Лекции.Орг
 

Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника


КОСМОСОФИЯ КОНСТАНТИНА ЦИОЛКОВСКОГО



Философские идеи К.Э.Циолковского, которые еще не так давно упорно замалчивались, сегодня тоже попадают в разряд неугодных нашему стремительно прогрессирующему "воцерковленному" или "ориентализированному" мировоззрению. Тому и другому варианту "духовности" Циолковский кажется либо недостаточно религиозным и слишком материалистичным, либо не дотягивающим до величественных доктрин Востока.

Но такое заключение поверхностно. "Простоватая" космософия калужского затворника - "секретер с замочком". Его понимание Бога, как энергии, вибрации, блаженства, царящих в Космосе и пронизывающих каждый атом вещества, соответствует самым вершинам гностического христианства, а "прыжок" через Астральный Мир к блаженству Нирваны - вершинам восточных доктрин.

Передо мной две пожелтевшие от времени брошюры, изданные в 1925 и 1931 гг. в Калуге, "на средства автора" тиражом по 2000 экз. каждая - "Монизм Вселенной" и "Причина Космоса".

Как могли появиться в ту пору в нашей стране работы, где без обиняков декларирован панпсихизм материи, а причиной Космоса объявлен Непознаваемый Разум? Тогда и более скромные уступки "идеализму" безжалостно карались как антимарксистская ересь. Но брошюры - налицо, автор умер своей смертью, обласканный Советской властью, как отец космонавтики, хотя сам свои межпланетные проекты ценил не высоко и не скрывал, что они лишь второстепенный инструмент к полетам в телах из "сияющей материи". К полетам от нашей скорбной по необходимости Земли в иные радостные миры Космоса.

"Религия обещает продолжение земной жизни, свидание с родственниками. За это крепко держится большинство. Монизм не прямо обещает (субъективно) немедленную совершенную жизнь и общество совершенных существ. Хорошо ли это забвение прошедшего в каждой последующей жизни, полный разрыв с горестями, радостями, привязанностями и антипатиями уплывающего бытия:' Но эти радости и огорчения так ничтожны, так мелочны, что не худо и разорвать с ними навеки". Что же это за неожиданное блаженство, которое обещает Циолковский человеку на вечные времена в его будущих жизнях? Одинокий чудак из Калуги сулит блаженство не человеку, но ... атому.

"Жизнь есть форма существования белковых тел". - говорил Энгельс. "Всякие иные определения жизни - от лукавого". - добавляли ученые-"ленинцы" и "сталинцы". Нет, - возражает Циолковский. - жизнь есть вибрация. Белковые тела после смерти разлагаются и атомизируются, атом же продолжает вибpиpoвать, как вибрировал в белковом соединении. Атом "чувствует", "aoiaao", "реагирует" по законам того тела, в которое входил при его жизни. или же вибрация бессознательна, дремотна, когда речь идет о низших формах "умершей" материи. Но в сущности мертвой материи нет.

Столь обезоруживающая, по-детски бесхитростная логика калужского мечтателя, как его называли при жизни, видимо, ставила в тупик ревнителей материалистической невинности нашей идеологии в прошлом. И защищала от травли.

Многое в публикуемых текстах может показаться читателю наивным. Но это только первое впечатление. Циолковский мыслит очень свежо, очень глубоко и оригинально. Вспомним, что и Христос рисовал небесное блаженство не в образах райских кущ, но уподоблял Царство Небесное горчичному зерну. И теософия рекомендует нс задерживать чувствознание в нагромождениях Тонкого Мира: бессмертно не тонкое наше тело, но монада - духовный атом.

Коль мы затронули вопрос о взаимоотношениях Циолковского с теософией и религией, остановимся на них подробнее.

Иногда Константина Эдуардовича представляют в образе малограмотного интуитивиста, который "заново открыл дифференциальное исчисление". Но это неверно уже потому, что он жил в Калуге - издательском центре теософических сочинений, где публиковались труды Е.П.Блаватекой и

Е.Ф.Писаревой. Несомненно, он был знаком с этими o?oaaie. так же как

его брошюры обнаруживают неплохое знание европейской философии.

Лишь отчасти справедливо и утверждение некоторых исследователей об

индифферентности ученого к вопросам религии. К обрядовой стороне,

действительно, он был равнодушен, но вот его точка зрения на принципиальные религиозные проблемы. "Мы должны признать за ней (религиозной символикой, - Ю.К.) право на существование. ибо нельзя миллионы людей признавать полоумными или просто глупцами. Над этими общепринятыми во всех религиях символами ('душа", "потусторонний мир", "рай", "ад") надо глубоко поработать. расшифровать их с космической точки зрения".

Высоко чтил Циолковский Иисуса Христа. В ранних космософских работах встречается слово Бог; в трудах советского периода оно заменено терминами "Космос" или "Причина Космоса", но смысл этих слов ученый растолковывал в идентичных понятиях.

Замечательный православный старец Силуан высказал очень интересную мысль, что будущее принадлежит монахам от науки. Именно таким был Циолковский. И не только он, но и Чижевский, Николай Вавилов. Все устремления Константина Эдуардовича сосредоточивались на науке, как поиске Истины. Защита диссертаций, погоня за академическими званиями, приспособление к реалиям времени - все это для него как бы нс существовало. Еще в дореволюционные времена он ухитрялся жить на 90 копеек в месяц, сохраняя бодрое, радостное мироощущение. Незадолго до смерти он писал:

"Я хочу при вести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома. Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы. Вы будете умирать с радостью в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни.

Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий.

Ни один позитивист не может быть трезвее меня. Даже Спиноза в сравнении со мной мистик. Если и опьяняет мое вино, то все же оно натурально".

Космософия Циолковского и сегодня зacлуживaeт самого пристального изучения, может быть, даже сегодня - как никогда, ибо сгустившиеся апокалипсические предчувствия нередко и наукой трактуются как "конец света", хотя на самом деле предстоит конец тьмы, о чем тоже говорит калужский философ. В его оптимистичной логике видны отсветы будущего Града, где религия и наука, храм и лаборатория сольются в лучах единого Света.

"Храма же я не видел в нем, ибо Господь Вседержитель - храм его и Агнец.

И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его - Агнец.

И не войдет в него ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи" (Откровение, 21, 22, 23, 24).

"История атома", по Циолковскому, чрезвычайно плодотворная научная и высокоэтическая идея. Отринуть любые личностные представления о бессмертии души, свести эту идею к бесконечному кочевью атома-монады в просторах Вселенной, суметь почувствовать в такой перспективе радость, поистине, под силу только гению.

В заключение несколько слов о человеке, благодаря библиотечным раритетам которого стала возможна наша публикация. А.К.Дюнин, любезно предоставивший в наше распоряжение прижизненные публикации

К.Э.Циолковского, - профессор, ученый-гляциолог с мировым именем. В юности атеист и комсомолец, задетый за живое "Монизмом вселенной", он написал письмо автору, получил от него в ответ очередную космософскую публикацию, затем новое письмо, в ответ открытка и другая брошюра... В годы войны Дюнин побывал в Калуге, приобрел почти все публикации своего знаменитого корреспондента.

Сегодня космософские семена, зароненные в душу комсомольского активиста, дают неожиданные всходы, 79-летний Дюнин увлеченно изучает труды Блаватской, Рерихов, монографию А.И.Клизовского "Основы миропонимания новой эпохи". И находит в этих работах вдохновение для своей точной науки.

Не подтверждает ли этот пример пророчество о будущем синтезе религии, науки и философии?

Юрий Ключников





Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 113 | Нарушение авторских прав


© 2015-2017 lektsii.org.

Ген: 0.007 с.