Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„асть II. ѕсихические процессы. ѕроцессы воображени€, как и процессы пам€ти, могут различатьс€ по степени произвольности, или преднамеренности




11.2. ¬иды воображени€

ѕроцессы воображени€, как и процессы пам€ти, могут различатьс€ по степени произвольности, или преднамеренности.  райним случаем непроизвольной рабо≠ты воображени€ €вл€ютс€ сновидени€, в которых образы рождаютс€ непреднаме≠ренно и в самых неожиданных и причудливых сочетани€х. Ќепроизвольной в сво≠ей основе также €вл€етс€ де€тельность воображени€, развертывающа€с€ в полу≠сонном, дремотном состо€нии, например перед засыпанием.

ѕроизвольное воображение имеет дл€ человека гораздо большее значение. Ётот вид воображени€ про€вл€етс€ тогда, когда перед человеком стоит задача со≠здани€ определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со сторо≠ны. ¬ этих случа€х процесс воображени€ контролируетс€ и направл€етс€ самим человеком. ¬ основе такой работы воображени€ лежит умение произвольно вызы≠вать и измен€ть нужные представлени€.

—реди различных видов и форм произвольного воображени€ можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

¬оссоздающее воображение про€вл€етс€ тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. — этим видом воображени€ мы сталкиваемс€, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимс€ с ли≠тературными геро€ми. —ледует отметить, что воссоздающее воображение форми≠рует не только зрительные представлени€, но и ос€зательные, слуховые и т. д. “ак, чита€ описание ѕолтавской битвы в поэме ј. —. ѕушкина Ђѕолтаваї, мы отчет≠ливо представл€ем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой бараба≠нов, запах пороха.

„аще всего мы сталкиваемс€ с воссоздающим воображением, когда необходи≠мо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. ќднако быва≠ют случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользу≠€сь словами, а па основе схем и чертежей. ¬ этом случае успешность воссоздани€ образа во многом определ€етс€ способност€ми человека к пространственному во≠ображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. —ле≠довательно, процесс воссоздающего воображени€ тесно св€зан с мышлением че≠ловека и его пам€тью.

—ледующий вид произвольного воображени€ Ч творческое воображение. ќно характеризуетс€ тем, что человек преобразует представлени€ и создает новые не по имеющемус€ образцу, а самосто€тельно намеча€ контуры создаваемого образа и выбира€ дл€ него необходимые материалы. “ворческое воображение, как и вос≠создающее, тесно св€зано с пам€тью, поскольку во всех случа€х его про€влени€ человек использует свой предшествующий опыт. ѕоэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. ѕри воссоздающем воображе≠нии зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполн€ть заданный образ де€тельностью своего творческого воображени€.

ќсобой формой воображени€ €вл€етс€ мечта. —уть данного типа воображени€ заключаетс€ в самосто€тельном создании новых образов. ѕри этом мечта имеет р€д существенных отличий от творческого воображени€. ¬о-первых, в мечте че-

√лава 11. ¬оображение Х 287

Ёто интересно „то такое творческа€ личность? Ќе задумывались ли вы о том, почему однилюди способны к творчеству (обычно их назы≠вают творческими личност€ми Ч “Ћ), а другие нет? „аще всего это €вление стараютс€ объ€с≠нить различным уровнем развити€ воображе≠ни€. ¬оображение всегда присутствует в твор≠честве. Ѕез развитого воображени€ не может быть продуктивной творческой де€тельности. ћожно ли управл€ть развитием воображени€ и сформировать в человеке способности к твор≠честву? јвторы книги Ђ ак стать гениемї √. јльтшуллер и ». ¬ертким на этотвопрос отвечаютположительно. Ђ»сследовано около 1000 биографий, выде≠лены общие моменты, и получилась така€ кар≠тина: всю жизнь “Ћ можно представить цепоч≠кой ходов, шагов. ¬оспользуемс€ аналогией с шахматной партией и разыграем условную ин≠тегральную шахматную партию “ворческа€ лич≠ность Ч ¬нешние обсто€тельства. “ворческа€ личность стремитс€ к творческой цели, а внеш≠ние обсто€тельства однозначно мешают ей. “о есть, конечно, бывает, что в какой-то момент времени “Ћ получает помощь, поддержку от внешней среды, но это благополучный случай, здесь нет проблем. ј проблемы вот: “Ћ сдела≠ла один ход Ч в ответ получила мат, три хода, четыре хода Ч вот така€ игра... “ак вот один из первых ходов называетс€ "встреча с чудом". “Ћ очень важно выйти на свою дорогу как мож≠но раньше, сделать это легче в 5-7Ч10-12 лет, чем в 55 и старше. ’от€ шансы остаютс€, пока человек жив. ¬стреча с чудом Ч что это такое? »ногда человек наталкиваетс€ на какую-то вещь, самую разнообразную вещь, котора€ запечатлеваетс€ у него в сердце и накладывает отпечаток на всю последующую де€тельность. Ќа становление человека, на превращение про≠стого человека в личность с большой буквы. ¬от простой пример. Ўлиман увидел книгу "ѕаде≠ние “рои". Ќа обложке был рисунок Ч кре≠пость, огонь, воин с мечами... ¬се это было на≠столько здорово нарисовано, что ребенок по≠шел к отцу и стал ему объ€сн€ть, какие он прочитал интересные вещи. ≈му было 5-7 лет. ќтец сказал, что это сказка, легенда, выдумка художника. Ўлиман-младший не спорил с па≠пой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть Ч откуда же художник знал?  ороче говор€, к вечеру этого дн€ Ўлиман прин€л решение посв€тить свою жизнь раскоп≠кам “рои, открыть дл€ человечества пласт новой культуры. » он осуществил это, он шел длинным путем, но Ўлиман стал Ўлиманом, стал Ћич≠ностью, когда ему было 5-7 лет. ¬озникает проблема: нельз€ ли поставить искусственный эксперимент? Ќельз€ ждать и рассчитывать на то, что ребенок  

 

ловек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаютс€ желани€ их создател€. ¬ мечтах находит свое образное выраже≠ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремитс€. ¬о-вторых, мечта Ч это процесс воображени€, не включенный в творческую де€тельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведени€, научного открыти€, технического изобретени€ и т. д.

√лавной особенностью мечты €вл€етс€ то, что она направлена на будущую де€тельность, т. е. мечта Ч это воображение, направленное на желаемое будущее. ѕричем следует различать несколько подтипов данного вида воображени€. „аще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определ€ет пути достижени€ задуманного. ¬ этом случае мечта €вл€етс€ активным, произ≠вольным, сознательным процессом.

Ќо существуют люди, дл€ которых мечта выступает в качестве замещени€ де€тельности. »х мечты остаютс€ только мечтами. ќдна из причин этого €влени€, как правило, заключаетс€ в тех жизненных неудачах, которые они посто€нно терп€т. ¬ результате р€да неудач человек отказываетс€ от исполнени€ своих планов





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 317 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1301 - | 1223 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.