Лекции.Орг
 

Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

Эпиктет о человеческой свободе



Если свобода есть благо, то человек свободный не может быть несчастным. Значит, если ты видишь, что человек несчастен, страдает, ноет, – знай, что это человек несвободный: он непременно кем-нибудь или чем-нибудь порабощен.

Если свобода есть благо, то свободный человек не может быть и подлецом. И потому, если ты увидишь, что человек унижается перед другими, льстит им, – знай, что человек этот также не свободен. Он раб, который добивается или обеда, или выгодной должности, или еще чего-нибудь. Кто добивается малых благ, тот немножко раболепствует; кто добивается великих благ, тот много раболепствует.

Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собою. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми.

Как бы ни был человек знатен и силен, но если он признает кого-нибудь своим господином, то он раб, хотя бы держал при себе целую толпу рабов.

Если хочешь узнать, свободен ли человек или нет, то вглядись в него хорошенько и прежде всего узнай, чего он хочет. Если он хочет чего-нибудь такого, чего он получить не может, – он тоже раб.

Если мы позволим себе желать того, что не вполне в нашей власти, то нашим хозяином будет всякий, кто может дать нам или отнять у нас желаемое нами. И их, таких хозяев, будет у нас очень много, потому что мы захотим много таких вещей, которые зависят от других людей. Через это люди сделаются нашими господами. Мы любим богатство, почести, доходные места, и потому те люди, которые могут доставить нам все это, делаются нашими господами. Мы боимся тюрьмы, ссылки, смерти, и потому те люди, которые могут причинить нам все это, также делаются нашими господами. <…>

Когда ты выучишься и привыкнешь отличать то, что твое, от того, что не твое; то, чего можно достигнуть, от того, чего нельзя достигнуть; когда поймешь, что для тебя важно только твое, а остальное – пустяки; когда будешь желать только того, что от тебя зависит, – тогда ничего не будет страшным для тебя. Никто не будет властным над тем, что твое собственное, а в нем только и заключается добро и зло. Никто не сможет отнять у тебя твое, никто тебе ни в чем не помешает. Как невозможно препятствовать делу Божьему, так точно невозможно будет остановить тебя в твоих добрых побуждениях.

Значит, есть возможность жить без всяких огорчений и волнений. Люди огорчаются только тогда, когда случается то, чего они боялись. Ты же ничего не бойся, никому не завидуй, живи спокойно, желай только того, что в твоей воле, что честно и что у тебя под рукой. А то, что тебе выпадает на долю по воле других, принимай как дар добрых людей и пользуйся им настолько, насколько необходимо для поддержания жизни, но не привязывайся к этому так сильно, как животные.

Эпиктет В чем наше благо? //Древнеримская философия. М., 1999. С. 657-660.

Вопросы к тексту.

1. Что во власти человека, чем он может распоряжаться беспрепятственно?

2. Почему стоицизм, представителем которого был Эпиктет, характеризуется как фатализм? Как это совместимо с учением Эпиктета о свободе?

 

Автор: Сартр Жан Поль (1905 – 1980) – французский философ и писатель, представитель экзистенциализма.

 





Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 126 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. XI. Обучение свободе
  2. Африка: колыбель человеческой эволюции
  3. Без которых струны человеческой души
  4. В борьбе с врагом не следует слагать оружия. О свободе. Истолкование сна. Еще о борьбе с духом хулы и сомнений. Духовник святителя
  5. Введение. Принимать решения приходится в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе и при проектировании
  6. Глава 24. Самым сильным из всех чувств Консуэло была теперь жажда свободы, потребность в свободе, столь естественные после долгих дней неволи
  7. Глава третья. О справедливости Божественной и человеческой
  8. Глоссарий. Аксиомы – это наиболее общие, очевидные и потому не доказываемые в конкретной области человеческой деятельности положения
  9. Жан Поль Сартр о свободе и ответственности человека
  10. Живущие на Земле люди принадлежат к разным космическим цивилизациям, Тот, кто обладает знанием истины, свободен и не творит зла
  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. История человеческой интеллектуальной деятельности включает при­нятие широких доминирующих взглядов
  12. Законодательство о выборах и законодательство о СМИ и свободе информации


© 2015-2017 lektsii.org.

Ген: 0.006 с.