Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 10. Сознание и его собственник. Шпет




Густав Густавович Шпет (1874—1937) — польский немец по происхож­дению — сейчас считается чуть ли не великим русским философом. Как говорится, фигура харизматическая, особенно для интеллигенции. Думаю, потому, что он был очень интеллигентным и очень западным мыслителем по складу ума. При жизни это вызывало отторжение у людей, которые его окружали, его плохо принимали философы и совсем не принимали психо­логи, хотя он очень много писал по психологии. Впрочем, это за рамками моего исследования, желающих отсылаю к книге В. Зинченко «Мысль и сло­во Густава Шпета».

Что же касается понимания сознания, то тут мое мнение двоится. Шпет, безусловно, был очень сильным философом. Но когда читаешь о нем в словарях


ОсновноеМоре сознанияСлои философииСлой 8

и энциклопедиях, то может сложиться впечатление, что он философ созна­ния. Там слово «сознание» сверкает чуть ли не в каждом предложении! Шпет и то сказал о сознании, и другое открыл!..

Мое мнение — Шпет для философии сознания сделал главным образом то, что ее стало невозможно читать. Да и нельзя забывать того, что он был учеником Гуссерля и искренним феноменологом. А про феноменологию у философов бытует мнение, что она занимается сознанием, а Гуссерль кри­тиковал психологизм в понимании сознания. Однако сознание феноменоло­гию занимало мало. Ей было дело до того, что говорил Декарт. Это и было сознанием феноменологии. А мнение это утвердилось в итоге недоразуме­ния: феномен — это явление. Явление — это то, что являет себя. Где? Конеч­но, в сознании. Значит, феноменология — наука о сознании. А Гуссерль и Шпет о нем и писали.

Гуссерля в сторону. А Шпет действительно часто использует слово со­знание. В сущности, первая работа, где сознанию уделена целая глава, была написана за год до Франковского «Предмета знания». Это «Явление и смысл». И я не случайно поминаю в связи с ней Франка. Рассказы о сознании у них поразительно схожи. Причем, Шпетовский чище и понятнее, будто Франк не очень удачно его пересказал.

И все же я поставил Франка вперед. Почему? Потому что Франк, хоть и явно зависим в своем понимании сознания от феноменологии, пытается говорить сам. И лишь использует феноменологическое понимание для созда­ния собственного понимания сознания. Шпет же в отношении сознания в чистом виде перелагает Гуссерлевские «Идеи». Из всей главы «Чистое созна­ние» достаточно привести одно предложение, чтобы распрощаться со Шпе-том и отправиться к первоисточникам:

«То особое бытие, на которое теперь направляется наш взор, есть то, что выше было обозначено, как cogito, сами наши переживания, сознание» (Шпет, Явление и смысл, с. 41).

Вот это сознание и оказывается «поприщем (das Feld) новой наукифено­менологии» (Там же).

Это, безусловно, сильнейшая философия современности, и Шпет как-то очень вовремя это почувствовал и оказался первым у стола, где распреде­лялись места. Возможно, за это его так и уважают сейчас. Однако, к созна­нию это имеет отношение условное, я бы сказал, кабинетное или диссертационное. А мне нужно что-то такое, что мне поможет в очищении.

Единственный живой кусок во всей книге — и тот приведен во Введе­нии. Шпет вдруг принялся воевать с прагматической наукой. Война эта стран­ная и очень похожая на то, как Лосский обещал рассказать о сознании по-сверхновому, да так и не сказал ничего, кроме все тех же профессиональных психологизмов.

«Истина современного прагматизма не в том, что так должно быть, а в том, что так есть: научное знание по существу есть знание прагматическое и даже техническое, знание pour agir! Свободное, чистое, абсолютное философское знание начал должно быть, поэтому, чистым, абсолютным, свободным от всякой


Глава 10. Сознание и его собственник. Шпет

теории, в недрах своих таящей червь прагматизма, и так как это знание именно начал, то оно должно быть знанием до-теоретическим. Таково первое и главное требование, какое мы предъявляем к основному философскому знанию.

Но откуда же оно почерпается, где его "источник"? До-теоретическому знанию науки, до-научному знанию, мы противополагаем знание обыденное. Не отсюда ли почерпаются и философские начала? Если угодно, да! Ибо это есть знание жизненное, почерпнутое из целого, еще не ограниченного ни намеками теорий, ни предписаниями рассудочного раздробления» (Там же, с. 3—4).

Здорово, любопытно, но к чему? Где это у Шпета? Сказано, чтобы шокировать профессуру, потому что это из речи на открытии Московского Общества по изучению научно-философских вопросов в 1914 году. До этого Шпет умудрился и в революцию поиграть, за что его исключали из универ­ситета. Наверное, пережиток той поры.

Считается, что основной работой Шпета, посвященной сознанию, была статья «Сознание и его собственник» (1916 г.). Статья, очевидно, писалась в ответ на вопрос Владимира Соловьева: чье сознание? И написана она заум­но и скучно.

Всю суть ее можно пересказать коротким отрывком из философского словаря:

«В 1916 году в заметках "Сознание и его собственник " Шпет пытается рассмотреть проблему субъективности сознания и приходит к выводу, что ин­туиция "Я" может быть выполнена только в широком социально-культурном контексте, где личность выступает как специфический "социальный предмет ".

Сведение всех проявлений сознания к его индивидуальному субъекту-носи­телю основано, по мнению Шпета, на чисто грамматической привычке, в дей­ствительности "собственник сознания " может быть коллективным или даже вообще отсутствовать.

В ряде работ по этнической психологии ("Введение в этническую психоло­гию", 1927) Шпет рассматривает возможности изучения различных форм "кол­лективного сознания"...» (И. Чубарев. Шпет// Русская философия. Словарь, с. 623).

Вот что оказалось действительно ценным в этой работе Шпета — это преемственность. Сами заметки не только скучны, но и полностью вторич­ны. Но Шпет и не ставит себе задачу сказать что-то новое. Он спокойно и последовательно прорабатывает своих русских предшественников, начиная с Соловьева и Лопатина, и завершает полным согласием с кн. Трубецким. Жуткий себялюбец, эгоист, показушник, в отношении философии созна­ния оказался исследователем, способным на сотворчество и совместный поиск истины.

«Но интересно, что и в чисто личных высказываниях мы сплошь и рядом подразумеваем не себя только.

Такие выражения, как "моя родина ", "мое моральное сознание ", "моя служ­ба ", "мои политические убеждения " и прочие, не только не указывают на меня как на "собственника ", но прямо внушают мысль о моем участии в соборных


Основное— Море сознания— Слои философии— Слой 8

отношениях, которые тут характеризуются указанием на "пункты ", "объеди­няющие" некоторое общное сознание. <...>

В свое время кн. С. Н. Трубецкой <...> подобрал много эмпирических аргу­ментов в пользу коллективности или соборности сознания.

У нас есть наука,как бы она ни называлась,которая имеет своим предметом сознание, "существование которого не зависит от индивида. Не по­тому, что данные этого сознания предполагают коллективный предмет, отлич­ный от индивидов, составляющих социальную группу, но потому, что они харак­теризуются признаками, которых нельзя получить единственно путем рассмотрения индивидов, как таких".

Коротко, речь идет об "образах действия, мысли и чувства, которые пред­ставляют то замечательное свойство, что они существуют вне индивидуаль­ных сознаний" Чьи же они?..» (Шпет, Сознание и его собственник, с. 110).

Как видите, он дополняет мысли Трубецкого рассуждениями Леви-Брюля из книги «Умственные функции».

«Анализ "сознаваемого сознания ", как коллективного предмета, показывает, что само Я, имрек, есть "носитель " не только своего "личного " сознания, но и общного. И он сам, конечно,различает,хотя и не всегда это легко,где он представительствует "сам"за себя и где онза свою общину.

Кн. С. Н. Трубецкой, говоря о "познании ", констатирует: "фактически, я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми"» (Там же, с. 115).

Понятие «сознаваемого сознания» — если вдуматься, это полное расхож­дение с феноменологией и кантовским cogito, как синонимом сознания. Сознавать можно только нечто, вещь или действие. Сознавая сознание, мы превращаем его в «вещь». Именно на наличие таких «вещей» в сознании и основывались взгляды Леви-Брюля на коллективные представления. В «Сверхъестественное в первобытном мышлении» он постоянно называет их реальностями. Но реальность происходит от res — вещь. Вещь эта, конеч­но, особенная. И то, что такое понятие сознания коренным образом отлича­ется от понятия его как способности сознавать, особенно заметно в намеча­емых Шпетом направлениях дальнейшего исследования.

«Соборное в его сущности и его существенные же типы есть самостоя­тельная сфера исследования. Наши выражения: моральное, эстетическое, рели­гиозное, научное и прочие сознания уже указывают направления, в которых воз­никают соответствующие проблемы, хотя это только области абстрактного и в таком виде просто заголовки целых наук» (Там же, с. 114).

Эти науки не об осознавании себя научным или религиозным. Они о коллективных представлениях членов соответствующих сообществ, и пред­ставления эти — содержание моего сознания. Потому что как бы коллектив­ны они ни были, но хранятся они в сознании живых людей. И это сознание есть «объем» и «среда», а не интенциональность.

Как сумел Шпет написать это всего через два года после учебника фе­номенологии?! Думаю, что он и не заметил, как, потому что ни на миг не


Глава 11. Сознание как целое. Асколъдов

прекращал думать, что это то же самое сознание, что у Гуссерля или Декар­та, потому что заканчивает он статью чисто феноменологически: «Во всяком случае, все это — проблемы, прежде всего, принципиального анализа самого чистого сознания и его сущности» (Там же, с. 117).

Как-то очень сильно не понимаю я феноменологию... У меня постоян­ное подозрение, философы намеренно не дают точных определений, чтобы иметь возможность всегда добавить что-то к своему предмету, как будто они это и имели в виду.

Но как бы там ни было, с таким пониманием сознания я приму и фено­менологию, как приму и то, что ее совсем не понимаю. Хотя гораздо больше мне нравится мысль, которую в заключение приводит Шпет:

«В конце концов, хитро не "собор со всеми " держать, а себя найти мимо собора...» (Там же, с. 116).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1353 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.