Лекции.Орг
 

Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

Художественный язык древнерусского искусства



Зарождение культуры в древнерусском государстве тесно связано с принятием в 988 г. христианства из Византии, когда Русь оказалась вовлеченной в мощный культурный поток византийско-славянского мира, в сферу восточнохристианской культуры. Прежде всего это искусство выражало христианское мировоззрение. Оно было тесно связано с религией не только тематикой, содержанием, формой, но и призывом сосредоточить мысли и чувства человека на «неземном», «невещественном». Отношение к действительности носило временный характер.

Еще одна важная характерная черта древнерусского искусства - его преимущественная «безымянность». Древнерусский художник (писатель, скульптор) воспринимал свое творчество не как «дело своих рук», а как дар свыше от Бога, как дар Святого Духа. Поэтому он не мог поставить свое имя под произведением искусства.

Литература

Русская литература XI-XVII веков базировалась на системе религиозных представлений о мире, в ее основе лежал религиозно-символический метод познания и отражения действительности. Художественный язык, как средство выразительности древнерусских произведений литературы, различался в зависимости от жанровой принадлежности произведения.

Летописи. Летописание на Руси возникло из потребности общества иметь свою письменную историю и было связано с ростом национального самосознания русского народа. Фиксируя наиболее значительные вехи исторического развития древнерусского государства, летописец изображал историю Руси как часть мирового исторического процесса. Летопись строилась погодно и объединяла в себе произведения разных авторов, разного времени, имеющие разные источники и отличающиеся по жанру и стилю. Единство летописи достигалось общностью исторической тематики произведений-слагаемых и хронологическим принципом изложения материала. «Повесть временных лет» - наиболее значительный пример слияния фольклорной традиции с монументально-историческим стилем. Особенности устного народного творчества усматриваются в раннем летописном тексте. Для него характерно употребление простых синтаксических конструкций, повтор одних и тех слов, а также активное использование пословиц и поговорок. Для более позднего летописного текста характерна риторическая украшенность речи, восхваляющая деяния князя. «Слово о полку Игореве»: сюжетно-композиционное построение «Слова» уникально, оно не подчиняется канону ни одного из жанров древнерусской литературы. Вступление, авторские отступления, а также плач Ярославны относятся к типу лирического рассуждения; описание основных событий - к эпическому повествованию.

Житийная литература. Житийный жанр пришел на Русь вместе с принятием христианства из Византии. Вместе с тем, многие жития святых выросли из народной легенды, монастырского предания, сказания о чуде, а их герои часто напоминают былинных богатырей, но только богатырей духа. Классическое житие должно было состоять из трех частей: вступление, собственно биографическая часть и похвальное слово святому. Для данной литературы характерна графическая манера письма, состоящая в использовании только двух красок: для создания образа святого - белой, его противников - черной. Дорожа вечным и всеобщим, агиограф пытался освободить созданный им образ идеального человека от всего индивидуального и конкретно исторического. «Сказание о Борисе и Глебе» - первый памятник агиографического характера, посвящен рассказу о гибели сыновей Владимира I Бориса и Глеба от руки Святополка Окаянного. «Житие Феодосия Печерского» (автор - инок Киево-Печерского монастыря Нестор)заложило основу для развития в русской литературе жанра преподобнического жития. Следуя жанровому канону, Нестор описал жизненный путь Феодосия Печерского, положившего начало монашеству на Руси. Житие имеет классическую композицию, в которой биографическую часть обрамляют риторические вступление и заключение. Авторская оценка героев жития дана через определения («христолюбивый князь Иван») или сравнения (про разбойников: «аки звери дикие»). Самого Феодосия автор характеризует посредством ярких метафор («светило во всем мире видимое»). Возвышенность стилю жития придает употребление сложных слов («медоточные словеса»), а также противопоставление в одном контексте материального и духовного начал в жизни человека («светлая» одежда и «светлая» душа). Автор неоднократно использует аллегорические картины, восходящие к Священному писанию. Пейзажные зарисовки в житии неяркие и несут только символическую функцию. «Житие Сергия Радонежского» отличается меньшей риторичностью и большей фактографичностью.

Воинская повесть. Рассказ о военных подвигах князей. Эти повести отличает подробное описание битв, яркие характеристики героев, включение прямой речи, отсутствие дидактических отступлений. «Повесть о разорении Рязани Батыем» - наиболее яркий героико-эпический рассказ о нашествии Батыя на Русскую землю. По структуре «Повесть» представляет собой четыре относительно самостоятельных фрагмента, различных по жанру и построению (но все объединены единой темой - разорением Рязани): первые две части связаны с традицией летописного повествования, третья носит устно-поэтический характер, четвертая использует жанровые формы плача и похвалы. Хождения

Хождение. Рассказ о путешествии, созданный с познавательно-назидательной целью. Самыми популярными в средние века были путешествия к христианским святыням, совершаемые паломниками. Хождения знакомили читателя с мировой культурой, способствовали осознанию Руси как части христианского мира. Повествование, спокойное и неторопливое, ведется от первого лица. Автор дорожит традицией: следуя канону, он предварял произведение вступлением, цель которого - настроить читателя на восприятие «вечных истин»; основную часть рассказа составляла цепь путевых описаний и зарисовок, которые могли прерываться лирическими отступлениями автора или его суждениями; заключительная часть сводилась к благодарственной молитве Богу, «сподобившему» паломника осмотреть и описать Святую землю, либо к религиозно-нравственному наставлению читателя. Для этого жанра характерен живой разговорный язык, а в «путевой» части можно встретить заимствованные слова и просторечия. «Хождение игумена Даниила» - древнейшее из русских описаний паломничества в Святую землю. Для всех последующих русских хождений этот памятник начала XII века послужил образцом. Особняком в этом жанре стоит «Хождение Афанасия Никитина за три моря» - первое дошедшее до нас произведение «купеческих хождений». Повествование написано в форме дневниковых записей (хронологический принцип), которым придана литературная форма.

Послания. Ярким образцом эпистолярного стиля XVI в. является переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Послания Курбского строятся по принципу «краткости», которую он считал главным критерием литературной выучки и филологической грамотности. Ответы Грозного строятся по законам дипломатической переписки того времени: Иван Грозный тщательно отвечает на каждый обвинительный тезис своего оппонента либо дословно цитируя, либо пересказывая послание Курбского.





Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 228 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. Абрахам заканчивает классический семинар Искусства Принятия
  2. Адаптивное значение искусства
  3. В. Художественный мир и композиция
  4. Возникновение философии. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки
  5. Выразительные средства современного фотоискусства и технические приемы, используемые для создания образа в фотопортрете
  6. Глава 3. Основы искусства святости. Бпископ Варнава
  7. Глава 5 ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
  8. Деятельность менеджера и продюсера в инфраструктуре современного искусства и современного художественного рынка
  9. Должны ли входные билеты реализовывать и (или) распространять учреждения культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)?
  10. И искусства
  11. Иван Ильин: кризис и разложение современного искусства
  12. Имеют ли право на льготу предприниматели, ведущие деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)?


© 2015-2017 lektsii.org.

Ген: 0.012 с.