Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ќ«ЌјЌ»я. ¬от теперь, вспомнив себ€, вспомнив свою давнюю историю, можно еще раз вернутьс€ к истории недавней




„ј—“№ 1. —ќ¬≈“— ќ≈ Ќј—Ћ≈ƒ»≈

¬от теперь, вспомнив себ€, вспомнив свою давнюю историю, можно еще раз вернутьс€ к истории недавней, пр€мо предшествующей сегодн€шнему дню. ј именно, к пониманию сознани€ в советской Ќауке, но не общедоступной. ¬ любом случае это необходимо сделать и дл€ того, чтобы начать разговор о новой русской философии сознани€. ¬се-таки она вырастает, если не из корн€ советской философии, то уж точно из того времени и той среды. ј значит, делаетс€ мыслител€ми, сознание которых все еще имеет изр€дной своей частью Ђсоветское сознаниеї.

ќднако рассказывать о советском понимании мне не хочетс€. ћежду советской Ќаукой и предшествовавшей ей русской философией нет никакой св€зи. —овсем никакой, точно одну культуру срезали и подсадили вместо нее нечто инородное. “ам только боль и слезы...

«абыть о подлости той поры нельз€, но даже если попробовать закрыть на нее глаза и попытатьс€ все же пон€ть, что привнесли марксисты в понимание сознани€, обнаруживаешь, что в действительности и углубленное изучение того периода не дает ничего качественно нового, по сравнению с рассказанным о марксистском пон€тии сознани€ в начале моего исследовани€.   тому же в собственно советской ‘илософии долгое врем€ не было никого, кого можно вспомнить как личность. ‘илософи€ в советское врем€ считалась идеологической Ќаукой и была под жесточайшим управлением партии. ќтдельные порывы Ђмолодыхї философов, вроде »льенкова, не то, чтобы сказать что-то новое, а просто поговорить Ђне о томї, мгновенно гасились. ∆ива€ мысль, как это видно со стороны взгл€дом читател€, а не профессионального философа, как-то по€вл€етс€ в нашей философии лишь в конце семидес€тых, с работами ћамардашвили, Ћекторского и психолога «инченко. ¬се остальное Ч иль пусто, иль темно...

Ёто у философов.

√лава 1. —оветска€ психофилософи€ сознани€

√лава 1. —оветска€ психофилософи€ сознани€. ¬ыготский, Ћури€, Ћеонтьев

” психологов все было живее. —разу после революции ѕсихологи€ вз€ла на себ€ философские задачи, св€занные с сознанием. “ут о сознании пытались говорить и даже за€вл€ли, что говор€т новое и философское. ¬о вс€ком случае, сын ј.Ќ. Ћеонтьева издает работы своего отца как философию психологии, подава€ его как глубокого философа. —ам же Ћеонтьев посто€нно и громко пишет о сознании. ѕочему € говорю громко?

¬ойна Ѕогов. ¬ советскую пору было прин€то использовать это слово в сочетании Ђрапортовать о громких успехахї, скажем, Ђсоциалистического строительстваї.  ак иначе расценить, к примеру, такие фразы Ћеонтьева:

Ђ“рудно переоценить тот путь, который прошла советска€ психологи€ за свою полувековую историю. ћногое из того, что сейчас нами воспринимаетс€ как бесспорное, почти очевидное, было завоевано ценой напр€женной работы мысли наших первых психологов-марксистов в многочисленных исследовани€х и острых научных спорах.

ќдним из важнейших достижений советской психологии, несомненно, €вл€етс€ ее вклад в конкретно-научную разработку проблемы сознани€, как высшей, специфически человеческой формы психического отражени€ї (Ћеонтьев, Ѕорьба за проблему сознани€, с. 22).

Ёто начало статьи ЂЅорьба за проблему сознани€ в становлении советской психологииї. ∆утковатое и неумное название, хот€ и отражает действительность. Ќе было проблемы, но поборолись, и она по€вилась. „то € имею в виду?

ј то, что завоевани€ эти достигались в острых спорах как научных, так и не научных. Ќо еще страшнее, что чаще всего вообще без споров. ѕросто: нет человека, нет проблемы. ¬се эти психологи-марксисты, пишущие о сознании в первые полвека советской власти, в определенном отношении были подлецами, причем по душевной расположенности. ј именно, в отношении той самой прекрасной и бурно развивавшейс€ психологии и философии сознани€, о которой € рассказывал в предыдущем разделе. Ќи Ђтройкаї, как именовали ¬ыготского, Ћурию, Ћеонтьева, то есть основную исследовательскую команду школы ¬ыготского, ни Ђп€теркаї Ч их пр€мые помощники, ни все, кто шел за ними, Ќ»„≈√ќ Ќ≈ «Ќјё“ о том, что в –оссии были люди, которые до них думали о сознании.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1098 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1417 - | 1346 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.