Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оздействие орнамента на организм человека


ѕрактика использовани€ текстильного орнамента в лечебных цел€х хорошо известна в народной культуре.
»спользование простейших ритуальных знаков (креста и т.п.) широко распространено в практике русского знахарства (ћаксимов —.¬. Ќечиста€, неведома€ и крестна€ сила. Ч —ѕб.: ѕолисет,1994; “орэн ћ.ƒ. –усска€ народна€ медицина 19 Ч начала 20 вв.; ѕопов √.». –усска€ народно-бытова€ медицина (в кн.: “орэн ћ.ƒ. –усска€ народна€ медицина и психотерапи€. Ч —ѕб.: Ћитера, 1996), а представлени€ о причинах украшени€ одежды варьируют от учЄного Ђоберегї до простонародного Ђчтоб голова не болелаї.

¬ северных област€х –оссии отмечены такие народные названи€ вышитых женских рубах, как Ђисцельна€ї, и т.п.
Ќе исключено, что происхождение названи€ св€зано не только с особенност€ми кро€ рубахи из цельного (нерезаного) полотна, но и отражает магические свойства, которыми надел€лась эта одежда.
»звестны многочисленные факты использовани€ одежды в магических обр€дах исцелени€ больных людей.

“ак, многие обр€ды Ђсмывани€ї болезни в бане, водоЄме или обр€д Ђперепекани€ї больного ребЄнка завершались одеванием новой рубахи Ч как правило, расшитой. ѕовсеместность убеждЄнности в целительной силе узоров в конце XIX Ч начале XX вв. заставл€ет нас предположить наличие объективного энергоинформационного воздействи€ орнамента на организм человека, независимо от убеждени€ и веры последнего в его эффективность.
Ќаличие такого воздействи€ подтверждаетс€ несложным опытом.
ѕробы водного раствора светоразлагаемого красител€ (метиленовый синий) одинаковой концентрации были поставлены нами на разные по смыслу части прорисовки орнаментальной композиции подола женской pyбахи из ¬ологды так, чтобы на них равномерно падал €ркий солнечный свет.
ѕо истечении трЄх недель визуально €вственно наблюдалась разна€ степень осветлени€ раствора помещЄнного на различных част€х узора.
ѕоиски возможного механизма действи€ народных текстильных узоров геометрического типа заставили нас обратить внимание на так называемое Ђправило равновеликости фона и узораї, которое древние мастера строго соблюдали где-то до рубежа XVЧXVI вв., и которое до сих пор сохран€етс€ в техниках браного ткань€ по€сов и ручной в€зки одежды на –усском —евере.
—остоит оно в следующем: площадь фона (Ђ«емлиї, по терминологии —моленской области) и узора (ЂЌебаї) символом должны быть равны.
“ехнологически такое исполнение узора обеспечивалось соответствующей заправкой нитей основы на сволочок (ниту). бЄрдышко или кружки (дощечки); техникой браного ткань€ на кроснах, народной вышивки Ђв наборї; ручного в€зани€ с началом в 3 петли фона на 3 петли узора.
ѕри внимательном рассмотрении таких узоров у наблюдател€ возникает эффект объЄмного зрени€ (наблюдение к.т.н., акад ћјƒ≈Ќћ ј.Ќ.  омиссарова).


ѕыта€сь пон€ть механизмы возникновени€ этого эффекта, мы обнаружили закономерности в пропорциональных соотношени€х частей узора между собой. ќни св€заны с правилом равновеликости фона и узора и позвол€ют объективно сравнивать между собою символы различной формы.
Ћучше всего их иллюстрирует древнейша€ технологи€ выполнени€ текстильного орнамента Ч ручное ткачество.
ѕри работе мастера на дощечках, ниту или на по€вившемс€ в VIIIЧIX вв. бЄрдышке происходит расслоение узора на верхний и нижний горизонты, из которых в срединном пространстве сплетаетс€ орнамент.
ќн как бы иллюстрирует соединение двух начал в третьем (ЂЌебаї и Ђ«емлиї в мире людей?).
ѕри этом и верхнем и нижнем горизонтах возникает €чеиста€ структура, а в срединном пространстве Ч усечЄнное изображение орнаментальных символом.
¬ рисунке узора технологические плоскости Ђ«емлиї и ЂЌебаї выражены последовательностью сменой цветов фона и узора.
Ћинейное рассто€ние по горизонтали между каждой повтор€ющейс€ точкой орнамента, называемое в технологии выполнени€ узора его раппортом, может быть представлено в виде р€да ритмичных импульсов одной или нескольких продолжительностей типа решЄтки. ≈Є удобно назвать ритмическим р€дом, характеризующимс€ определЄнной частотой.
≈сли представить этот р€д в виде круговых (сферических) импульсов определЄнной величины (амплитуды), взаиморасположение их центров соотноситс€ между собой по закону «олотого —ечени€.
»х графическое изображение выгл€дит спиралью с последовательно и ритмично мен€ющимс€ рассто€нием между витками, общий диаметр которой определ€ет энергетическую мощность узора.
”частки импульсов, границы которых в результате их ритмического повторени€ совпадают, и образуют собственно форму орнаментального символа.
“аким образом, ритмический р€д и его спиралевидна€ структура отражают пропорциональные отношени€ внутри формы символа.
ќни определ€ютс€ начертанием символов и не завис€т от их величины, толщины и рассто€ний между ними (при условии соблюдени€ правила равновеликости фона и узора). —труктура ритмического р€да заложена траекторией рисунка и физически воплощена при изготовлении орнаментированного издели€ за счЄт микроперепадов в рассто€ни€х между уровн€ми нитей на его поверхности.
“аким образом, форма символа только выдел€ет те или другие участки ритмического р€да, представл€ющие собой не что иное, как наложенные друг на друга фрагменты границ отдельных колебаний Ч импульсов, составл€ющих спираль.
¬ зависимости от глубины просматриваемого горизонта один и тот же ритмический р€д способен дать различные очертани€ таких участков и определить тем самым разные формы видимых элементов орнамента.
”двоение, утроение (и т.д.) р€дов узора, прин€тых в технике ткачества и €вл€ющихс€ принципами образовани€ орнамента бордюрного типа, создают сложное ритмическое поле в виде сетки-скелета, из которого можно вычленить почти бесконечное число узоров.
’арактеристики ритмического р€да в большинстве €вл€ютс€ общими дл€ нескольких видов орнамента, объединЄнных одним функциональным назначением.
»нтересные наблюдени€ позвол€ет сделать региональное сопоставление ритмических р€дов и типов узоров с местными геоклиматическими услови€ми.
“ак, употребление свастики (€рги, коника) Ч символа, обладающего оригинальным ритмическим р€дом с шестигранной решЄткой, приобретает массовый характер в местах, изобилующих озерами, лесными болотами, подземными вод€ными жилами.
’арактерным примером €вл€етс€  асимовский уезд –€занской губернии, где всевозможные виды свастик буквально покрывали народную одежду с головы до п€т.
ƒанный регион характеризуетс€ аномальной геодинамикой, а из-за состава земных пород обладает повышенным естественным радиационным фоном. «десь расположен геологический район, называемый ќкско-÷нинским валом.
ќн характеризуетс€ мощными каменноугольными отложени€ми и известн€ками с развитым карстом (подземными пустотами) [ƒворов ».ћ. ѕриродные ресурсы –€занской области. Ч ћ.: Ќаука, 1965. Ч —. 41 Ч 43].
≈го территори€ практически совпадает с ареалом распространени€ знаменитых свастических понЄв, уникальных и характерных только дл€ данного региона.
ќрнаменты меандра S-образного типа, похоже, тоже характерны дл€ территорий, в пределах которых известно большое количество геологических аномалий: границы зоны широкого распространени€ S-образных композиций в народной одежде близки к границам  урской магнитной аномалии. —казанное справедливо и дл€  ольского полуострова.
Ќам удалось проследить наличие одинаковых фрагментов ритмического пол€ у узоров, выполненных на различных детал€х женской одежды и полотенец в разных местах  алужской области, территориально удалЄнных друг от друга. ‘рагменты задавали специфический ритм, видимо характерный дл€ данного региона и, надо полагать, св€занный с геоклиматическими характеристиками относительно больших территорий.
45 % всех известных мне узоров, бытовавших в конце XIX Ч начале XX вв. на территории ѕермской области, содержат характерный ритм 6 Ч 3 Ч 6 Ч 9; абсолютное большинство узоров јрхангельского кра€ включает ритм 9 Ч 3 Ч 3 Ч 3 Ч 9. ѕоследний прослеживаетс€ в 13 % случаев и на территории ѕермского кра€.
¬идимо, эти факты отражают наличие каких-то общих геоморфологических структур. ѕо нашим наблюдени€м, каждый регион характеризуетс€ наличием специфической ритмической составл€ющей в ритмическом поле узоров, характерных дл€ его территории.
ћожно предположить, что ритмический р€д узора народной одежды представл€ет собой колебательный контур, согласующий естественные колебани€ как электромагнитного пол€ человека в целом, так и отдельных внутренних органов, с электромагнитным полем «емли (а через него, возможно, и с электромагнитными пол€ми ¬селенной в целом).
ќн образуетс€ совокупностью некоторого количества сферических колебаний, имеющих, как правило, одинаковую амплитуду, но разную частоту и направленность (к человеку и от него).  онтуры взаимно гармонизируютс€, в итоге возникает гармоническое колебание определЄнной частоты, выраженное узором, а узлы вновь образованной решЄтки организуютс€ по принципу золотого сечени€.
“ака€ кратность представл€ет собой своеобразное Ђситої, пройд€ которое электромагнитные колебани€ определЄнной частоты измен€ют свои характеристики на более гармоничные и благопри€тные дл€ человеческого организма.
ѕри выполнении узора традиционными способами точные значени€ рассто€ний между узлами ЂрешЄткиї (центрами колебаний), при общем сохранении пропорциональных соотношений между ними определ€ютс€ толщиной уточной нити дл€ по€сов и тесьмы или толщиной нити основы дл€ браных узоров.
»спользование в качестве базовой единицы нити, чь€ толщина в каждом конкретном случае мен€етс€, роднит принципы выполнени€ узоров русской народной одежды с канонами и измерительными системами древнерусской архитектуры.
Ёти системы обеспечивали Ђсоразмерность образующих их параметров какому-то не€вномуЕ иррациональному размеруї („ерн€ев ј.‘. «олото ƒревней –уси. Ч ћ.: Ѕелые альвы, 1998. Ч —. 83). ¬ результате исключалось возникновение разрушительных дл€ человеческого организма резонансных €влений и обеспечивалось посто€нное воспроизводство благопри€тных ритмов, как бы их Ђоживлениеї. “ак и узоры живут в пульсирующих ритмах по законам золотого сечени€, одновременно описывающих и ритмы излучений человека, и ритмы геомагнитных полей.
‘актически ритмические р€ды и пол€ нередко изображали в народном ткачестве и в чистом виде: как круговые пол€-решЄтки на полотенцах и скатерт€х. »сследователи обычно не могут однозначно истолковать их значение. ¬ народе они известны под названи€ми Ђкраскиї, Ђморозї, Ђпаучокї или Ђ–одна€ земл€ї (белорус.).


»ногда така€ простейша€ вибрационна€ ЂрешЄткаї обрамл€ет кра€ большого узора или по€са, иногда сама €вл€етс€ изображаемым объектом. —воЄ воздействие на организм человека ритмический р€д оказывает в месте изменени€ точечного наложени€, измен€€ статическое электромагнитное поле, а также благодар€ тому, что кра€ одежды образуют замкнутое кольцо вокруг конечностей, шеи (ворот, рукава) и самого тела (по€с, подол).
¬округ человека возникает замкнутое вихревое пространство, которое, по данным врача-кинезиолога ќ.¬. ƒеева, способно губительно воздействовать на некоторые виды микрофлоры, враждебные человеку.
¬идимо, не случайно по€са в народной традиции зав€зывали не иначе, как обернув вокруг тела 2Ч3 раза.
 роме общих территориальных ритмов нами выделен р€д специфических ритмических р€дов колебаний, предназначенных дл€ размещени€ в зоне по€са, плеча, головы, подола, обладающих характерными типовыми особенност€ми.
“акими особенност€ми в первую очередь обладает Ђузор молодухиї. ¬ его исходном ритме заложены пропорции золотого сечени€, а размер (амплитуда) его ритмической спирали, казалось бы, жЄстко не задан. ќн словно бы пульсирует в числовой последовательности, €вл€€сь одновременно и минимальным, и бесконечно большим, и любым целым числом Ч точкой, промежутком между этими крайност€ми Ч как нова€ жизнь, созревающа€ в чреве будущей матери. Ќо всегда эти размеры образуют пропорции золотого сечени€.
»ногда этот ритм входит в качестве дополнительной вибрационной спирали в центральную часть некоторых орнаментальных композиций, предназначение которых Ч символическое преумножение уже имеющегос€ (урожай, достаток и т.д.).
√овор€ об Ђузоре молодухиї, невозможно не коснутьс€ темы пренатальной коррекции плода и веро€тного регулировани€ деторождени€ путЄм использовани€ текстильного орнамента на понЄве.  ак известно, классическа€ русска€ понЄва состо€ла из трЄх сшитых полотнищ, ширина которых определ€лась технологическими возможност€ми ткацкого стана и была примерно одинакова по всей –оссии.
 оличество же Ђглазковї на каждом полотнище понЄвы строго регламентировалось в зависимости от детородных возможностей женщины: 14Ч12 у молодухи; 10 Ч у замужней; 8 Ч у солдатки или вдовы; 6 Ч у женщины последетородного возраста.
ћы предполагаем, что частота образующихс€ при этом ритмических р€дов воздействовала на женский организм, помога€ справл€тьс€ с проблемами, присущими каждому из этих возрастов.
–итмическое поле орнаментальных композиций на предметах погребального назначени€ и тех, что св€заны с культом предков вообще, отличаетс€ резкой асимметрией величины импульсов в разных част€х узора. ¬ них соедин€ютс€ двеЧтри различные по диаметру ритмические спирали (используютс€ колебани€ с разными амплитудами).
ќдновременно все остальные узоры, имеющие такие же соединени€, включают в себ€ спирали с разным ритмом, но одинакового диаметра (колебани€ с одинаковыми амплитудами).
–итмические р€ды народных узоров построены преимущественно на основе чередовани€ ритмов 3, 6, 9, 15 единиц измерени€, соответствующих толщине льн€ной нити утка.
¬ более сложных и масштабных композици€х по€вл€ютс€ ритмы 18, 21, 24, 27, иногда 36 единиц.
ѕервые четыре значени€ (3, 6, 9, 15) соответствуют средним значени€м электромагнитных частот головного мозга человека Ч альфа-, бета-, дельта- и тета-ритму. Ѕольшинство остальных имеют аналоги в волновой структуре —олнечной системы и ¬селенной.
—овременна€ биорезонансна€ терапи€ использует индукционную терапию частотами токов мозга, котора€ характеризуетс€ способностью стимулировать саморегул€цию человеческого организма в результате Ђобучающего эффектаї, возникающего в ходе воздействи€ индукционных полей на отдельные отделы головного мозга человека [√отовский ё.,  осарева Ћ. и др. Ёкзогенна€ биорезонансна€ терапи€ фиксированными частотами. Ч ћ.: »медис, 2001. Ч —. 33]. Ќе исключено, что народные орнаментальные композиции обладают сходным воздействием.
—огласно данным исследований специалистов центра Ђ»медисї, частота 15 √ц соответствует частоте крупнейшего центра управлени€ человеческого организма, Ч солнечному сплетению (там же, с. 61), в то врем€ как ритм в 15 единиц характерен дл€ целого р€да народных узоров, употребл€ющихс€ при украшении по€сов.
Ќе менее примечательно, что сигналы частот спонтанной биоэлектрической активности здоровых и поражЄнных заболеванием органов человеческого организма различаютс€ симметрией: дл€ болезни характерны ассиметричные сигналы, что соответствует практике использовани€ народных узоров с описанной выше ассиметричной структурой ритмического пол€ дл€ украшени€ изделий, св€занных с миром предков и погребальным культом,.
Ќами с помощью терапевтического аппарата ЂƒиаƒЁЌ—ї (производство ≈катеринбург, –осси€)по методу ‘олл€ проведены замеры изменени€ потенциалов Ѕ јT, отвечающих за состо€ние определенных меридианов (контрольно-измерительные точки) до и во врем€ контакта с рисунками народного орнамента той области человеческого тела, котора€ прилегает к органу, св€занному с исследуемым меридианом. ƒл€ исключени€ психосоматического воздействи€ узора, исследовани€ были построены таким образом, что испытуемые не могли видеть тестируемых рисунков.
»змерени€ показали способность конкретных узоров нормализовывать параметры Ѕј“ отдельных меридианов и, следовательно, благотворно воздействовать на функционирование св€занных с ними внутренних органов человека.
“ак, максимальна€ разница между показани€ми прибора до и в ходе наложени€ рисунка Ђкрючки (лебеди)ї в проекции верхней части лЄгких и бронхов составила в одном из случаев сорок единиц Ч от значени€ Ђконечна€ дегенераци€ органаї до Ђнормыї.
ƒанную зону человеческого тела в женском народном костюме закрывают части рубахи под названием Ђполикиї и Ђоплечьеї, дл€ украшени€ которых часто использовалс€ именно этот узор.
ѕовторное наложение на ту же зону изображени€ вибрационного р€да, характерного дл€ узора Ђлебедиї, вместо самого рисунка узора, дало аналогичный эффект с разницей стимул€ции в дес€ть единиц: тридцать вместо сорока, подтвердив решающий фактор ритма ритмического р€да.
–итмический рисунок узора Ђлебедиї составл€ет комбинаци€ ритма из 3 и 9 единиц: три ритма по 3 единицы, один из 9 единиц. ¬ биорезонансной терапии частоты до 4 √ц воздействуют на кровь, лимфу, мускулы и кожу; а частота 9,4 √ц примен€етс€ »ћ≈ƒ»—ом дл€ лечени€ верхних дыхательных путей. ќстаЄтс€ только гадать, насколько случайно народное название этого узора Ђлебедиї Ч ведь птицы в народном представлении издавна символизировали стихию воздуха, которым дышит человек с помощью тех же лЄгких.
Ќаблюдаемый эффект нормализации параметров Ѕј“ всегда показывал строгое соответствие места узора в орнаментальной композиции народного костюма и области его воздействи€ на тело человека.
“ак, орнаментальные комплексы женских головных уборов состо€т из комбинаций ритма 6 и 3 единиц, причЄм последние многократно повтор€ютс€. ƒанные ритмы соответствуют частотам сна, транса и стимул€ции образного мышлени€ головного мозга человека (дельта- и тета-ритмы), а частота 6,3 √ц в практике биорезонансной терапии используетс€ дл€ воздействи€ на парасимпатическую и центральную нервную систему
—огласно диагностике упом€нутого врача-кинезиолога ќ.¬. ƒеева, данные узоры благотворно сказываютс€ на функционировании головного мозга; а проведЄнные нами замеры параметров Ѕј“ показывают, что под воздействием рисунка наблюдаетс€ эффект нормализации значений на точках гипоталамуса Ч центра вегетативной регул€ции человеческого организма.
’арактерно, что воздействие узора на соответствующий ему орган всегда имеет гармонизирующий характер и не зависит от состо€ни€ патологического процесса в органе или меридиане (истощение или перевозбуждение): в любом случае наступает нормализаци€ показаний потенциалов Ѕј“ до некоего среднего уровн€.
—огласно нашим данным, чЄтко выдел€ютс€ группы узоров с характерными ритмическими р€дами, управл€ющие функционированием центральной нервной системы, лЄгких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта, а также зоной солнечного сплетени€. Ќи одного случа€ отрицательного воздействи€ народного орнамента на организм испытуемых зафиксировано не было.
Ќа свойства узора оказывает определ€ющее вли€ние частота ритмического р€да. “ем не менее, то, на какой именно орган (группу органов) или меридиан будет оказывать положительное воздействие узор, отчасти св€зано не только с частотными параметрами и ритмом, но и с формой, а может быть, с пропорци€ми узора.
“ак, варианты узора Ђкрючкиї имеют одинаковые характеристики ритмического р€да, но гармонизирующим воздействием на дыхательные органы обладает только вариант ЂЋебедиї. ¬торой же узор св€зываетс€ с состо€нием иммунной системы человека в целом, он оказывает умеренно раздражающее действие на меридиан перикарда. ќп€ть же, жители –усского —евера считают его знаком огн€, изображаемым на женской одежде.
–езко стимулирующее, а подчас и раздражающее воздействие на меридианы оказывает и свастика (по крайней мере, вне границ тех геоклиматических зон, в которых она массово бытовала).
—в€зь между формой народного орнамента, его ритмическим р€дом и территорией распространени€ заслуживает особого внимани€, но, к сожалению, данные по характеру изменени€ деталей узоров в близлежащих област€х крайне скудны. ѕока удаЄтс€ проследить только наличие специфических ритмических составл€ющих в ритмическом поле народ ного орнамента, имеющихс€ в пределах, например, бывшей  алужской губернии; но серьЄзное толкование такой специфики из-за отсутстви€ нужной информации пока невозможно.
¬ ходе эксперимента по замеру потенциалов Ѕј“ по методу ‘олл€ мы столкнулись со следующим показательным фактом: тестируемый текстильный узор, характерный только дл€ территории исторической —кандинавии (подобных исключительно Ђместныхї узоров вообще очень немного) и обладающий необычным оригинальным р€дом, никак не про€вл€л себ€ по отношению к испытуемым, проживающим в средней полосе –оссии. ≈динственный зафиксированный факт Ђактивностиї этого узора при наложении его в области солнечного сплетени€ имел место у человекаЕ предок которого Ч скандинав, перебравшийс€ в –оссию в XVII столетии.
 олебани€, составл€ющие ритмический р€д, имеют пол€рную направленность, которую можно символически описать как взаимное направление сил Ќеба и «емли, мужского и женского, яви и Ќави Ч условных Ђплюсаї и Ђминусаї, воспринимаемых чувствительными людьми.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
–езус-фактор | «начение трансфер фактора в организме млекопитающих
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

2180 - | 1999 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.