Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„асть II. ѕсихические процессы. ќщущени€ св€зывают человека с внешним миром и €вл€ютс€ как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развити€




ќщущени€ св€зывают человека с внешним миром и €вл€ютс€ как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развити€. ќднако несмотр€ на очевидность этих положений, они неоднократно подверга≠лись сомнению. ѕредставители идеалистического направлени€ в философии и психологии нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником на≠шей сознательной де€тельности €вл€ютс€ не ощущени€, а внутреннее состо€ние сознани€, способность разумного мышлени€, заложенные от природы и не зави≠симые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Ёти воззрени€ легли в основу философии рационализма. —уть ее заключалась в утверждении о том, что сознание и разум Ч это первичное, далее не объ€снимое свойство чело≠веческого духа.

‘илософы-идеалисты и многие психологи, €вл€ющиес€ сторонниками идеа≠листической концепции, нередко делали попытки отвергнуть положение о том, что ощущени€ человека св€зывают его с внешним миром, и доказать обратное, парадоксальное положение, заключающеес€ в том, что ощущени€ непреодолимой стеной отдел€ют человека от внешнего мира. ѕодобное положение было выдви≠нуто представител€ми субъективного идеализма (ƒ. Ѕеркли, ƒ. ём, Ё. ћах).

». ћюллер, один из представителей дуалистического направлени€ в психоло≠гии, на основе вышеупом€нутого положени€ субъективного идеализма сформу≠лировал теорию Ђспецифической энергии органов чувствї. —огласно этой теории, каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, €зык) не отражает воздействи€ внеш≠него мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружаю≠щей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. —огласно этой теории, каждый орган чувств обладает сво≠ей собственной Ђспецифической энергиейї, возбуждаемой любым воздействием, доход€щим из внешнего мира. “ак, достаточно нажать на глаз или воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно меха≠нического или электрического раздражени€ уха, чтобы возникло ощущение зву≠ка. »з этих положений делалс€ вывод, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаютс€ от них, и человек воспринимает не объектив≠ные воздействи€ внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состо€≠ни€, отражающие де€тельность его органов чувств.

Ѕлизкой была точка зрени€ √. √ельмгольца, который не отвергал того, что ощу≠щени€ возникают в результате воздействи€ предметов на органы чувств, но счи≠тал, что возникающие вследствие этого воздействи€ психические образы не име≠ют ничего общего с реальными объектами. Ќа этом основании он называл ощуще≠ни€ Ђсимволамиї, или Ђзнакамиї, внешних €влений, отказыва€сь признать их изображени€ми, или отображени€ми, этих €влений. ќн считал, что воздействие определенного объекта на орган чувств вызывает в сознании Ђзнакї, или Ђсим≠волї, воздействующего объекта, но не его изображение. Ђ»бо от изображени€ тре≠буетс€ известное сходство с изображаемым предметом... ќт знака же не требуетс€ никакого сходства с тем, знаком чего он €вл€етс€ї.

Ћегко видеть, что оба этих подхода привод€т к следующему утверждению: че≠ловек не может воспринимать объективный мир, и единственной реальностью €в≠л€ютс€ субъективные процессы, отражающие де€тельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые Ђэлементы мираї.

√лава 7. ќщущение Х 169

ѕодобные выводы были положены в основу теории солипсизма (от лат. solus Ч один, ipse Ч сам) сводившейс€ к тому, что человек может познать только самого себ€ и не имеет никаких доказательств существовани€ чего-то иного, кроме него самого.

Ќа противоположных позици€х сто€т представители материалистического направлени€, считающие возможным объективное отражение внешнего мира. »зучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе дли≠тельного исторического развити€ сформировались особые воспринимающие орга≠ны (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движени€ материи (или видов энергии): слуховые рецепторы, отражающие звуковые колебани€; зрительные ре≠цепторы, отражающие определенные диапазоны электромагнитных колебаний,. и т. д. »зучение эволюции организмов показывает, что на самом деле мы имеем не Ђспецифические энергии самих органов чувствї, а специфические органы, объек≠тивно отражающие различные виды энергии. ѕричем высока€ специализаци€ раз≠личных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строени€ пе≠риферической части анализатора Ч рецепторов, но и высочайшую специализацию нейронов, вход€щих в состав центральных нервных аппаратов, до которых дохо≠д€т сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

—ледует отметить, что ощущени€ человека Ч это продукт исторического раз≠вити€, и поэтому они качественно отличаютс€ от ощущений животных. ” живот≠ных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивны≠ми потребност€ми. ” многих животных отдельные виды ощущений поражают сво≠ей тонкостью, однако про€вление этой тонко развитой способности ощущени€ не может выйти за пределы того круга объектов и их свойств, которые имеют непо≠средственное жизненное значение дл€ животных данного вида. Ќапример, пчелы способны гораздо тоньше, чем среднестатистический человек, различать концент≠рацию сахара в растворе, но этим и ограничиваетс€ тонкость их вкусовых ощуще≠ний. ƒругой пример: €щерица, котора€ способна слышать легкий шорох ползуще≠го насекомого, никак не будет реагировать на очень громкий стук камн€ о камень.

” человека способность ощущать не ограничена биологическими потребност€≠ми. “руд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потреб≠ностей, а в де€тельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, посто€нно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. ѕоэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружаю≠щих его предметов, чем животное.

7.2. ¬иды ощущений

—уществуют различные подходы к классификации ощущений. »здавна прин€≠то различать п€ть (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо≠н€ние, вкус, ос€зание, зрение и слух. Ёта классификаци€ ощущении по основным модальност€м €вл€етс€ правильной, хот€ и не исчерпывающей. Ѕ. √. јнаньев го≠ворил об одиннадцати видах ощущений. ј. –. Ћури€ считает, что классификаци€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 356 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1186 - | 1151 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.