Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёмоции и воображение




ѕод воображением понимают процесс создани€ частично или полностью новых образов. ”словием его возникновени€ €вл€етс€ наличие в значительной степени неопределенной проблемной ситуации, разрешение которой субъект не может обеспечить привычными дл€ него средствами и способами. ѕо степени целенаправленности и намеренности различают произвольное(творческое - мечта, фантази€, и репродуктивное) и непроизвольное (грезы, сновидени€) виды воображени€. ƒл€ всех видов воображени€ характерен отлет от действительности, который все же сохран€ет логику, отражающую объективные закономерности св€зей и отношений действительности. јктуализиру€сь в значимых дл€ личности ситуаци€х, воображение способствует самовыражению, самосовершенствованию личности (12; 18).

—в€зь эмоций и воображени€ особенно €вно обнаруживаетс€ в психических состо€ни€х тревоги, фрустрации, в состо€ни€х, св€занных с длительным неудовлетворением физиологических потребностей, в соревновательных ситуаци€х, в идеаторности эмоций. ќчевидно, что эта св€зь играет значительную роль в развитии высших психических функций человека и в его творческой созидательной де€тельности. ќднако под вли€нием эмоций может иметь место психотравмирующий эффект разыгравшегос€ воображени€, содержание которого вынуждает человека осуществл€ть негативные предвосхищени€ и приписывани€, неадекватно действовать. ¬ этом плане изучение закономерностей св€зей эмоций и воображени€ представл€ет интерес как дл€ собственно психологической, так и дл€ психотерапевтической практик.

  основным закономерност€м св€зей эмоций и воображени€ отнесем:

¬ыраженные эмоциональные состо€ни€, как следстви€ напр€жени€ и неудовлетворени€ потребностей, актуализируют процессы непроизвольного и произвольного видов воображени€. ѕоследние рассматриваютс€ как €влени€ компенсаторного характера, позвол€ющие человеку вести "жизнь в мире фантазий, в котором мы стараемс€ сгладить недостатки реального мира, вообража€ себе исполнение наших желаний" (26, с. 377). "÷арство фантазии существует со всеобщего согласи€ человечества, и вс€кий, испытывающий лишени€, ждет от него облегчени€ и утешени€" (25, с. 240). ¬оображение описано в психологической литературе как следствие выраженной и обострившейс€ тревоги, фрустрации потребностей, невозможности разрешени€ жизненных ситуаций. ¬ этом плане действительно можно говорить, что фантазируют несчастливые люди.

—одержание воображени€ может зависеть от ведущего по знаку самоотношени€, эмоционального состо€ни€ (14), эмоциональности человека (16).  . »зардом привод€тс€ результаты (ƒж. —ингер, ƒж. јнтробус) факторного анализа грез, свидетельствующие о наличии определенных устойчивых стилей: виновато-дисфорического (самообвинение, враждебность, стремление к высокому уровню достижений и озабоченность возможными неудачами), растер€нного (сбивчивость, страх), планирующего (положительное эмоциональное содержание, ориентированность на будущее) (14).  расноперова ќ.ј., ѕанченко ј.Ћ. (16) привод€т данные, что содержание сновидений зависит от эмоциональности: лица с выраженной невротичностью, тревожностью, экстравертированностью желают иметь сновидени€ в значительно большей степени, чем лица с пол€рными характеристиками.

—уществует обратное вли€ние воображени€ на эмоции, описанное как закон творческого воображени€ (21) и способствующее активизации творческой де€тельности человека.

¬заимовли€ние эмоций и воображени€ про€вл€етс€ в законе двойного выражени€ чувств (9; 10). —огласно последнему, возникша€ эмоци€, актуализиру€ процессы воображени€, может разрешить себ€ в образах фантазии и в силу этого ослабл€етс€. "≈сли мы излили наш гнев в нашей фантазии, он в наружном про€влении скажетс€ чрезвычайно слабо" (10, с. 262). Ќо может быть и другой исход: образы фантазии могут стать внутренним раздражителем дл€ новой эмоциональной реакции, котора€, в свою очередь, усиливает первичную эмоцию. ѕодобного рода взаимовли€ни€ описаны ј. —тендалем в трактате "ќ любви" как феномены "кристаллизации".

«акон общего эмоционального знака: "впечатлени€ или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производ€щие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объедин€тьс€ между собой, несмотр€ на то, что никакой св€зи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. ѕолучаетс€ комбинированное произведение воображени€, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объедин€ющий разнородные элементы, вступившие в св€зь" (9, с. 14).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 574 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

537 - | 535 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.