. ”равновешенность и спокойствие ума и витальности могут вполне сосуществовать с сердечным чувством, возникающим от соединени€ с психическим.

ѕусть ваша устремленность зажжет в сердце психический огонь, восход€щий пр€мо к Ѕогу Ч это единственный путь освободить природу чувств, дать ей достойное завершение.

Ўри јуробиндо

 

 

—бивают вас с толку обычные витальные чувства, расточающие энергию, нарушающие сосредоточенность и мир. ¬ самих чувствах нет ничего плохого; они Ч неотъемлема€ часть природы, а психическое чувство Ч это одно из самых мощных средств садханы. ѕсихическое чувство, рождающее слезы от любви к Ѕогу или слезы Ѕлаженства-јнанда, подавл€ть не следует: расстраивает садхану только примесь витального.

Ўри јуробиндо

 

 

Ёмоциональна€ преданность более поверхностна, чем психическа€ Ч она более склонна к внешнему выражению. ѕсихическое же скрыто внутри и дает направление как внутренней, так и внешней жизни. Ёмоциональна€ преданность может быть очень сильной, но у нее нет ни достаточно прочной основы, ни нужных сил, чтобы изменить направление всей жизни.

Ўри јуробиндо

 

 

—колько раз мы уже повтор€ли: рожденное умом всегда относительно. „ем больше ум образован и св€зан с разными предметами, тем легче он может доказать свои утверждени€ и то, что он говорит правду. ћожно доказать истинность любого утверждени€, которое от этого не становитс€ более истинным. ќно остаетс€ мнением, предубеждением, знанием, основанным на внешних признаках, которые сами не менее сомнительны.

“ак что, по-видимому, нет иного пути, кроме как идти внутрь себ€, искать душу и найти ее. ќна там, внутри, и она не станет пр€татьс€ и разыгрывать вас, чтобы создать дополнительные трудности; напротив, она изо всех сил стараетс€ помочь вам обнаружить ее, услышать. Ќо между душой и бодрствующим сознанием сто€т две фигуры, которые очень люб€т шуметь: ум и витальность. » оттого, что они производ€т много шума, в то врем€ как душа отсутствует или, точнее, делает то немногое, на что она способна, их шум мешает вам услышать ее голос.

 огда же вы готовы узнать то, что ведомо душе, требуетс€ определенное внутреннее усилие, особа€ внимательность; за внешним шумом ума и витальности вы можете распознать что-то едва уловимое, очень тихое, очень спокойное, то, что знает и говорит об этом. Ќо настойчивость этих двух фигур настолько нав€зчива, а то неуловимое настолько незаметно, что вы невольно начинаете прислушиватьс€ к тому, что громче всего звучит; и только гораздо позже начинаете осознавать правоту того другого. ќно не нав€зывает себ€, не заставл€ет вас к себе прислушиватьс€, так как ему не свойственна неистовость про€влени€.

 огда вы колеблетесь, когда не знаете, как поступить в том или ином случае, тогда вмешиваетс€ желание, предпочтение ума, витальности, которое давит, настаивает, утверждает и накладываетс€ и из самых лучших побуждений заслон€ет собой весь проем. » если вы потер€ли бдительность, если вы не держите себ€ в строгой дисциплине, если не способны к самоконтролю, то уму и витальности удаетс€ в конечном счете убедить вас в своей правоте. » как € уже только что говорила, они производ€т столько шума, что вы даже и не слышите тихий голос души или тихое указание, говор€щее вам: "Ќе делай этого".

“акое вот, "Ќе делай этого" происходит очень часто, но вы не обращаете на него никакого внимани€, счита€ его чем-то незначительным, и продолжаете следовать колебани€м собственной судьбы. Ќо если вы действительно желаете обнаружить истину и жить ею, тогда вы учитесь прислушиватьс€ к ней и постепенно различать, вы учитесь ей повиноватьс€, даже если она требует от вас каких-то усилий, даже если приносит боль. ≈диножды последовав за ней, получаешь мощную поддержку, совершаешь важный шаг в своем развитии, понима€, чем душа отличаетс€ от всего остального. „увству€ это различие и облада€ необходимой искренностью, можно быть уверенным в том, что достигнешь цели.

Ќе стоит торопитьс€, нужно быть терпеливым, настойчивым. ћы дес€ть раз ошибаемс€ дл€ того, чтобы один раз сделать правильно. ќшиба€сь, не впадайте в отча€ние, но скажите себе, что ћилость никогда вас не оставит и что в следующий раз будет лучше.

“аким образом, дл€ того чтобы понимать суть вещей, нужно прежде всего соединитьс€ с душой, а чтобы соединитьс€ с душой, вам нужны упорство и настойчивость.

„ем более сосредоточен на своей цели, тем короче к ней путь.

ћать

 

 

¬: ћила€ ћать, можно ли с помощью ума распознать душу в другом человеке?

 

Ёти вещи не так уж сильно разделены, разобщены друг от друга, как может показатьс€; без долгой тренировки и дисциплины, без неутомимого исследовани€ довольно трудно видеть €сно к отчетливо разные части, своего существа. ƒуша и ум, а также витальность и физическое сознание не наход€тс€ в соседних отсеках. ƒуша проникает в ум. ” некоторых она проникает глубоко, ощутимо. —ледовательно, часть ума, обладающа€ какой-то тонкой св€зью с психических существом, способна чувствовать присутствие души в других.

“от, кто способен в какой-то мере проникать в сознание других и непосредственно видеть или чувствовать их мысли, их активность, их ум, тот, кто может войти в ментальную атмосферу другого человека и все пон€ть без слов, легко увидит; у кого душа активна, а у кого она спит. јктивность души придает активности ума особую окраску Ч ум становитс€ более €сным, более пон€тливым, более светлым Ч и это можно видеть. Ќапример, посмотрев кому-то в глаза, вы отчетливо понимаете, бодрствует у этого человека душа или спит. ѕочувствовать, сказать это могут многие Ч € имею в виду "многие" из тех, кто развит духовно. ≈стественно, точно знать, насколько сильно душа пробуждена и активна, в какой степени она руководит человеком, это уже мастерство Ч нужно самому иметь психическое сознание, так как только оно может оценивать наверн€ка. » все же вполне возможно овладеть той внутренней вибрацией, котора€ позволит тебе сказать: "ќ, у него есть душа".

 роме того, люди чаще всего Ч пока они не пробудились к знанию Ч "душой" называют витальную активность. ≈сли человек обладает сильной, действенной, упорной витальностью, котора€ руководит активност€ми тела, достаточно энергична в отношении людей, предметов и событий, если этот человек еще и разбираетс€ в искусствах и неравнодушен ко вс€кому про€влению красоты, о нем мы обычно говорим: "ќ, у него жива€ душа". Ќо это не душа, а именно витальность Ч она преобладает и контролирует активности тела. Ёто то, что прежде всего отличает человека, который уже начал развиватьс€, от человека, все еще пребывающего в оцепенелом, тамасичном (tamos) состо€нии поглощенном чисто материальными потребност€ми. Ёто приносит, прежде всего во внешнее про€вление, а потом и в саму де€тельность человека, определенную, достаточно интенсивную вибрацию, котора€ создает впечатление, что у этого человека жива€ душа; но это не душа, это витальность; она начала развиватьс€ и приобрела какие-то свойства, она стала сильнее физической инертности и наделила жизнь и действие интенсивной вибрацией, которой нет у тех, у кого не развито витальное существо. ¬итальную активность довольно часто принимают за активность души... „еловеческому сознанию витальна€ вибраци€ гораздо ближе, нежели вибраци€ души.

ƒл€ того чтобы почувствовать чью-то душу, необходима, как правило, особа€ тишина ума Ч ум должен быть очень спокойным, иначе будешь воспринимать его вибрации, а не вибрации души.

» тогда вы смотрите на того, кто осознает свою душу, кто живет ею, и, если вы смотрите внимательно, у вас возникает впечатление, что вы погружаетесь, идете глубоко, глубоко внутрь человека, далеко, далеко внутрь; чаще всего гл€д€ кому-то в глаза, вы касаетесь поверхности, котора€ вибрирует и откликаетс€ на ваш взгл€д, но у вас не возникает чувства, что вы погружаетесь вниз, вниз, что погружаетесь вглубь, в какое-то отверстие и очень, очень далеко внутри вы получаете... легкий, едва уловимый ответ. ¬ противном случае, когда вы входите... Ч есть глаза, в которые невозможно войти, они закрыты, как двери на запоре; но бывают глаза открытые Ч вы входите и сразу же обнаруживаете что-то пульсирующее, нечто вспыхивающее врем€ от времени. Ёто сбивает с толку, вы восклицаете: "ќ! ” него жива€ душа", Ч но это не душа, это витальность.

„тобы обнаружить душу. нужно идти вот так (жест проникновени€ внутрь), отступить от поверхности, уйти глубоко внутрь и идти, идти все глубже и. глубже,. в очень глубокое внутреннее пространство, спокойное и неподвижное Ч там есть особое тепло, особый покой, некое вещество Ч очень спокойное, изобильное и сладостное Ч это и есть душа.

» если вы настойчивы и сознательны, тогда наступает особа€ полнота, принос€ща€ чувство завершенности, она наполн€ет собой невыразимые глубины, и кажетс€, что стоит только в них погрузитьс€, как откроетс€ множество секретов... Ч как неподвижна€ водна€ гладь, в которой отражаетс€ вечность. » врем€ тогда уже не властно над вами.

„увствуешь, что всегда был и пребудешь вовеки.

“акое случаетс€, когда коснулс€ самой души.

» если контакт был достаточно сознательный и полный, он освобождает теб€ от оков внешней формы, больше не чувствуешь, что тво€ жизнь зависит от тела. ѕоскольку обычно человек чувствует себ€ прив€занным к внешней форме и когда думает о "себе", представл€ет прежде всего тело. Ёто обычное представление. –еальность личности св€зываетс€ с реальностью тела. » только когда вы приложили достаточные усили€ дл€ внутреннего развити€ и попытались открыть в себе "нечто" более надежное, тогда начинаете чувствовать, что это самое "нечто" остаетс€ всегда сознательным, во. вс€ком возрасте, при любых услови€х, и это и есть "€". Ќо тогда нужно изучать то, что глубже. ¬ противном случае все наши: "я собираюсь сделать это", "ћне нужно то", Ч всегда св€заны с телом, с каким-то незначительным желанием, это всего лишь смесь ощущений, кака€-то путаница сентиментальных движений, чехарда мыслей, которые создают неразбериху и оживл€ютс€ вс€кими импульсами, привлекательностью, желанием, какой-то волей; и все это моментально превращаетс€ в "€" Ч но не в точности становитс€ этим "€" (так как никто не считает себ€ независимым от головы, от туловища, от рук и ног, от всего, что движетс€) Ч а оказываетс€ тесно св€занным с ним.

» лишь много размышл€€, много наблюда€, много изуча€ и исследу€, начинаешь постигать, что более менее независим от всего этого и что производить движение может внутренн€€ вол€, действу€ или прекраща€ действовать. “огда перестаешь быть полностью отождествленным с движением, с действием, с сознанием Ч с чем-то текущим. Ќо чтобы увидеть это, нужно много наблюдать.

» тогда вы должны исследовать еще более спокойно, чтобы увидеть, что там есть, помимо всего прочего, еще и действующа€ сознательна€ вол€, и что ее приводит в движение "что-то иное", то, что наблюдает, оценивает, решает и стараетс€ действовать, основыва€сь на знании Ч это происходит гораздо позднее. » учась различать это "что-то иное", начинаешь видеть, что оно имеет силу приводить в движение ту вторую особенность, некую волю. » начинаешь видеть не только это, но и то, что она оказывает самое непосредственное и очень важное воздействие на реакции, чувства, ощущени€ и может в конечном счете контролировать все движени€ человека Ч это часть, котора€ видит, наблюдает, оценивает и решает.

Ёто начало контрол€.

≈сли ты осознаешь это, значит, ухватил нить, и когда говоришь о контроле, можешь знать "ј! ƒа, это то, что имеет силу контролировать". » так учишьс€ следить за собой.

ћать

 

 

 огда человечество только еще формировалось, эго было объедин€ющим элементом. »менно вокруг эго группировались остальные части человеческого существа; но теперь, когда готовитс€ рождение сверхчеловечества, эго должно исчезнуть и уступить место психическому существу, которое медленно формируетс€ при божественном участии дл€ того, чтобы в человеке про€вилось Ѕожественное.

»менно через психическое вли€ние про€вл€етс€ в человеке Ѕожественное и тем самым готовит рождение сверхчеловечества. ѕсихическое бессмертно, и благодар€ психическому Ч бессмертие может про€витьс€ на земле.

» потому так важно обнаружить теперь свое психическое, соединитьс€ с ним и позволить ему заменить собою эго, которое вынуждено будет либо преобразитьс€, либо исчезнуть.

ћать

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 883 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

2214 - | 1939 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.241 с.