Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оенные походы “имура

¬ феврале 1386 года среднеазиатский эмир “имур99 (Ђћирозавоевательї Ч как характеризует его персидский историк –ашид ад-ƒин100) захватил “ифлис, и оттуда начал наступление на горные племена пшавов, хевсуров, гудамакаров вплоть до ƒарь€ла. ёжные осетины выступили на стороне “имура против грузинского эристава ¬ирхел€. ∆итель одного из осетинских аулов по имени ’ареба собрав людей в окрестных селени€х собиралс€ напасть на ¬ирхел€. ќпустошив грузинские владени€, “имур отправил пленных в —амарканд, а сам направилс€ в —ирию.101

»значально “амерлан оказывал серьезную поддержку золотоордынскому хану “охтамышу102. ќднако со временем “охтамыш стал организовывать набеги на владени€ “имура. ¬ составе войск “охтамыша находились и осетины-аланы.103 ƒл€ того, чтобы решить возникшую проблему, в 1395Ц96 годах “имур вновь по€вл€етс€ на  авказе. „ерез ƒербент войска “имура вступили в пределы јлании и остановились на подходе к ƒжулату Ч богатейшей провинции «олотой ќрды. «десь огромна€ арми€ “имура пополнила провиант и запаслась кормом дл€ своей конницы. Ќа “ереке произошло крупнейшее сражение, в котором “имур разгромил главные силы хана “охтамыша, и, как сообщает летописец, Ђ...зеленью меча заставил на побеге счасть€ распуститьс€ бутон победыї.104

ѕерсидский историк Ќизам ад-ƒин Ўами, сопровождавший “имура во врем€ его завоевательных походов, оставил первое полное описание всей его де€тельности Ђ«афар-намэї (Ђ нига победї). Ђ«афар-намэї повествует о том, что в 798 году хиджры (16.X.1395 Ч 04.X.1396), после успешного разгрома войск “охтамыша на реке “ерек, “имур послал мирзу ћухаммад-—ултана, мирзу ћираншаха и эмира ƒжеханшаха-бахадура на завоевание черкесов. ќни разгромили несколько черкесских селений и вернулись к “имуру с захваченной добычей.

ќбрадованные первым успехом, завоеватели стали продвигатьс€ вглубь черкесских территорий. ѕроруба€ дорогу в лесных заросл€х, войска “имура вступили в ѕриэльбрусье. «десь они захватили много крепостей, которые оборон€ли адыгские народы, исповедующие в своем большинстве природные политеистические культы. Ќизам ад-ƒин Ўами пишет: Ђ¬се это были области эльбурзцев105, и крепости их были на вершинах гор, а дороги к ним крайне трудны и т€желы, так что из-за их большой высоты у наблюдающего темнело в глазах, а у смотр€щего шапка падала с головыї.106 “юрки Ђмного сражались с врагами веры и вз€ли бесчисленную добычу из имущества неверныхї. ¬став лагерем у подножи€ Ёльбруса, в течение нескольких дней они праздновали победу, Ђи срывали лепестки розы весель€ с цветника победы и одолени€ї.107

 огда же, после этих завоеваний, Ђмысли “имура успокоилисьї, то, по сообщению его летописцев, Ђ¬ намерении покорить неверных, знам€, мир завоевывающее, направилось на Ѕуриберди и Ѕурихана, который был правителем народа €совї.108 √рузинска€ летопись сообщает, что самое опустошительное нашествие на јланию было предприн€то “имуром в 1400 году в св€зи с тем, что военные отр€ды аланов-овсов выступили против него в поддержку разор€емой √рузии.109

ѕо пути войска “имура выжигали лесные просеки, добира€сь до горных ущелий и разор€€ наход€щиес€ в них аланские крепости. ќгнем и мечом утверждал “имур свое господство среди народов центральной и западной части —еверного  авказа. ≈го войска разрушали города и селени€, вывозили ценности, а пленных обращали в рабство. ¬ соседней с ќсетией √рузии Ђсколько ни было храмов, церквей и крепостей Ч все до основани€ разрушили и всю √рузию полонили..., и она была разорена и расхищена, и вс€ческие силы и утешени€ ниоткуда не находила...ї.110 Ќа долгие годы (даже после того как войска “имура покинули  авказ) у грузинских феодалов сохранилс€ обычай взимать Ђс каждого дымаї подать-маль, котора€ в грузинских жалованных грамотах-гуджарах называлась Ђтатарскойї. » только сын √еорги€ VII јлександр Ѕагратид111 прекратил этот обычай, потребовав: Ђѕосле нас какие будут цари и владетели, дл€ них мали никому не собиратьї. ѕравда, при этом јлександр оговорил, что Ђесли же придет орда и от татар будет вновь насилие, то разве за неразрушение крепостей и церквей, за неопустошение областей и земель может быть собрано мали, но отнюдь не на какую-либо потребностьї.112

ѕоходы “имура, проводившиес€ им под знаменем джихада,113 завершились дл€ ќсетии почти поголовным истреблением населени€. ѕольска€ хроника так описывает результаты его вторжений в страну алан: Ђ¬ ней нет поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассе€ны по чужим област€м при нашествии варваров, а там погибли или были истреблены. ѕол€ јлании лежат широким простором. Ёто пустын€, в которой нет владельцевї.114

ѕам€ть о жестоком “имур-ленге (осетинска€ калька Ђ∆хсахъ-“емурї Ч Ђ’ромой “имурї) сохранилась в осетинской топонимике. —вое название от этого периода сохранил приток “ерека река √изель. ќсетинское предание рассказывает, что на берегу этой реки состо€лось кровопролитное сражение между аланами и войсками “имура. ¬ этой битве пало столько воинов с обеих сторон, что река стала красной от цвета крови. ќт тюркского слова Ђ изилї (Ђ расный) произошло и осетинское название ƒжызæл (√изель).115

»з поколени€ в поколение у осетин ƒигорского ущель€ передаетс€ предание о героической женщине, «адалеской ћатери (Ќана), котора€ собирала на пепелищах осиротевших после нашестви€ “имура детей. ќна увела их в горы и спр€тала в пещере, защища€ от диких зверей. ¬ыросшие дети стали родоначальниками осетинских фамилий, основавшими новые селени€ в разрушенной “амерланом јлании. Ѕолее чем через шесть столетий, в 2000 году, благодарные потомки основали в селении «адалеск »рафского района, куда по преданию увела Ќана сирот, этнографический музей Ђ«адалески Ќанаї. ј пещера, где пр€тались и выживали будущие строители новой ќсетии, пользуетс€ св€щенным почитаниеем всех жителей ƒигории. ≈жегодно, в июле, здесь широко отмечаетс€ празднество ¬еликой ќсетинской ћатери.

ƒолгое врем€ после нашествий “амерлана ќсети€-јлани€ не могла подн€тьс€, и так и не восстановила вплоть до ’I’ века своего былого величи€. –елигиозный фанатизм и жестокость, про€вленна€ “имуром по отношению к к€фирам (часть из которых, впрочем, уже была мусульманами) на долгие годы стали дл€ осетин своеобразной прививкой против обращени€ в ислам. ћожно согласитьс€ с осетинским этнографом ¬.’. “меновым, который считает, что Ђв создавшихс€ услови€х у алан-осетин происходит смена идеологического курса, они в основе своей возвращаютс€ к старым общинным культамї.116

—мерть “имура (1405) и постепенный распад «олотой ќрды привели к возвышению на —еверо-восточном  авказе дагестанских феодалов, а на —еверо-западном  авказе и центральной части —еверного  авказа Ч к укреплению позиций кабардинских кн€зей.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ћонгольские завоевани€. «олота€ ќрда и ее вли€ние на ислам у осетин | –оль  абарды в исламизации осетин
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 386 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1554 - | 1360 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.