Лекции.Орг
 

Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника


Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница



« ' -•- —toTs1.-- •""i.^*™""-'0'^wyito

названия компании латинского алфавита: В'яРНЙ^эйагано-го поиска (рис. 32А) возникло желание положитыий^йжу-гра-' фического построения знака овал, азатем окружность, ©юр^ж-ность в данном случае символизирует поперечный- срез газопровода, являющегося неотъемлемой частью автомобиль­ного газобаллонного оборудования.

По мнению разработчика и заказчика, знак легко узнавае­мый и запоминаемый, прост—в нем нет сложных линий, мел­ких деталей, что позволяет масштабировать знак без потери читаемости (рис. 32Б). В качестве основных цветов выбраны зеленый и серый. Фоном — белый. Зеленый цвет несет боль­шую смысловую нагрузку, указывая на экологическую на­правленность деятельности компании. Он же хорошо воспри­нимается на белом, оптимален с психофизиологической точки зрения. Серый, дополнительный цвет указывает на техниче­скую специфику фирмы.

Фирменным шрифтом выбран Glasnost Light, близкий по начертанию к графике знака. Компания работает с иностран­ными партнерами, поэтому, решение документации (бланки, визитки, конверты) дается с использованием русского и анг­лийского языков. Прайс-лист и инструкция, рассчитанные на местных потребителей, представлены в русскоязычном вари­анте.

Особое внимание было уделено плакатам. Главной идеей

было донести до потребителя достоинства газо-топливных си­стем в эксплуатации автотранспорта: топливо экологически чистое и экономически выгодное (почти в два раза дешевле бензина). Был найден удачный слоган «чистая выгода», кото­рый сочетает в себе две основные мысли. Слово «чистая» свя­зано непосредственно с экологией, но одновременно несет смысл достоверных финансовых преимуществ. Под словом «выгода » подразумевается как экономическая выгода, так и экологическая, так как чистая среда обитания выгодна для лю­бого. От сюжетов с элементами природы (экология) и монета­ми (выгода), показанными на рис. ЗЗА, подошли к более лако­ничным изображениям (рис. ЗЗБ,а), азатем и окончательному

решению (рис. ЗЗБ,б).

Предложены варианты размещения атрибутов фирменно­го стиля на спецодежде для работников заправочных станций, на автотранспорте, а также указатели на газозаправочных станциях и др. носителях (рис. 34Б).












Стиль аква-клуба «Подводный мир» создавался Ю. Ба-даловой. Ниже приводятся выдержки из пояснительной запи­ски к ее дипломному проекту.

Аква-клуб, основанный два года назад, уже имел знак, бланки, визитки (рис. 35А). Время показало неэффективность графического решения, отсутствие оригинальности, легкой узнаваемости и запоминаемое™. Руководители клуба сочли необходимым, что для привлечения большего количества ак­валангистов и любителей подводного плавания надо отказать­ся от старого неэффективного фирменного стиля, сформиро­вать узнаваемое и неповторимое «лицо» клуба. Для того, чтобы новый образ соответствовал духу клуба «Подводный мир» требовалось отыскать определенные критерии и выстро­ить из них оригинальный товарный знак.

Прежде чем приступить к разработке эскизов дипломница провела визуальный анализ рынка данного вида услуг. Изуча­лись фирменные стили центров по подводному плаванию и путешествиям. Затем были определены исходные концептуа­льные точки для стиля аква-клуба «Подводный мир». Он (стиль) должен формировать имидж фирмы, являться опреде­ленным «информационным носителем», т.к. его компоненты должны помогать потребителю, находить необходимые сер­висные услуги, формировать положительное отношение к клубу.

Потребителями нового фирменного стиля будут не только клиенты и сотрудники клуба, а и люди на улицах. Стиль не останется в стенах клуба, он будет использоваться на плака­тах, щитах, в рекламе на транспорте и т. д. Элементы стиля мо­гут попасть как в специальные журналы («Нептун», «Окто-пус»), так и научно-популярные, а также развлекательные журналы. Помимо повседневного использования фирменный стиль пригодится на выставках и презентациях, проводимых

Международной ассоциацией по подводному плаванию им. Ж.Кусто.

Сегодня у многих клубов подводного плавания существу­ют фирменные стили, поэтому этот продукт не назовешь нов­шеством. Прочное место на рынке услуг он может занять бла­годаря новому графическому образу с индивидуальными чертами непохожими на другие стили. Главный элемент сти-ля-товарный знак является лицом фирмы, ее основным отли­чительным признаком в рекламе и на продукции. Он помогает быстро ориентироваться на рынке подобных услуг.

При разработке знака клуба за основу был взят стилизо­ванный образ Нептуна, так как он в первую очередь ассоции"'


руется с подводным миром — сказочным царством, полным красочных пейзажей и загадочных обитателей. Царственный статус Нептуна (корона на знаке), в свою очередь, указывает на первенство данного аква-клуба среди клубов этого же на­правления. Волнообразная форма «бороды» привлекает вни­мание, вертикальные изогнутые линии ассоциируются с изя­ществом. Так как клуб занимается главным образом обучением подводному плаванию, что связано с применением определенных аксессуаров, в знак введено изображение пла­вательной маски. Стилизованное изображение маски после многочисленных поисков гармонично вписалось в знак, еще раз подчеркнув направление деятельности клуба (рис. 35Б). Надпись на знаке, расположенная по кругу, придает закончен­ность графическому рисунку. Она служит как бы основанием знака: форма земного шара, круг, сфера—самая совершенная геометрическая фигура. Шрифт (Futura Bold) легко читается, вызывая ощущения простоты и доступности (рис. 36А).

В состав фирменного стиля вошла деловая документация, так называемый «фирменный блок»: конверт, бланк, визитки, пакет и др. элементы. Была разработана также рекламная про­дукция, в том числе плакйты. В качестве сувенирной продук­ции выбраны брелки, ручки, кружки, сумки и т. д. Так как ак-ва-клуб является фактически спортклубом и клубом отдыха в качестве носителей фирменного стиля также выбрана спор­тивная одежда: футболки и бейсболки (рис. 36Б).


Раздел 8

ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания и ее предметного наполнения основывается на инту­иции и спонтанности (сфера искусства), с одной стороны, ин­формации и методологии (область науки и техники), с другой стороны. Проектировщик (дизайнер) как бы балансирует меж­ду искусством и фактами. К основополагающим фактам (фак­торам), определяющим характеристики среды, ее оборудова­ния и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами». Роль этих факторов тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.

Еще в конце 20-х годов пораженный техническим прогрес­сом США Владимир Маяковский прозорливо заметил, что если на технику не надеть эстетического, — а мы добавим, и эргономического — намордника, то она всех «перекусает». В наши дни техника уже не только «кусается», а все чаще «по­жирает» своих создателей, чему активно способствует изуро­дованная людьми и ставшая агрессивной окружающая среда. Причиной подавляющего большинства аварий и катастроф в авиации, а также на флоте, значительного процента в космосе

являются не отказы технических средств, а человеческие фак­торы.

Оснащение контор, офисов, бытовой среды, сферы органи­зованного отдыха сложными техническими системами, в том числе электронными, также часто обуславливает осуществле­ние процессов жизнедеятельности на пределе психофизиоло­гических возможностей человека. Надеть на технику эстети­ческий намордник позволяет дизайн — „специфическая художественно-техническая проектная деятельность, имею­щая острую социальную направленность. Восемьдесят лет на­зад творчество пионеров «классического» дизайна положило


практическое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «человеческих фак­торов». Так, целью курсалекций Оскара Шлем мера в Баухаузе было ни больше ни меньше, как ознакомить студентов «с че­ловеком в совокупности его бытия». «Эгоцентрические очер­тания пространства» (рис. 37а) как бы иллюстрируют его идеи. Глядя на рисунок, хотелось бы верить, что человек — центр мироздания, что многочисленные связи с окружающей средой, ближним и дальним космосом контролируются им, подвластны ему. Он, как паучок в центре сплетенной им пау­тины, — хозяин положения и играет нитями по своему жела­нию. В действительности все наоборот. Сегодня человека надо сравнивать не с охотником — паучком, а мухой — жерт­вой.

Человек часто забывает, что он окутан «паутиной» много­численных внешних воздействий: микроклимат, «световой» климат, различные виды естественных и искусственных излу­чений, вибрация, шум, запахи и пр. (рис. 376). Особую Опас­ность представляют так называемые «тихие» факторы окру­жающей среды, которые не воспринимаются непосредственно

органами чувств. '

Дизайнер, проектируя объекты, тем более системы объек­тов, стремясь создать целостную гармоничную предмет­но-пространственную среду жизнедеятельности, ищет опти­мальные решения с учетом комплекса факторов. Одними из наиболее весомых, обеспечивающих комфорт и безопасность, являются эргономические факторы.

8.1. Основные понятия эргономики

Научно-технический прогресс наряду с огромными поло­жительными результатами уже принес и продолжает прино­сить с собой определенные отрицательные социальные по­следствия. Все новые технические средства (машины, механизмы, «умные» приборы, в том числе компьютерное оборудование и пр.), новейшие технологические процессы, синтетические материалы и т. д., с одной стороны, облегчают процесс труда, повышают его производительность, ускоряют передвижение в пространстве людей и грузов, позволяют до­стигать высот в космосе и глубин в океане, совершенствовать архитектурную среду. С другой стороны, одновременно рас­тет количество аварий, тсхногенных катастроф, ухудшается экологическая обстановка. Многие негативные моменты обу-





словлены «сбоями» в деятельности людей, невозможностью их адекватно реагировать на изменяющиеся условия природ­ной и рукотворной окружающей среды. Как современное про­изводство, авиация, водный и наземный трансторт, офисы, контооы и т д., так и бытовая среда, широко оснащаемые сложными техническими системами, предъявляют к человеку ^бова1я, вынуждающие его нередко работать на пределе Психофизиологических возможностей и в экстремальных си-

^Тдр?^^ двигательная активность в труде и бытовой ^ю^Тф^че-к^а^^^^

невозможным выполнение жизненных фу^.^^е спеду в которой человек живет, работает и ^Я^^'^3. Sa;b о та^их понятиях как «эффе-сгивность» «УД°б^в^

Комфорт», «безопасность», <<УWnoPШMWИ^ Йод^е-

челов^о^ь^ающих влияние на эффективность его жизне-

пмтрпьнпсти в контакте с машинами и средой. ^П^ема Человеческих фа^оров также стара,как"^дия

%А-^исмедование человеческих факторов», в Англ""-

S=o,-^.",Sr^7S^^^^


рый сейчас распространен практически повсеместно. Разви­тие эргономики началось с военной техники; в США, Вели­кобритании и других странах были привлечены к ее созданию значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (60-е годы) эргономика все больше использовалась при проектиро­вании средств транспорта и оборудования для управления их движением, станков и производственной среды, космической техники. 70-е годы — годы развития эргономики потребитель­ских товаров и услуг; 80-е — эргономики компьютеров. По­следнее десятилетие приоритетными являются направления эргономики информации, досуга, не ослабевают работы в об­ластях военной и космической техники.

Напомним определение, как самой эргономики, так и ее основных понятий [22, 35, 36, 37].

Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональ­ные возможности человека в трудовых процессах, выявляю­щая закономерности создания оптимальных условий высоко­эффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводительного труда.

Предметом эргономики как науки является изучение сис­темных закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению.

Цель эргономики — повышение эффективности и качест­ва деятельности человека в системе «человек машина — предмет деятельности —среда обитания» (сокращенно «чело­век— машина—среда») при одновременном сохранении здо­ровья человека и создании предпосылок для развития его лич­ности.

Система — сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью. Чаще всего в эргономике речь идет о системе «человек — ма­шина— среда» (рис. 39). Но могут рассматриваться и другие системы, например система взаимодействия людей в произ­водственном или ином коллективе.

Машина — в эргономике любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации пр.

Задачей эргономики как сферы практической деятельно­сти является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки,


\

адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и усло­вий, которые непосредственно влияют на эффективность и ка­чество, деятельности и психофизиологическое состояние чело­века. \

Эргономические требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек—машина—среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психо­логических, антропологических, физиологических и гигиени­ческих характеристик и возможностей. Эргономические тре­бования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-компози­ционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.

Человек-оператор — любой человек, управляющий ма­шиной. Для эргономиста и диспетчер аэропорта, и рабо­чий-станочник, и домохозяйка у плиты или с пылесосом — операторы. Эргономика, ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только техниче­ских устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесо­образным в этом случае вместо понятия «машина» употреб­лять более обобщенные понятия «изделие», «предмет».

Эргономические свойства — это свойства изделий (пред­метов), которые проявляются в системе «человек—пред­мет—среда» в результате реализации эргономических требова­ний.

Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые придают системе функциональ­ное и композиционное единство (сточки зрения, как изготови­теля, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономикукак естественно-науч­ную основу дизайна. В практическом плане учет человече­ских факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского

проектирования.

С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране упо­требляется понятиеэргодизайн для обозначения сферы деяте­льности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргоди­зайн объединяет в единое целое научные эргономические


исследования «человеческого фактора» с проектными дизай-нерскими разработками таким образом, что установить грани­цы между ними порой оказывается просто невозможно./

8.2. Факторы, определяющие эргономические требования

^ "

Эргономика как научная дисциплина базируется на синте­зе достижений социально-экономических, технических и ес­тественных наук. Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется ком­плексом факторов. Главные из них, обусловленные индивиду­альными особенностями человека, приведены ниже.

Социально-психологические факторы предполагают со­ответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредова-ния межличностных отношений содержанием совместной дея­тельности по управлению объектом.

Антропометрические факторы обусловливают соответ­ствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человече­ского тела, соответствие характера форм изделий анатомиче­ской пластике человеческого тела.

Психологические факторы предопределяют соответст­вие оборудования, технологических процессов и среды воз­можностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.

Психофизиологические факторы обусловливают соот­ветствие оборудования зрительным, слуховым и другим воз­можностям человека, условиям визуального комфорта и ори­ентирования в предметной среде.

Физиологические факторы призваны обеспечить соот­ветствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетиче­ским возможностям.

Гигиенические факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажно­сти, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, раз­личным видам излучений, в том числе радиации, шуму (зву­ку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.


8.3-Антропометрические требования к изделиям (оборудованию)

Форма и функциональные размеры всей предметной сре­ды, ее объемно-пространственных структур неразрывно свя­заны с размерами и пропорциями тела человека на протяже­нии всей истории цивилизации. Древние народы, да и во всей Европе вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут — англ. — ступня и т. д.). Строители, архитекторы возво­дили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры са­мих построек были сомасштабны людям. Художники и скуль­пторы, руководимые желанием получить простые средства для воспроизведения фигуры без непосредственного обраще­ния к натуре, атакже стремясь к созданию гармоничного обра­за человека, предлагали и пользовались системами пропор­ций — канонами.

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции (2-ая по­ловина V века дон. э.), за единицу принималась ширина ладо­ни, и голова составляла '/^ длины тела, а лицо -— /ю и т. д.. Римский зодчий 2-ой половины 1 века до н. э. Витрувий в уче­нии о пропорциях принимал следующие соотношения частей тела: голова— '/g, лицо— '/ю, расстояние от верхушки головы до сосков — '/4 длины тела, размах рук равен высоте фигуры. Видоизмененный квадрат древних стал каноном Леонардо да Винчи (1452—1519). По его канону (рис. 406) фигура с при­поднятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого — пупок. Немецкий ску­льптор Готтфрид Шадов (1764—1850) на основе морфологи­ческих исследований установил метрические данные и пред­ложил систему пропорций мужской и женской фигур в зависимости от возраста (рис. 40 в,г).

С появлением метрической системы мер размеры строите­льных элементов, архитектурных деталей, сооружений в це­лом стали утрачивать живую связь с размерами человека. Зна­менитый французский архитектор Корбюзье — Шарль Эдуар Жаннере (1887—1965) попытался вернуться к гармонизации рукотворной среды обитания на основе размеров человеческо­го тела. Он запатентовал и применял на практике систему про-порционирования, названную «Модулор». Модулор (рис. 40д) представляет собой шкалу линейных размеров, которые отве­чают трем требованиям: находятся в определенных пропорци­ональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизиро-




вать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изде­лий. Корбюзье при этом пытался соединить достоинства тра­диционно идущей от человека английской системы линейных мер (фут, дюйм) и более абстрактной и универсальной метри­ческой системы.

В современной практике предпочитают пользоваться ант­ропометрическими характеристиками человека.Антропомет­рия (от греч. antrbpos — человек и ...метрия) — составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека);

она является системой измерений человеческого тела и его час­тей, морфологических и функциональных признаков тела.

Различают классические иэргономические антропомет­рические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения мор­фологической характеристики различных групп населения, а вторые — при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические.

Статические признаки определяются при неизменном -положении человека. Они включают размеры отдельных час­тей тела и габаритные, т. е. наибольшие размеры в разных по­ложениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных прохо­дов и пр. Их значения приведены на рис. 41, а также в прило­жении 4 [38].

Динамические антропометрические признаки — это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве, Они характеризуются угловыми и линейными перемещения­ми (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линей­ные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сто­рону и т. д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т. п.Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц, в которых приводятся сред­нее арифметическое значение признака М, среднее квадратич­ное отклонение а и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям.

Перцентиль—это сотая доля объема измеренной совокуп­ности, выраженная в процентах, которой соответствует опреде­ленное значение признака. Площадь, ограниченная кривой нор­мального распределения значений признака, делится на 100


равных частей, или перцентилей, каждый из которых имеет свой порядковый номер. Так, 5-й перцентиль ограничивает сле­ва на кривой нормального распределения 5% численности лю­дей с наименьшими значениями признака, 95-й — 5% справа, а 50-й соответствует среднему арифметическому значению при­знака М. Систему перцентилей используют для определения необходимых границ интервалов, минимальных и максималь­ных значений антропометрических признаков. Зная М и о, можно установить значения признаков, которые соответствуют значениям его заданного интервала (приложение 5).

При проектировании изделий, оборудования, организации интерьеров и рабочих мест необходимо помнить, что удобство их эксплуатации должно обеспечиваться для 90% работаю­щих или отдыхающих. Поэтому в практике проектирования чаще используют значения антропометрических признаков, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям, а также 50-му. Например, если необходимо определить высоту или ширину прохода, высоту пространства под крышкой стола (для разме­щения ног сидящего), то надо принимать значения соответст­вующих признаков, равные 95-му перцентилю, а при опреде­лении высоты сиденья —"значения, соответствующие 50-му перцентилю. В таком случае принятые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять максимальное число людей.

Антропометрические признаки определяются с. учетом возрастных, половых, этнических (территориальных) и дру­гих факторов, так как существенно от них зависят. Для опре­деления размеров элементов и изделий для детей пользуются антропометрическими признаками, сгруппированными по ро­стовым группам.

При использовании числовых значений антропометриче­ских признаков, приведенных в приложении 4, необходимо иметь в виду, что они даны для обнаженного тела. Поправки на одежду и обувь приведены в приложении 6.

8.4. Факторы окружающей среды

Активность жизнедеятельности человека, его работоспо­собность и состояние здоровья во многом определяются фак­торами окружающей среды. В этом подразделе рассматрива­ются гигиенические факторы, которые определяют характеристики среды обитания, создающиеся под воздейст­вием климатических условий, функционирования орудий и


предметов труда и отдыха, технологических процессов на производстве или в быту, а также влияния строительно-отде­лочных материалов интерьеров.

Элементы гигиенических факторов можно сгруппировать в функциональные блоки. Основные из них следующие:

микроклимат (состояние воздушной среды); освещенность (естественная и искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); механические, колебания (шум, ультразвук, вибрация); излучения (электромагнитные, инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, радиационные); биологи­ческие агенты (микроорганизмы, макроорган иэмы) и др.

Большинство элементов оценивается количественно и нормируется. Их отрицательное влияние может корректиро­ваться при помощи различных мер и средств защиты.

На рис. 376 показаны зоны допустимых условий (комфорт­ные условия), которые приемлемы и мало влияют на работо­способность человека, а также невыносимая зона, при которой происходят существенные физиологические изменения орга­низма.

Подробнее рассмотрим вопросы освещения.

Более 80% информации об окружающей среде человек по­лучает визуально. Свет— возбудитель органа зрения, первич­ного чувствительного канала для получения этой информа­ции.

При проектировании среды обитания и особенно рабочих зон (мест) должна быть решена проблема освещения как есте­ственным (дневным), так и искусственным светом. Освеще­ние не только необходимо для выполнения процессов жизне­деятельности, но оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье вообще.

В эргономике обычно пользуются следующими фотомет­рическими понятиями:

• световой поток, измеряемый в люменах (лм);

• освещенность — мера количества света, падающего на поверхность от окружающей среды и локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен 1 лм/м2 освещае­мой поверхности; k

• яркость — фотометрическая величина, соответствую­щая психологическому ощущению светимости, определяется освещенностью умноженной на коэффициент отражения, ко­торый является отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку.


Основные цели организации освещения в помещениях:

• обеспечение оптимальных зрительных условий для раз­личных видов деятельности;

• содействие достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьера.

Освещение может быть общим, местным и комбинирован­ным, а также рассеянным, направленным, отраженным (рис.42).

Независимо от способа освещения уровень необходимой освещенности определяется следующими параметрами:

• точность зрительной работы — наивысшая, очень высо­кая, средняя и т. д.;

• наименьший размер объекта различения в мм — от 0,15 ДО 5;

• разряд зрительной работы от 1 -го до 9-го;

• контраст объекта различения с фоном — малый, сред­ний, большой;

• характеристика фона.— темный, средний, светлый. На рабочих местах освещение играет следующие роли:

• физиологическую (дает возможность человеку видеть, работать, творить);

• эксплуатационную (позволяет считывать, распознавать визуальную информацию всевозможного вида);





Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 142 | Нарушение авторских прав


© 2015-2017 lektsii.org.

Ген: 0.098 с.