Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ри гуны в св€щенных писани€х




 

Ўримад Ѕхагаватам, 25-€ глава 11-й песни

1. ¬ерховна€ Ћичность Ѕога сказал: Ђќ лучший среди людей, пожалуйста, послушай, как я опишу тебе, как живое существо достигает определенной природы посредством общени€ с различными материальными гунамиї.

2Ц5.  онтроль ума и чувств, терпение, проницательность, верность предписанному долгу, правдивость, милость, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность в любом состо€нии, великодушие <щедрость>, отречение от чувственного удовлетворени€, вера в духовного учител€, внутренн€€ нерасположенность к совершению неподобающего действи€, благотворительность, милосердие, простота, смирение и удовлетворение в себе самом Ц все это качества гуны благости.

ћатериальное желание, большое напр€жение, дерзость, неудовлетворенность даже в достижении желаемого, тщеславие, мольба о материальном продвижении, размышление о себе, как об особенном и лучшем, чем другие, чувственное удовлетворение, опрометчивое стремление к битве, пристрастие к слушанию похвал в свой адрес, тенденци€ унижать других, рекламирование своей собственной доблести и объ€снение своих действий, как про€вление своей силы, Ц это качества гуны страсти.

Ќестерпимый гнев, скупость, разговор, не основанный на авторитете писаний, ненависть с применением насили€, проживание паразитом, лицемерие, хроническа€ в€лость, усталость, вражда, скорбь, заблуждение, несчастье, депресси€, слишком долгий сон, ложные надежды, страх и лень составл€ют первичные качества гуны невежества. —ейчас, пожалуйста, послушай о комбинации этих трех гун.

6. ћой дорогой ”ддхава, сочетание всех трех гун природы присутствует в образе мыслей Ђ€ и моеї. ќбычные дела этого мира, которые исполн€ютс€ через посредничество ума, объекты воспри€ти€, чувства и жизненные воздухи физического тела также базируютс€ на сочетании гун.

7.  огда человек посв€щает себ€ религиозности, экономическому развитию и удовлетворению чувств, вера, богатство и чувственное удовлетворение, обретаемые посредством его усилий, демонстрируют взаимодействие трех гун природы.

 огда человек желает чувственного удовлетворени€, будучи прив€занным к семейной жизни, и когда он поэтому утверждаетс€ в религиозных и профессиональных об€занност€х, налицо комбинаци€ гун природы.

9. „еловек, про€вл€ющий такие качества, как самоконтроль, Ц считаетс€ большей частью пребывающим в гуне благости. ѕодобно этому страстный человек распознаетс€ по его вожделению, и тот, кто в невежестве, распознаетс€ по таким чертам характера, как гнев.

Ћюбой человек, будь то женщина или мужчина, который поклон€етс€ ћне с любовной преданностью, предлага€ предписанные ему или ей об€занности (как поклонение) ћне, без материальной прив€занности, должен считатьс€ пребывающим в благости.

11.  огда человек поклон€етс€ ћне своими предписанными об€занност€ми с надеждой приобретени€ материальной награды, его природа должна расцениватьс€, как наход€ща€с€ в страсти, и тот, кто поклон€етс€ ћне с желанием совершать насилие против других, находитс€ в невежестве.

12. “ри гуны материальной природы Ц благость, страсть и невежество Ц воздействуют на живое существо, но не на ћен€. ѕро€вл€€сь в его уме, они заставл€ют живое существо прив€зыватьс€ к материальным телам и другим сотворенным объектам. “аким образом, живое существо порабощаетс€.

13.  огда гуна благости, котора€ светла, чиста и благопри€тна, преобладает над страстью и невежеством, человек надел€етс€ счастьем, добродетелью <действенностью, силой, достоинством, целомудрием>, знанием и другими хорошими качествами.

 огда гуна страсти, котора€ вызывает прив€занность, отчужденность и де€тельность, побеждает благость и невежество, человек начинает т€жко трудитьс€, чтобы достичь престижа и удачи. “аким образом, в гуне страсти он переносит волнение и борьбу.

15.  огда гуна невежества побеждает добродетель и страсть, она покрывает сознание человека и делает его тупым и глупым. ¬падший в скорбь и иллюзию человек в гуне невежества долго спит, предаетс€ ложным надеждам и демонстрирует насилие против других.

 огда сознание становитс€ чистым и чувства бывают отвлечены от материи, человек ощущает бесстрашие в материальном теле и отречение от материального ума. “ы должен расценивать эту ситуацию как преобладание гуны благости, в которой каждый имеет возможность осознать ћен€.

17. “ы должен различать гуну страсти по ее симптомам Цискажению разума, вследствие слишком большой активности, неспособности воспри€ти€ чувств дл€ выпутывани€ их самих из мирских объектов, нездоровому состо€нию работы физических органов и посто€нной неуравновешенности ума.

 огда высшее осознание человека терпит крах и, в конце концов, исчезает, и он, таким образом, становитс€ неспособным концентрировать свое внимание, его ум разрушаетс€ и про€вл€ет невежество и депрессию, уныние, угнетенное состо€ние. “ы должен расценивать эту ситуацию как преобладание гуны невежества.

19. — увеличением гуны благости подобным образом возрастает сила полубогов.  огда нарастает страсть, сильными станов€тс€ демонические (существа). » с ростом невежества, о ”ддхава, возрастает сила самых безнравственных.

20. Ќужно понимать, что бдительное бодрствование происходит от гуны благости, сон со сновидени€ми Ц от гуны страсти, и глубокий сон без сновидений Ц от гуны невежества. „етвертое состо€ние сознани€ проходит через эти три и €вл€етс€ трансцендентальным.

21. ”ченые люди, посв€щенные в ведическую культуру, поднимаютс€ с помощью гуны благости все к более и более высоким позици€м. √уна невежества, наоборот, заставл€ет человека падать вниз головой все в более и более низкие рождени€. » с помощью гуны страсти человек продолжает пересел€тьс€ из одного человеческого тела в другое.

“е, кто покидает этот мир в гуне благости, идут на райские планеты, те, кто уходит в гуне страсти, остаютс€ в этом мире человеческих существ, и те, кто умирает в гуне невежества, должны отправитьс€ в ад. Ќо те, кто свободен от вли€ни€ всех гун природы, приход€т ко ћне.

23. –абота, совершаема€ как подношение ћне, без построени€ планов на счет наслаждени€ ее результатами, считаетс€ пребывающей в гуне благости. –абота, совершаема€ с желанием наслаждатьс€ ее результатами, находитс€ в гуне страсти. » работа, приводима€ в движение насилием и завистью, находитс€ в гуне невежества.

јбсолютное знание находитс€ в гуне благости, знание, основанное на двойственности, находитс€ в гуне страсти, и глупое, материалистическое знание находитс€ в гуне невежества. «нание, основанное на ћне, однако, считаетс€ трансцендентальным.

25. ѕроживание в лесу находитс€ в гуне благости, проживание в городе находитс€ в гуне страсти, проживание в игорном доме демонстрирует качество невежества и проживание в месте, где обитаю я, €вл€етс€ трансцендентальным.

–аботник, свободный от прив€занности, находитс€ в гуне благости, работник, ослепленный личным желанием, находитс€ в гуне страсти, и работник, который полностью позабыл, как отличить истинное от ложного, находитс€ в гуне невежества. Ќо работник, который прин€л убежище у ћен€, считаетс€ трансцендентальным к гунам природы.

27. ¬ера, обращенна€ к духовной жизни, находитс€ в гуне благости, вера, укоренивша€с€ в плодотворной работе, находитс€ в гуне страсти, вера, живуща€ в безбожных поступках, находитс€ в гуне невежества, но вера в ћое преданное служение чисто трансцендентальна.

ѕища, котора€ полезна, чиста и обретаетс€ без проблем, находитс€ в гуне благости, пища, котора€ приносит немедленное удовольствие чувствам, находитс€ в гуне страсти, и пища, котора€ нечиста и вызывает расстройство, болезнь, находитс€ в гуне невежества.

29. —частье, извлекаемое из самого себ€, находитс€ в гуне благости, счастье, основанное на чувственном удовлетворении, находитс€ в гуне страсти, и счастье, основанное на заблуждении и деградации, находитс€ в гуне невежества. Ќо то счастье, которое ищетс€ и находитс€ во ћне, €вл€етс€ трансцендентальным.

30. ѕоэтому материальна€ среда, место, результат де€тельности, врем€, знание, работа, исполнитель работы, вера, состо€ние сознани€, вид жизни и назначение после смерти Цвсе основываютс€ на трех гунах материальной природы.

31. ќ лучший из человеческих существ, все состо€ни€ материального быти€ св€заны с взаимодействием наслаждающейс€ души и материальной природы. Ќаблюдаемые, воспринимаемые на слух или только задумываемые в уме, они все [состо€ни€ материального быти€] без исключени€ состо€т из гун природы.

ќ благородный ”ддхава, все эти различные фазы обусловленной жизни возникают из работы, рожденной из гун материальной природы. ∆ивое существо, которое побеждает эти гуны, про€вл€емые из ума, может посв€тить себ€ ћне при помощи процесса преданного служени€ и таким образом достичь чистой любви ко ћне (Ѕогу).

33. ѕоэтому, достигнув этой человеческой формы жизни, котора€ позвол€ет каждому развить полное знание, те, кто разумны, должны освободить себ€ от всей скверны гун природы и зан€тьс€ исключительно только любовным служением ћне (Ѕогу).

Ѕлагоразумный мудрец, свободный от всего материального общени€ и не заблуждающийс€, должен покорить свои чувства и поклон€тьс€ ћне. ќн должен победить гуны страсти и невежества, занима€ себ€ только вещами (наход€щимис€) в гуне благости.

35. «атем, сосредоточенный в преданном служении мудрец должен также победить материальную гуну благости полным равнодушием к гунам. “аким образом, умиротворенна€ в своем уме духовна€ душа, свободна€ от гун природы, оставл€ет саму причину своей обусловленной жизни и достигает ћен€.

—вободное от тонкой обусловленности ума и от гун природы, рожденных из материального сознани€, живое существо становитс€ полностью удовлетворенным воспри€тием ћоей трансцендентальной формы. ќно больше не ищет материального наслаждени€ во внешней энергии, и также не размышл€ет оно и не помнит о таком наслаждении внутри себ€.

Ѕхагавад-√ита, 14 глава

01. ¬ерховна€ божественна€ личность сказал: Ђ» снова я возвещу тебе эту высшую мудрость, лучшую из всего знани€, познав которую, мудрецы достигали наивысшего совершенства.

02. ”твердившись в этом знании, человек может достичь трансцендентальной природы, подобной ћоей собственной, и тогда он уже не рождаетс€ во врем€ творени€, и уничтожение не затрагивает его.

¬с€ материальна€ субстанци€, называема€ Ѕрахманом, €вл€етс€ источником рождени€, и в этом Ѕрахмане я зачинаю все живые существа, о сын Ѕхараты, дава€ им возможность по€витьс€ на свет.

04. —ледует пон€ть, что все виды жизни, о сын  унти, происход€т из чрева этой материальной природы, и что я Ц отец, дающий сем€.

05. ћатериальна€ природа состоит из трех гун: добродетели, страсти и невежества.  огда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, о сильнорукий јрджуна, оно обусловливаетс€ этими гунами.

06. ќ безгрешный, гуна добродетели, будучи чище остальных, просветл€ет и освобождает от последствий всех грехов. Ќаход€щиес€ под вли€нием этой гуны обретают счастье и знание.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 847 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2082 - | 1831 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.