Лекции.Орг


Поиск:




О природе вещей* книга третья




Ты, из потемок таких дерзнувший впервые воздвигнуть Столь ослепительный свет, омряющнй жимш богатства, Трелрш слава и честь! За тобою и следую ныне И по твоим я стопам направляю шаги мои твердо. Не состязаться с тобой я хочу, но, любовью объятый, Жажду тебе подражать: разве ласточка станет тягаться С лебедем? Или козлят дрожащие нош способны. С резвою силой коня быстролетного в беге равняться? Отче\ Ты сущность вещей постиг. Ты отечески роду Нашему ныне даешь наставленья, и мы из писаний, Славный, твоих, наподобие пчел, по лугам цветоносным Всюду сбирающих мед, поглощаем слова золотые, Да, золотые, навек достойные жизни бессмертной! Ибо лишь только твое, из божественной мысли возникнув, Стало учение нам о природе вещей проповедать, Как разбегаются страхи души, расступаются стены Мира, — и вижу я ход вещей в бесконечном пространстве. Видно державу богов и спакойную всю их обитель, Где не бушуют ни ветры, ни дождь, низвергаясь из тучи, Не проливается, где и мороз пеленой белоснежной, I Падая, их не гнетет, а эфир безоблачный вечно Их покрывает и весь улыбается в свете разлитом. Все им природа дает в изобильи, ничто не смущает Вечною мира богов, и ничто никогда не тревожит, кНаоборот: никаких Ахеронта владений не видно, И не мешает земля созерцанью всего остального, Что под ногами у нас совершается в безднах пространства. Всё это некий восторг поселяет в меня и священнъЖ Ужас, когда сознаю, что силой твоею открылась •'.-: Вся природа везде и доступною сделалась мысли..;>

После того, как тебе объяснил я и сущность и свойства Мира начал, основных, и как, различаясь по виду, 2'М. Непроизвольно они несутся в движении вечном, $ IvVOfiS

Также и то, как га них созидаются всякие веши, Л, Я полагаю, теперь своевременно будет природу Л /уха, а также души осветить мне стихами своими \ I И, ниспровергнув, изгнать совершенно боязнь Ахеронта, > дА Что угнетает людей и, глубоко их жизнь возмущая, №>.•№$ Тьмою кромешною всё омрачает и смертною мглою > лж$ И не дает наслаждаться нам радостью светлой и чистой. •?' Ы> Ибо, хотя говорят, что болезни и жизни бесчестье • I Быть нам страшнее должны, чем Тартар — смерти обитель, > Что природа души состоит, как известно, из крови ч!, Или из ветра еще, — коли будет угодно так думать, — Л И что потребности нет ни малейшей в учении нашем, К Всё это люди, заметь, говорят из тщеславия больше, sH Чем потому, что для них непреложно такое сужденье. >»Г Эти же люди, себя запятнав преступлением гнусным,. s»T Изгнаны, будучи вон ил отчизны и общества близких, '-У Всякие беды терпя, тем т- менее жить продолжают; ••'•£ Всюду, куда ни придут, они трилну творят по умершим,. Л Жалкие] черных овец закалают к Манам подземным -<sf\ \»Н. Жертвы приносят, творя воллчянья, к в скорби жестокой \."•' Строже гораздо блюдут рел шии чин ч уставы. у • ^ Вот почему наблюдать всегда надлежит человека «м"Й В бедах и грозной нужде и тогда убедиться, каков он.. s '».яМ Ведь из сердечных глубин лишь тогда вылетает невольно: «wsX Истинный голос, личина срывается, суть остается.;я¥ Денег алчба, наконец, и почестей жажда слепаяНудят несчастных людей выходить за пределы закона,t И в соучастников их обращают и в слуг преступлений, Ш Ночи и дни напролет заставляя трудом неустанным - А Мощи великой искать. Эти язвы глубокие жизни •.. 'iH Пищу находят себе немалую в ужасе смерти. <лч, х»Т Ибо постыдный позор и жестокая бедность объема Несовместимы для. нас с приятною, тихою жизнью И представляются нам как будто преддверием смерти. Люди, стремясь убежать от этого дальше и дальше, Всё это прочь отстранить, объятые ложным испугом,Кровью сограждан себе состояния копят и жадно. 'Г Множат богатства свои, громоздя на убийство убийство, К С радостью лютой идут за телом умершего брата И пировать у родных ненавидят они и страшатся. Точно таким же путем от этого страха нередко

Гложет их зависть, что тот могуществен, этот во блеске Шествует славы своей, привлекая всеобщие взоры, Им же приходится жить, валяясь в грязи и во мраке. Люди иные порой ради имени гибнут и статуй, Часто же их до того доводит боязнь перед смертью, Что, отвращеньем полны и к жизни и к свету дневному, От безысходной тоски они сами себя убивают, Вовсе забыв, что тоска их питается этим же страхом. Он прогоняет и стыд, он и узы теснейшие дружбы Врозь расторгает, и он извращает вконец благочестье. Ведь и отчизну свою и родителей милых нередко Люди, стремясь избежать Ахеронта пучин, предавали. Ибо, как в мрачных потемках дрожат и пугаются дети, Также и мы среди белого дня опасаемся часто Тех предметов, каких бояться не более надо, Чем того, чего ждут и пугаются дети в потемках. Значит, изгнать этот страх из души и потемки рассеять Аолжны не солнца лучи и не света сиянье дневного, Но природа сама своим видом и внутренним строем.

Я утверждаю, что дух, — мы его и умом называем, — Где пребывают у нас и сознанье живое и разум, Есть лишь отдельная часть человека, как руки и нот Или глаза составляют живого создания части. Хоть и считает толпа мудрецов совершенно напрасно, Что ощущающий дух не особую часть занимает, j Но представляет собой состояние тела живое, То, что греки зовут «гармонией», что, не имея Места отдельного, нам дает ощущение жизни; Как говорится порой о здоровье телесном, однако Не занимает оно у здорового части отдельной, — Так ощущающий дух помещают не в части особой, В чем совершенно они заблуждаются, я полагаю. В части наружной больным наше тело бывает нередко, В части же скрытой его мы здоровы и бодры при этом. Также, с другой стороны, и обратно нередко бывает. Именно: болен наш дух, а все тело здорово и бодро. Так же, как если нога, предположим, страдает больная, А голова между тем никакого страданья не терпит. Кроме того, когда сладкому сну предаются все члены, И, распростершись, лежит отягченное тело без чувства, Всё же имеется в нас и другое, что в это же время

Всячески бьется и всё восприемлет притом: и движенья Радости все, и пустые, ничтожные сердца заботы, То, что душа, как и дух, во членах находится наших И не гармония в нас возбуждает телесные чувства, Явствует, прежде всего, из того, что коль даже и много Отнято тела у нас, всё же жизнь остается во членах. ' Но и обратно: когда ускользает лишь самая малость '. Тел теплоты и чрез рот улетучится воздух наружу, Сразу уходит вся жизнь, покидая и жилы и кости. Можешь отсюда понять, что далёко не все выполняют Ту же работу тела и жизнь обеспечить способны, Но главным образом те, что собой семена представляют Ветра и жара, блюдут, чтобы жизнь оставалась во членах. Значит, и жизненный жар, и ветер присутствуют в самом Теле у нас, уходя из нею с наступлением смерти. И потому, тик как ясно теперь, что духа природа, Как и природа души, есть некая часть человека,:*w Слово «гармония» ты отверти: оно к музыкантам,w Иль с Геликона пришло, или сами они раздобыли •'. Где-то его, чтоб означить предмет, не имевший названья. Так иль иначе — оставь его им и дальнейшее слушай. Я утверждаю, что дух и душа состоят меж собою В тесной связи и собой образуют единую сущность, Но составляет главу и над целым господствует телом Разум, который у нас зовется умом или духом. Он в середине груди расположен и там пребывает. Мечутся здесь и боязнь и ужас, и сладко трепещут д Радости. Вот почему ума здесь обительи духа. *., Часть остальная души, что рассеяна всюду по телу,. ;:. лл • Движется волей ума и его мановенью подвластна. • л:, Сам по себе он один разумеет и самодовлест, "f' Доже когда ни души, ни тела ничто не волнует. И, наподобье того как у нас при болезни страдает Иль голова, или глаз, но при этом не всем своим телом Мучимся мы, так и. дух, случается, страждет нередко Сам иль ликует порой, когда по суставам и членам Часть остальная души ничем не тревожится новым. Если же дух потрясен сильнейшей тревогой, мы видим, Что и душа целиком то же самое чувствует в теле: Пот выступает на нем, бледнеет вся кожа, немеет Оцепенелый язык, заплетается речь, застилает

ли

.,Н

-1.Т'

Мраком глаза, звон в ушах, подкосились колени, и видно Часто нам, как человек от ужаса падает наземь. Всякий отсюда легко убедится, что связаны тесно Дух и душа, и как только она поражается силой Духа, сейчас же сама толкает и бьет она тело.

Эти же доводы нам говорят, что телесна природа Духа с душой, раз она и членами движет, и тело Будит внезапно от сна, и меняет лица выраженье, -.> И человеком она целиком руководит и правит..и~(Этого можно достичь не иначе как осязаньсм,. •>••*" А осязания нет без тела. Не ясно ль отсюда Нам, что и дух и душа обладают телесной природой? Также ты видишь и то, что дух одинаково с телом Чувствует в теле у нас, и все действия их обоюдны. Пусть хоть не насмерть сразит нас копье, с ужасающей силой Жилы и кости пронзив и внутрь глубоко проникнув, * Всё же мы замертво тут опускаемся наземь в томленьи ' Сладком, но вдруг на земле возбуждается ум, и порою На нош смутное в нас возникает желанье подняться. Значит, нам должно признать, что духа природа телесна, Раз от оружья она и ударов телесных страдает. Т

Дальше теперь, какова в этом духе телесная сущность И состоит из чего, я тебе объясню по порядку. Прежде всего, укажу, что дух из тончайших, мельчайших Тел основных состоит. В этом можешь легко убедиться, \ Если к тому, что скажу я в дальнейшем, внимателен будешь.. ' Нет ничего, что могло б, очевидно, свершаться быстрее. Чем это делает ум, что свершает намеренья тотчас. Так что гораздо скорей может двигаться дух, чем любые Вещи, что видимы нам и доступны для нашего взора. L Но, для того чтобы, быть настолько подвижным, он должен > Весь состоять из семян совершенно округлых и мелких, Чтобы и легкий толчок приводил их сейчас же в движенье. Движется так и вода и течет от толчков незаметных, Ибо она состоит из катких и малых частичек. Меда же, наоборот, несравненно устойчивей влага, Каплет ленивее он и гораздо медлительней льется, Ибо материи вся совокупность гораздо плотнее \ Сцеплена в нем, состоя, несомненно, из менее гладких? Тел основных и совсем не из столь же округлых и тонких. '! Так вот и маковых зерен высокую кучу рассеять ' ' '".•'

:& 4Н •л?

..'А

Да основанья легко и ничтожному веянью ветра,

Но никогда ни камней, ни колосьев, наваленных грудой,

Не разнесет он. Итак, чем тела будут меньше и глаже,

Тем и подвижность у них непременно окажется большей.

Те же, напротив, тела, что увесистей будут, а также

Шероховатей, всегда обнаружат и большую стойкость.

Так как теперь установлено мной, что духа природа

Крайне подвижна, то он состоит, несомненно, из самых <'П

Маленьких тел, что должны быть также и гладки и круглы.

Сведенья эти, мой друг, будь уверен, во всех отношеньях. 3

Будут полезны тебе и во многом тебе пригодятся. •'?&,

Вот что еще тебе даст представленье о сущности этой,;. 3.

Тонкости ткани ее и ничтожности места, в котором • s$

Вся бы вместилась она, если только могла бы сжиматься: ц. 4W$1

Только лишь смерти покой безмятежньт постиг человека, Ш Ш

Только лишь дух и душа, покидая сю, удалятся, v*s ж>1

'Убыли ты никакой не заметишь во всем его теле, — м «лу льГ

Видом и весом оно неизменно: всё смерть сохраняет, •' •»/.< i«x>i\li

Кроме лишь жизненных чувству него и юрхчего жара, ъ. кли.^ф

Значит, душа сплетена в своем целом составе из очстлийЛ w.',i«(6

Мелких семян, находясь в сухожилиях, жилах и мясе, v;»• • глА

Ибо когда она всяуже вышла из целого тела, г.,,,,г.:' >

То очертанья его остаются, однако, снаружи \ : л,;j,,i

Те же, и в весе оно не теряет при этом нисколько. "-л <гж>*. л>Н

Так, коль букет пропадет у Вакховой влаги, иль если

Вдруг улетучится весь аромат благовонного масла,

Или же как-нибудь вкус из чего-либо весь удалится,

Нам не заметить на глаз уменьшения этих предметов,

Да и по весу они остаются нимало не меньше.

Странного нет ничего, ибо множество семечек мелких

В целом составе вещей образуют и запах и вкус их.

Так что опять повторю, что и дух и душа по природе

№ исключительно мелких семян состоят несомненно,

Ибо они, уходя, ничего не уносят из веса.

Но вместе с тем невозможно считать, что проста их природа: Тонкое некое вон дуновенье при смерти исходит '-Л С жаром в смешеньи, а жар за собой увлекает и воздух; Л И никакого тепла без примеси воздуха нету, '• i' Ибо, раз сущность тепла отличается редкостью, много Воздуха первоначал в среде ее двигаться должно. Значит, нашли мы уже, что тройственна духа природа.

Но для создания чувств всего этого все-таки мало, Ибо нельзя допустить, что из этого могут возникнуть Чувства движения в нас, а тем. более — мысль пробудиться. Вследствие этого нам четвертую некую сущность Надо прибавить еще. Никакого ей нету названья, Тоньше ее ничего и подвижнее нету в природе, И элементов ни в чем нет более мелких и гладких; Первая в членах она возбуждает движения чувства, Ибо, из мелких фигур состоя, она движется первой; Следом за нею тепло и ветра незримая сила Движутся, воздух затем, а затем уж и всё остальное: Бьется и кровь, и внутри повсюду по мясу проходшп Чувство, пока, наконец, и до мозга костей не достигнет, — Будь удовольствие то иль противное жгучее чувство. Но ни страданью нельзя проникнуть, ни боли вонзиться Так глубоко без того, чтобы всё не пришло в беспорядок Так, что и жизни самой не останется места, и части Врозь разбегутся души, проходя через скважины тела. Впрочем, обычно пределу поверхности тела поставлен Этим движеньям, и жизнь удержать мы. поэтому можем.

Дальше, стремленью тебе объяснить, каким образом вместе Смешаны между собой эти силы и действуют стройно, Служит препятствием мне наречия нашего скудость; Но, хоть и в общих чертах, набросать попытаюсь я это. Первоначала вещей, при движсньи взаимном, друг другу Перебивают пути таким образом, что невозможно Их обособить и действие их разграничить пространством, Но как бы множество сил они в теле одном составляют, Вроде того, как и в мясе любом у животных найдется Запах особый и цвет, да и вкус, и, однако, все это При сочетанъи дает единое целое тело. Так же и воздух, тепло и ветра незримая мощность, Вместе смешавшись, одно существо порождают, и с ними Сила подвижная та, что дает им начало движенья, Коим рождаются в нас впервые движения чувства. Сила ведь эта, таясь, заключается в самых далеких Недрах, и в теле у нас ничего не находится глубже, Так что душою души она, в свою очередь, служит. В этом же роде и в членах у нас и во всем нашем теле Силы таятся души и способности духа в смешеньи, Так как тела, из каких они созданы, малы предки.

Так же и та v тебя безыменная сила из мелких

Тел состоит и, сокрыто таясь, представляет собою

Душу для целой души и над 1}елым господствует телом.

Точно таким же путем непременно и ветер и воздух

Должны в смешеньи с теплом проявлять свои действия в теле,

Друг перед другом назад отходя иль вперед выступая

Так, чтоб, однако, из них составлялось единое нечто;

Иначе ветер, тепло или воздуха сила расторгнут

Чувства и, действуя врозь, разделением их уничтожат.

Дух развивает тепло, когда, распалившися гневом,

Кдруг закипит, и глаза засверкают неистовой страстью,

Много и веянья в нем холодного, спутника страха,

Что заставляет дрожать сочлененья и корчиться тело;

Но и спокойное есть состояние воздуха также.

Что умиренной груди и ясному взгляду присуще.

Больше горячности в тех, у кого необузданно сердце

И раздражается ум, легко закипая во гневе.

Прежде всего, это свойственно львам, на насилие падким:

Грудь разрывается их от рыканья и дикого воя,

И не способны они в ней гнева удерживать волны.

ум же оленей скорей обладает холодностью ветра

И возбуждает быстрей студеное веянье в теле,

Из-за чего пробегать начинает по членам их трепет.

Ну, а порода быков оживляется воздухом тихим;

Гневного факела дым, застилающий очи туманом,

Не ослепляет ее, чрезмерным огнем разгораясь,

Не цепенеет она и от стрел леденящего страха,

Посередине стоя между бешеных львов и оленей. \

То же и в роде людском: сколь иным ни давала б наука

Равного лоска, она тем не менее в каждом изгладить

Первоначальных следов дарований природных не может.

Да и не должно считать, что порок можно с корнем исторгнуть,

Чтоб не склонялись одни слишком сильно к жестокому гневу,

Чтобы другие не так волновалися страхом, а третьи

Не принимали всего с равнодушием большим, чем надо.

Да и во многом другом непременно есть разница в людях

И по природе и всем из нее вытекающим нравам,

Но не могу я теперь изложить оснований сокрытых

Этих различий и дать названия стольким фигурам

Первоначал, из каких зарождается разница эта.

Вот что, однако же, здесь утверждать, полагаю, возможно:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 447 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

976 - | 886 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.