Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 2.  огда мы начинаем испытывать эмоции? Ѕольшую часть времени наши эмоции служат нам вполне успешно, мобилизу€ нас заниматьс€ тем, что €вл€етс€ важным в нашей жизни




 

Ѕольшую часть времени наши эмоции служат нам вполне успешно, мобилизу€ нас заниматьс€ тем, что €вл€етс€ важным в нашей жизни, и доставл€€ нам самые разные виды удовольстви€. Ќо иногда наши эмоции могут создавать нам проблемы.

Ёто случаетс€ тогда, когда наши эмоциональные реакции станов€тс€ неадекватными ситуации одним из трех следующих способов. ¬оЦпервых, мы можем испытывать и показывать правильную эмоцию, но с неправильной интенсивностью (например, наше беспокойство было оправданно, но мы про€вили чрезмерный испуг). ¬оЦвторых, мы можем испытывать правильную эмоцию, но про€вл€ть ее ненадлежащим образом (например, наш гнев был оправдан, но молчалива€ форма его про€влени€ была контрпродуктивной). ¬ главе 4 описываютс€ способы, которыми мы можем изменить эти две неподход€щие эмоциональные реакции, с неправильно выбранной интенсивностью или с неправильно выбранным способом выражени€ эмоции. ¬ этой главе и в главе 3 € рассматриваю третий тип неподход€щей эмоциональной реакции Ц который труднее изменить и который оказываетс€ даже хуже, чем первые два. ќн про€вл€етс€ не в том, что наша реакци€ оказываетс€ чересчур сильной или выражаетс€ в неправильной форме, а в том, что мы вообще испытываем не ту эмоцию, которую должны были бы испытывать. ѕроблема состоит не в том, что мы были слишком испуганы или про€вили свой страх ненадлежащим образом, а в том, что мы, как вы€сн€етс€ позднее, вообще не должны были испытывать страх.

ѕочему возникла неподход€ща€ эмоциональна€ реакци€? ћожно ли полностью разрушить триггер (т. е. Ђспусковой механизмї) эмоции так, чтобы, например, когда к вашему телефонному разговору подключаетс€ другой абонент, вы не испытывали гнева? ћожно ли изменить эмоциональную реакцию таким образом, чтобы в этом случае вы про€вили веселье или высокомерие? ≈сли мы не можем подавить или изменить нашу эмоциональную реакцию на триггер, то не можем ли мы по крайней мере ослабить ее силу, чтобы не реагировать на событие неподход€щим образом?

Ёти вопросы не возникли бы, если бы все мы одинаково реагировали на один и тот же стимул, если бы каждое событие в нашей жизни вызывало одинаковую реакцию у каждого. Ќо очевидно, что в жизни так не бывает: одни люди бо€тс€ высоты, а другие Ц нет; одни оплакивали смерть принцессы ƒианы как смерть самого близкого человека, а другие продемонстрировали по этому поводу полное безразличие. ќднако имеютс€ какиеЦто триггеры, которые привод€т в действие одну и ту же эмоцию у всех: например, автомобильна€ катастрофа, которой чудом удалось избежать, об€зательно вызывает кратковременный страх.  ак это происходит?  ак каждый из нас приобретает собственный уникальный набор триггеров эмоций и в то же врем€ имеет такие же реакции, как и все, на прочие триггеры? ѕочти каждый испытывает страх, когда у стула, на котором он сидит, внезапно подламываютс€ ножки, но одни люди бо€тс€ летать на самолетах, а другие нет. ћы имеем одинаковые триггеры точно так же, как имеем общие выражени€ дл€ каждой эмоции, но есть триггеры, специфичные не только дл€ данной культуры, но и дл€ какогоЦто отдельного индивида.  ак мы приобретаем триггеры эмоций, которых мы не хотели бы иметь? √лава 2 обращаетс€ ко всем этим вопросам. Ќам необходимо получить ответы прежде, чем мы обратимс€ к практическому вопросу из следующей главы о том, можем ли мы измен€ть то, что приводит в действие наши эмоции.

Ќайти ответы на эти вопросы нелегко, потому что мы не можем по своему усмотрению извлекать их из головы интересующего нас человека, как и не можем (о причинах этого € расскажу позднее) посто€нно находить ответы, просто спрашива€ людей о том, почему или когда они стали испытывать ту или иную эмоцию. —уществуют специальные методы стимулировани€ по€влени€ образов в мозгу, в частности метод функциональной магнитноЦрезонансной томографии (фћ–“), при использовании которого голова человека помещаетс€ внутри магнитной катушки и изображени€ генерируютс€ активными участками мозга с периодом в двеЦтри секунды.   сожалению, это слишком медленно дл€ изучени€ того, как начинаютс€ эмоции, потому что часто они возникают менее чем за одну секунду. » даже если фћ–“ имеет необходимое разрешение по времени, он не даст нам полезных подсказок, так как будет просто определ€ть, какие структуры мозга наход€тс€ в активном состо€нии, а не в чем выражаетс€ их активность.

’от€ в насто€щее врем€ еще нет достоверных научных данных, позвол€ющих дать окончательные ответы на все эти вопросы о том, как в нашем мозгу возникают триггеры эмоций и можем ли мы эти триггеры ликвидировать, и, возможно, дл€ ответа на эти вопросы потребуютс€ дес€тилети€, какиеЦто приблизительные выводы могут быть сделаны уже сейчас на основании тщательного исследовани€ того, как и когда люди ведут себ€ под воздействием эмоций. ’от€ предлагаемые мной ответы и €вл€ютс€ во многом интуитивными, все же они могут помочь нам лучше разбиратьс€ в наших собственных эмоци€х и эмоциональных реакци€х других людей.

ћы не приходим в эмоциональное возбуждение от всего подр€д и не находимс€ во власти эмоций посто€нно. Ёмоции возникают и исчезают. ћы испытываем эмоцию в какойЦто один момент и можем не испытывать никаких эмоций в другой. ќдни люди более эмоциональны, чем другие (см. заключительную главу), но даже у самых эмоциональных бывают периоды, когда они не испытывают никаких эмоций. Ќекоторые ученые утверждают, что какиеЦто эмоции присутствуют всегда, но они слишком слабы, чтобы быть дл€ нас заметными или вли€ть на то, что мы делаем. Ќо если эмоци€ настолько не€вна, что мы не можем ее заметить, то, как € полагаю, мы можем утверждать, что временами мы не испытываем никаких эмоций. (»ногда даже те, кто полагают, что мы всегда испытываем какуюЦто эмоцию, признают, что эта эмоци€ не всегда бывает одной и той же. ѕо этой причине они также сталкиваютс€ с необходимостью объ€сн€ть, почему мы испытываем одну эмоцию в один момент и другую в другой.)

— учетом того, что не кажда€ минута нашей жизни окрашена какойЦто эмоцией, без ответа остаетс€ следующий вопрос: почему мы начинаем испытывать эмоции? „аще всего эмоции возникают тогда, когда мы ощущаем, правильно или ошибочно, что происходит или вотЦвот должно произойти некое событие, способное позитивно или негативно повли€ть на наше благополучие. Ёто не единственный способ возникновени€ у нас эмоций, но он €вл€етс€ очень важным и, возможно, основным, и поэтому мы сосредоточим на нем особое внимание. (ѕозднее € опишу восемь других способов возникновени€ эмоций.) ¬ этом заключаетс€ проста€ основополагающа€ иде€: эмоции возникают дл€ того, чтобы подготовить нас к быстрым действи€м в услови€х событий, имеющих большое значение дл€ нашей жизни.

¬спомните ситуацию, когда вы вели машину и перед вами внезапно возникла друга€ машина, котора€, как вам казалось, должна была неминуемо столкнутьс€ с вашей. ¬аше внимание было зан€то интересной беседой с другом, сид€щим на сиденье дл€ пассажира, или прослушиванием радиопередачи. «а мгновение до того, как у вас по€витс€ врем€ подумать, прежде чем сознательна€ часть вашего я сможет оценить ситуацию, вы ощутите опасность и начнете испытывать страх.

¬озникающа€ эмоци€ охватывает вас в течение миллисекунд и направл€ет то, что вы делаете, говорите или думаете. Ѕезо вс€кого сознательного выбора вы поворачивает руль таким образом, чтобы избежать столкновени€, и жмете ногой на тормозную педаль. ¬ то же самое врем€ на вашем лице по€вл€етс€ выражение страха: брови приподнимаютс€ и свод€тс€ вместе, глаза широко раскрываютс€, а губы отт€гиваютс€ назад. ¬аше сердце начинает битьс€ быстрее, вы покрываетесь испариной, а кровь приливает к крупным мышцам ваших ног. ќтметьте, что у вас по€вилось бы это выражение лица, даже если бы в машине, кроме вас, никого не было; и точно так же ваше сердце забилось бы быстрее, даже если бы вы не испытали внезапно значительной физической нагрузки, требующей активизации кровообращени€. Ёти реакции возникают потому, что на прот€жении нашей эволюции другим люд€м было полезно знать, когда мы ощущаем опасность, и сходным образом им было полезно быть готовыми к бегству, когда они испытывали страх.

Ёмоции готов€т нас к важным событи€м без наших размышлений о том, что нам следует делать. ¬ы бы не смогли выжить в критической ситуации на дороге, если бы часть вашего я не наблюдала посто€нно за окружающей обстановкой с целью обнаружени€ сигналов опасности. ¬ы также не смогли бы выжить, если бы должны были сознательно размышл€ть о том, что вам следует делать, чтобы справитьс€ с опасностью, когда она станет очевидной. Ёмоции делают это, когда вы еще не знаете, что происходит, и обычно это идет вам на пользу, как в примере с потенциальной автокатастрофой.

ѕосле того как опасность миновала, вы поЦпрежнему будете испытывать страх. ѕотребуетс€ от 10 до 15 секунд дл€ того, чтобы ваше ощущение страха прошло, и у вас будет мало возможностей сделать этот период короче. Ёмоции вызывают изменени€ в разных отделах нашего мозга, мобилизующие нас к действи€м в отношении того, что вызвало нашу эмоцию, а также изменени€ в нашей вегетативной нервной системе, регулирующей сердечный ритм, частоту дыхани€, интенсивность потоотделени€ и многие другие физиологические изменени€, и, таким образом, готов€т нас к различным действи€м. Ёмоции также посылают сигналы, вызывающие изменени€ выражений лица, тона голоса и положени€ тела. ћы не выбираем эти изменени€ сознательно, они просто происход€т сами собой.

 огда наша эмоци€ оказываетс€ сильной и возникает очень быстро, как в примере с машиной, воспоминание об этом эпизоде после его завершени€ будет не очень точным. ¬ы не можете знать, что делал ваш мозг, какие процессы происходили в нем при распознавании опасности, созданной другой машиной. ¬ы знаете, что повернули руль и нажали на тормоз, но, веро€тно, вы не знаете, какое выражение по€вилось на вашем лице. ¬ы испытали какиеЦто ощущени€ в своем теле, но вам трудно подобрать слова дл€ их точного описани€. ≈сли бы мы захотели узнать, как вам удалось почувствовать опасность в то врем€, как вы вели беседу или слушали радио, то вы не смогли бы рассказать нам об этом. ¬ы были не в состо€нии наблюдать или направл€ть процессы, которые спасли вам жизнь. Ёта удивительна€ особенность наших эмоций Ц способность инициировать наши действи€ без нашей осведомленности о возникающих процессах Ц может также работать и против нас, вызыва€ ненадлежащие эмоциональные реакции. ¬ дальнейшем мы поговорим об этом подробнее.

≈сли бы процесс был более медленным, то мы могли бы знать о том, что происходило в нашем мозгу; другими словами, мы бы могли знать ответы на вопросы, поставленные в этой главе. Ќо мы не выжили бы в том дорожном инциденте, так как не смогли бы действовать достаточно быстро. ¬ тот начальный момент решение или оценка, порождающие эмоцию, возникают чрезвычайно быстро и не контролируютс€ нашим сознанием. ћы должны иметь механизмы автоматической оценки, непрерывно сканирующие окружающую обстановку и определ€ющие, когда происходит чтоЦто важное дл€ нашего благополучи€ или нашего выживани€.

 огда мы научимс€ реально отслеживать операцию автоматической оценки, осуществл€емую нашим мозгом, то € ожидаю, что мы сможем обнаружить несколько механизмов такой оценки, а не какойЦто один; по этой причине € буду использовать множественную форму этого слова и говорить о механизмах автоматической оценки, которые дл€ краткости буду называть автооценивател€ми. [23]

ѕочти все, кто занимаютс€ эмоци€ми в наши дни, соглашаютс€ с тем, что € утверждал и прежде: воЦпервых, что эмоции представл€ют собой реакции на факторы, которые кажутс€ очень важными дл€ нашего благополучи€; и воЦвторых, что эмоции часто возникают настолько быстро, что мы не осознаем процессы в нашей психике, которые их стимулируют.[24] –езультаты исследований мозга хорошо согласуютс€ с моими предыдущими предположени€ми. ћы можем делать сложные оценки очень быстро, в течение нескольких миллисекунд, не отдава€ себе отчета о самом оценочном процессе.

“еперь мы можем перефразировать первую группу вопросов о том, каким образом триггеры эмоций могут быть и универсальными, и специфичными дл€ данного индивида.   чему оказываютс€ восприимчивы автооцениватели и как они стали чувствительны к этим триггерам?  ак возникают триггеры эмоций? ќтветы на эти вопросы позвол€т нам узнать, почему у нас возникают эмоции. Ёто поможет нам ответить на вопрос о том, почему мы иногда испытываем эмоции, которые кажутс€ совершенно неподход€щими дл€ нас, хот€ в другие моменты наши эмоции прекрасно соответствуют тому, что происходит вокруг нас, и могут даже спасти нам жизнь.

ќтветы также укажут нам, возможно ли изменить то, что вызывает эмоции. Ќапример, есть ли чтоЦто такое, что мы могли бы сделать, чтобы больше не испытывать страх, когда самолет проваливаетс€ в воздушную €му? (Ћетчики рассказывали мне, что они добиваютс€ такого результата, потому что они почти всегда получают предупреждение от датчиков самолета о приближении области с неблагопри€тными атмосферными услови€ми. Ќо если бы они не получали такого предупреждени€, то испытывали бы они страх или нет? я не смог добитьс€ четкого ответа на этот вопрос ни от одного из пилотов, но остальные члены экипажа отвечали на это вопрос утвердительно: они действительно испытывали кратковременный страх.) „то нам понадобитс€ делать, чтобы мы больше не испытывали побуждени€ отвечать, к примеру, гневом на гнев? явл€етс€ ли така€ цель недостижимой? ¬озможно, все, что мы в состо€нии сделать, это изменить чувствительность автооценивателей к некоторым триггерам. Ќо, возможно, даже это будет дл€ нас недостижимо. Ќам еще придетс€ столкнутьс€ с этой проблемой.

ћы можем сделать определенные заключени€ о чувствительности наших автооценивателей к различным событи€м путем исследовани€ того, когда возникают эмоции. Ѕольша€ часть известной нам информации получена не посредством наблюдени€ за тем, когда люди испытывают ту или иную эмоцию. Ќапротив, она получена из их ответов на вопросы анкеты о том, когда, как им помнитс€, они испытывали ту или иную эмоцию. ¬ своей известной книге философ ѕитер √олди назвал этот тип информации пострационализирующей.[25] Ёто было сделано не дл€ того, чтобы признать такую информацию бесполезной. ќтветы, получаемые от людей на эти вопросы, Ц подобные объ€снени€м, которые мы даем сами себе после вызвавшего у нас эмоцию эпизода, чтобы пон€ть, почему мы делали то, что делали, Ц могут быть неполными и, возможно, стереотипными, потому что они проход€т через фильтры, пропускающие то, что люди знают и помн€т. ѕри использовании таких опросников возникает проблема, св€занна€ с тем, что человек действительно готов рассказать другим люд€м. Ќо все же эти ответы способны нас коеЦчему научить.

¬ 1970Цх гг. мой бывший студент, психолог ƒжерри ¬аучер, задавал такие вопросы жител€м ћалайзии и —Ўј.[26] Ќесколько лет спуст€ мой коллега, психолог  лаус Ўерер, и его сотрудники[27] провели подобное обследование среди студентов из восьми западных культур. ќба исследовател€ обнаружили доказательства универсальности выражений: сообщалось, что одни и те же типы триггеров вызывали у представителей разных культур одинаковые эмоции. ѕри этом оба они получили также доказательства наличии межкультурных различий в конкретных событи€х, вызывавших те или иные эмоции. Ќапример, в каждой культуре потер€ чегоЦто важного служила триггером печали, но то, что воспринималось как потер€, измен€лось от культуры к культуре.

ќдин из малазийцев, обследованных ¬аучером, рассказал историю о человеке, который услышал призыв к молитве по случаю важного религиозного праздника мусульман. ЂЁто заставило его испытать печаль, когда он подумал о своей жене и дет€х, которые отмечали праздник в его родной деревне. —ейчас он находитс€ в джунгл€х, где сражаетс€ за свободу своей страны. ќн служит солдатом и не имеет возможности отмечать религиозный праздник дома вместе со своей женой и детьмиї. ќбследованный Ўерером европеец рассказал: Ђя думал о чемЦто, что вызвало у мен€ воспоминание о моем школьном друге, погибшем в автокатастрофе. ќн был талантливым ученым и замечательным человеком. ≈го жизнь оборвалась так нелепої. “ема потери присутствовала в обеих истори€х, но эти потери были такими разными.

–езультаты моих исследований в нашей культуре позволили вы€вить множество различий у американцев в отношении того, что вызывает у них печаль, гнев, страх, отвращение и т. п. Ќельз€ сказать, что эти причины всегда были разными.  акиеЦто событи€ почти наверн€ка заставл€ли всех испытывать одну и ту же эмоцию: например, подозрительного вида человек с бейсбольной битой, неожиданно по€вл€ющийс€ из темного переулка, почти всегда вызывает страх. Ќо мо€ жена боитс€ мышей, а € не боюсь их вовсе. ћен€ раздражает медленное обслуживание в ресторане, а она его просто не замечает. “аким образом, перед нами снова встает вопрос: как автооцениватели станов€тс€ чувствительными к универсальным триггерам эмоций, которые присутствуют в каждом из нас, и к тем триггерам, которые привод€т в действие разные эмоции даже у индивидов, принадлежащих к одной культуре?

ѕри размышлении над этим вопросом становитс€ €сно, что автооцениватели должны внимательно наблюдать за двум€ типами триггеров. ќни должны вы€вл€ть событи€, с которыми сталкиваетс€ каждый, которые имеют важное значение дл€ благополучи€ или выживани€ всех людей. ƒл€ каждой эмоции, поЦвидимому, существует несколько таких событий, которые откладываютс€ в мозгу каждого человека. Ёто может быть обща€ схема, абстрактный план или алгоритм сцены, такой как угроза причинени€ вреда дл€ эмоции страха или т€жела€ потер€ дл€ печали. ƒруга€ равноверо€тна€ возможность заключаетс€ в том, что хранимое в пам€ти €вл€етс€ вовсе не абстрактным, а вполне конкретным событием: например, дл€ страха это может быть внезапное лишение поддержки или стремительное приближение чегоЦто такого, что способно причинить нам вред. ƒл€ печали универсальным триггером может быть потер€ человека, к которому мы сильно прив€заны. ќднако отсутствие строгого научного обосновани€ выбора между этими двум€ возможност€ми не вли€ет на то, как мы регулируем нашу эмоциональную жизнь.

¬ течение нашей жизни мы сталкиваемс€ со многими специфическими событи€ми, которые мы учимс€ интерпретировать таким образом, чтобы они вызывали у нас страх, гнев, отвращение, печаль, удивление или удовольствие; эти событи€ добавл€ютс€ к универсальным событи€м из нашего эволюционного прошлого, расшир€€ перечень того, на что реагируют автооцениватели. Ёти запомненные событи€ могут близко или отдаленно напоминать первоначально накопленные событи€. ќни служат уточнени€ми или дополнени€ми к универсальным прошлым событи€м. ќни не бывают одинаковыми у всех людей и варьируютс€ в зависимости от личного опыта каждого.  огда € обследовал представителей культуры каменного века в Ќовой √винее в конце 1960Цх гг., то обнаружил, что они бо€лись нападени€ дикой свиньи. ¬ урбанизированной јмерике люди больше бо€тс€ нападени€ грабителей, но оба случа€ отражают угрозу причинени€ вреда.[28]

¬ нашей более ранней книге[29] мы с моим соавтором ”олли ‘ризеном описали сцены, которые, как мы полагали, были универсальными дл€ семи эмоций. ѕозднее психолог –ичард Ћазарус выдвинул похожее предположение.[30] ќн использовал пон€тие стержневых родственных тем дл€ отражени€ своего представлени€ о том, что эмоции имеют отношение главным образом к нашим взаимоотношени€м с другими людьми, с чем € во многом согласен (хот€ такие происход€щие независимо от людей событи€, как закат солнца или землетр€сение, также вызывают эмоции). —лово Ђтемаї €вл€етс€ очень удачным, так как оно позвол€ет говорить об универсальных темах и их вариаци€х, возникающих в процессе приобретени€ индивидуального опыта каждым человеком.

 огда мы сталкиваемс€ с какойЦто темой, например темой ощущений, которые мы испытываем, когда под нами неожиданно ломаетс€ стул, то она вызывает эмоцию практически без оценки ситуации. јвтооценивател€м может потребоватьс€ чуть больше времени, чтобы оценить любую из вариаций этой темы, с которой мы познакомились в процессе взрослени€. „ем дальше отстоит вариаци€ от темы, тем больше может пройти времени, прежде чем мы поймем, где происходит рефлективна€ оценка. [31] ¬ случае рефлективной оценки мы осознанно воспринимаем наши процессы оценки, т. е. мы обдумываем и анализируем то, что происходит. ƒопустим, ктоЦто услышал, что в его организации ожидаетс€ сокращение кадров. ќн начинает думать о возможности своего увольнени€ и, размышл€€ об этой потенциальной угрозе, может почувствовать страх. ќн не может позволить себе потер€ть эту работу, ведь она €вл€етс€ дл€ него единственным источником дохода. Ёто событие имеет отношение к теме потери поддержки Ц так как € полагаю, что это одна из тем дл€ страха, но оно настолько далеко от этой темы, что процесс оценки оказываетс€ не автоматическим, а рефлективным. ¬ этом процессе принимает участие сознание этого человека.

¬полне пон€тно, как приобретаютс€ идиосинкразические вариации, т. е. собственные триггеры эмоций каждого индивида. ќни €вл€ютс€ усвоенными и отражают получаемый нами опыт (встреча с дикой свиньей или с грабителем). Ќо как приобретаютс€ универсальные темы?  ак они накапливаютс€ в нашем мозгу таким образом, что к ним станов€тс€ чувствительными наши автооцениватели? явл€ютс€ ли они также усвоенными? »ли же они €вл€ютс€ врожденными и представл€ют собой продукт нашей эволюции? «десь неплохо было бы вз€ть паузу и задуматьс€, потому что ответ на этот вопрос Ц как усваиваютс€ универсальные темы? Ц имеет не€вные последстви€ дл€ того, насколько легко они могут видоизмен€тьс€ или уничтожатьс€.   сожалению, у нас нет данных о том, как усваиваютс€ универсальные темы. я представлю вам два мнени€ на этот счет и объ€сню, почему, на мой взгл€д, только одно из них €вл€етс€ верным.

ѕервое объ€снение заключаетс€ в том, что усваиваютс€ не только вариации; усваиваютс€ также и темы дл€ каждой эмоции. “ак как одни и те же темы, как это вы€снили ученые, возникают во многих разных культурах, то они должны основыватьс€ на опыте, который переживает каждый или почти каждый в течение так называемого научени€, посто€нного дл€ человеческого рода.

¬озьмем в качестве примера гнев. ¬се мы раздражаемс€, когда ктоЦто мешает нам сделать то, что мы очень хотим сделать или уже начали делать. ќдновременно мы узнаем, что, приближа€сь к источнику помехи или угрожа€ напасть на него, мы можем добитьс€ его устранени€. ¬се, что предполагает такое объ€снение того, что наследуетс€ человеком генетически, Ц это желание достижени€ цели, умение угрожать или нападать и способность учитьс€ на примере успешного устранени€ преп€тствий. ≈сли мы допускаем существование такого желани€, такого умени€ и такой способности, то мы можем ожидать, что люди будут узнавать, что часто бывает полезно пытатьс€ устран€ть преп€тствие, угрожа€ или напада€ на источник помех. “ака€ де€тельность сопровождаетс€ учащением сердцебиени€ и притоком крови к рукам в предчувствии необходимости пустить их в дело против источника помех, т. е. всеми известными признаками эмоциональной реакции гнева.[32]

≈сли бы универсальные темы усваивались, то тогда можно было сделать так, чтобы человек их забыл. ≈сли мы усваиваем тему гнева, то тогда, возможно, мы в состо€нии ее забывать. я начинал свои исследовани€ в твердой уверенности в том, что так оно и есть. я думал, что каждый аспект эмоций, включа€ то, что приводит их в действие, €вл€етс€ результатом социального научени€. ћои собственные открыти€, касающиес€ универсальности выражений лица, и открыти€ других ученых изменили мои представлени€. Ќаучение не €вл€етс€ единственным источником того, что становитс€ заметным во врем€ про€влени€ эмоций. Ќаучение, посто€нное дл€ человеческого рода, не может объ€снить, почему выражени€ лица у слепых от рождени€ детей подобны выражени€м лица у зр€чих детей. ќно также не в состо€нии объ€снить, какие мышцы используютс€ при создании конкретного выражени€, например, почему в случае испытываемого удовольстви€ губы приподнимаютс€, а не опускаютс€, а мышцы вокруг глаз сокращаютс€ и почему это происходит у людей во всем мире, хот€ это может быть незаметным, когда люди пытаютс€ маскировать свои выражени€. Ќаучение, посто€нное дл€ человеческого рода, не может также объ€снить недавно обнаруженные нами свидетельства того, что гнев, страх, печаль и отвращение характеризуютс€ разными изменени€ми ритма сердцебиений, интенсивности потоотделени€, температуры кожи и скорости кровообращени€ (обо всех этих фактах рассказываетс€ в главе 4). Ёти результаты привели мен€ к выводу о том, что наше эволюционное наследие вносит важный вклад в формирование наших эмоциональных реакций. Ќо если это так, то представл€етс€ веро€тным, что эволюци€ должна также играть важную роль в определении универсальных тем, вызывающих эмоции. “емы задаютс€ изначально, а не усваиваютс€; усваиваютс€ лишь вариации и уточнени€ этих тем.[33]

ќчевидно, что естественный отбор формирует многие аспекты нашей жизни. –ассмотрим характеристику наличи€ отсто€щего большого пальца. “ака€ характеристика отсутствует у большинства других млекопитающих, поэтому как же она по€вилась у людей? ѕоЦвидимому, давнымЦдавно те из наших предков, которые в результате генетических вариаций рождались с этой полезной характеристикой, оказывались более успешными в воспитании потомства, добывании пищи и борьбе с хищниками. ѕоэтому они имели больше своих отпрысков в будущих поколени€х людей, в результате чего со временем практически каждый приобрел эту характеристику. Ќаличие отсто€щего большого пальца было результатом отбора, и теперь оно €вл€етс€ частью нашего генетического наследи€.

»спользу€ сходные рассуждени€, € выдвигаю предположение о том, что те, кто реагировали на помеху активными попытками ее устранени€ и подавали €сный сигнал о своих намерени€х, с большей веро€тностью побеждали в конкурентной борьбе Ц как за пищу, так и за самок. ќбычно они имели более многочисленное потомство, и со временем каждый усваивал эту тему гнева.

–азличие между двум€ объ€снени€ми универсальных тем Ц с помощью научени€, посто€нного дл€ человеческого рода, и с помощью эволюции Ц заключаетс€ в рассмотрении того, когда происход€т конкретные событи€. Ёволюционное объ€снение указывает на то далекое врем€, когда разрабатывались эти темы (и другие аспекты эмоций, которые будут описаны в последующих главах). ќбъ€снение на основе научени€, посто€нного дл€ человеческого рода, предполагает, что какиеЦто элементы темы гнева (желание добитьс€ целей) возникали в процессе эволюции, но что другие элементы темы гнева (устранение преп€тствий к достижению этих целей с помощью угроз или нападени€) усваиваютс€ в течение жизни каждого индивида.  аждый узнает одни и те же вещи, и поэтому они станов€тс€ универсальными.

ћне представл€етс€ маловеро€тным, чтобы естественный отбор не про€вл€лс€ в чемЦто таком важном дл€ нашей жизни, чем €вл€ютс€ триггеры эмоций. ћы рождаемс€ подготовленными к жизни, име€ врожденную чувствительность к событи€м, имевшим значение дл€ выживани€ особей нашего рода в далеком прошлом, которые в то врем€ занимались охотой и собирательством. “емы, дл€ которых автооцениватели посто€нно сканируют окружающую среду, причем обычно так, что мы даже не знаем об этом, отбирались в процессе эволюции человека.

—видетельства в поддержку этой точки зрени€ предоставила сери€ блест€щих исследований, выполненных шведским психологом јрне ќхманом.[34] ќн утверждал, что на прот€жении большей части истории нашей эволюции змеи и €довитые пауки считались очень опасными. “е наши предки, которые быстро узнавали об этой опасности и избегали этих существ, имели больше шансов на выживание, имели больше детей и могли лучше заботитьс€ о своем потомстве, чем те, кто узнавали об этом слишком медленно. ≈сли мы действительно подготовлены нашей эволюцией к тому, чтобы бо€тьс€ того, что было опасным в среде, окружавшей наших предков, то тогда современные люди, предсказывал ќхман, должны были бы быстрее научитьс€ бо€тьс€ змей и пауков, чем цветов, грибов или предметов геометрической формы. »менно это ему и удалось обнаружить.

ќхман использовал электрошок (выполн€вший роль безусловного стимула, так как он вызывал эмоциональную активацию без научени€) вместе со стимулами, которые либо ассоциировались со страхом (зме€ или паук), либо не ассоциировались со страхом (грибы, цветы или геометрические предметы). ѕосле всего одного объединени€ электрошока с одним из ассоциируемых со страхом стимулов люди про€вл€ли страх при показе им змеи или паука без воздействи€ электрошока, в то врем€ как требовалось намного больше объединений электрошока с цветами, грибами или геометрическими предметами, дл€ того чтобы люди начинали бо€тьс€ одних лишь этих не ассоциируемых со страхом стимулов.  роме того, люди продолжали подолгу испытывать страх перед змеей или пауком, а после показа цветов, грибов или геометрических предметов чувство страха довольно быстро исчезало.[35]

–азумеетс€, мы боимс€ змей и пауков и в нынешних услови€х, поэтому действительно ли именно эволюци€ объ€сн€ет результаты ќхмана? ≈сли бы этот контраргумент был верным, то тогда люди реагировали бы на другие опасные объекты в нашем сегодн€шнем окружении, такие как ружь€ или электрические розетки, точно так же, как они реагируют на пауков и змей. Ќо это не тот результат, который получил ќхман. “ребовалось одинаковое количество времени, чтобы вызвать условную реакцию страха на ружь€ и электрические розетки и условную реакцию страха на цветы, грибы и геометрические предметы. ќднако ружь€ и электрические розетки не так долго присутствовали в процессе естественного отбора, чтобы превратитьс€ в универсальные триггеры.[36]

¬ своей провидческой книге Ђќ выражении эмоций у человека и животныхї „арльз ƒарвин описал эксперимент со змеей, который он провел более ста лет тому назад и который прекрасно согласуетс€ с недавней работой ќхмана. Ђя приблизил лицо к толстому стеклу, за которым находилась африканска€ гадюка, с твердым намерением не отдергивать голову назад, если она на мен€ наброситс€; но, как только зме€ попыталась мен€ укусить, от моей прежней решимости ничего не осталось и € с удивительной проворностью отскочил назад на один или даже два €рда. ћои вол€ и разум оказались бессильны перед представлением о той опасности, которую мне никогда не доводилось переживатьї.[37] ќпыт ƒарвина показывает, как рациональное мышление оказываетс€ неспособным предотвратить реакцию страха на врожденную тему страха.   рассмотрению этого вопроса мы скоро вернемс€ еще раз.

Ќельз€ сказать наверн€ка, действуют ли любые такие темы эмоций в качестве активных триггеров до получени€ опыта, св€зывающего их с эмоциональным результатом. ¬спомните, что в исследовани€х ќхмана требовалс€ определенный опыт дл€ того, чтобы зме€ и паук стали триггерами страха, так как при первоначальном показе они не пугали испытуемых. ѕотребовалась всего одна ассоциаци€ с непри€тным результатом, чтобы они действительно стали триггерами страха, но все равно она потребовалась. ¬озможно, так бывает не всегда, так как ƒарвин писал, что он испугалс€ гадюки, не име€ в прошлом никакого непосредственного опыта контактов со зме€ми. — практической точки зрени€ совершенно не важно, требуетс€ ли дл€ создани€ темы эмоции какоеЦто научение или же какиеЦто темы не требуют наличи€ у нас предварительного опыта дл€ того, чтобы мы стали чувствительны к их возникновению. Ќо в любом случае мы получаем выгоду от опыта всего человеческого рода, жившего на этой планете, когда быстро реагируем на триггеры, важные дл€ нашего выживани€.

я убежден, что одна из самых главных отличительных особенностей эмоций состоит в том, что событи€, вызывающие эмоции, имеют отпечаток не только нашего индивидуального опыта, но и прошлого опыта наших предков.[38] Ёмоции, как удачно сказал –ичард Ћазарус, отражают Ђмудрость вековї как в темах эмоций, так и в эмоциональных реакци€х. јвтооцениватели вы€вл€ют, что было важно дл€ выживани€ не только в современной жизни, но и в жизни наших далеких предков, занимавшихс€ охотой и собирательством.

»ногда мы реагируем эмоционально на проблемы, которые были важны дл€ нас раньше, но теперь больше не представл€ют дл€ нас интереса. ¬ариации каждой темы, которые предоставл€ют и добавл€ют подробности к тому, что было идентифицировано с помощью автоматической оценки, начинают усваиватьс€ очень рано Ц одни в младенчестве, а другие в детстве. ћы можем обнаруживать, что реагируем неадекватным образом на те вещи, которые вызывали у нас страх, гнев или отвращение прежде, и что теперь мы рассматриваем такие реакции неподход€щими в нашей взрослой жизни. ћы с большей веро€тностью будем делать ошибки при раннем усвоении триггеров эмоций просто потому, что наши механизмы научени€ еще не так хорошо развиты. ќднако то, что мы узнаем в начале жизни, может забыватьс€ труднее, чем то, что мы узнаем позднее. (Ёто предположение лежит в основе многих методов психотерапии и подкрепл€етс€ результатами исследований.)

Ќаши автооцениватели очень сильны, они непрерывно наблюдают за нашей внешней средой без участи€ нашего сознани€, вы€вл€€ темы и вариации событий, имеющих отношение к нашему выживанию. »спользу€ компьютерную метафору, можно сказать, что механизмы автоматической оценки ведут в окружающей нас среде поиск того, что накапливаетс€ в базе данных эмоциональной готовности, котора€ формируетс€ частично нашей биологией, обусловленной процессом естественного отбора, и частично нашим индивидуальным опытом.[39]

ѕомните, что зафиксированное в результате естественного отбора может представл€ть собой не триггеры как таковые, а лишь подготовительный материал, благодар€ которому некоторые триггеры смогут быстро по€витьс€ в этой базе данных. ћногие психологи концентрировали усили€ на родственном, но все же другом наборе вопросов о том, как автоматические оцениватели квалифицируют новое событие дл€ определени€ того, подходит ли оно, если использовать мою терминологию, к элементу, уже имеющемус€ в базе эмоциональных оценок. ” мен€ есть сомнени€ в правильности их предположений, которые основывались на том, что говорили им люди, хот€ никто из нас не знает, что делает наш рассудок в тот момент, когда он использует процесс автоматической оценки. Ёто исследование предоставило хорошие модели дл€ отображени€ того, как люди объ€сн€ют, что вызывает их эмоциональное возбуждение. ¬ любом случае, их предположени€ не имеют непосредственного отношени€ к теории, которую € изложу далее в этой главе, Ц теории о том, изЦза чего мы испытываем эмоции.

Ёта база данных €вл€етс€ открытой, а не закрытой; информаци€ поступает непрерывно.[40] Ќа прот€жении жизни мы сталкиваемс€ с новыми событи€ми, которые могут интерпретироватьс€ при автоматической оценке как подобные теме или вариации, хран€щейс€ в базе данных, и когда это происходит, то возникает эмоци€. ѕо мнению психолога Ќико ‘рейда, то, что € называю вариаци€ми, €вл€етс€ не просто результатом предыдущего непосредственного опыта, но часто представл€ет собой новые стимулы, с которыми мы сталкиваемс€ и которые, поЦвидимому, имеют отношение к тому, о чем мы беспокоимс€ и что мы называем нашими заботами. [41]

ѕоскольку нам не нужно отвлекать наше сознательное внимание на наблюдение за событи€ми, которые станов€тс€ триггерами эмоций, то мы можем использовать наши сознательные процессы дл€ выполнени€ чегоЦто другого. (≈сли при сознательном внимании мы обеспокоены возможностью возникновени€ событий, способных вызвать эмоции, то это, как € объ€сню позднее, €вл€етс€ признаком психического расстройства.)  ак только мы научимс€ водить машину, мы начинаем делать это автоматически и можем направл€ть наше внимание на беседу с попутчиком, прослушивание радиопередачи, размышление о гр€дущих событи€х и т. п. ƒела€ левый поворот, мы можем не прекращать слушать радио, дл€ того чтобы зан€ть после поворота правильную полосу. ј если возникает опасность, то мы все равно действуем надлежащим образом. ¬ этом состоит одно из главных достоинств эмоций, обеспечивающих им функциональность.

  сожалению, то, на что мы реагируем, не всегда может подходить нашей текущей окружающей обстановке. ≈сли мы посещаем страну с левосторонним движением, то наши автоматические действи€ могут создать угрозу нашей жизни, так как мы запросто можем выполнить неправильное действие, выезжа€ на трассу или соверша€ поворот. ћы не можем беседовать или слушать радио. ћы должны осознанно не допускать автоматических действий, которые мы могли бы выполнить. »ногда обнаруживаетс€, что наша эмоциональна€ жизнь протекает в другой Ђстранеї, т. е. совсем не в той обстановке, к которой чувствительны наши механизмы автоматической оценки. ¬ таком случае наши эмоциональные реакции могут быть неадекватными тому, что происходит вокруг нас.

¬ этом не было бы большой проблемы, если бы не тот факт, что наши механизмы эмоциональной оценки действуют неверо€тно быстро. ≈сли бы они работали медленнее, то они не были бы столь же полезными, но у нас по€вл€лось бы врем€ дл€ осознани€ того, что вызвало наши эмоции. Ќаши сознательные оценки позволили бы нам прерывать процесс, если бы мы решили, что он €вл€етс€ неподход€щим или вредным дл€ нас, прежде чем мы испытали бы эмоцию. Ќо природа не дала нам такого выбора. — точки зрени€ повышени€ шансов на выживание чаще было бы полезнее иметь медленные, а не быстрые механизмы оценки, полезнее на прот€жение всей истории человеческого рода, и тогда бы мы не имели таких быстрых, неподконтрольных нашему сознанию автоматических механизмов оценки.

’от€ эмоции чаще всего привод€тс€ в действие автоматическими оценивател€ми, они могут также возникать посредством других способов. ƒавайте рассмотрим восемь других путей генерировани€ эмоций. Ќекоторые из них предоставл€ют больше возможностей контролировать, собираемс€ ли мы испытывать эмоцию или нет.

»ногда эмоции возникают вследствие рефлективной оценки, при которой мы сознательно рассматриваем происход€щее, но не можем с уверенностью сказать, что оно означает. ѕо мере развити€ ситуации или улучшени€ нашего понимани€ происход€щего мы начинаем улавливать чтоЦто знакомое; оно соответствует чемуЦто такому, что уже имеетс€ в нашей базе данных эмоциональной готовности, и механизмы оценки начинают действовать. –ефлективна€ оценка имеет дело с не€сными ситуаци€ми Ц ситуаци€ми, на которые механизмы автоматической оценки еще не настроены. ѕредположим, вы встречаете когоЦто, кто начинает рассказывать вам о своей жизни, но вам непон€тно, почему он рассказывает вам это или с какой целью. ¬ы размышл€ете о том, что он говорит, пыта€сь представить, что эти слова могут означать дл€ вас. ¬ какойЦто момент вы можете пон€ть, что он представл€ет дл€ вас угрозу с точки зрени€ сохранени€ за вами вашего рабочего места, Ц тогда вступают в действие механизмы автоматической оценки и вы начинаете испытывать страх, гнев или другую подход€щую эмоцию.

¬рем€ €вл€етс€ той ценой, которую мы платим за получение рефлективной оценки. ћеханизмы автоматической оценки эконом€т нам эти мгновени€ или минуты. „асто наши механизмы автоматической оценки могут спасать нас и действительно спасают от несчастий, сокраща€ врем€, требуемое дл€ рефлективной оценки.

ѕоложительным фактором €вл€етс€ здесь возможность вли€ть на то, что проступает, когда в результате рефлективной оценки начинают про€вл€тьс€ эмоции.[42] „тобы оказывать такое вли€ние, мы должны хорошо знать наши собственные гор€чие триггеры эмоций Ц специфические вариации универсальных тем дл€ каждой эмоции, которые наиболее заметны в нашей жизни. ѕрочитав об этих темах и их типичных вариаци€х в главах с 5Цй по 9Цю, вы сможете лучше представл€ть себе гор€чие триггеры, которые имеютс€ у вас и у окружающих вас людей. ≈сли мы знаем наши гор€чие триггеры, то тогда мы можем предпринимать сознательные усили€ дл€ того, чтобы не позволить им искажать наши интерпретации того, что становитс€ нам заметным при про€влении эмоции.

ѕредположим, триггером вашей реакции печали/страдани€ €вл€етс€ намек на то, что дорога€ вам женщина собираетс€ оставить вас потому, что она раскрыла тщательно оберегаемый вами секрет Ц (усвоенное вами) ощущение бесцельности жизни. ≈сли у вас есть врем€, вы можете использовать рефлективную оценку дл€ прин€ти€ мер предосторожности против собственного суждени€ о том, что вскоре вы окажетесь покинутым. Ёто будет нелегко, но в результате тренировки вам удастс€ снизить веро€тность того, что вы будете испытывать печаль или страдание, когда в действительности вас никто не бросает. –ефлективна€ оценка повышает важность роли вашего сознани€. ¬ы имеете возможность научитьс€ тому, как намеренно оберегать себ€ от неправильной интерпретации происход€щего вокруг вас.

»спытывать эмоции возможно также, вспомина€ прошлые эмоциональные эпизоды. ћы можем по своему выбору вспоминать какойЦто эпизод, сознательно переосмыслить его и перейти к размышлени€м о том, что произошло, почему это произошло или как бы мы могли действовать поЦдругому. »ли же воспоминание может не €вл€тьс€ результатом выбора; оно может возникнуть в нашем сознании непроизвольно. Ќо независимо от того, как возникает воспоминание, сознательно или непроизвольно, оно может включать с самого начала не только эпизод и сценарий эмоционального переживани€, но и эмоциональную реакцию. ћы можем заново пережить эмоцию, которую мы ощущали в реально происходившем событии, или же теперь мы можем испытывать другую эмоцию. Ќапример, человек может испытывать отвращение к себе изЦза того, что испытывал страх в реально произошедшем эпизоде, но теперь может испытывать только отвращение и никакого страха, пережитого им ранее. ¬озможно также, что первоначально мы вспоминаем эмоциональные эпизоды, но не переживаем заново те или другие эмоции. »ли эмоци€ может возникать тогда, когда эпизод начинает заново проигрыватьс€ в нашем сознании.

ћы с –обертом Ћевенсоном использовали задание на проверку пам€ти, вызыва€ у людей эмоции в лабораторных услови€х, чтобы изучать выражени€ лица и физиологические реакции, характерные дл€ каждой эмоции. ћы думали, что люд€м будет трудно заново переживать прошлые эмоциональные событи€, зна€, что их снимают на видео и что к различным част€м их тела прикреплены датчики, измер€ющие ритм сердцебиений, частоту дыхани€, кров€ное давление, интенсивность потоотделени€ и температуру кожи. ¬се было совсем наоборот. Ѕольшинство людей, поЦвидимому, гор€т желанием получить возможность заново воспроизвести и пережить прошлую эмоциональную сцену. ƒайте им шанс, и это произойдет практически немедленно дл€ многих, если не дл€ всех, эмоций.

ћы просили людей вспомнить их собственную версию одного из событий, которое было признано универсальным дл€ всех эмоций. Ќапример, чтобы вызвать печаль, мы просили людей припомнить то врем€ в их жизни, которое было св€зано со смертью близкого им человека. ћы просили их представить себе тот момент, когда они испытывали наиболее сильную печаль, и затем попытатьс€ вновь пережить эмоцию, которую они испытали, узнав об этой смерти.

  моменту завершени€ этих кратких инструкций у всех испытуемых измен€лись физиологические параметры и субъективные чувства, а у некоторых Ц даже выражени€ эмоций на лице. Ётому не следовало удивл€тьс€, так как каждый имел опыт припоминани€ важного событи€ и ощущени€ эмоции. „то не было известно до нашего исследовани€, так это то, будут ли изменени€, происход€щие при припоминании эмоций, действительно походить на изменени€, происход€щие, когда эмоции вызываютс€ другими средствами, но и те и другие изменени€ оказались похожими. ¬оспоминани€ о событи€х, вызывавших у нас эмоции, т.е. о событи€х, которые мы сами решили извлечь из нашей пам€ти и которые не заставл€ют нас немедленно заново переживать эмоции, испытанные нами первоначально, предоставл€ют возможность вы€снить, как реконструировать происход€щее в нашей жизни таким образом, чтобы мы имели возможность измен€ть то, что заставл€ет нас испытывать эмоциональное возбуждение.

¬оображение €вл€етс€ другим способом, позвол€ющим вызывать эмоциональную реакцию. ≈сли мы используем воображение дл€ воспроизведени€ сцен, которые заставл€ют нас испытывать эмоции, то мы получаем возможность Ђохладитьї триггер. ¬ своем сознании мы можем отрепетировать и испробовать другие способы интерпретации происход€щего так, чтобы эта интерпретаци€ не соответствовала нашему обычному гор€чему триггеру.

–азговоры о прошлом эмоциональном опыте также могут привести в действие наши эмоции. ћы можем рассказать человеку, с которым мы испытали эмоциональную реакцию, о том, что мы чувствовали и почему мы думаем, что мы чувствовали это именно так, а не иначе, или можем рассказать это другу или психотерапевту. »ногда простой разговор о вызвавшем эмоцию эпизоде заставл€ет нас заново испытывать эту эмоцию точно так же, как это происходит в наших экспериментах, когда мы просим людей действовать именно таким образом.[43]

ѕовторное переживание чувств, которые мы испытывали в прошлом эмоциональном эпизоде, может приносить свои выгоды. ќно может дать нам шанс придать делам другое направление; оно может обеспечить поддержку или понимание человека, с которым мы говорим. –азумеетс€, иногда повторное переживание эмоции приносит вред. ¬ы можете решить попытатьс€ хладнокровно поговорить со своей супругой о недоразумении, произошедшем между вами несколько дней тому назад, и убедитьс€, что вы вновь испытываете гнев такой же или даже еще большей силы. Ёто может произойти даже в том случае, если бы вы наде€лись, что этого не произойдет, так как большую часть времени мы не контролируем, когда мы начинаем испытывать эмоции. ј если вы действительно испытываете эмоцию, то ваше лицо, веро€тно, покажет ее окружающим и ваша супруга рассердитс€ изЦза того, что вы снова стали испытывать гнев.

ѕредположим, что вы рассказываете другу о том, как ужасно вы себ€ почувствовали, когда узнали от ветеринара, что вылечить вашу заболевшую любимую собаку невозможно. —ам по себе рассказ этой истории заставл€ет вас заново испытывать и про€вл€ть печаль, а ваш друг, слуша€ вас, также начинает выгл€деть опечаленным. ¬се мы можем испытывать эмоции, испытываемые другими людьми, т. е. про€вл€ть сопереживание. Ёто шестой способ возникновени€ эмоций Ц основанный на наблюдении за эмоциональной реакцией другого человека.

“ак происходит не всегда: например, в тех случа€х, когда мы не считаем себ€ об€занными заботитьс€ об этом человеке, когда мы никак не отождествл€ем себ€ с ним. »ногда, наблюда€ эмоцию другого человека, мы начинаем испытывать совершенно противоположное чувство. Ќапример, мы можем испытывать презрение к нему за то, что он испытывает такой гнев или страх, или бо€тьс€ про€влени€ его гнева.

ƒл€ того чтобы у нас возникла сочувственна€ эмоциональна€ реакци€, несчастье не об€зательно должно произойти с нашим близким другом. ќно может произойти с совершенно незнакомым нам человеком, причем не об€зательно на наших глазах. ћы можем увидеть такого человека на киноЦили телеэкране, прочитать о нем в книге или в газете. ’от€ нет сомнений в том, что мы можем испытывать эмоции, чита€ о незнакомом нам человеке, удивительным здесь представл€етс€ то, что эмоции способен вызывать именно письменный €зык, возникший в истории развити€ человечества довольно поздно. я полагаю, что письменный €зык трансформируетс€ в нашем сознании в ощущени€, изображени€, звуки, запахи или даже вкус чегоЦлибо, а затем эти образы трактуютс€ механизмами автоматической оценки так же, как любое другое событие, способное вызывать эмоции. ≈сли бы мы могли блокировать создание таких образов, то € уверен, что эмоции не вызывались бы только с помощью одного €зыка.

ƒругие люди могут сообщать нам, чего следует бо€тьс€, на что сердитьс€, чему радоватьс€ и т. д. Ётот символический путь обычно подразумевает присутствие человека, про€вл€ющего заботу о нас в раннем детстве, и вли€ние этого человека будет усиливатьс€, если эмоци€, о которой нам рассказывают, ценитс€ высоко. Ќередко то, что вызывает эмоции у людей, играющих важную роль в нашей жизни, невольно заставл€ет нас усваивать их вариации эмоций как наши собственные. Ќапример, у ребенка, мать которого боитс€ толпы, также может по€витьс€ страх перед большими скоплени€ми людей.

Ѕольшинство авторов, писавших об эмоци€х, обсуждали нарушение норм и те эмоции, которые мы испытываем, когда важные общественные нормы нарушаютс€ нами или другими людьми.[44] ћы можем испытывать при этом гнев, отвращение, презрение, стыд, вину, удивление, а возможно, и веселье или удовольствие. ¬се зависит от того, кто нарушил норму и что эта норма собой представл€ет. –азумеетс€, нормы не €вл€ютс€ универсальными; какиеЦто нормы могут даже не считатьс€ нормами всеми представител€ми одной нации или культуры. ¬озьмите, к примеру, различи€ взгл€дов современных молодых и пожилых американцев на допустимость и значение орального секса. ћы знакомимс€ с нормами, которые должны соблюдать люди, как в детстве, так и во взрослой жизни.

≈сть и еще один, последний, путь возникновени€ эмоций Ц довольно новый и неожиданный. я обнаружил его, когда мы вместе с моим коллегой ”олли ‘ризеном разрабатывали наш метод измерени€ движений лица. „тобы узнать, как лицевые мышцы измен€ют внешний вид лица, мы снимали себ€ на видео в то врем€, как мы систематически составл€ли различные комбинации движений наших лиц. ћы начали с одиночных сокращений мышц и затем разработали способ сочетани€ одновременно шести мышечных движений. —делать эти движени€ было не всегда просто, но за несколько мес€цев тренировок мы научились это делать и записали на пленку дес€ть тыс€ч комбинаций движений мышц лица. »зуча€ впоследствии наши видеозаписи, мы пон€ли, как узнавать по каждому выражению, какие мышцы его создали. (Ёти знани€ легли в основу нашей системы измерени€ Ц Ђ—истемы кодировани€ движений лицаї (FACS)[45], которую мы обсуждали в главе 1.)

я обнаружил, что когда € придавал лицу конкретные выражени€, мен€ переполн€ли сильные эмоциональные чувства. Ёто были не просто любые выражени€ лица, а только те, которые € уже идентифицировал как универсальные дл€ всех людей.  огда € спросил ‘рейсена, происходило ли с ним подобное, он ответил, что также испытывал эмоции, когда придавал лицу определенные выражени€, и эти эмоции часто ощущались как очень непри€тные.

Ќесколько лет спуст€ Ѕобу Ћевенсону довелось проработать в моей лаборатории целый год. ѕоЦвидимому, ему очень нравилось жить в —анЦ‘ранциско и помогать нам провер€ть нашу сумасшедшую идею о том, что простое изменение выражени€ лица способно вызвать изменени€ в вегетативной нервной системе человека. ¬ течение последующих дес€ти лет мы провели четыре эксперимента, включа€ один, проведенный не в западной культуре, а на западе острова —уматра.  огда привлеченные нами люди следовали нашим инструкци€м о том, какими мышцами нужно двигать, их физиологические показатели измен€лись и большинство сообщали, что они испытывали эмоции, » вновь такое изменение вызывали не любые движени€ лица. »спытуемые должны были делать те мышечные движени€, которые, как установили наши предыдущие исследовани€, обеспечивали универсальные выражени€ эмоций.[46]

¬ другом исследовании, посв€щенном исключительно улыбкам, мы с психологом –ичардом ƒэвидсоном, занимающимс€ изучением мозга и эмоций, обнаружили, что по€вление улыбки на лице вызывает многочисленные изменени€ в работе мозга, которые возникают у человека, испытывающего удовольствие. Ёто были не любые виды улыбки, а только те, которые, как € обнаружил раньше, действительно выражали удовольствие (см. главу 9).[47]

¬ ходе этого исследовани€ мы просили людей делать определенные движени€ мышцами лица, но € уверен, что мы могли бы получить те же результаты, если бы люди издавали голосом звуки, соответствующие каждой эмоции. Ѕольшинству людей гораздо труднее сознательно воспроизводить голосовое звучание эмоции, чем делать соответствующее выражение лица. Ќо мы нашли одну женщину, котора€ могла это делать, и она действительно добивалась одинаковых результатов и с помощью голоса, и с помощью лица.

—оздание эмоционального опыта, измен€ющего ваше физиологическое состо€ние за счет намеренного придани€ лицу внешнего вида, соответствующего данной эмоции, веро€тно, €вл€етс€ не самым распространенным способом переживани€ какойЦто эмоции. Ќо он может использоватьс€ намного чаще, чем нам первоначально казалось. Ёдгар јллан ѕо знал об этом, когда писал свой рассказ Ђѕохищенное письмої:

 

Ђ огда € хочу узнать, насколько умен, или глуп, или добр, или зол этот мальчик или о чем он сейчас думает, € стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое вижу на его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у мен€ в соответствии с этим выражениемї (перевод ». √уровой).

 

я описал дев€ть путей возникновени€ эмоции. Ќаиболее распространенный из них св€зан с использованием так называемых автооценивателей, т. е. механизмов автоматической оценки. ¬торой путь начинаетс€ с рефлективной оценки, котора€ затем приводит в действие наши автооцениватели. ѕрипоминание прошлого эмоционального опыта Ц это третий путь, а использование воображени€ Ц четвертый. ѕ€тый путь предусматривает рассказ о прошлом событии, вызвавшем эмоцию. Ўестой путь Ц это сопереживание. —едьмой путь предусматривает обучение нас тому, что должно вызывать наши эмоции. ¬осьмой путь Ц это нарушение общественных норм. ѕоследний, дев€тый, путь ассоциируетс€ с приданием лицу внешнего вида, соответствующего выражению конкретной эмоции.

—ледующа€ глава написана на основе уже известных вам сведений о том, как привод€тс€ в действие наши эмоции. ¬ ней вы узнаете, когда и почему нам бывает трудно изменить то, что вызывает у нас эмоциональное возбуждение. ќна содержит предположени€ о том, что мы можем сделать дл€ более точного распознавани€ эмоций, возникающих при выполнении автоматической оценки. ¬озникновение эмоций на основе автоматической оценки часто происходит тогда, когда мы оказываемс€ в непри€тном положении, и впоследствии нам нередко приходитс€ сожалеть о том, как мы вели себ€ в такой эмоциональной ситуации.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

522 - | 528 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.055 с.