Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мир души




Душа

www.e-puzzle.ru

Академия Самопознания

«Тропа Троя нова»

Санкт-Петербург

 

УДК 159.922 ББК 919.88 Ш37

Серия «Школа самопознания» Художник: Я. Темная

7 Шевцов А.А.

Очищение, в 3 томах

Том 2. Душа

СПб.: Тропа Троянова; 2005. — 576 с. — (Школа самопознания)

 

Книга продолжает серию «Школа самопознания», выпускаемую Академией Самопознания, и является вторым томом трехтомника «Очищение».

Первый том был посвящен исследованию самого понятия очищение и того, что же мы очищаем в себе — организм, психику, тело, сознание? В основном, он был посвящен Сознанию. Второй том посвящен Душе.

«Человечество медленно забывает не только что такое душа, но и само это слово. Оно уходит из быта, и современный человек предпочитает говорить о вторых, третьих или астральных, ментальных и тому подобных телах, о космическом организме, лептонной сущности, полевых структурах... Означает ли это, что он говорит не о душе?»

«Люди определенно признают или признавали возможность очищения души. Это помнит народный язык, это звучит из уст людей, обладающих мистическим опытом».

«Очищение души каким-то образом постоянно соотносилось с самопознанием. Движение к тому, что является самой сердцевиной личности человека, считать ли ее Я или присутствием Божиим в себе, требует очищения».

«Если человечество постоянно рассматривает очищение души как очищение сознания, то означает ли это, что речь идет об одном и том же? Или же существует какая-то связь между этими двумя явлениями?»

 

Исследование в книге ведется в ключе культурно-исторической психологии, а значит, автор рассматривает не просто представления философов, психологов, богословов, мистиков о душе, но то, как это легло в собственные его представления и представления взрастившей его, а значит, и нас, культуры. Поэтому книга сама — пример прикладного очищения.

Для всех интересующихся самопознанием, психологией и философией.

 

УДК 159.922 ББК 919.88

© А.А.Шевцов, 2005

© Издательство «Тропа Троянова», 2005

© Я. Темная, обложка, 2005

ISBN 5-89798-036-5

 

СОДЕРЖАНИЕ


Земную жизнь пройдя до половины 3

Мир души 5

КРУГ ПЕРВЫЙ.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ БЫТОВЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ

Введение 9

Глава 1. Самый первый слой понятия о душе 9

Глава 2. Уточнения первого понятия 13

Глава 3. Карта пути 14

Глава 4. Стоит ли возиться со словарями? 19

КРУГ ВТОРОЙ. ПРОСТОНАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ДУШИ

[Простонаучное понятие души] 25

Глава 1. Все врут календари 27

Глава 2. Общедоступная философия 30

Глава 3. Общедоступная теология и Научный атеизм 34

Глава 4. Религиоведение 38

КРУГ ТРЕТИЙ. НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ДУШИ

[Научное понятие души] 45

Глава 1. Психология души. Шабельников 46

Глава 2. Психология без души 51

Глава 3. Начало бездушной психологии. Чернышевский 53

Глава 4. Кому и как резать душу? Сеченов 55

Глава 5. Эмпирическая «Психология без души» Николая Ланге 62

Глава 6. Бесовские сумерки России 67

Глава 7. Рефлекс рефлексов вместо души. Выготский 73

Глава 8. Заключение Души в советской психологии 78

Надежда Русской психологии в третьем круге 83

Глава 1. Слово о душе. Волков 85

Глава 2. Рациональный анализ души. Мазилов 90

Глава 3. Духовный организм Владимира Зинченко 94 Содержание

КРУГ ЧЕТВЕРТЫЙ. НАУЧНАЯ И ДУХОВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

[Научная и духовная философия] 105

Слой первый. Философия светская и научная 113

Русский восемнадцатый век 113

Глава 1. Начало 113

Глава 2. Просвещение 119

Глава 3. Философические предложения Якова Козельского 125

Глава 4. О невещественности души Дмитрия Аничкова 129

Глава 5. Наука о душе Ивана Кандорского 136

Глава 6. Русское вольтерьянство. Василий Лёвшин 139

Заключение души в XVIII веке 145

Век девятнадцатый, 147

Глава 1. Мечтао философии. Чаадаев 147

Глава 2. Вопрос о душе — вопрос о сознании. Ушинский 154

Глава 3. Задачи науки о душе. Кавелин 165

Глава 4. Логика науки о душе. Владиславлев 171

Глава 5. Дух осуществившийся. Соловьев 177

Глава 6. Мировая душа. С. Н. Трубецкой 183

Глава 7. Субстанция души. Лопатин 191

Глава 8. Споры о душе 204

Глава 9. Психическая энергия. Грот 208

Глава 10. Мозгидуша. Челпанов 219

Глава 11. Дореволюционные словари 225

Глава 12. Душа человека. Франк 229

Слой второй. Русская религиозная философия 235

Глава 1. Рассуждение о безбожии. Прокопович 237

Глава 2. Узнай себя. Сковорода 239

Глава 3. Вера и душа. Хомяков 246

Глава 4. Наука самопознания или психология. Карпов 249

Глава 5. Не сокрыть мыслей и чувствований. Голубинский 256

Глава 6. Светоносный образ. Авсенев 266

Глава 7. Вольф и русское вольфианство 273

Глава 8. Происхождение души. Гогоцкий 279

Глава 9. Душа как идея. Юркевич 284

Глава 10. Сердце Юркевича 290

Глава 11. Рациональное доказательство бессмертия души. КудрявцевПлатонов 296 Содержание

Глава 12. Психия под формою сознания. Несмелов 300

Глава 13. Завершение круга религиозной философии. Карсавин, Ильин.... 306

КРУГ ПЯТЫЙ. ТЕОЛОГИЯ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ

[Теология, или Богословие] 311

Слой первый. Внешний 315

Глава 1. Богословские словари 315

Глава 2. Популярные издания 320

Глава 3. Наукоподобное богословие. Ничипоров 323

Глава 4. Христианская психотерапия. Невярович 327

Глава 5. Православная психотерапия Митрополита Иерофея 333

Слой второй. Современное богословие 345

Часть первая. Зарубежные православные богословы 345

Глава 1. Случайно воплотившись. Каллист(Уэр) 346

Глава 2. Душа после смерти. Серафим (Роуз) 353

Глава 3. Неустрашимость души 357

Глава 4. Храни себя как рай. Николай Ким 366

Глава 5. Второе поколение православной эмиграции. Мейендорф 371

Глава 6. Первое поколение эмигрантов. Зеньковский 375

Глава 7. Мистическое богословие. Владимир Лосский 380

Часть вторая. Отечественные богословы 385

Глава 1. Последний рыцарь. Александр Мень 385

Глава 2. О духе, душе и теле. Войно-Ясенецкий 388

Глава 3. Основы искусства святости. Епископ Варнава 392

Слой третий. Богословие прежней России 398

Глава 1. Воспринятый огнь. Феофан Затворник 398

Глава 2. Что есть духовная жизнь 403

Глава 3. Слово о человеке. Игнатий Брянчанинов 407

Глава 4. Спор о вещественности души 415

Глава 5. Догматическое богословие. Митрополит Макарий 421

Глава 6. Состав человека 427

Заключение Богословия 430 Содержание

КРУГ ШЕСТОЙ. МИСТИКА

Самое общее понятие о мистике 435

Слой первый. Русская мистика 437

Глава 1. Правящее представление 440

Глава 2. Уточнения. Тихоплавы 445

Глава 3. Контактерское пограничье 450

Глава 4. Мистический постмодернизм. Гантимуров 452

Глава 5. Научное пограничье. Искаков 457

Глава 6. Сколько весит душа 464

Слой второй. Американская мистика 467

Глава 1. Великие шестидесятники 468

Глава 2. Смерть и умирание. Кюблер-Росс 473

Глава 3. Жизнь после жизни. Моуди 476

Глава 4. Путешествия души. Ньютон 483

Глава 5. Мир Душ 487

Глава 6. Учеба и самопознание 495

Глава 7. Что-то тут не так! Кэннон 499

Глава 8. Путешествия вне тела. Монро 503

УРОКИ ОЧИЩЕНИЯ

[Уроки очищения] 511

Глава 1. Исходное мировоззрение Монро 511

Глава 2. Иное Мировоззрение! 518

Глава 3. Секс и энергия 521

Глава 4. Два мозга Боба Монро 526

ВЫВОДЫ

[Выводы] 533

Заключение 538

УКАЗАТЕЛИ:

Именной указатель 539

Предметный указатель 544

Список литературы 563


 

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Это начало Дантова рассказа о его путешествии сквозь царство душ в поисках Души.

Ясно, что это путешествие по пространствам сознания, ведь «Комедия» его не содержит в себе ничего, кроме представлений об устройстве мира, как он виделся людям к началу XIV века. И значит, это продолжение все того же путешествия Одиссея в поисках себя.

Считается, что Данте определял для себя половину жизни как тридцать пять лет и тем самым относил написание книги к 1300 году. Но на самом деле он написал ее в 1307 году. И даже если он действительно верил, что вторая половина жизни началась для него в 35 лет, это все-таки лишь круглая дата, удобная для подсчетов и чарующая своей математической завершенностью. Действительная же половина его жизни, на мой взгляд, наступила чуть позже — в 1302 году, когда он перевалил за 37 лет.

Дело в том, что в 1302 году он был изгнан из родной Флоренции и заочно приговорен победившей там партией «черных» к смерти. На этом рубеже 37—38 лет «легло», как сказал Владимир Высоцкий, поразительно много художников. Похоже, он как-то связан с исчерпанностью их творческого гения. Те же, что «проскочили», либо не были большими художниками, либо еще не исполнили то, зачем пришли. И Данте был среди последних.

Что же касается половины жизни, решайте сами, что ею считать. Но мне кажется, вторая половина начинается тогда, когда ты переваливаешь какую-то незримую вершину, и вдруг, в распахнувшемся перед тобой пространстве твоей будущей жизни, тебе приходит глубокое прозрение смерти. Это значит, что с этого места ты видишь конец своей жизни. И как бы далеко он ни отстоял, теперь ты идешь к нему.

Возможно, все это определяется самим тобой. Когда-то, еще до рождения, отправляя себя в это путешествие, ты не рассчитывал на жизнь дольше, потому что нам нужно не больше, чем нужно. Чем нужно для того, чтобы сделать дело, ради которого мы сюда пришли. И значит, мы вполне можем определять меру жизненных сил, которую считаем достаточной для избранного тела. Если не предавать себя, то их должно с лихвой хватить на задуманное...

«Божественная комедия» поразительно подходит для продолжения моего исследования. И сам Данте, задумавшийся о себе и движущийся сквозь Чистилище из Ада в Рай своего сознания, — лучший проводник по мирам душ. И созданный им образ проводника — великого римского поэта и провидца Вергилия — будто принимает нас из рук Гомеровского Тиресия, к которому направила меня вместе с Одиссеем заботливая Кирка в конце предыдущей книги *.

Огромные пласты культурных и исторических представлений, живущие во мне, будоражатся этой великой песней. И если «Одиссея» была повестью о возвращении к себе, песня Данте — это подробный рассказ о той части путешествия Улисса, где он познает себя как душу или как дух.

В самой же первой песне «Божественной комедии» есть упоминания того, что является предметом моего исследования: Душа, Дух, Души, Духи и ДУША. Именно в такой последовательности:

Я увидал, едва глаза возвел, Что свет планеты, всюду путеводной, Уже на плечи горные сошел, Тогда вздохнула более свободной И долгий страх превозмогла душа, Измученная ночью безысходной.

Так и мой дух, бегущий и смятенный,

Вспять обернулся, озирая путь,

Всех уводящий к смерти предреченной.

И с ним волчица, чье худое тело, Казалось, все алчбы в себе несет; Немало душ из-за нее скорбело.

И ты услышишь вопли исступленья И древних духов, бедствующих там, О новой смерти тщетные моленья.

Но если выше ты захочешь взвиться, Тебя ДУША достойнейшая ждет: С ней ты пойдешь...

Это все слова Вергилия — души, вызвавшейся быть проводником в царстве душ. Древний мудрец знает, какие шаги нужно совершить, чтобы найти ту Душу, ради которой предпринято это путешествие.

 

* Шевцов А.А. Очищение. В 3 томах. — Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание. — СПб.: Тропа Троянова, 2004.

 

МИР ДУШИ

Исследовать душу полагается психологу, и я буду работать как психолог — в ключе культурно-исторической психологии, изучая не как некую естественнонаучную абстракцию, а как собственные представления. И представления взрастившей меня культуры.

Мир души состоит для меня из множества кругов, которые уходят куда-то вглубь. Конечно, в глубь моего сознания, я это понимаю, но как это похоже на то, что рисовал великий Дант! Заглядывая туда, я будто погружаюсь в какие-то сумрачные пространства или миры. Это тоже верно, потому что именно эти круги и составляют слои моих представлений о душе и ее жизни, складывающиеся в мой Образ мира.

Но Образ мира никогда не бывает единичным или единственным. Когда психологи говорят: образ или модель мира, — хочется спросить: какого? О чем речь? Ведь образы миров отражают как мир-природу, так и те миры, в которые мы уходим своими мечтами или воображением. И что очень важно, эти миры тоже действительность. Пусть действительность моего сознания. Но кто знает, что такое сознание?

Единственное, в чем я уверен относительно этих миров, это в том, что в них живет моя душа. И она так ценит их, что может отречься от этого тела и этого мира, если ее понудят предать те якобы несуществующие миры.

Поэтому я подхожу к своему погружению, как к священнодейству. Я знаю, где-то тут, прямо где я сейчас озираюсь в своем ослеплении, находится вход в глубинный Храм Души. Вход этот засыпан обломками позднейших эпох и следами моих ошибок. Но это все несущественно. Его можно раскопать, очищая этаж за этажом, круг за кругом. И даже если в итоге моего исследования выяснится, что душа недоступна очищению, само обретение ясного понятия о ней и о себе будет для меня достаточной наградой. Впрочем, и очищением тоже.

И начну я с самой поверхности. С самых привычных бытовых и просто-научных представлений о душе.

 

КРУГ ПЕРВЫЙ. ПОВЕРХНОСТНЫЕ БЫТОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ

КРУГ ВТОРОЙ. ПРОСТОНАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ДУШИ

23

КРУГ ТРЕТИЙ. НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ДУШИ

43

КРУГ ЧЕТВЕРТЫЙ. НАУЧНАЯ И ДУХОВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

103

КРУГ ПЯТЫЙ. ТЕОЛОГИЯ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ

309

КРУГ ШЕСТОЙ. МИСТИКА

433 УРОКИ ОЧИЩЕНИЯ

509 ВЫВОДЫ

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1573 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2339 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.